Психология и педагогика социализации молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

В современной науке применяются два принципа возрастной периодизации индивидуального развития индивида: первый - основанный на биологических принципах, рассматривающий жизнь как последовательно сменяющиеся стадии формирования человека, и второй - опирающийся на социальные характеристики становления личности. Многие периодизации опираются именно на социальные характеристики по тем учреждениям где ребенок социализируется, например, ясельный сад, дошкольное, школьное детство и т.д. И.С.Кон пишет: « Возрастные свойства - это место личности и человека в социальной структуре», и таким образом, ставит акцент именно на процессе социализации личности.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность социализации: понятие, уровни, этапы, типы.
Глава 2. Учет общих закономерностей развития молодежи для анализа процесса социализации в семейно-брачных отношениях и в профессиональной деятельности.
2.1. Возрастная периодизация фаз развития человека.
2.2. Социально-психологические и физиологические особенности развития молодежи.
2.3. Специфика развития Я-концепции молодежи
2.4. Развитие мотивационной сферы молодежи, и как следствие семейно-брачные отношения в процессе социализации.
2.5. Социальное поведение в профессиональной деятельности в период молодости
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 79.68 Кб (Скачать)

     Взрослый, сложившийся человек, как правило, тяготеет к привычному, устойчивому, хорошо знакомому. Кроме того, взрослый человек, уже доказавший свой творческий потенциал, имеет объективно больше возможностей варьировать свое поведение, чем юноша-старшеклассник.

     Конкретные  личностные свойства творчески одаренных  юношей  во многом зависят от основной сферы деятельности человека. По мнению И. П. Павлова, научное творчество должно сочетаться с высокими общими показателями интеллекта, способностью к абстрактно-логическому  мышлению, что совсем не обязательно  для художников, у которых чаще всего преобладает образное мышление.

     Еще одной особенностью развития когнитивной  сферы концептуальной стадии социализации является то, что умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении определенных умений и изменении отдельных  свойств своего интеллекта, сколько  в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности, по определению Е. А. Климова, это «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности». Коган Н. считает, что в познавательных процессах индивидуальный стиль деятельности выступает как стиль мышления, то есть устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации.

     В курсовой работе было представлено интеллектуальное развитие юношеского периода. Теперь же будет рассмотрено умственное развитие в период ранней взрослости. Некоторые  авторы выделяют стадии или этапы  возрастной периодизации ранней взрослости, рассматривая развитие когнитивной  сферы в неразрывном единстве с развитием личности и её интеллектуальном развитии.

     Первая  стадия ранней взрослости - студенчество. Существует целый ряд исследований, который посвящен проблемам студенческого возраста, в том числе и проблема социализации молодежи в процессе студенчества.

 В  результате исследования изменений  процессов мышления были обнаружены  стадии последовательности изменений  мышления студентов. 

     Первая  стадия: студенты интерпретировали мир  и свой образовательный опыт дуалистическим образом, т.е. они стремились к знанию и искали истину. Мир мог быть только правильным и неправильным. Прилежно учиться - это была их собственная роль, а роль преподавателей – учить студентов.

     Вторая  стадия. Позже студенты столкнулись  с тем, что существуют различные  точки зрения при изучении учебных  дисциплин. Они старались привыкнуть к тому, что люди имеют на это  право, и поняли, что человек может  подойти к одному и тому же вопросу  с разных сторон. 

     Третья  стадия. Такой подход во взглядах студентов просуществовал недолго. В конечном итоге он уступил место потребности сформировать свое личное мнение. В конце концов студенты определялись и принимали на себя ответственность за выбор собственных ценностей, взглядов и своего образа жизни.

     Студенты  продвигались от начального дуализма к терпимости по отношению к множеству  соперничающих точек зрения и  затем к формированию самостоятельно выбранной позиции. По мнению автора данного исследования - У. Перри, эта последовательность изменений в мышлении студентов и представляет собой типичный образец интеллектуального развития, характерного для периода ранней взрослости.

Следовательно, интеллектуальное развитие в рассматриваемый  возрастной период происходит в тесной связи с формированием личности. При этом не только особенности личности влияют на характер ее интеллектуального  развития, но и закономерности развития интеллектуальной сферы влияют на процесс  формирования личности, поскольку они  обеспечивают выработку собственной  мировоззренческой позиции.

     Так же анализом типичных образцов мышления человека в период молодости занимался  Клаус Ригель, который выделял  понимание противоречий как важное достижение когнитивного развития. Он называл это диалектическим мышлением. К. Ригель считал, что если и есть 5-я стадия когнитивного развития, следующая за 4-й, заключительной стадией, описанной Пиаже, то это диалектическая стадия, на которой человек обдумывает противоположные мысли, синтезирует или интегрирует их. Причем в качестве особо важного аспекта диалектического мышления Ригель выделял интеграцию идеального и реального. Обычный мир, по его мнению, служит диалектической коррекцией искусственности абстрактного мышления, что позволяет человеку адекватно воспринимать окружающую его действительность и принимать адекватные решения. В этом, по мнению Ригеля, и заключается сильная сторона мышления после 20лет.

     Другой  исследователь-теоретик, Гизела Лэйбоуви-Виф  в качестве критерия когнитивной  зрелости взрослых предлагает считать  обязательность и ответственность. По ее мнению, ход когнитивного развития должен включать как развитие логики, описанное Пиаже, так и развитие саморегуляции на переходе от детства к зрелости. Исследователь считает, что подлинная когнитивная зрелость наступает значительно позже, когда взрослые люди становятся действительно автономными и обретают способность справляться с противоречиями и неопределенностями своего жизненного опыта.

     Не  все исследователи склонны рассматривать  особенности интеллектуального  развития человека в период ранней взрослости в качестве 5-й стадии когнитивного развития. К. Уорнер Шайи считает, что отличительным признаком  мышления  молодежи является гибкость. Шайи полагает, что в детстве, отрочестве и юности в мышлении человека складываются все сложные структуры, необходимые ему для понимания и объяснения мира. Мощные инструменты мышления на уровне формальных операций являются высшим достижением этого периода, который Шайи называет периодом приобретения.

     Приобретенные в детстве и юности интеллектуальные способности человек использует в ранней взрослости для того, чтобы  сделать карьеру и избрать  стиль жизни. Этот период был назван им периодом достижения.

Ананьев Б.Г. писал, что современная зарубежная психология характеризует генезис  интеллекта, то есть его возникновение  и становление, как ряд стадий развития, завершаемого образованием «логики взрослого». Жан Пиаже  в работе «Логика и психология»  выделял четыре основные стадии, занимающие период от рождения до зрелости:

сенсомоторный период (от 0 до 2 лет)

дооперационная  мысль (от 2 до 7 лет)

конкретные  операции (от 7 до 11 лет)

пропозициональные операции (от 11-12 до 14-15 лет), когда «у ребенка формируется логика взрослого».

     В соответствии с этой концепцией качественное преобразование интеллекта взрослого  и его механизмов вряд ли возможно, а высшие проявления интеллектуальной активности следует относить к моментам завершения процессов формирования личности.

      Оптимумы  этих функций были открыты в периоды  юности и ранней взрослости. В «студенческом» возрасте обнаружены наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные  сигналы, оптимумы абсолютной и разностной чувствительности анализаторов внешней  среды, наибольшая пластичность и переключаемость  в образовании сложных психомоторных  и других навыков.

      В годы юности и молодости отмечается наивысшая скорость оперативной  памяти и решения вербально-логических задач.

      Многие  психофизиологические оптимумы совпадают  с важнейшим этапом становления  человека как личности и активного  члена общества, впервые в своей  жизни формирующего собственную  среду развития. Юность и молодость  – это фазы жизни взрослого  человека. Таким образом, речь идет о распространении тех или  иных определений сдвигов развития на психологические характеристики взрослых.  

     Это очень важный период в когнитивном  развитии человека, достигшего 20 лет,  когда он применяет в жизни  свои способности думать, анализировать  и принимать решения, укладывающиеся в план его жизни. Люди, которые  успешно справляются с этим, приобретают  определенную степень личной независимости  и переходят к следующей фазе когнитивной зрелости — периоду социальных обязанностей. Для Шайи суть когнитивного развития в период взрослости заключается в гибком использовании интеллекта в разные периоды жизни человека.

     Развитие  психических функций человека носит  неравномерный характер. Так, развитие психофизиологических функций, определяющих особенности функционирования сенсорно-перцептивной сферы человека, продолжается на начальной  стадии периода ранней взрослости и  достигает своего оптимума к 25 годам. Развитие высших психических процессов, или интеллектуальных характеристик, продолжается на протяжении всего периода ранней взрослости. Причем если показатели невербального интеллекта достигают своего оптимума в 30-35 лет, то вербальный интеллект развивается еще после 40. Интеллектуальное развитие человека, достигшего 20 лет, проходит в тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. Причем с прекращением развития психофизиологических функций на рубеже 25 лет интеллектуальное развитие не прекращается, а длится еще многие годы.

     Развитие  когнитивной сферы человека имеет  индивидуально обусловленный характер: взрослый человек в состоянии  самостоятельно контролировать ход  своего интеллектуального развития и добиваться высот профессионального  мастерства и творчества. На этот процесс  оказывают влияние многие факторы, в частности степень психологической  социализации человека, уровень его  образованности и род профессиональной деятельности, которая будет рассмотрена  ниже. 
 

       2.3. Особенности Я-концепции  молодежи.

     Особенности Я-концепции у молодежи заключаются  в том что, этот процесс контролируется, с 20 лет, принятыми личностью социальными  ценностями и понятиями. Я-концепция  формируется в связи с самоактуализацией  личности, стремление к актуализации — мотивирующий стимул развития Я-концепции. Собственный организмический оценочный процесс — непрерывное рассмотрение опыта и размещение в рамках этого опыта ценностей в определенном порядке в соответствии с их способностью удовлетворять потребности, связанные с тенденцией актуализации. По мере взросления оценочные процессы все в большей степени помогают личности достичь такого уровня самоактуализации, который позволяет осознавать и ощущать внутренние переживания. Я-образ молодежи - это совокупность образов (чувственных - ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим. Я-концепция молодежи включает в себя, то, что связано с определенными стремлениями в самоактуализации. Таким образом, возникает конфликт взаимообусловленности.  «Конфликт между стремлениями к актуализации и Я-концепцией, которая является подсистемой стремления актуализации, препятствует правильному восприятию как внутреннего, так и внешнего опыта» (Нельсон-Джо-унс Р., 2000, с. 30).

     Личностный  опыт не всегда согласуется с Я-концепцией. Это рассогласование воспринимается как угроза Я-концепции. В зависимости  от степени угрозы, которую несет  собой опыт, человек может защищать свою Я-концепцию, отвергая опыт или  искажая его восприятие. Люди, в  особенности молодежь, психологически благополучны в той степени, в  какой их представления о себе позволяют им воспринимать важный для  них опыт. Эту возможность обеспечивает константное ядро Я-концепции, которое должно включать в себя, в период от 20 лет: открытость для опыта, рациональность, личную ответственность, чувство собственного достоинства, способность к установлению и поддержанию хороших личных отношений и ведению этичного образа жизни. «Оболочка» Я-концепции взрослого включает в себя многофакторный Я-образ, а также изменяющиеся положительные и отрицательные самооценки.

Различие  между Я-образом и Я-концепцией увеличивается с взрослением  и состоит в том, что Я-концепция  молодого человека не всегда соответствует  его собственному Я-образу.

     Актуальный  жизненный опыт взрослого человека меняет Я-концепцию, преобразуя ее в  связи с новым возрастно-психологическим контекстом. Социальная взрослость характеризуется степенью успешности в освоении и исполнении социальных ролей. Соответственно, более актуальными становятся частные Я-концепции, определяемые содержанием роли: сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала, руководителя — подчиненного и т. д.

     Так как у молодежи происходит активное социальное функционирование, увеличивается  влияние на Я-концепцию различных  условий ценности. Условия ценности - то, что определяет неконгруэнтную Я-концепцию, в то время как конгруэнтная Я-концепция базируется на собственном организмическом оценочном процессе. Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков (Психологический словарь, 1983, с. 332).

       «Ядро» Я-концепции содержит безусловные личностные ценности. Однако даже успешно развивающаяся личность «принимает» некоторые условия ценности, другие же, менее успешные люди отличаются большим количеством условий ценности.

Например, для таких людей характерны следующие  условия ценности:

«Достижение цели очень важно, я окажусь неполноценной  личностью, если не достигну поставленной цели».

Информация о работе Психология и педагогика социализации молодежи