Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:47, курсовая работа
В современной науке применяются два принципа возрастной периодизации индивидуального развития индивида: первый - основанный на биологических принципах, рассматривающий жизнь как последовательно сменяющиеся стадии формирования человека, и второй - опирающийся на социальные характеристики становления личности. Многие периодизации опираются именно на социальные характеристики по тем учреждениям где ребенок социализируется, например, ясельный сад, дошкольное, школьное детство и т.д. И.С.Кон пишет: « Возрастные свойства - это место личности и человека в социальной структуре», и таким образом, ставит акцент именно на процессе социализации личности.
Введение
Глава 1. Сущность социализации: понятие, уровни, этапы, типы.
Глава 2. Учет общих закономерностей развития молодежи для анализа процесса социализации в семейно-брачных отношениях и в профессиональной деятельности.
2.1. Возрастная периодизация фаз развития человека.
2.2. Социально-психологические и физиологические особенности развития молодежи.
2.3. Специфика развития Я-концепции молодежи
2.4. Развитие мотивационной сферы молодежи, и как следствие семейно-брачные отношения в процессе социализации.
2.5. Социальное поведение в профессиональной деятельности в период молодости
Заключение
Список литературы
На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки.
На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства - семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка "образа-Я" (Берне, 1986). Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Наряду с возрастной и педагогической психологией социальная психология проявляет естественно большой интерес к этому объекту исследования. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует его вхождению в гражданскую жизнь. (Бронфенбреннер, 1976). Для социального психолога особенно важен акцент в исследованиях на проблемы старших возрастов, на тот период жизни школьника, который связан с юностью. В теоретическом плане активность личности может быть определена самым различным образом, в экспериментальном исследовании она изучается часто через анализ способов принятия решения. Юность с этой точки зрения — хорошая естественная лаборатория для социального психолога: это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз. Пока исследований высших учебных заведений в данном контексте нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук.
Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив.
Таким
же спорным, как сам вопрос о существовании
послетрудовой стадии социализации,
является вопрос о ее институтах. Можно,
конечно, назвать на основе житейских
наблюдений в качестве таких институтов
различные общественные организации,
членами которых по преимуществу
являются пенсионеры, но это не есть
разработка проблемы. Если для пожилых
возрастов закономерно
Глава 2. Общие закономерности развития молодежи
2.1.Возрастная периодизация фаз развития взрослого человека.
Изначально, следует отметить, возрастную периодизацию фаз развития молодежи. Согласно международной классификации возрастов, молодёжь попадает в стадию ранней взрослости (от 20 до 40 лет). Накопление научных данных об отдельных фазах жизни взрослых способствовало построению различных сравнительных характеристик этих фаз и выявлению некоторых общих принципов периодизации жизненного цикла человека, с помощью которых зрелостные изменения отграничивались от юности, с одной стороны, и старости – с другой (Б.Г. Ананьев. «Некоторые проблемы психологии взрослых»). Некоторые отечественные антропологи начало зрелости называют юностью. По мнению В.В. Гинзбурга, этот период у мужчин охватывает время от 16-18 до 22-24 лет, у женщин- от 15-16 до 18-20 лет. В.В. Бунак считает, что ранняя юность ограничена 17-20 годами, а поздняя юность охватывает период от 20 до 25 лет.
Расходятся так же мнения зарубежных ученых: Д.Б. Бромлей называет ранней взрослостью период от 21 до 25 лет, Д.Бирлен объединяет юность и раннюю взрослость – от 17 до 25 лет. Разнообразна и картина метрических определений отдельных фаз взрослости и возрастных границ между её отдельными состояниями. Нижняя граница взрослости по Биррену -17 лет, по Д.Б. Бромлею – 21 год, по международной классификации: 20 лет – для женщин, 21 год – для мужчин. Верхняя граница зрелости и начало старости варьируются ещё в большем диапазоне: от 55 лет (В.В. Бунак, В.В. Гинзбург, Д.Б. Бромлей, Д. Векслер), 60 лет (Г. Гримм) до 75 лет (Д. Биррен).
Наряду с включением юности в ряд взрослых периодов выделяется большая группа возрастных зон, объединенных процессом социализации и становления системы социальных ролей - «молодежь», в которую включаются люди в возрастных пределах от 14 до 30 или 35 лет (Лисовский В.Т., 1971).Все возрастные периоды в пределах зрелости округляются и измеряются 15-25 годами каждый, за исключением ранней взрослости, длящейся по Д.Б. Бромлею - от 21 до 25 лет, по Д.Биррену – от 17 до 25 лет. По данным пяти стадий социализации, в стадию молодости входят три периода: раннее юношество, юношество и молодость (от 23 до 30 лет).
2.2. Общие закономерности развития молодежи.
К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с переработкой информации и восприятием. Восприятие индивидом социальной информации на уровне ощущения, восприятия, представления, памяти, воображения, мышления и речи. Исследователи, которые занимаются проблемами самопознания и развития, рассматривают молодость как время роста и непрерывного изменения. Развитие человека в период взрослости зависит от разрешения проблем предшествующих периодов, т.е. юношества и подросткового периода— обретения доверия и автономии, инициативы и трудолюбия (Крайг Г., 2000).
В
современной психологической
Развитие психических познавательных процессов в период юности, достигает такого уровня, что школьники оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека. Развитие средств познания в период юности очень часто опережает собственно личностное развитие детей. В юношеском возрасте отмечается прогрессирующее развитие теоретического мышления. Юноши мыслят логически и могут заниматься теоретическими рассуждениями.
Теоретическое мышление - это один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. В юношеском возрасте происходит развитие абстрактно-логического мышления. Все чаще старшие школьники начинают вести споры об отвлеченных предметах. На уроках они часто пытаются вызвать учителя на разговор о философских проблемах, не имеющих ничего общего с темой занятия. Для многих абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности, поскольку нет никаких ограничений, кроме логических.
При достижении возраста ранней взрослости мышление отличается более гибкими переходами во взаимосвязях образных, логических и действенных компонентов. Л. С. Выготский отмечал, что внутри единого мыслительного акта взрослого человека постоянно происходят переходы от образного мышления к логическому и обратно. Образное мышление - вид мыслительного процесса, в котором используются образы, а логическое мышление - это вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия.
Таким образом, одной из основных характеристик мышления людей, после периода юности, является комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления. В отличии от юношества в период ранней взрослости результаты теоретического мышления проверяются практикой, под влиянием которой происходит обогащение теоретического мышления. Характеризуя особенности развития мышления у людей от 20 лет, Б. Г. Ананьев пишет: «Справедливо подчеркивая ведущую роль теоретического мышления и языка по отношению к обобщению данных чувственного отражения, исследователи нередко изображают процесс умственного развития как смену чувственного познания логическим. Взрослый человек выступает в такой трактовке не как ощущающий и мыслящий, а только как мыслящий субъект, у которого сохранились лишь следы прошлых ощущений в его памяти». Таким образом, мышление молодежи - это сплав наглядно-образного и логического мышления.
Развития внимания, т.е. направленности и сосредоточенности психической деятельности на чем-либо определенном, объем внимания и его способность длительно сохранять интенсивность с возрастом увеличиваются и при достижении юношеского возраста находятся на весьма высокой ступени развития. Вместе с тем внимание молодежи становится более избирательным, существенно зависящим от направленности их интересов. Поэтому юноши часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. Д. Хэмилтон считает, что «невоспитанность» внимания, неумение сосредоточиваться, переключаться и отвлекаться от каких-то стимулов и раздражителей является одной из главных причин плохой успеваемости и некоторых других проблем ранней юности (Хэмилтон Д., 1983).
При достижении человеком возраста ранней взрослости, т.е. 20 лет происходят качественные изменения в развитии не только мышления, но и внимания. Из результатов экспериментального исследования, проведенного Л. Н. Фоменко, следует, что различные свойства внимания у молодежи проявляются неравномерно. Наибольшим возрастным изменениям подвергаются объем, переключаемость и избирательность внимания. По мнению Фоменко, устойчивость и концентрация внимания существенно не изменяются. Величины уровневых показателей развития объема, переключения и избирательности внимания у взрослых нарастают постепенно в пределах возраста от 18 до 33 лет. Наиболее высокие показатели уровня развития объема, переключения и избирательности приходятся на возраст 27—33 года. На развитие внимания в первую очередь оказывают влияние те виды деятельности, которыми занимается человек. Было установлено, что активная умственная деятельность человека при усвоении знаний или при выполнении профессиональной деятельности играет существенную роль в развитии внимания.
С 16 лет происходит усиление индивидуальных различий между юношами. Весьма значительная часть индивидуумов, достигших этого возраста, характеризуется отсутствием интереса к познавательной деятельности, при этом существует другая часть ребят, которые проявляют подлинный интерес к учебе и творчеству. Развитие интеллекта на данном этапе тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. В настоящее время интеллектуальным важнейшим компонентом творчества принято считать преобладание дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Конвергентное же мышление ориентируется на однозначное решение и снимает проблему как таковую. Но творческий потенциал личности не сводится к качеству ее интеллекта. Экспериментальные исследования отечественных психологов Д. Б. Богоявленской (1976), В. А. Петровского (1975) и др. свидетельствуют, что в отличии от целесообразной деятельности, творчество имеет целеполагающий характер. Интеллектуальное творчество является частным случаем более общего свойства активности субъекта. Это свойство проявляется в любой деятельности – в социальной активности, в способности вырабатывать моральное решение.
Американские психологи М. Парлоф, Л. Датта и др. (1968) сравнивали личностные свойства нескольких возрастных групп творческих людей - взрослых и юношей - друг с другом и с менее творческими людьми. Оказалось, что более творческие люди, независимо от возраста и направленности интересов, отличались от остальных развитым чувством индивидуальности, наличием спонтанных реакций, стремлением опираться на собственные силы, эмоциональной подвижностью, желанием работать самостоятельно и одновременно с этим уверенностью в себе, уравновешенностью и напористостью. Причем возрастных различий по этим качествам ученые не нашли. Однако были обнаружены существенные различия в другом наборе качеств, который условно может быть назван «дисциплинированной эффективностью». В этот набор вошли такие качества, как самоконтроль, потребность в достижении и чувство благополучия. Анализ сопоставления этих качеств между возрастными группами показал, что творческие взрослые имеют по этой группе более низкие, а творческие юноши - более высокие показатели, чем их менее продуктивные сверстники. Возрастные различия, выявленные американскими учеными М. Парлоф, Л. Датта и др. (1968), скорее всего, обусловлены тем, что творчество предполагает наличие у человека развитого самоконтроля, организованности, умения себя дисциплинировать, а также умение освободиться из-под влияния обыденных представлений и запретов, способность искать новые ассоциации и новые подходы к решению возникших проблем. Поэтому положение юноши и взрослого, как считает С. Кон, различно. Юность психологически более подвижна и склонна к увлечениям. В то же время, чтобы стать творчески продуктивным, юноша нуждается в большей интеллектуальной дисциплине и собранности, отличаясь этим от своих импульсивных сверстников.
Информация о работе Психология и педагогика социализации молодежи