Психология и педагогика социализации молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

В современной науке применяются два принципа возрастной периодизации индивидуального развития индивида: первый - основанный на биологических принципах, рассматривающий жизнь как последовательно сменяющиеся стадии формирования человека, и второй - опирающийся на социальные характеристики становления личности. Многие периодизации опираются именно на социальные характеристики по тем учреждениям где ребенок социализируется, например, ясельный сад, дошкольное, школьное детство и т.д. И.С.Кон пишет: « Возрастные свойства - это место личности и человека в социальной структуре», и таким образом, ставит акцент именно на процессе социализации личности.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность социализации: понятие, уровни, этапы, типы.
Глава 2. Учет общих закономерностей развития молодежи для анализа процесса социализации в семейно-брачных отношениях и в профессиональной деятельности.
2.1. Возрастная периодизация фаз развития человека.
2.2. Социально-психологические и физиологические особенности развития молодежи.
2.3. Специфика развития Я-концепции молодежи
2.4. Развитие мотивационной сферы молодежи, и как следствие семейно-брачные отношения в процессе социализации.
2.5. Социальное поведение в профессиональной деятельности в период молодости
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 79.68 Кб (Скачать)

     На  всех стадиях социализации воздействие  общества на личность осуществляется или непосредственно, или через  группу, но сам набор средств воздействия  можно свести вслед за Ж. Пиаже  к следующему: это нормы, ценности и знаки.

     На  дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства - семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка "образа-Я" (Берне, 1986). Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Наряду с возрастной и педагогической психологией социальная психология проявляет естественно большой интерес к этому объекту исследования. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует его вхождению в гражданскую жизнь. (Бронфенбреннер, 1976). Для социального психолога особенно важен акцент в исследованиях на проблемы старших возрастов, на тот период жизни школьника, который связан с юностью. В теоретическом плане активность личности может быть определена самым различным образом, в экспериментальном исследовании она изучается часто через анализ способов принятия решения. Юность с этой точки зрения — хорошая естественная лаборатория для социального психолога: это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз. Пока исследований высших учебных заведений в данном контексте нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив.

     Таким же спорным, как сам вопрос о существовании  послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских  наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых  возрастов закономерно признание  понятия социализации, то предстоит  исследовать вопрос и об институтах этой стадии.  
 

Глава 2. Общие закономерности развития молодежи

2.1.Возрастная периодизация фаз развития взрослого человека.

     Изначально, следует отметить, возрастную периодизацию фаз развития молодежи. Согласно международной  классификации возрастов, молодёжь попадает в стадию ранней взрослости (от 20 до 40 лет). Накопление научных данных об отдельных фазах жизни взрослых способствовало построению различных сравнительных характеристик этих фаз и выявлению некоторых общих принципов периодизации жизненного цикла человека, с помощью которых зрелостные изменения отграничивались от юности, с одной стороны, и старости – с другой (Б.Г. Ананьев. «Некоторые проблемы психологии взрослых»). Некоторые отечественные антропологи начало зрелости называют юностью. По мнению В.В. Гинзбурга, этот период у мужчин охватывает время от 16-18 до 22-24 лет, у женщин- от 15-16 до 18-20 лет. В.В. Бунак считает, что ранняя юность ограничена 17-20 годами, а поздняя юность охватывает период от 20 до 25 лет.

     Расходятся  так же мнения зарубежных ученых: Д.Б. Бромлей называет ранней взрослостью  период от 21 до 25 лет, Д.Бирлен объединяет юность и раннюю взрослость – от 17 до 25 лет. Разнообразна и картина метрических определений отдельных фаз взрослости и возрастных границ между её отдельными состояниями. Нижняя граница взрослости по Биррену -17 лет, по Д.Б. Бромлею – 21 год, по международной классификации: 20 лет – для женщин, 21 год – для мужчин. Верхняя граница зрелости и начало старости варьируются ещё в большем диапазоне: от 55 лет (В.В. Бунак, В.В. Гинзбург, Д.Б. Бромлей, Д. Векслер), 60 лет (Г. Гримм) до 75 лет (Д. Биррен).

     Наряду  с включением юности в ряд взрослых периодов выделяется большая группа возрастных зон, объединенных процессом  социализации и становления системы  социальных ролей - «молодежь», в которую  включаются люди в возрастных пределах от 14 до 30 или 35 лет (Лисовский В.Т., 1971).Все возрастные периоды в пределах зрелости округляются и измеряются 15-25 годами каждый, за исключением ранней взрослости, длящейся по Д.Б. Бромлею - от 21 до 25 лет, по Д.Биррену – от 17 до 25 лет. По данным пяти стадий социализации, в стадию молодости входят три периода: раннее юношество, юношество и молодость (от 23 до 30 лет).

2.2. Общие закономерности развития молодежи.

     К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с переработкой информации и восприятием. Восприятие индивидом социальной информации на уровне ощущения, восприятия, представления, памяти, воображения, мышления и речи. Исследователи, которые занимаются проблемами самопознания и развития, рассматривают молодость как время роста и непрерывного изменения. Развитие человека в период взрослости зависит от разрешения проблем предшествующих периодов, т.е. юношества и подросткового периода— обретения доверия и автономии, инициативы и трудолюбия (Крайг Г., 2000).

     В современной психологической литературе встречаются противоположные точки зрения на развитие когнитивной сферы индивида в период молодости. В связи с тем, что в стадию социализации входит раннее юношество, юношество и молодость, далее будут представлены данные о психических познавательных процессах, начиная с юношеского возраста и заканчивая ранней взрослостью включительно.

     Развитие  психических познавательных процессов  в период юности, достигает такого уровня, что школьники оказываются  практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого  человека. Развитие средств познания в период юности очень часто опережает  собственно личностное развитие детей. В юношеском возрасте отмечается прогрессирующее развитие теоретического мышления. Юноши мыслят логически и  могут заниматься теоретическими рассуждениями.

     Теоретическое мышление - это один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. В юношеском возрасте происходит развитие абстрактно-логического мышления. Все чаще старшие школьники начинают вести споры об отвлеченных предметах. На уроках они часто пытаются вызвать учителя на разговор о философских проблемах, не имеющих ничего общего с темой занятия.  Для многих абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности, поскольку нет никаких ограничений, кроме логических.

     При достижении возраста ранней взрослости мышление отличается более гибкими переходами во взаимосвязях образных, логических и действенных компонентов. Л. С. Выготский отмечал, что внутри единого мыслительного акта взрослого человека постоянно происходят переходы от образного мышления к логическому и обратно. Образное мышление - вид мыслительного процесса, в котором используются образы, а логическое мышление - это вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия.

     Таким образом, одной из основных характеристик  мышления людей, после периода юности, является комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления. В отличии  от юношества в период ранней взрослости результаты теоретического мышления проверяются практикой, под влиянием которой происходит обогащение теоретического мышления. Характеризуя особенности развития мышления у людей от 20 лет, Б. Г. Ананьев пишет: «Справедливо подчеркивая ведущую роль теоретического мышления и языка по отношению к обобщению данных чувственного отражения, исследователи нередко изображают процесс умственного развития как смену чувственного познания логическим. Взрослый человек выступает в такой трактовке не как ощущающий и мыслящий, а только как мыслящий субъект, у которого сохранились лишь следы прошлых ощущений в его памяти». Таким образом, мышление молодежи - это сплав наглядно-образного и логического мышления.

     Развития  внимания, т.е. направленности и сосредоточенности психической деятельности на чем-либо определенном, объем внимания и его способность длительно сохранять интенсивность с возрастом увеличиваются и при достижении юношеского возраста находятся на весьма высокой ступени развития. Вместе с тем внимание молодежи становится более избирательным, существенно зависящим от направленности их интересов. Поэтому юноши часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. Д. Хэмилтон считает, что «невоспитанность» внимания, неумение сосредоточиваться, переключаться и отвлекаться от каких-то стимулов и раздражителей является одной из главных причин плохой успеваемости и некоторых других проблем ранней юности (Хэмилтон Д., 1983).

     При достижении человеком возраста ранней взрослости, т.е. 20 лет происходят качественные изменения в развитии не только мышления, но и внимания. Из результатов экспериментального исследования, проведенного Л. Н. Фоменко, следует, что различные свойства внимания у молодежи проявляются  неравномерно. Наибольшим возрастным изменениям подвергаются объем, переключаемость и избирательность внимания. По мнению Фоменко, устойчивость и концентрация внимания существенно не изменяются. Величины уровневых показателей развития объема, переключения и избирательности внимания у взрослых нарастают постепенно в пределах возраста от 18 до 33 лет. Наиболее высокие показатели уровня развития объема, переключения и избирательности приходятся на возраст 27—33 года. На развитие внимания в первую очередь оказывают влияние те виды деятельности, которыми занимается человек. Было установлено, что активная умственная деятельность человека при усвоении знаний или при выполнении профессиональной деятельности играет существенную роль в развитии внимания.

     С 16 лет происходит усиление индивидуальных различий между юношами. Весьма значительная часть индивидуумов, достигших этого  возраста, характеризуется отсутствием  интереса к познавательной деятельности, при этом существует другая часть  ребят, которые проявляют подлинный  интерес к учебе и творчеству. Развитие интеллекта на данном этапе  тесно связано с развитием  творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. В настоящее время  интеллектуальным важнейшим компонентом  творчества принято считать преобладание дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Конвергентное же мышление ориентируется на однозначное решение и снимает проблему как таковую. Но творческий потенциал личности не сводится к качеству ее интеллекта. Экспериментальные исследования отечественных психологов Д. Б. Богоявленской (1976), В. А. Петровского (1975) и др. свидетельствуют, что в отличии от целесообразной деятельности, творчество имеет целеполагающий характер. Интеллектуальное творчество является частным случаем более общего свойства активности субъекта. Это свойство проявляется в любой деятельности – в социальной активности, в способности вырабатывать моральное решение.

     Американские  психологи М. Парлоф, Л. Датта и  др. (1968) сравнивали личностные свойства нескольких возрастных групп творческих людей - взрослых и юношей - друг с другом и с менее творческими людьми. Оказалось, что более творческие люди, независимо от возраста и направленности интересов, отличались от остальных развитым чувством индивидуальности, наличием спонтанных реакций, стремлением опираться на собственные силы, эмоциональной подвижностью, желанием работать самостоятельно и одновременно с этим уверенностью в себе, уравновешенностью и напористостью. Причем возрастных различий по этим качествам ученые не нашли. Однако были обнаружены существенные различия в другом наборе качеств, который условно может быть назван «дисциплинированной эффективностью». В этот набор вошли такие качества, как самоконтроль, потребность в достижении и чувство благополучия. Анализ сопоставления этих качеств между возрастными группами показал, что творческие взрослые имеют по этой группе более низкие, а творческие юноши - более высокие показатели, чем их менее продуктивные сверстники. Возрастные различия, выявленные американскими учеными М. Парлоф, Л. Датта и др. (1968), скорее всего, обусловлены тем, что творчество предполагает наличие у человека развитого самоконтроля, организованности, умения себя дисциплинировать, а также умение освободиться из-под влияния обыденных представлений и запретов, способность искать новые ассоциации и новые подходы к решению возникших проблем. Поэтому положение юноши и взрослого, как считает С. Кон, различно. Юность психологически более подвижна и склонна к увлечениям. В то же время, чтобы стать творчески продуктивным, юноша нуждается в большей интеллектуальной дисциплине и собранности, отличаясь этим от своих импульсивных сверстников.

Информация о работе Психология и педагогика социализации молодежи