Психология и педагогика социализации молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

В современной науке применяются два принципа возрастной периодизации индивидуального развития индивида: первый - основанный на биологических принципах, рассматривающий жизнь как последовательно сменяющиеся стадии формирования человека, и второй - опирающийся на социальные характеристики становления личности. Многие периодизации опираются именно на социальные характеристики по тем учреждениям где ребенок социализируется, например, ясельный сад, дошкольное, школьное детство и т.д. И.С.Кон пишет: « Возрастные свойства - это место личности и человека в социальной структуре», и таким образом, ставит акцент именно на процессе социализации личности.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность социализации: понятие, уровни, этапы, типы.
Глава 2. Учет общих закономерностей развития молодежи для анализа процесса социализации в семейно-брачных отношениях и в профессиональной деятельности.
2.1. Возрастная периодизация фаз развития человека.
2.2. Социально-психологические и физиологические особенности развития молодежи.
2.3. Специфика развития Я-концепции молодежи
2.4. Развитие мотивационной сферы молодежи, и как следствие семейно-брачные отношения в процессе социализации.
2.5. Социальное поведение в профессиональной деятельности в период молодости
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 79.68 Кб (Скачать)

«Делать деньги очень важно; если у меня это  не получается, значит, я - неудачник».

«Для  взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекательным  для окружающих, в ином случае его  считают социально незрелым».

«На благополучие близких влияют наши поступки, поэтому  надо сделать все, чтобы это влияние  было приемлемым».

     Принятие  личностью условий ценностей  определяет содержание самооценки. Многие молодые люди основывают свою самооценку на общих, не индивидуализированных условиях ценности, не принимая во внимание изменения их ситуационного смысла. Нередко это приводит к понижению их самоуважения и к искаженному восприятию Я-образа.

Я-концепция  молодого человека от 20 лет продолжает развиваться под воздействием различных  внешних и внутренних стимулов. Особенно важны для него контакты со значимыми  другими, которые на этапе ранней взрослости продолжают оказывать влияние  и во многом определять представление  индивида о самом себе. Однако Я-концепция  взрослого человека, являясь активным элементом его личности, сама становится важным фактором в интерпретации опыта.

     Можно сказать, что функционально Я-концепция  выполняет две роли: способствует достижению внутренней согласованности  личности и определяет интерпретацию  опыта и является источником ожиданий.

     На  этапе ранней взрослости молодежь выбирает цели и средства их достижения, связанные  с различными компонентами своего «Я», и оценивает успешность своих  действий в соответствии с Я-концепцией. Самооценка личности зависит от того, кем ей хотелось бы стать, какое место  занять в этом мире, какими методами реализовать свои устремления,—  это является критерием в самооценке собственных успехов или неудач. На самооценку влияет уровень достижения личности: она повышается, если притязания личности реализуются, и понижается, если цели не удается достигнуть.

     В случаях неудачи личность имеет  несколько возможностей поддержания  константности Я-концепции:

  • каким-то образом объяснить свой неуспех, используя рационализацию;
  • отрицать неуспех;
  • снизить уровень своих притязаний;
  • заняться другой деятельностью, в которой возможна большая успешность.

   Я-концепция  индивидуализирует самооценку. То, что для одного является безусловным  успехом, другой воспринимает как неудачу.

С возрастом  самооценка становится все более  дифференцированной. Взрослый человек  может очень высоко оценивать  одни свои качества, например свой интеллектуальный уровень, и очень низко другие — например, уровень межличностных  взаимодействий.

2.4. Специфика развития мотивационной сферы молодежи.

     Период  молодости, как и вся взрослая жизнь человека в целом, характеризуется изменением его мотивационной сферы жизни. Изменения мотивов поведения человека лишь в незначительной степени обусловлены специфическими возрастными изменениями, происходящими в организме. Прежде всего, они определяются личными, социальными и культурными событиями и факторами: решаются конфликты юношеского периода, происходит поиск своего места, связывание себя обязательствами, предполагающими стабильное предсказуемое будущее.

     Молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди  которых наиболее важными являются брак, рождение детей, выбор профессионального пути. Данные события носят характер нормативных, так как их наступление ожидается и чаще всего происходит в определенное время у большинства людей. Именно эти события требуют принятия особенных решений, в русле которых поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды, формируются новые мотивы поведения.

     Помимо  нормативных событий этого периода, мотивационная система человека может существенно корректироваться вследствие ненормативных событий. Это связано с еще не устоявшейся системой ценностей и эмоциональной чувствительностью в период молодости.

Период  взрослости можно по-другому назвать  периодом начинаний (Левинсон, 1978). Действительно, во всех областях взрослой жизни, будь то личная жизнь или профессиональная, молодой человек стоит в самом  начале пути. Это начало, безусловно, связано с определенными планами  и надеждами, большинство которых  сложилось еще в юношеский  период. Однако эти надежды по своей  сути являются мечтами, которые необходимо осуществить, чтобы достигнуть желаемого. Поэтому одной из наиболее важных задач молодой личности является необходимость увязать мечту  и реальность, желаемое и действительное. Мечта - это положительно окрашенная долговременная мотивационная установка, направленная в будущее, которая присуща практически всем людям.

     Строя планы на будущее, большинство молодежи не отдают себе отчет в том, что  реальное будущее - это не будущее вообще, а будущее определенным образом построенного настоящего. Мечта лишена непосредственного побуждения. В связи с этим очень часто мечты о взрослых достижениях слабо связаны с реальностью. Мечтой может быть конкретная цель. Постановка перед собой перспективных целей, настойчивость в поиске путей решения намеченных задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл - все эти стремления в ранней взрослости не развиты полностью, а находятся в стадии становления.

  Цели, которые ставят перед собой молодые люди, часто бывают либо нереальными, либо фиктивными - их соотнесенность с реальностью трудно, а иногда и невозможно проверить или подтвердить. Часто они определяются непомерным уровнем притязаний или тем жизненным сценарием, который определили родители.

     В возрасте 22—28 лет молодые взрослые исходят из ложной посылки, которая  отражает несовершенство и зависимость  от родителей формирующейся системы  ценностей, взглядов и убеждений: «Успеха  можно достичь, если идти по пути родителей  и проявить при этом силу воли и  упорство. Но если я потерплю крах, окажусь  в тупике, устану или просто не справлюсь, они вмешаются и укажут мне  правильный путь». Чтобы побороть это  представление, молодой мужчина  или женщина должны полностью  взять на себя ответственность за свою жизнь, отказавшись от ожидания постоянной помощи со стороны родителей. Это подразумевает нечто большее, чем освободиться от власти родителей. При реализации собственной мечты  от молодых людей требуется активное позитивное строительство взрослой жизни - самостоятельный выбор жизненной стратегии с учетом окружающей реальности и своих возможностей.

     Общий принцип, как для молодых мужчин, так и для молодых женщин - необходимость выбора собственной жизненной стратегии. Он не зависит от того, что их мечты существенно отличаются друг от друга. Так, Левинсон в своих исследованиях указывает на то, что для женщин свойственна раздробленность в мечтах, в то время как мечты мужчин носят однородный характер и связаны с достижениями на работе. Женщины мечтают о замужестве и карьере, при этом больший вес придается именно браку. Только около 18% женщин связывают свои мечты исключительно с успехами на работе. В то же время всего чуть более 15% ограничивают свои планы на будущее традиционными ролями жены, матери, помощницы. Однако даже те женщины, которые мечтают и о карьере и о браке одновременно, учитывают интересы мужей, органичивая свои мечты, касающиеся личных достижений на работе.

     Психологические исследования показывают, что при  принятии решений мужчинам свойственно  опираться на мотиватор «потребность», а женщинам - «долженствование» (Ермолин А. В., 1996).

     Большая социальная адаптированность девушек  приводит к тому, что они оказываются  раньше юношей подготовленными к  семейной жизни с ее ограничениями  и обязанностями, умением соотносить свои желания с потребностями  другого человека, с необходимостью строить интимные отношения не только в сексуальном плане, но и в  социальном.

     По  мнению Эриксона, готовность человека к семейной жизни проявляется  именно с того момента, когда он осознает, что готов к особенным интимным чувствам, которые подразумевают соединение двух людей без опасения некой потери в себе (Хьелл Л., ЗиглерД., 1997).

Процесс образования семейной пары - обычное явление в период ранней взрослости. Большая часть молодежи в планах готова к этому, однако сроки их реализации могут быть самыми различными. Образовавшаяся собственная здоровая семья продолжает обеспечивать особую потребность каждого человека, которую Э. Фромм назвал потребностью в установлении связей.

     Устанавливая  особые интимные отношения, человек  получает возможность о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие, нести  ответственность за кого-то, создает  условия собственной безопасности и защищенности. При этом, как показывают исследования, мотивы создания союза у молодых людей бывают совершенно различными.

     По  мнению некоторых исследователей, в  большом числе случаев любовь оказывается фактором, препятствующим сохранению союза. В нетерпении любви  мы ищем не супруга, а любимого, забывая  о том, что жить нам придется не с одним этим прекрасным чувством, а с ее предметом и носителем  - вполне конкретным человеком, обладающим уникальным психическим миром, образом своего «Я», темпераментом, характером и личностными особенностями, отчего слияние двух «Я» не всегда приводит к появлению одного «Мы». Под романтическим покровом любви мы очень часто забываем тот элементарный факт, что, сколь бы супруги ни любили друг друга, в своей семье они будут просто обязаны выполнять обычные для каждой супружеской пары функции. Кроме того, многие, особенно молодые женщины, вступают в брак с целью обрести собственную идентичность в другом человеке. Результатом такого «эксперимента», зачастую ведущим к распаду семьи, оказывается либо разочарование, либо формирование патологической зависимости.

     Мотивационной установкой в пользу выбора одинокого  образа жизни часто оказывается  желание избежать множества проблем, которые может нести неудачное супружество. Оставаясь одиноким, молодой человек не ограничивает собственной свободы, не испытывает ощущений скуки, досады, раздражения, сексуальной неудовлетворенности и одиночества от общения с «надоевшим» человеком. В то же время такое отношение к жизни нередко приводит к тому, что человек оказывается поглощенным только самим собой. Реализуя потребность в самоозабоченности, эти люди стараются огородить себя от любого проявления настоящей вовлеченности в близкие отношения, так как требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу собственной свободе. В результате человек занимает позицию отчужденности и незаинтересованности в любых отношениях, как в личных, так и в социальных. Таким образом, выбор между стремлением к свободе и стремлением к защищенности и безопасности, которые достигаются в здоровой семье, делается в пользу свободы.

     Человек выбирает свободу и одиночество, по мнению Карен Хорни (Ногпеу, 1942), так  как корни такого поведения кроются  в детских взаимоотношениях с  родителями, когда родительская семья  не удовлетворяла потребности ребенка  в любви, не обеспечивала ощущения достаточной  безопасности, формируя установку базальной тревоги и недоверия по отношению к окружающему миру. В свою очередь, ощущение недостаточной безопасности и беспомощности приводит к формированию различных защитных стратегий; некоторые из них в последующем человек пытается неутомимо воплотить в жизнь. Карен Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей. В целом эти потребности присутствуют у всех людей, но в случае их невротического характера человек может превратить удовлетворение какой-либо потребности в способ жизни. Так, при испытывании избыточной потребности в независимости и самодостаточности возможно избегание любых отношений (в том числе и семейных), предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств.

Потребность в безопасности и защите - основная потребность, которая мотивирует человека установить разумный порядок, структуру и про-гнозируемость своего окружения.

     Потребность в безопасности и защите значительно  влияет и на выбор профессии (Maslow, 1987). Предпочтение надежной работы со стабильным заработком, образование накопительных средств и их вложение — все это можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности.

Информация о работе Психология и педагогика социализации молодежи