Психология безсознательного

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:54, реферат

Описание работы

Идеи Фрейда продолжают влиять на психологию, литературу, искусство, антропологию, социологию и медицину. Многие из его воззрений, такие, как важность сновидений и энергия бессознательных процессов, являются общепризнанными. Другие аспекты его теории, например взаимоотношения между эго, ид и суперэго или роль эдипова комплекса в юношеском развитии, широко дискутируются. Однако некоторые его работы, включая анализ женской сексуальности и теорию о происхождении цивилизации, так же широко критикуются.

Содержание

Введение 3
Зигмунд Фрейд 5
Понятие бессознательного 7
20
ФРЕЙДИЗМ 20
1.1.Содержание психоаналитической теории личности З.Фрейда 20
22
1.2.Понятийное поле психоанализа З.Фрейда 23
26
НЕОФРЕЙДИЗМ 27
2.1.Содержание социокультурной теории личности К. Хорни 27
2.2.Понятийное поле теории К.Хорни 28
2.3.Содержание индивидуальной теории личности А. Адлера 29
2.4.Понятийное поле теории А.Адлера 30
Учёные занимавшиеся проблемой бессознательного 32
3.1. Карл Густав Юнг 32
3.1.1.Бессознательное и сознание. 32
3.2.Эрих Фромм: жизнь, творчество, мировоззрение. 41
3.2.2.Коллективное бессознательное. 43
Заключение 47
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат1.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

Фрейд видел источник вытеснения в бессознательном страхе кастрации. Фромм считает таким источником угрозу изоляции, которая висит над всяким инакомыслящим. Люди не просто подчиняются силе и авторитету, но и мыслят так, как того требует общество. Мыслить свободно могут лишь те, кто способен терпеть социальный остракизм. Фрейд указывал на эмоциональные источники вытеснения. Фромм подчеркивает их нормативно-институциональный характер. Среди механизмов цензуры, определяющих взаимоотношения сознания и бессознательного, Фромм выделяет три: язык, логику и социальные табу.

Говоря о языке, Фромм имеет в виду сетку понятий и категорий, которые служат для осмысления, оценки, систематизации жизненного опыта - как реальных восприятий, так и продуктов воображения. Языковые понятийные структуры глубоко укоренены в бессознательном и отражают многотысячелетнюю практику. Но поскольку языковая социализация происходит в семье, школе, через средства массовой информации, то вполне возможно насытить повседневный язык словами, из которых строится сегодняшняя официальная модель общества и убрать из употребления слова, которые в нее не укладываются. Именно такая ситуация изображена в романе Д. Оруэлла "1984". Количество слов сведено к минимуму, и все слова, означающие явления, которые не признавались и не одобрялись правящей партией, изъяты из словарей. Кроме того, многим словам специально придан прямопротивоположный смысл: "Ведомство обороны" называется "Министерством мира", "Ведомство полиции" - "Министерством любви". В советском идеологическом языке было принято говорить о "производстве" вещей, знаний; о том, что "производятся" торговля, отпуск лекарств, прием граждан. Можно было бы сказать просто "торгуем", "отпускаем", "принимаем", но подведение этих разнородных действий под одно смутное понятие "производство" позволяло их обезличить, представить как нечто механически происходящее, снять ответственность с конкретных лиц. Для идеологического языка характерна также замена нейтральных понятий - оценочными. Бизнесмен - это "делец", рабочий - "простой труженик", миллионер - "акула капитализма". Для усиления эмоционального звучания слов, идеологизации быта, используются военные термины: "литературный фронт", "борьба за мир", "идеологическая диверсия". Таким образом, язык позволяет контролировать мышление.

Второй механизм цензуры, тесно связанный с первым - логика. Правила логики, подобно правилам языка, универсальны и общечеловечны. Но их нетрудно обойти с помощью софизмов - внешне убедительных, но, по существу, ложных умозаключений. Софизмами насыщена любая идеология. Дело еще и в том, что могут существовать несколько логик - например, двоичная, троичная. Формальная логика - двоична, а диалектическая - троична. Взятые отвлеченно, они несовместимы, но в реальном языковом общении каждая уместна и даже необходима. В прошлом эти логики мирно сосуществовали. Но в конце XIX-начале ХХ веков в связи с демократизацией культуры и вторжением в политику полуобразованных людей, пропагандистские задачи все чаще стали решаться путем подмены одной логики - другой, с помощью софистики. В официальной марксистской идеологии любое противоречие в высказываниях можно было объяснить и оправдать, если назвать его "диалектикой". Государство отмирает через его усиление, мораль пролетариата есть общечеловеческая мораль, мирное сосуществование есть форма классовой борьбы и т. п. - все это истинно, потому что диалектично, а, вернее, потому, что выгодно идеологам. Злоупотребление диалектикой имело место и в психоанализе. Здесь часто говорили об "амбивалентности" чувств, отношений. Например, каждый любит и ненавидит своего отца. Постепенно вторгаясь в повседневное мышление, "диалектика" и "амбивалентность" рождают тот умственный настрой, который Оруэлл назвал "двоемыслием". Двоемыслие приводит к интеллектуальной импотенции, делает людей нечувствительными к абсурду, самому наглому обману. Оно вообще отучает думать, ибо оказывается, что с помощью разума и логики вообще ничего нельзя доказать, так как истинность суждения зависит не от логики, а от того, кто, где и при каких обстоятельствах его высказал. Пользование диалектикой требует высокой культуры ума, а при отсутствии таковой приводит к стиранию различий между истиной и ложью, добром и злом.

Третий элемент цензуры - социальные табу, т. е. Запреты, накладываемые на некоторые идеи, чувства, высказывания. Табуирование характерно для примитивных культур, где запрещается прикасаться к священным предметам, произносить священные имена. Социологи говорят о табуировании чувств - например, жалости, любви в бандах подростков или в армии, где жестокость служит эталоном достойного поведения. В идеологизированных обществах табуируются целые области знания и общественной жизни. Засекречиваются статистика преступности, экологические данные, кадровый состав и финансирование ведомств, численность партийного аппарата, многие важные события и документы. По мнению Фромма, наши предки полнее осознавали реальность, чем мы. Мы отказываемся от знания, которое усложняет и отягощает нашу жизнь.

Хотя многие идеи Фромма не оригинальны, его отличает большая гибкость мышления, тонкая историческая интуиция, способность рассуждать о сложнейших вещах заинтересовано, доступно, на основе богатейшей эрудиции. Фромм, в отличие от Фрейда и Юнга, не настаивал на том, что он - только психолог. Он органично соединил психоанализ с этикой, антропологией и социологией. Фромм - удивительно современен. Встреча с ним всегда стимулирует мысль и дает заряд оптимизма.

                                     Заключение

Психоанализ представляет собой не только мир, но и философию. Она далеко от оптимизма. Мы обладаем такой, а не иной физической и психической организацией и мало что способны изменить в своем положении. Реальность не подчиняется нашим желаниям и не подвластна мольбам. С нею можно примириться, как и со своей судьбой.

     Бессознательное совокупность психических процессов, противопоставляемых сознательным действиям.

     Основы  учения о бессознательном заложены в теориях Фрейда и Юнга.

     У Фрейда диспозиции, связанные с инстинктивными влечениями, побуждают желания и мотивы «Оно», стремящиеся к сознательному выражению, чему, однако, постоянно противодействуют иные силы, концептуализированные как «Я» и «Сверх-Я». Идея Фрейда о конфликте этих сил обозначила динамический подход к психическим процессам, который во многом опередил психологические воззрения его времени и повлиял на дальнейшее формирование и развитие науки.

     Ученик  Фрейда Юнг, помимо личного бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного, разные уровни которого идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества. Также Юнг провел углубленную структуризацию личности, дополнив учение Фрейда, но в целом бессознательное также имеет биологическую природу с элементами социального.   
 

Список используемой литературы 

1. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. – М., 1968.

2.Фрейд З. Психология бессознательного: сборник произведений – М.: «Просвещение», 1989.

3. Юнг К.Г. Психоаналитические типы. – М., 1967.

4.Спиркин  А.Г. Философия – М., 2001

5. Канке  В.А Философия – М., 2002

6.Талайко С.В. Психология личности. Курс лекций. – Режим доступа: www.myword.ru;

7.Психология личности: словарь-справочник / под ред.Горностай П., Титаренко Т. - К., 2001;

8.Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей.Теории личности. - Режим доступа: www.ihtik.lib.ru

9.Бессознательное: многообразие видения, Агентство «САГУНА»,

                             Новочеркасск, 1994.

10.Ричард Осборн. Знакомтесь: Фрейд, Киев, 1997. 
 
 
 
 

Информация о работе Психология безсознательного