Психология безсознательного

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:54, реферат

Описание работы

Идеи Фрейда продолжают влиять на психологию, литературу, искусство, антропологию, социологию и медицину. Многие из его воззрений, такие, как важность сновидений и энергия бессознательных процессов, являются общепризнанными. Другие аспекты его теории, например взаимоотношения между эго, ид и суперэго или роль эдипова комплекса в юношеском развитии, широко дискутируются. Однако некоторые его работы, включая анализ женской сексуальности и теорию о происхождении цивилизации, так же широко критикуются.

Содержание

Введение 3
Зигмунд Фрейд 5
Понятие бессознательного 7
20
ФРЕЙДИЗМ 20
1.1.Содержание психоаналитической теории личности З.Фрейда 20
22
1.2.Понятийное поле психоанализа З.Фрейда 23
26
НЕОФРЕЙДИЗМ 27
2.1.Содержание социокультурной теории личности К. Хорни 27
2.2.Понятийное поле теории К.Хорни 28
2.3.Содержание индивидуальной теории личности А. Адлера 29
2.4.Понятийное поле теории А.Адлера 30
Учёные занимавшиеся проблемой бессознательного 32
3.1. Карл Густав Юнг 32
3.1.1.Бессознательное и сознание. 32
3.2.Эрих Фромм: жизнь, творчество, мировоззрение. 41
3.2.2.Коллективное бессознательное. 43
Заключение 47
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат1.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

                            Астраханский государственный

        университет. 
 
 
 

       Реферат 

      

         Тема:

     «Психология бессознательного» 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

                                Студентка Басова.А.Ю

БН-11 

      Преподаватель Березина.Е.А 
 

       

Содержание

                            Введение                                                3

                        Зигмунд Фрейд                               5

                         Понятие бессознательного 7

                                            20

                             ФРЕЙДИЗМ 20

1.1.Содержание психоаналитической теории личности З.Фрейда 20

                               22

1.2.Понятийное поле психоанализа З.Фрейда 23

                                  26

                           НЕОФРЕЙДИЗМ 27

2.1.Содержание социокультурной теории личности К. Хорни 27

2.2.Понятийное поле теории К.Хорни 28

2.3.Содержание индивидуальной теории личности А. Адлера 29

2.4.Понятийное поле теории А.Адлера 30

             Учёные занимавшиеся проблемой бессознательного 32

3.1. Карл Густав Юнг 32

    3.1.1.Бессознательное и сознание. 32

3.2.Эрих Фромм: жизнь, творчество, мировоззрение. 41

3.2.2.Коллективное бессознательное. 43

                                      Заключение 47

Список используемой литературы 48 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            
 
 
 
 
 

                            Введение                                                
 

   Идеи Фрейда продолжают влиять на психологию, литературу, искусство, антропологию, социологию и медицину. Многие из его воззрений, такие, как важность сновидений и энергия бессознательных процессов, являются общепризнанными. Другие аспекты его теории, например взаимоотношения между эго, ид и суперэго или роль эдипова комплекса в юношеском развитии, широко дискутируются. Однако некоторые его работы, включая анализ женской сексуальности и теорию о происхождении цивилизации, так же широко критикуются. Его идеи являются не менее актуальными на сегодняшний день, чем они были при его жизни. Те, кто хочет изучать душевную жизнь человека или попытаться понять других людей, должны руководствоваться основным утверждением Фрейда, что этого можно достичь, изучая свою собственную внутреннюю жизнь. Вне зависимости от времени, Фрейд - это фигура в психологии, с которой следует считаться. И фрейдизм и неофрейдизм оперировали общими основными понятиями, признавая, что сознательное – это лишь небольшая часть психики. Бессознательное и предсознательное представляют собой другие компоненты сознания, менее раскрытые и изученные.

     Неофрейдизм наряду с рассмотрением бессознательных процессов, обращает большое внимание на социальное окружение и социальные достижения человека. Неофрейдизм К.Хорни исходил из ценности опыта раннего детства. Он оказывает значительное влияние на характер взаимоотношений, складывающихся в подростковом периоде, в молодости и зрелости. Отношения, которые имеют место в родной семье между родителями и детьми, являются определяющими на протяжении всей последующей жизни человека. Мы, прежде всего, не рациональные животные. Скорее, мы часто побуждаемы могущественными эмоциональными силами, которые могут нам предоставить средства для избавления от напряжения и понимания удовольствия и помогают удерживать определенные воспоминания вне области осознания.

                        Зигмунд Фрейд                             

      

                   Фрейд, Зигмунд (1856 - 1939) - венский профессор психиатрии,

знаменитый ученый, автор нового психологического учения о бессознательном

(психоанализ). Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит

особое место. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали

значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и

психиатрию первой половины ХХ в. Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896

году, а в 1897 он начал проводить систематические самонаблюдения, которые

фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга

«Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важнейшие положения

своей концепции, дополненные в его последующих книгах «Психопатология обыденной

жизни» (1901), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и

анализ человеческого "Я"» (1921). Постепенно его идеи приобретали признание, в

1910 году его приглашают читать лекции в Америке, где его теория приобретает

особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда

постепенно складывается кружок его почитателей и последователей, в который

входят К.Юнг, А.Адлер, Ш.Ференчи, О.Ранк, К.Абрахам. После организации

психоаналитического общества в Вене, его филиалы открываются во всем мире,

психоаналитическое движение расширяется, приобретая все большее количество

сторонников. В то же время Фрейд становится все более ортодоксальным и

догматичным в своих взглядах, он не терпит ни малейших отклонений от своей

концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых

положений психотерапии или структуры личности, ее взаимоотношений с окружающим,

предпринимаемые его учениками. Это приводит к отдалению, а потом и к разрыву с

Фрейдом самых талантливых его последователей — Адлера, Юнга, Ранка.

     По мере роста известности Фрейда росло и количество критических работ,

направленных против его взглядов. В 1933 году нацисты сожгли его книги в

Берлине. После захвата немцами Австрии положение Фрейда становится опасным, он

подвергается преследованиям. Зарубежные психоаналитические общества собирают

значительную сумму денег и фактически выкупают Фрейда у немцев, которые дают

ему разрешение уехать в Англию. Однако его болезнь прогрессирует, не помогают

никакие операции и лекарства и в 1939 году он умирает, оставив после себя

созданный им мир, уже полностью открытый для толкований и критики. Учение

Фрейда, выводящее наиболее сложные и ценные формы психической жизни из

бессознательных инстинктов, главным образом из полового, имело большой успех в

кругах молодых ученых, но зато вызвало бурю негодования среди блюстителей

общепринятой буржуазной морали, которые сочли непристойным такое выдвигание на

первый план полового влечения и поспешили объявить фрейдизм учением

"безобразным в эстетическом отношении и презренным и опасным в отношении

моральном". 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         Понятие бессознательного 
 

    Самая глубокая и значительная область человеческого разума – это

бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных

инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают

сознанию, что были подавленны и вытеснены  в область бессознательного.

Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование

.

     Изучение феномена  бессознательного уходит в глубокую древность, его

признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона

признание существования бессознательного послужило основой создания теории

познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики

человека. Будучи знаком с философскими идеями Платона, Фрейд, несомненно,

почерпнул оттуда некоторые представления о бессознательном. Так, вряд ли в поле

его зрения не попали те размышления Платона, которые были связаны с проблемой

неосознанного знания человека.

     Проблема бессознательного, облаченная в форму рассмотрения возможности

существования неосознанных представлений, находит свое отражение и в философии

Канта (1724-1804).  Фрейд неоднократно ссылается на Канта в своих работах.

Текстологический анализ показывает, что основатель психоанализа был знаком не

только с кантовской «Антропологией с прагматической точки зрения», но и с

другими произведениями немецкого философа.  Во многих случаях Фрейд не только

разделяет философские идеи Канта, но и апеллирует к его авторитету, когда речь

заходит об обосновании своих психоаналитических концепций. Особенно это

касается проблемы бессознательного.

     Размышления о проблеме бессознательного заняли важное место во многих

филосовских работак XIX в. в этот период намечается и осуществляется поворот от

рационализма эпохи Просвящения и немецкой классической философии к

иррационалистическому пониманию бытия человека в мире.

     На формирование психоаналитического учения Фрейда оказала влияние философия

Шопенгауэра и Ницше. Многие идеи этих философов в значительной степени

предопределили различные психоаналитические концепции, в том числе и

фрейдовские представления о бессознательном. Разумеется, между

психоаналитическим учением Фрейда и философией Шопенгауэра и Ницше нет

абсолютного тождества. У Шопенгауэра бессознательное изначально онтологично: -

«мировая воля» – первопричина всего сущего. Ницше в известной степени разделяет

эту точку зрения, но большее внимание акцентирует на рассмотрении

бессознательного, как оно функционирует в глубинах человеческого существа. Для

Фрейда же бессознательное – это прежде всего и главным образом нечто

психическое, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. В отличие от

других, Фрейд сделал анатомию сознания и бессознательного психического научным

фактом. Но объяснил он этот факт на основе лишь "отрицательного" понятия -

неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута

сознания

     Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание.

Информация о работе Психология безсознательного