Психология безсознательного

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:54, реферат

Описание работы

Идеи Фрейда продолжают влиять на психологию, литературу, искусство, антропологию, социологию и медицину. Многие из его воззрений, такие, как важность сновидений и энергия бессознательных процессов, являются общепризнанными. Другие аспекты его теории, например взаимоотношения между эго, ид и суперэго или роль эдипова комплекса в юношеском развитии, широко дискутируются. Однако некоторые его работы, включая анализ женской сексуальности и теорию о происхождении цивилизации, так же широко критикуются.

Содержание

Введение 3
Зигмунд Фрейд 5
Понятие бессознательного 7
20
ФРЕЙДИЗМ 20
1.1.Содержание психоаналитической теории личности З.Фрейда 20
22
1.2.Понятийное поле психоанализа З.Фрейда 23
26
НЕОФРЕЙДИЗМ 27
2.1.Содержание социокультурной теории личности К. Хорни 27
2.2.Понятийное поле теории К.Хорни 28
2.3.Содержание индивидуальной теории личности А. Адлера 29
2.4.Понятийное поле теории А.Адлера 30
Учёные занимавшиеся проблемой бессознательного 32
3.1. Карл Густав Юнг 32
3.1.1.Бессознательное и сознание. 32
3.2.Эрих Фромм: жизнь, творчество, мировоззрение. 41
3.2.2.Коллективное бессознательное. 43
Заключение 47
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат1.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

учения. «Бессознательное» можно определить как некое чужеродное тело, проникшее

в психику. Оно не связано прочными ассоциативными нитями с другими моментами

сознания и потому разрывает его единство. В нормальной жизни к нему близко

мечтание, которое тоже более свободно,  чем переживания реальной жизни, от

тесных  ассоциациативных связей, пронизывающих психику человека.

     Такова первая фрейдовская концепция бессознательного.

  Для нее характерны две особенности. Во-первых, Фрейд не дает никакой

физиологической теории бессознательного и даже не пытается это сделать.

Во-вторых, продукты бессознательного можно получить только в переводе на язык

сознания; другого, непосредственного подхода  к бессознательному помимо

сознания саомго больного нет и  не может быть.

     Во втором, классическом периоде психоанализа понятие бессознательного

обогащается целым рядом новых, в высшей степени существенных моментов.

     Во втором периоде бессознательное становится необходимою и крайне важною

составной частью психического аппарата всякого человека. Борьба сознания и

бессознательного объявляется постоянной и закономерной формой психической

жизни.  Бессознательное становится продуктивным источником психических сил и

энергией для всех областей культурного творчества, особенно для искусства.  В то же время, при неудачном ходе борьбы с сознанием, бессознательное может стать источником всех нервных заболеваний.

     Процесс образования бессознательного, согласно этим новым воззрениям Фрейда,

носит закономерный харатер и совершается  на протяжении всей жизни человека  с

самого момента его рождения. Этот процесс  носит название «вытеснения».

Вытеснение – одно из важнейших понятий всего психоаналитического учения. Далее

содержание бессознательного типизируется: это уже не случайные разрозненные

переживания, а некоторые типические, в основном общие для всех людей, связные

группы  переживаний (комплексы) определенного характера, преимущественно

сексуального. Эти комплексы  вытесняются в бессознательное в строго

определенные периоды, повторяющиеся в истории жизни каждого человека. 

     Чтобы понять содержание бессознательного, необходимо познакомиться с теорией

влечений Зигмунда Фрейда. Влечение обозначает, по Фрейду, не особое движение, а

внутреннюю самовпечатляемость, при которой невозможно уйти от себя и постольку,

поскольку эта самовпечатляемость эффективна, неизбежно создается состояние

тяжести и нагрузки на наш внутренний мир.  

     Психическая деятельность приводится в движение внешними и внутренними

раздражениями организма. Внутренние раздражения имеют соматический (телесный)

источник, т.е. рождаются   в организме. И вот психические представительства

этих внутренних соматических раздражений Фрейд называет влечениями. Все

влечения Фрейд разделяет по их цели и по их соматическому источнику на две

группы: 1) сексуальные влечения, цель которых – продолжение рода; 2)  личные

влечения, или влечения «я», их цель – самосохранение индивида.

     Сексуальное влечение, или,  как   называет его Фрейд, либидо, присуще ребенку

с самого начала его жизни, оно рождается вместе с его телом и ведет

непрерывную, только иногда ослабевающую, но никогда не угасающую вовсе жизнь в

организме и психике.

     Содержание бессознательного можно выразить в следующей резюмирующей формуле:

в мир бессознательного входит все то, что мог бы сделать организм, если бы он

был предоставлен чистому принципу наслаждения, если бы он не был связан

принципом реальности и культуройц. Сюда входит все, что он откровенно желал и

ярко представлял себе в ранний инфантильный период жизни, когда давление

реальности и культуры было еще слабо и когда человек был более свободен в

проявлении своего исконного, органического  самодовления.

     В третьем периоде теория влечений подверглась существенным изменениям. Вместо

прежнего деления влечений на сексуальные и влечения «я» появилось новое

деление: 1) сексуальное влечение, или эрос; 2)  влечение к смерти. Вторая

группа – инстинкты Смерти – лежит в основе всех проявлений агрессивности,

жестокости, убийств и самоубийств. Правда существует мнение, что Фрейд создал

теорию об этих инстинктах под влиянием смерти его дочери и страхом за своих

двоих сыновей, находящихся в то время на фронте. Вероятно, поэтому это наиболее

и наименее рассматриваемый в современной психологии вопрос.

     Влечение «я» и, прежде  всего, инстинкт самосохранения отошли к сексуальным

влечениям, понятия которых, таким образом, чрезвычайно расширилось, охватив оба

члена прежнего деления. К инстинкту самосохранения относятся следующие

подинстинкты: питание, рост, дыхание, движения, то есть те необходимые

жизненные функции, которые делают любой организм живым. Изначально эти факторы

были очень важны, но в связи с развитием разума человека (Я) эти факторы как

жизненнонеобходимые утратили свое былое значение. Это произошло потому, что у

человека появились приспособления для добывания пищи, он стал использовать пищу

не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной

только человеку алчности. Со временем пища стала доставаться ему все легче и

легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени. Человек стал

строить для себя жилища и другие приспособления и по максимуму обезопасил себе

жизнь. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на

первое место вышел инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, либидо.

     Под эросом Фрейд понимает влечение к органической жизни, к сохранению и

развитию ее во что бы то ни стало – в форме ли продолжения рода или сохранения

индивида. Задачей влечения к смерти является возврат всех живых организмов в

безжизненное состояние неорганической, мертвой материи, стремление прочь от

беспокойства жизни и эроса.

     Второй особенностью третьего периода является расширение состава

бессознательного, обогащение его качественно новыми и своеобразными моментами.

     Для второго периода было характерно динамическое понимание бессознательного

как вытесненного. Вытесненное, состоявшее, главным образом из сексуальных

влечений, враждебно сознательному «Я». В своей книге «Я и Оно» Фрейд предлагает

всю эту область психики, не совпадающую с «Я», называть «Оно».

  "Оно" - глубинный слой бессознательных влечений, психическая

"самость", основа деятельного индивида, которая руководствуется только

"принципом удовольствия" безотносительно к социальной реальности, а порой и

вопреки ей.

     «Оно» - это та внутренняя темная стихия вожделений и влечений, которую иногда

так остро ощущает человек и которая противостоит его разумным доводам и доброй

воле.

     "Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник между "Оно" и внешним миром, в том

числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность "Оно" с

"принципом реальности", целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью.

«Оно» – это страсти, «Я» – это разум и рассудительность. В «Оно» нераздельно

властвует принцип наслаждения; «Я» – носитель принципа реальности. Наконец,

«Оно» – бессознательно.

     До сих пор, говоря о бессознательном, Фрейд имел дело только с «Оно»: ведь

вытесненные влечения принадлежали именно ему. Поэтому все бессознательное

представлялось чем-то низшим, темным, аморальным. Все же высшее, моральное,

разумное совпадало с сознанием. Этот взгляд неверен. Бессознательное не только

«Оно». И в «Я», и притом в его высшей сфере, есть облась бессознательного.

Бессознателен исходящий из «Я» процесс вытеснения, бессознательна совершающаяся

в интересах «Я» работа вытеснения. Таким образом, значительная облась «Я» также

оказывается бессознательной. На этой области и сосредотачивает свое внимание

Фрейд в последний период. Она оказывается гораздо шире, глуюже и существеннее,

чем  казалась вначале.

     Высшую бессознательную область в «Я» Фрейд называет «Идеал – Я».

   "Идеал - Я" (Super - Ego) - внутриличностная совесть, своего рода

цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "Оно" и

"Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я" обуздать

бессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа реальности".

     «Идеал – Я» - это прежде всего тот цензор, веления которого выполняются

вытеснением. Затем он обнаруживает себя в целом ряде других, очень важных

явлений личной и культурной жизни. Оно проявляется в безотчетном чувстве вины,

которая тяготеет над душою некоторых людей.  Сознание не признает этой вины,

борется с чувством виновности, но  не может его преодолеть. Далее, к

проявлениям «Идеал – Я» относится так называемое «внезапное пробуждение

совести», случаи проявления человеком необычайной к себе самому строгости,

презрения к себе, меланхолии и пр. Во всех этих явлениях сознательное «Я»

принуждено подчиняться силе, действующей из глубины бессознательного, но в то

же время моральной.

     Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд  исходит из

того, что  глубинный, природный ее слой ("Оно") функционирует по произвольно

выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но поскольку в

удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью,

которая противостоит "Оно", в нем  выделяется "Я", стремящееся обуздать

бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного

поведения. "Оно"  исподволь, но властно диктует свои условия "Я".

     Как покорный слуга  бессознательных влечений, "Я" пытается сохранить свое

доброе согласие с "Оно" и внешним миром. Это ему не всегда удается, поэтому в

нем самом образуется новая инстанция  "Идеал - Я", которая царит над  "Я" как

совесть или бессознательное чувство вины. "Идеал - Я" как бы является высшим

Информация о работе Психология безсознательного