Психология безсознательного

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:54, реферат

Описание работы

Идеи Фрейда продолжают влиять на психологию, литературу, искусство, антропологию, социологию и медицину. Многие из его воззрений, такие, как важность сновидений и энергия бессознательных процессов, являются общепризнанными. Другие аспекты его теории, например взаимоотношения между эго, ид и суперэго или роль эдипова комплекса в юношеском развитии, широко дискутируются. Однако некоторые его работы, включая анализ женской сексуальности и теорию о происхождении цивилизации, так же широко критикуются.

Содержание

Введение 3
Зигмунд Фрейд 5
Понятие бессознательного 7
20
ФРЕЙДИЗМ 20
1.1.Содержание психоаналитической теории личности З.Фрейда 20
22
1.2.Понятийное поле психоанализа З.Фрейда 23
26
НЕОФРЕЙДИЗМ 27
2.1.Содержание социокультурной теории личности К. Хорни 27
2.2.Понятийное поле теории К.Хорни 28
2.3.Содержание индивидуальной теории личности А. Адлера 29
2.4.Понятийное поле теории А.Адлера 30
Учёные занимавшиеся проблемой бессознательного 32
3.1. Карл Густав Юнг 32
3.1.1.Бессознательное и сознание. 32
3.2.Эрих Фромм: жизнь, творчество, мировоззрение. 41
3.2.2.Коллективное бессознательное. 43
Заключение 47
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат1.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

     10) в безупречности и неопровержимости.

     Базальная тревога – ощущение одиночества и опасности перед лицом мира.

     Ориентация на людей: уступчивый тип – стратегия (категория потребностей): в любви и одобрении, в руководстве партнера, в четких ограничениях.

     Ориентация от людей: обособленный тип – в самодостаточности и независимости, в безупречности и неопровержимости

     Ориентация против людей: враждебный тип – во власти, в эксплуатировании других, в честолюбии

     Базальная враждебность – результат базальной тревоги

     Базальное доверие – ощущение безопасности в мире, базовое ощущение своей принадлежности к миру.

     Решающим фактором развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности. Невротичная личность развивается при неудовлетворении стремления к безопасности. 

2.3.Содержание индивидуальной теории личности А. Адлера 

     Предметом этой теории является целостность психической жизни личности. Основные задачи:

     1)Изучение компенсации неполноценности личности;

     2) Формирование социально полезного стиля жизни.

      Определение личности: личность существует в стремлении к превосходству и социальном интересе, являющиеся компенсацией чувства неполноценности.

     Основные тезисы индивидуальной психологии:

     1.Основные принципы индивидуальной психологии – целостность психической жизни личности, стремление к превосходству как основная мотивационная сила в жизни личности, а также социальная принадлежность человека.

     2.Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, вырабатывая свой уникальный стиль жизни, в рамках которого они стремятся к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Неблагоприятные ситуации детства, среди которых Адлер особо выделяет неполноценность органов, чрезмерную опеку и отвержение со стороны родителей, способствуют перерастанию чувства недостаточности в комплекс неполноценности – преувеличение собственной слабости и несостоятельности.

     3.Второй движущей силой развития личности является социальный интерес. С точки зрения Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем психического здоровья, его недоразвитие может стать причиной неврозов, наркомании, преступности и других социальных и психопатологических отклонений.

     4.Опираясь на оценку выраженности социального интереса и степень активности личности при решении главных жизненных задач, Адлер выделяет четыре типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально полезный.

     5.Возникновение неврозов, по Адлеру, связано с ошибочным стилем жизни и недостаточным развитием социального интереса. В связи с этим психотерапия должна быть направлена на коррекцию ошибочного стиля жизни, устранение ложных целей и формирование новых жизненных целей, которые помогут реализовать жизненный потенциал. Достигаются эти терапевтические цели через понимание пациента, повышение его уровня понимания себя и развитие социального интереса.  

2.4.Понятийное поле теории А.Адлера 

     Фиктивный финализм – (или фиктивные цели) достигается в рамках вырабатывания индивидуального стиля жизни при достижении целей превосходства или совершенствования.

     Стремление к превосходству – стремление стать более ценным, чем другие. В здоровых формах порождает сотрудничество или здоровое соревнование.

     Чувство неполноценности – чувство собственной незначительности

     Компенсация – результат поведения, обеспечивающего преодоление чувства неполноценности.

     Социальный интерес – социальный интерес определяется Адлером как стремление к сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей. Социальный интерес имеет врожденные задатки, но окончательно формируется в ходе воспитания.

     Стиль жизни – Стиль жизни личности складывается у ребенка в первые четыре-пять лет жизни и наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: профессиональной, сотрудничества и любви. стилю жизни сопутствуют установки, делающие его ярко выраженным: управляющим, получающим, избегающим и социально полезный.

     Творческое Я – Я, преодолевающее чувство неполноценности в социальных контактах, является центром формирования социально полезного стиля жизни.

     Комплекс неполноценности – преувеличение собственной слабости или несостоятельности.

     Комплекс превосходства – преувеличение собственных достоинств и достижений.

     Нормальное развитие связано с выработкой социально полезного стиля жизни. В то время как поучающий, управляющий, избегающий – являются путями к неврозу. Личности можно помочь правильно развиваться, формируя у нее социально полезный стиль жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Учёные занимавшиеся проблемой бессознательного

                

3.1. Карл Густав Юнг

   Карл Густав Юнг - психиатр, психолог и культуролог родился 26 июля 1875 года в местечке Кесвиль, недалеко от Базеля, в Швейцарии. Отец его был пастором евангелической реформаторской церкви. О его деде - Карле Густаве старшем ходили легенды. Говорили, что он - незаконный сын Гете, на которого он был внешне похож. Дед Юнга был хирургом, немного поэтом, политиком-революционером. Очень интересовался психиатрией и основал лечебницу для слабоумных детей. Другой дед со стороны матери - доктор богословия, составитель грамматики древнееврейского языка, любил общаться с душами усопших. Отец Юнга имел степень доктора филологии, но, разуверившись в науке, полностью отдался вере. Таким образом, семейное окружение Юнга - это врачи, священники, учителя, поэты, лингвисты. 

3.1.1.Бессознательное и сознание. 

   Психология, согласно Юнгу, молодая наука. Исследование души - дело будущего. Свою аналитическую психологию Юнг скромно оценивает как серию робких попыток раскрыть некоторые важные аспекты душевной жизни, которая упорно сопротивляется всякой схематизации. Стиль Юнга отличается вопросительно-сомневающейся интонацией. Написав за свою жизнь множество работ, он так и не собрался систематизировать свои идеи. Не уставая подчеркивать эмпирический характер своей концепции, ее основанность на фактах самонаблюдения, клиники, материале литературы и мифологии, Юнг, тем не менее, высказал по разным поводам множество суждений, которые могли бы составить "каркас" общей психологической теории. У Юнга нетрудно обнаружить не только эмпирические констатации, но и своеобразную метафизику, то есть суждения о том, что лежит за порогом опыта.

Архетипы бессознательного, образуя "первосубстанцию", объективны и, как таковые, нами не воспринимаются. В методологии Юнга непостижимым образом сочетаются наивный реализм, феноменология, позитивизм и метафизика. По его мнению, мифологические фигуры наиболее точно и полно описывают переживаемое нами. А тревога, страх, сексуальность - это уже отвлеченные понятия - результат выделения некоторого психологического компонента из целостных психических образов демонов и нимф.

Философию Юнга нередко возводят к "теории идей" Платона. Но, согласно Платону, души людей выходят из мира идей и возвращаются в него снова. По Юнгу, мир идей и мир человеческих душ - тождественны. Нет ничего более "базового", чем психическое. Это - единственная вещь, которую мы переживаем непосредственно. Все понятия философии, психологии и науки - вторичны и следуют из переживаний. Наиболее известный из последователей Юнга - Дж. Хиллман недвусмысленно говорит о "Душе мира", как основной категории юнгианства. Индивидуальная душа - лишь светящаяся точка Мировой души.

В "чистой" психологии психика анализирует самое себя и поэтому трудно ждать объективности от психоаналитика. Больше надежды вселяет, по Юнгу, культурологический подход, сопоставление разных способов понимания души, сложившихся в разных культурах. Юнг, путешествуя, читая старинные рукописи, вживаясь в мифы восточных народов, искал параллели, сходные образы, помогающие проникнуть в тайны психики.

Многие мировоззренческие и методологические позиции Юнга отличаются двойственностью. С одной стороны, только единичная конкретная личность представляет для него полноту бытия. С другой стороны, речь постоянно идет о коллективном бессознательном, как некоем психическом поле, первосубстанции, которая имеет материальную и духовную стороны. И душа человека, укорененная в теле, но в то же время парящая вне границ пространства и времени, есть элемент коллективного бессознательного, притягивающая и излучающая энергию. Юнг с пониманием и одобрением воспроизводит средневековые взгляды на мир как Божье творение, скрепляемое Божественной благодатью, а также верования первобытных народов, относящиеся к всеобъемлющей животворящей силе, разлитой во Вселенной. Эта сила - мана - делает деревья плодоносящими, человека - здоровым, вождя красноречивым, мага - всемогущим. Мана - это универсальная психическая энергия, поддерживающая работу всех функций души.

Юнг идет дальше Фрейда в онтологизации психического аппарата. Феномен души для него - первичная реальность, соприкасающаяся с двумя производными - Материальной Вселенной и Мировым Духом. Было бы ошибкой, с точки зрения Юнга, "объяснять" душу присутствующими в ней материально-биологическими и духовными "началами". Душа аутентично и целиком проявляет себя лишь в целостном образе, фантазии. Не фантазия живет в нас, а мы живем через фантазию. Рассказ души о себе самой есть способ ее бытия. Понятия времени, пространства, присутствия в мире, вопросы, задаваемые человеком самому себе, предчувствие смерти - все это лишь "модусы" душевно-психического бытия.

Душа - живая целостная субъективность. Ее фантазии, образы затем обрабатываются и оцениваются с помощью частичных функций - мышления, чувства, интуиции, сенситивности.

Мир души - более весомая, более богатая реальность, чем мир вещей и социальных отношений. Экстравертная, обращенная во внешний мир часть души соприкасается лишь с небольшим фрагментом действительности, заключенным в тесные пространственно-временные рамки. Зато интровертная, обращенная вглубь ее часть, имеет дело с вечным и бесконечным Универсумом.

Душевная жизнь людей имеет устойчивую общую основу не в инстинктах, а в "архетипах" - смыслах и образах, которые складываются в течение сотен тысяч лет. Архетипы становятся тем более общими и универсальными, чем глубже мы погружаемся в родовое бессознательное.

Архаические пласты психики, подобно окаменевшим горным породам, сами по себе лишены голоса. Но поскольку душа "подключена" к Универсуму, низшие ее структуры постоянно насыщаются мощными токами вселенской энергии и могут "заговорить". В случаях психической регрессии в человеке проступают не только детские, но и животные черты. Высшие духовные ценности устойчивы и универсальны, потому что укоренены в архаических слоях души. Они обладают способностью притягивать к себе энергию и информацию, и служат точками кристаллизации художественных, мифологических и сновидческих образов. Архетипов, согласно Юнгу, бесконечное множество. Особенно смыслоемкие, мощные архетипы, определяют формирование харизматических личностей и целых народов.

Некоторые из архетипов символизируются в геометрических фигурах - мандалы, священного круга, креста. Другие - в образах социальности. Это - власть, церковь, община. Третьи относятся к природным событиям - Буря, Утро, Море, Рождение, Смерть. Особенно значительны архетипы, выражающиеся в парциальных личностях, составляющих в своем сложном сцеплении целостного человека. Это - Тень, Самость, Персона, Маска, Эго (Герой), Анима, Анимус, Пуэр (вечный юноша), Сенекс (мудрый старик), Вечное дитя, Великий отец, Великая мать, Животное, Целитель, Мистическая сестра или брат, Другой, Трикстер (шут), Бог, Дьявол и т. д. Все это - имена типичных персонажей мирового искусства, мифов и религий, а также типичные фигуры сновидений, социальных ролей, патологических маниакальных состояний, но по сути дела - лишь части единой человеческой души. Архетипы представляют собой точки зрения или позиции, управляющие нашим поведением и течением психического процесса, как индивидуального, так и коллективно-исторического. Вопрос о "первичности" индивида или социума, личности и коллектива, снимается Юнгом, как мнимый, поскольку личность - множественна, а коллектив - архетипически мощнее, устойчивей и выразительней личности. Драма жизни человека и человечества понимается Юнгом, в первую очередь, архетипически, то есть, мифологически. И вполне будет прав тот, кто заметит, что всякое понимание, по Юнгу, в основе своей поэтично, а не научно. Архетипические герои не все одновременно выходят на сцену. И дело не в том, чтобы запомнить "состав исполнителей", а в том, чтобы понять судьбу личности и смысл истории. В истории и индивидуальной жизни архетипические персонажи постоянно разыгрывают свои роли, вступают в любовные связи, в борьбу, жертвуют собой и предают друг друга. Личность -диалектическая сцена, как и история.

Информация о работе Психология безсознательного