Психология безсознательного

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:54, реферат

Описание работы

Идеи Фрейда продолжают влиять на психологию, литературу, искусство, антропологию, социологию и медицину. Многие из его воззрений, такие, как важность сновидений и энергия бессознательных процессов, являются общепризнанными. Другие аспекты его теории, например взаимоотношения между эго, ид и суперэго или роль эдипова комплекса в юношеском развитии, широко дискутируются. Однако некоторые его работы, включая анализ женской сексуальности и теорию о происхождении цивилизации, так же широко критикуются.

Содержание

Введение 3
Зигмунд Фрейд 5
Понятие бессознательного 7
20
ФРЕЙДИЗМ 20
1.1.Содержание психоаналитической теории личности З.Фрейда 20
22
1.2.Понятийное поле психоанализа З.Фрейда 23
26
НЕОФРЕЙДИЗМ 27
2.1.Содержание социокультурной теории личности К. Хорни 27
2.2.Понятийное поле теории К.Хорни 28
2.3.Содержание индивидуальной теории личности А. Адлера 29
2.4.Понятийное поле теории А.Адлера 30
Учёные занимавшиеся проблемой бессознательного 32
3.1. Карл Густав Юнг 32
3.1.1.Бессознательное и сознание. 32
3.2.Эрих Фромм: жизнь, творчество, мировоззрение. 41
3.2.2.Коллективное бессознательное. 43
Заключение 47
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат1.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

Система архетипов - своего рода "генетический код", программа деятельности и развития. Она актуализируется благодаря тому, что архетипы - вместе или попеременно - насыщаются энергией, называемой как и в классическом фрейдовском психоанализе - либидо. Но либидо Юнга отличается от фрейдовского тем, что оно не связано ни с каким инстинктом. Юнг считает, что в процессе эволюции психика освободилась от инстинктов, в частности, десексуализировалась. Инстинкты прорываются в сознание в критических ситуациях или в случае патологии. Либидо, в принципе, может заряжать любой архетип, любую фантазию, идею или дискурс. Оно не локализовано в какой-то области души, свободно "втекает" и "вытекает" из нее. Действуя подобно струе воды, вращающей мельничные колеса, энергия либидо активизирует различные психические функции и комплексы, толкая их к разрядке в действии, эмоциональной речи, техническом или образно-смысловом творчестве. Сексуальность, агрессивность, деструктивность, социальность трактуются Юнгом как основанные на архетипах влечения. В форме сексуальности либидо влечется к телу другого человека. В форме агрессивности оно стремится к убийству и разрушению. В форме мысли либидо разлагает и соединяет идеи.

Психика работает по принципу саморегулирующейся системы. Психические функции действуют как сообщающиеся сосуды, а течение психической энергии периодически меняет свое направление. Усиленная работа одной функции создает отрицательный потенциал в другой, симметричной. Так, вслед за периодом напряженного мышления мы испытываем "эмоциональный голод". Энергия начинает "течь" от мыслительной функции к эмоциональной. После сосредоточенности на абстрактных идеях усиливается интерес к конкретным вещам, к видимому миру. Сознательное и бессознательное попеременно насыщаются энергией. Активность высших, сравнительно недавно возникших слоев психики сменяется активностью древних, архаических элементов.

В жизни отдельного человека и в истории народов мы наблюдаем более или менее регулярную смену периодов бурь и спокойствия, интеллектуальной работы и чувственных переживаний, разрушения и творчества. Фрейд говорил о принципе равновесия применительно к индивидуальной душе. Юнг идет дальше: уравновешивание, смена направления энергетических потоков имеет место и в истории, и во вселенском Универсуме.

Главными структурными элементами души являются Сознание и Бессознательное. В отличие от фрейдовской системы, где сознание - "всадник" управляет "конем" - бессознательным, у Юнга они равноправны и симметричны. Либидо - психическая энергия - движется то от Бессознательного к Сознанию, то в обратном направлении. Напряженность между этими сферами души - главная пружина психической жизни.

Бессознательное служило главным объектом интересов Фрейда и Юнга. Но они понимали его по-разному. Для Фрейда расщепление психики на сознание и бессознательное - результат развития репрессивной цивилизации. Бессознательное возникло как продукт грубого и мощного вытеснения инстинктов. Лишь в ходе истории сознание постепенно преодолевает свои конфликт с бессознательным, освобождая и, одновременно, ограничивая его. Таков взгляд Фрейда.

Для Юнга бессознательное есть первосубстанция. Первоначально психическое и бессознательное - тождественны. Бессознательное - это природа. Недаром его главные символы - Земля, Мать, Море или какая-то мощная земная стихия.

Идея бессознательного возникает, по Юнгу, из опыта, главным образом, психопатологического. Например, в случае истерической амнезии эго ничего не знает о бессознательных комплексах, но уже простой гипноз выводит их в сознание. Бессознательное познается, когда его содержание вступает в сознание. Что оно собой представляет до этого момента - не знает никто, о нем нельзя ничего сказать.

Между сознанием и бессознательным происходит обмен чувствами, мыслями, образами, влечениями. Что-то всплывает в сознании, что-то тонет в бессознательном. Это - повседневный и естественный процесс. Функциональное отношение между этими слоями психики - компенсаторное. Поскольку сознание ориентировано на конкретное, единичное или отвлеченное, постольку бессознательное обращено к абстрактному, общему и образному.

Сознание, будучи, прежде всего, социальным продуктом, репрессирует бессознательное, которое может, однако прорваться в сознание, став сверхактивным. Подавление инфантильных и примитивных влечений легко приводит к неврозу. Поэтому здоровый и мудрый человек должен быть в ладу со своим бессознательным. В нем содержатся мощные ресурсы - любви, веры, творчества, надежды, радости, гнева и их надо гармонически сочетать. Но бессознательное само по себе, без разума, хаотично и не заботится о судьбе личности. Лишь постоянно поддерживаемое, вопреки конфликтам, сотрудничество сознания и бессознательного обеспечивает адекватное, творческое, адаптивное поведение.

Бессознательное поддается в некоторой степени воздействию со стороны науки, искусства, религии, морали, права. Но организовать его только на разумных, сознательных началах - невозможно. Это одна из причин того, почему невозможно построить идеально-разумное общество, почему все радикально-социалистические проекты - утопичны. Люди предаются самообману, когда думают, что именно разум выражает самотождественность личности, что сознание способно полностью овладеть страстями, бессознательным. Чем глубже мы проникаем в бессознательное, тем яснее становится, что мы имеем дело с автономной сущностью, которая в своей основе - независима от сознания. Успехов в лечении и воспитании мы достигаем как раз тогда, когда сознаваемая цель "вливается" в бессознательную тенденцию.

В бессознательном Юнг различает несколько слоев, соответствующих опыту жизни различных человеческих общностей. Под личным бессознательным расположены групповое, семейное, национальное, расовое, общечеловеческое бессознательное, а еще глубже - бессознательное, общее для человека и животных. Психические структуры незаметно переходят в "психоидные" структуры мозга, которые соприкасаются с молекулярными и кристаллическими структурами вещества.

В духе восточных философских систем Юнг трактует мир как единый и, вместе с тем, многослойный, состоящий из материальных и духовных пластов. Психика есть своего рода "тело", имеющее две стороны, духовную и материальную, которые незаметно и непрерывно переходят друг в друга, подобно поверхностям ленты Мебиуса. Одна соприкасается с физической, другая с духовной сферами Универсума. Материальный пространственно-временной континуум мы познаем посредством образного восприятия и рассудочного мышления. С космической, духовной сферой, в которой прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, мы соприкасаемся путем интуиции. Сознание обращено к материальным, конечным структурам. Бессознательное соприкасается с идеями-архетипами и является опосредующим звеном между человеком и Космосом.

Дневное бодрствующее состояние имеет дело с малым, случайно вырванным из Универсума фрагментом. Бессознательное выступает в контакт с Абсолютом, как целым. Сны, фантазии - не только продукты Бессознательного, но и послания из Универсума. Они содержат ценнейшую информацию, поскольку каждый из нас не только член общества, но и житель Вселенной, обладатель бессмертной души. Глубинный смысл событий истории и личной жизни человек может вывести из символики снов путем погружения во внутреннею психическую реальность. Коллективное и общечеловеческое бессознательное хранят в себе в спрессованном виде следы самых древних мыслей и впечатлений. Но еще глубже лежат слои, которые уже давно не являются результатом какого бы то ни было отражения, а выступают как фундаментальные структуры мира.

Для Фрейда Бессознательное выступает только как скопление сырых, необработанных инстинктов или вытесненных влечений. Смысловые отношения в нем перепутаны, смещены случайно возникшей конфигурацией импульсов. С точки зрения здравого рассудка они могут быть совершенно нелепы и фантастичны. Строгая логика и категоризация явлений возможны, по Фрейду, только на уровне сознания. Бессознательное принципиально враждебно культуре.

С точки зрения Юнга дело обстоит иначе. И в сознании, и в бессознательном, он усматривает элементы хаоса и элементы порядка. Хаотичность сознания связана с его подверженностью внешним случайным влияниям. Хаотичность бессознательного проявляется в том, что его внутренняя архетипическая структура может сильно отличаться от личностной и социальной организации. Порядок бессознательного объективен, прочен, универсален. Порядок сознания - субъективен, шаток, частичен. Именно в Бессознательном выкристаллизовывались обобщенные образы-схемы, которые служат основой категоризации всех видимых и мыслимых явлений. Только благодаря архетипическим схемам возможна человеческая логика. Бессознательное выступает не как антагонист культуры, а как ее общая основа, источник творческого воображения, хранитель информации и принципов логики. Жизненная и культурная задача, по Юнгу, состоит в том, чтобы достичь их всестороннего и живого единства.

Фрейд считал сознание исторически недавним образованием. Юнг склонен допускать проблески сознания даже у животных. Фрейд акцентировал контраст, конфликт бессознательное и сознания. Юнг подчеркивает их взаимодополнительность. Фрейд отождествляет прогресс человечества с постепенным усилением сознания за счет бессознательного. Юнг видит основную тенденцию в возрастании их гармонии. По Фрейду, бессознательное служит вместилищем первичных биологических влечений и противостоит сознанию, как культурному, духовному слою. Юнг считает, что в бессознательном сосредоточены структуры как биологические, так и социально-культурные. Бессознательное может противоречить индивидуальному сознанию, но сознание не обязательно выражает высшие проявления человечности. Для Фрейда прорыв бессознательного в сознание есть болезнь, невроз. Для Юнга "отступление" психической энергии в сферу коллективного бессознательного может означать шаг к оздоровлению, воссоединению человека со своей исторической традицией, с природой. Для Фрейда бессознательное - это своего рода "преисподняя", источник аморальных и антисоциальных влечений, унаследованных от прошлого. Для Юнга бессознательное - творческая лаборатория культуры, несущая в себе груз прошлого и еще невыявленные потенции будущего.

Работая с бессознательным Фрейд использовал метод редукции, т. е. сведения сложных образов и символов к простым, непосредственно наблюдаемым жизненным реалиям, конкретным влечениям. Юнг, напротив, стремился угадать в снах и других продуктах бессознательного общие архетипические смыслы.

Фрейд исследовал свое и чужое бессознательное как беспристрастный ученый, относился к нему скорее подозрительно, чем с симпатией. Иногда он приводил примеры анализа собственных снов, но не был склонен к откровенности: дневников не вел, личные письма уничтожал. Юнг же не только изучал бессознательное, но, можно сказать, жил в нем. Сны, фантазии, интуитивные прозрения для него были более важны, чем чтение научных книг и внешнее течение событий.

Существенно различно понимание Фрейдом и Юнгом принципов работы психики. Фрейд полагал, что свободная здоровая психика действует на основе "принципа удовольствия", т. е. стремится снять напряжение, вернуться в состояние равновесия. Этим объясняется преимущественно прогрессивная направленность психических процессов, их ориентация в прошлое. Так, больной возвращается к своему неврозу, взрослый - к инфантильным переживаниям, художник - к своему детству. Прогрессивные целеориентированные процессы, повышающие уровень возбуждения, требуют волевого усилия, принуждения. Они - лишь отклонения от главного пути.

Согласно Юнгу, регрессия, стремление снять напряжение только частично объясняют функционирование психики и совсем не объясняют ее развития. Психика - целеустремленная система, она обращена вперед, а не назад. Деятельность души обусловлена на только причинами, лежащими в прошлом, но и задачами, целями, адресованными нам из будущего.

Эти различия сказывались на толковании снов Фрейдом и Юнгом. Фрейд придавал толкованию снов огромное значение, но решительно отказывался от всяких пророчеств. Считая сон естественным способом психотерапии, он скрупулезно исследовал смысловые и образные детали сновидения, чтобы объяснить сон, исходя из реальных событий биографии. Юнг, который тратил немало времени на записывание и литературную обработку сновидений, интерпретировал их как послания из Бессознательного, позволяющие понять и скорректировать действия, которые человек планирует, но до конца не осознает. Вот один пример Юнга.

Одному бизнесмену была предложена якобы честная и выгодная сделка, которая, однако, могла вовлечь его в мошенническую аферу. Какое-то внутреннее сопротивление заставило его отложить принятие решения. На следующую ночь ему приснилось, что его руки и плечи покрылись грязью. Когда Юнг услышал рассказ об этом сне и о предложенной сделке, он, не будучи хорошо знаком с бизнесом, сразу же высказал предположение, что сделка, возможно, окажется грязным делом. Внимательно изучив ситуацию, бизнесмен понял подвох и отказался от сделки, что спасло его от многих неприятностей.

На каждом этапе своей жизни человек решает какую-то личностную задачу, которую осознает лишь частично, а иногда и вообще не осознает. Испытывая беспокойство, он предпринимает ряд хаотических действий, смысл которых ему не ясен. Сновидение помогает понять источник беспокойства.

Уже будучи взрослым человеком, практикующим врачом, Юнг видит себя во сне ребенком, который что-то строит из камушков на берегу. С огромным интересом он следит за тем, что у него получается, но никак не может найти нужный по форме камень, который придаст окончательный смысл постройке. И вот днем, закончив прием больных, он отправляется на то самое место на берегу озера, которое видел во сне, и начинает строить. Он замечает нужный камень, ставит его на место и сразу же понимает, что камень этот - алтарь, а строит он - церковь. Выясняется и общий смысл его усилий: они направлены на то, чтобы укрепить и углубить веру, оздоровить религиозную функцию души.

Юнг с сожалением и тревогой наблюдал процесс увядания и ослабления верований в сознании европейцев. "Смерть Бога", о которой любили толковать модернисты, он осознавал, как психологический феномен, свидетельствующий о патологии культуры. Здоровый человек не может жить без Бога. Строительство души на основе веры - главное дело жизни. Основанное на вере внутреннее психологическое строительство - перерастает в социальное и материальное. Юнг выстроил на берегу озера дом в готическом стиле, напоминающий башню. Этот дом был для него символом завершения душевного строительства.

Информация о работе Психология безсознательного