Психология безсознательного

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:54, реферат

Описание работы

Идеи Фрейда продолжают влиять на психологию, литературу, искусство, антропологию, социологию и медицину. Многие из его воззрений, такие, как важность сновидений и энергия бессознательных процессов, являются общепризнанными. Другие аспекты его теории, например взаимоотношения между эго, ид и суперэго или роль эдипова комплекса в юношеском развитии, широко дискутируются. Однако некоторые его работы, включая анализ женской сексуальности и теорию о происхождении цивилизации, так же широко критикуются.

Содержание

Введение 3
Зигмунд Фрейд 5
Понятие бессознательного 7
20
ФРЕЙДИЗМ 20
1.1.Содержание психоаналитической теории личности З.Фрейда 20
22
1.2.Понятийное поле психоанализа З.Фрейда 23
26
НЕОФРЕЙДИЗМ 27
2.1.Содержание социокультурной теории личности К. Хорни 27
2.2.Понятийное поле теории К.Хорни 28
2.3.Содержание индивидуальной теории личности А. Адлера 29
2.4.Понятийное поле теории А.Адлера 30
Учёные занимавшиеся проблемой бессознательного 32
3.1. Карл Густав Юнг 32
3.1.1.Бессознательное и сознание. 32
3.2.Эрих Фромм: жизнь, творчество, мировоззрение. 41
3.2.2.Коллективное бессознательное. 43
Заключение 47
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат1.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

существом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть

родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в  психике человека

"Идеал - Я" призвано осуществлять сублимацию  бессознательных влечений и в этом

смысле как бы солидаризируется  с "Я". Но по своему содержанию "Идеал - Я"

ближе к "Оно" и даже противостоит "Я", как поверенный внутреннего мира  "Оно",

что  может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике

человека. Таким  образом, фрейдовское "Я" предстает в виде "несчастного

создания", которое,  подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в

другую сторону, чтобы оказаться в  дружеском согласии как с "Оно", так и со

"Идеал - Я".

     Хотя Фрейд признавал "наследственность" и "природность" бессознательного,

вряд ли правильно утверждать, что он абсолютизирует силу и власть

бессознательного и всецело исходит из необузданных влечений человека. Задача

психоанализа, в том виде, как ее сформулировал Фрейд, заключается в том, чтобы

бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и

подчинить его своим целям. В этом смысле Фрейд был оптимистом, так как верил в

способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено

в формуле: "Там где было "Оно", должно быть "Я"". Вся его аналитическая

деятельность была направлена на то, чтобы по мере раскрытия природы

бессознательного человек мог овладеть своими страстями и сознательно управлять

ими в реальной жизни.

     Фрейд определяет бессознаетльное как несловесное;  оно превращается в предсознательное (откуда всегда может перейти в сознание) посредством

соединения с соответсвующими словесными представлениями.

     Фрейд осознавал трудности, которые вставали на пути овладения

бессознательным, долго бился над решением этой проблемы, постоянно внося

коррективы в понимание природы бессознательного и составляющих его ядро так

называемых "первичных влечений". 
 
 
 
 
 
 

                                          

                             ФРЕЙДИЗМ 

1.1.Содержание психоаналитической теории личности З.Фрейда 

  Предмет психоаналитической теории личности – бессознательные аспекты функционирования и развития личности. Основные задачи:

     1)Изучение роли бессознательного в развитии личности;

      2) Изучение роли бессознательного в динамике личности;

     3)Клиническая психотерапевтическая помощь при неврозах.

     Психоанализ З. Фрейда принято называть ортодоксальным. Это учение о бессознательных психических процессах.

     Стержнем всей системы психоанализа является предложенная 3.Фрейдом структурная модель личности, базирующаяся на так называемой топографической модели психики, включающей три слоя – сознательный, предсознательный и бессознательный. Уровень сознания – это мысли, ощущения, переживания, которые человек осознает в данный момент времени. Структура личности, по Фрейду, состоит из трех компонентов – Ид (Оно), Эго ("Я") и Супер-эго (Сверх-Я).

     Фрейд подчеркивал, что между тремя компонентами личности существует неустойчивое равновесие, т. к. не только содержание, но и направление их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в Ид, диктуют человеку желания, которые входят в противоречия с содержанием Супер-эго, вызывая внутренний конфликт и трудно переносимое личностью состояние тревоги. Конфликт между несовместимыми требованиями Ид и Супер-эго разрешается инстанцией Эго, которая с этой целью использует различные механизмы, в первую очередь, механизмы психологической защиты (вытеснение, регрессию, рационализацию, проекцию, сублимацию и т. п.). В противном случае возникает невроз, в основе которого лежат психотравмирующие переживания раннего детства, связанные с неосознаваемыми и вытесненными влечениями ребенка к родителю противоположного пола.

     Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, трактуемого как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. При этом любая активность человека определяется инстинктами, хотя влияние их на поведение может быть как прямым, так и замаскированным. По мнению Фрейда, существуют два основных врожденных бессознательных инстинкта – инстинкт жизни и инстинкт смерти. Они являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая поведение человека. 

 

                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Понятийное поле психоанализа З.Фрейда 

     Оно (ид) – Это структура личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и фактически является энергетической основой личности. В нем содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, разрядке и облегчению болезненного напряжения любой ценой.

     Я (эго) – Это структура личности. Эго следует принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Важнейшей функцией Эго Фрейд считал самосохранение, а также приобретение средств, которые позволяли бы осуществлять одновременную адаптацию к воздействиям со стороны Ид и к требованиям окружающей реальности. Эго-система берет на себя функцию задержки инстинктивной разрядки и ее контроля и осуществляет ее с помощью защитных механизмов.

     СверхЯ (суперэго) - Супер-эго включает моральные запреты, нормы, традиционные ценности и идеалы общества. Складывается в результате действия механизма идентификации с близким взрослым своего пола. В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс т. е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации. Супер-эго, в свою очередь, состоит из двух структур – совести и Эго-идеала.

     Либидо – специфическая энергия, формирующая сексуальный инстинкт, являющийся существенной составляющей влечения к жизни – Эроса.

     Психосексуальное развитие – В теории З.Фрейда выделяются пять последовательных стадий психосексуального развития: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Их проходит каждый ребенок в своем развитии. При фиксации на одной из них клиент уже нуждается в психоаналитической теорапии.

     Сознание – Уровень психического. На нем базируется эго человека.

     Предсознательное – Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание.

     Бессознательное – самая глубокая и значимая область психического, содержащая инстинктивные влечения, желания, воспоминания, др. материал, выход которого на сознательный уровень сопряжен с чувством угрозы, беспокойства, тревоги. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование и может выражаться в замаскированной или символ, форме – в сновидениях, ошибочных действиях, шутках и оговорках.

     Принцип удовольствия – этим принципом управляется Ид, желающий получить разрядку любой ценой, не «знающий» запретов, правил, опасностей.

     Принцип реальности – его цель: предотвращать разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен подходящий объект.

     Рефлекторные действия – действия, основанные на инстинктах

     Первичные процессы – Ид функционирует в соответствии с первичным процессом, представляющим собой простые и примитивные правила ассоциации.

     Вторичные процессы – З.Фрейд считал вторичным процессом реалистическое мышление и другие высшие ментальные процессы. Согласно вторичному процессу функционирует Эго. Эго вырабатывает механизмы, позволяющие адаптироваться к среде, справиться с ее требованиями. Развитие личности происходит следующим образом: из бессознательного формируются структуры Ид, регулируемые принципом удовольствия, далее при социализации развиваются за счет либидозной энергии при нормативных воздействиях общества структуры Эго и Суперэго. Личность развивается на основе четырех источников напряжения:

     1) процессов физиологического роста;

     2) фрустраций;

     3) конфликтов и

     4) угроз.

     Прямым следствием возрастания напряжения, возникающего из этих четырех источников является то, что личность вынуждена овладевать новыми способами редукции напряжения. Это и подразумевается под развитием личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               НЕОФРЕЙДИЗМ 

2.1.Содержание социокультурной теории личности К. Хорни 

     Предметом данного направления является невротическая личность. Основные задачи:

     1)Исследование формирования невротической личности;

     2)Различение здоровой и невротической личности;

     3) применение неофрейдистских идей в воспитании и психотерапии.

     Определение личности: Невротическая личность – это личность с нарушенной потребностью в безопасности.

     В теории Хорни биологическая ориентированность, характерная для классического психоанализа, заменяется социокультурной, присущей неофрейдизму. С точки зрения Хорни, решающим фактором развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности. Причем ведущей является последняя тенденция: удовлетворение потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личности; и наоборот – поведение родителей, препятствующих этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), ведет к развитию у ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.

     По Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенок прибегает к защитным стратегиям, которые получили название невротических потребностей, или невротических тенденций. Позднее эти потребности были объединены в три основные категории, каждая из которых представляет собой стратегию межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности, т. е. снижения тревоги. Каждой стратегии сопутствует ведущая ориентация в отношениях с другими людьми: 1) ориентация на людей; 2) ориентация от людей; 3) ориентация против людей. Соответственно этим типам ориентации было выделено три типа невротической личности: уступчивый, обособленный и агрессивный. Все эти стратегии использует и здоровый человек, однако гибко меняет их сообразно обстоятельствам.  

2.2.Понятийное поле теории К.Хорни 

     Невротические потребности – Это избыточные потребности

     1) в любви и одобрении;

     2) в руководстве партнера;

     3) в четких ограничениях;

     4) во власти;

     5) в эксплуатировании других;

     6) в общественном признании;

     7) в восхищении собой;

     8) в честолюбии;

     9) в самодостаточности и независимости;

Информация о работе Психология безсознательного