Психологические приемы допроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Конфликтная ситуация редко исчерпывается событием преступления.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИИ ДОПРОСА

3. РАЗЛИЧНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДОПРОСА

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 120.46 Кб (Скачать)

Розыску укрытого должен предшествовать выбор подходящего  момента, обыска, способа обеспечения  его производства, наиболее вероятных  мест укрытия в зависимости от физических характеристик разыскиваемых  предметов, осматриваемого помещений, территории, личности преступника. Такая  мыслительная деятельность следователя  в процессе обыска находит свое выражение  в разработке и выдвижении поисковых  версий.

Деятельность следователя  при обыске должна определяться разработанными и достаточно мотивированными поисковыми версиями. При этом нужно учитывать  ряд обстоятельств.

Преступники обычно предвидят возможность обыска и  поэтому стремятся как можно  надежнее спрятать орудие преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем. Следовательно, укрытие является результатом продуманной целенаправленной деятельности.

Для того, чтобы максимально  затруднить розыск, преступники зачастую не используют места, предметы, предназначенные  в обиходе для обычного хранения вещей, денег, ценностей, например, шкафы, чемоданы, ящики стола и т.п., а  избирают в качестве тайников, хранилищ места, предметы совсем иного назначения.

В целях надежного  укрытия преступники нередко  прибегают к изготовлению специальных  тайников.

Преступники порой  видоизменяют внешний вид указанных  предметов, например перекрашивая их. (Преступник изготовил из похищенного  на прииске промышленного золота крючки, покрасил их масляной краской  и укрепил в коридоре в качестве крючков для одежды.)

Избирая способ укрытия, преступник в некоторых случаях  стремится психологически затруднить поиск. Он может спрятать ценности в  игрушки ребенка, рассчитывая на любовь ищущего к детям, среди  хлама, тряпья, мусора, нечистот в расчете  на его брезгливость и т.д.

Решая вопрос о возможных  местах способах укрытия, следователь  также должен учитывать и совокупность объективных и субъективных факторов. Объективные факторы включают в  себя обстановку места обыска и характеристику искомых предметов. 

Выбор преступником мест и способов укрытия не является полностью свободным, детериминирован  рядом условий, в том числе  и обстановкой его жилища, иных мест, где он может спрятать орудия преступления, ценности. Так, наличие   приусадебного участка, дачи позволяет преступнику сделать тайник в земле, в деревьях; их отсутствие лишает его такой возможности.

Места и способы  укрытия, а следовательно, и направление  поиска во многом обусловлены физическими, химическими и иными свойствами предметов, которые прячутся. Например, крупные размеры предметов, добытых  преступным путем, не позволяют спрятать их среди обычной обстановки квартиры; физико-химические свойства золота, драгоценных  камней дают возможность хранить  их в земле, воде, среди продуктов  питания и т.д.

Субъективные факторы  укрытия определяются  личностными данными преступника. Так, выбор места и способа укрытия во многом зависит от пола и возраста преступника, Специфические интересы, знания, умения, технические навыки мужчин зачастую обусловливают создание тайников в корпусах и механизмах телевизоров, магнитофонов и других электробытовых приборов. Женщины чаще устраивают тайники среди обычных бытовых предметов продуктов питания,консервированных фруктах, овощах. При этом ими могут применяться весьма хитроумные способы укрытия (например, драгоценности - во вскрытой и вновь искусно запакованной пачке стирального порошка, золотые изделия - в банке топленого масла, денежные купюры - под подкладкой одежды и т.п.).

При решении задачи о наиболее вероятных местах и  способах укрытия следует учитывать  и возраст обыскиваемых. От него в значительной степени зависят  опыт, интересы, склонности, стереотипы поведения, эмоциональные особенности. В свою очередь, качества личности, определяемые возрастом, обусловливают выбор мест и способов укрытия. Эти закономерности наиболее ярко прослеживаются при проведении обыска у несовершеннолетних обвиняемых.

Как показали проведенные  исследования, во многих случаях несовершеннолетние бывают небрежны оставляют оружия преступления, ценности, добытые преступным путем, легкодоступных, местах на виду, среди  своих личных вещей. Вероятно, это  обусловлено малым жизненным  опытом подростков, такими их психологическими личностными качествами, как беспечность, нерасчетливость, неосторожность и  пр. Данную тенденцию не следует  смешивать с так называемым феноменом  привыкания к опасности. Он возникает  в тех случаях, когда предметы преступного назначения или же добытые  в результате правонарушения находятся  у обвиняемого более или менее  длительное время. Вначале преступник стремится надежно спрятать их, оборудует  специальные тайники, заботится  о маскирующих признаках. Однако по истечении определенного времени, особенно при необходимости периодически использовать укрытое, для проверки его неприкосновенности, преступник постепенно перестает укрывать, прятать, утрачивает осторожность. В таких  случаях оружие, орудия преступления, ценности остаются вне тайников, на виду. Названная психологическая особенность может проявляться не только у подростков, но и у взрослых.

Однако нередко  несовершеннолетние правонарушители  устраивают более или менее сложные  тайники, тщательно продумывают  способы укрытия. При этом они  используют информацию, полученную детективной  литературе, приключенческих фильмах, а также опыт взрослых преступников. Определенную роль при этом играют и такие психологические качества несовершеннолетних, как фантазия, воображение, гибкость ума, нестандартность  мышления. Обычно несовершеннолетние не решаются держать дома орудия преступления, Предметы и ценности, добытые преступным путем, предпочитают прятать их на "ничейной территории", на пустырях, в подвалах и т.д. При отсутствии надлежащего  контроля похищенное имущество, различные  технические средства для совершения преступления подростки могут хранить  непосредственно в жилом помещении. При проведении обыска нужно учитывать  также образование, культурный уровень, знания, интеллектуальные способности  обыскиваемого.

Представляется, что  выбор способа и места укрытия  обуславливается и совокупностью  познавательных качеств обвиняемого - его кругозора, способностей, воображения.

Нужно, однако иметь  ввиду, что нет правил без исключений. Практика знает немало случаев, когда  обвиняемые - малообразованные, весьма недалекие люди применяли чрезвычайно  оригинальные способы укрытия орудий преступления, предметов, ценностей, добытых  преступным путем. Очевидно, это объясняется  тем, что выбор места и способов укрытия не всегда требует высокого уровня умственного развития.

Накопленные криминалистические и судебно-психологические наблюдения показывают, что на выбор места  и способов укрытия  значительное влияние могут оказывать профессиональные навыки и умения обыскиваемого. Профессия определяет многие стороны личности, в том числе и ее, интересы, направленность, взгляды, нания, опыт, память, воображение, наблюдательность. Но влияние профессии не ограничивается только этим; она формирует специфические навыки, приемы, умения. Кроме того, профессия, как вид постоянной трудовой деятельности человека, не оканчивается формированием у лица необходимых психофизиологических качеств, но продолжает свое действий материальной сфере, нередко обусловливает наличие у него тех или иных орудий, инструментов. Поэтому знание способа совершения преступления, обнаружение при обыске соответствующих применению этого способа орудий и инструментов явится важным доказательством по делу. Наконец, профессия может определять и физические возможности человека, например его силу, ловкость, а также имеет отношение к выбору места и способа укрытия.

Однако установить зависимость межу профессией, профессиональными  навыками и способами укрытия  не всегда возможно. В самом деле, как зависит выбор места и  способа укрытия от профессиональных навыков математика, химика, педагога? Кроме того, для некоторых профессий  характерны одинаковые или сходные  производственные приемы, навыки. И, наконец, анализ следственной практики знает  немало убедительных примеров, когда  преступники избирают места и  способы укрытия вне зависимости  от профессии, профессиональных навыков.

При выдвижении поисковых  версии следователя должны интересовать и многие другие особенности личности обвиняемого, поскольку они могут  детерминировать выбор мест и  способов укрытия. Так, любительские занятия  у влечения) нередко определяют искомые  зависимости: занимающийся фотографией  запечатывает денежные купюры в пачки  с фотобумагой, имеющий собственную  автомашину оборудует тайники в  камерах, канистрах для горючего и т.д.

В психологическом  аспекте следует решать и вопрос о присутствии или отсутствии обвиняемого при проведении обыска в его квартире. Закон, как известно, предусматривает проведение обыска в присутствии лица, у которого он должен проводится, либо совершеннолетних членов его семьи. Обыск, проводимый в отсутствие обвиняемого, позволяет при последующих допросах, использовать незнание им результатов обыска. Обыск, осуществляемый в присутствии обвиняемого, дает возможность использовать наблюдение за его поведением для повышения эффективности этого следственного действия.

Рассмотрим вопросы  психологического наблюдения за поведением обыскиваемого. Есть все основания  полагать, что обвиняемый, имеющий  преступный опыт, обладающий такими волевыми качествами, как решительность, выдержка, смелость, часто более уверено  ведет себя во время обыска, способен сдерживать волнение, демонстрировать  безразличие даже на самых "критических" этапах обыска.

Криминалистические  и судебно-психологические наблюдения показывают, что труднее скрывать волнение женщинам и несовершеннолетним. Очевидно, эти обстоятельства, включая  оценку других психологических качеств и состояний, нужно учитывать, решая вопрос о том, в чьем присутствии будет проводится обыск.

Таким образом, в  процессе обыска необходимо постоянно  наблюдать за обвиняемым и членами  его семьи. Чтобы наблюдение было эффективным, нужно хорошо представлять его основные условия и методику. Желательно, чтобы наблюдение за обыскиваемым и членами его семьи было по возможности малозаметно, не навязчиво. Для обыскиваемых обыск является сильнейшим раздражителем, приводящим их в состояние значительной эмоциональной  напряженности скрыть эту напряженность  очень трудно. Как известно, существуют непроизвольные и произвольные реакции  человека на раздражители, непроизвольные реакции в значительной степени  регулируются и не управляются волевыми усилиями и могут выражаться в побледнении или покраснении кожных покровов, дрожании рук, усиленной потливости, изменении тембра голоса, нарушении координации движений. Наблюдение указанных признаков может в известной степени ориентировать на приближение обыскивающего к месту укрытия.

Произвольные психофизиологические реакции также свидетельствуют  об эмоциональной напряженности  обыскиваемых и выражаются в мимике и жестикуляции, говорящих о волнении, в отсутствии последовательности и  логики действий и слов, частых глотательных движениях т.д. Все это может  также указывать на приближение  к месту укрытия орудий преступления, предметов и ценностей, добытых  преступным путем, однако произвольные психофизиологические реакции регулируются волевыми усилиями человека и поэтому  нередко остаются незаметными для  наблюдателя.

В процессе обыска есть возможность усиливать элементы психологической напряженности  обвиняемого, чтобы легче заметить "критические точки". Такой  метод в криминалистической науке  и практике получил название "словесная  разведка". Суть его в том, что  следователь (или работник, органа дознания) спрашивает обыскиваемого о расположении помещении, назначении тех или иных предметов, принадлежности определенных вещей и т.д. и при этом наблюдает  за его состоянием, психофизиологическими  реакциями. При этом в действие вступает новый дополнительный раздражитель - словесный, который еще более  усиливает процессы эмоционального возбуждения обыскиваемого усложняет  возможности контроля за собственным  поведением и реакцией. Словесный  раздражитель усиливается, если задаваемые вопросы исходят из ситуации обыска. Например, следователь, подойдя к  столу и обнаружив, что его  ящики на замке, опрашивает: кто пользуется этим столом, что в нем находится, почему он заперт?

Еще большее значение имеет наблюдение за поведенческими актами обыскиваемого. Следственной практике известно немало случаев, когда обвиняемый, члены его семьи при приближении  обыскивающего к месту укрытия  устраивали ссоры, эксцессы, проявляя истерические реакции, симулировали внезапное  ухудшение состояния здоровья и  т.п. Это делалось, чтобы отвлечь  внимание участников обыска, приостановить  или не допустить опасное для  обыскиваемого развитие событий, могло  свидетельствовать о невозможности  оправиться с возникшей психологической  напряженностью.

Такого рода поведенческие  акты можно классифицировать как  попытки, во-первых, отвлечь внимание участников обыска от осмотра определенных участков и предметов; во-вторых, замаскировать  или закрыть доступ к каким-либо участкам помещения; в-третьих, внушить  представление о нецелесообразности поисков на определенных участках помещения, о не существенности, незначительности каких-либо объектов (например, на вопрос следователя "Что находится в чулане?" жена обвиняемого отвечает, что там всякий хлам, что участники обыска зря потеряют время на осмотр и т.д. Немаловажен и психологический аспект анализа   внешней обстановки. Понимаемая в самом широком смысле слова, она отражает многие особенности личности ее социального статуса, материальное и общественное положение человека, его культурный уровень, потребности, интересы, склонности, нравственные представления. Поэтому обнаружение в квартире обвиняемого предметов, резко не соответствующих его материальному положению должно привлечь внимание следователя. В ряде случаев целесообразно получить по отдельности объяснения обвиняемого, членов его семьи относительно появления таких предметов в их жилище.

Информация о работе Психологические приемы допроса