Психологические приемы допроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Конфликтная ситуация редко исчерпывается событием преступления.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИИ ДОПРОСА

3. РАЗЛИЧНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДОПРОСА

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 120.46 Кб (Скачать)

Ощущения зрительные, слуховые, вкусовые, мышечные и т. п. возникают лишь тогда, когда раздражитель достигает определенной силы. Следует  помнить, что существует минимальная  величина раздражителя, вызывающего  новые ощущения и учитывать явления  адаптации. Ощущения возникают не сразу. Существует определенный период между  началом действия раздражителя и  появлением ощущения, так называемый латентный период.

Способность к ощущениям  у людей индивидуальна. Она может  быть пониженной и повышенной, а  также носить патологический характер. Величина порога ощущений зависит от привыкания к определенным условиям - адаптации, которая может иметь  и положительное, и отрицательное  значение для точности показаний. Так, привыкание к темноте повышает возможность  различить слабоосвещенный предмет, а привыкание к душной атмосфере  помещения может воспрепятствовать  обнаружению запаха табака.

Восприимчивость к  отдельным раздражителям у одних  и тех же людей бывает переменной в зависимости от их физического  и психического состояния, что необходимо учитывать при проверке показаний  свидетеля, когда возникает сомнение в его способности видеть, слышать  или иначе ощущать описываемое  явление.

Знание закономерностей  ощущений важно, поскольку показания  могут основываться именно на них  – отражении отдельных свойств  предметов. При получении подобного  рода информации не следует стремиться довести ее до целого образа предмета, поскольку он может оказать ошибочным  и пустить следствие по ложному  пути.

Восприятие - это  отражение в сознании предмета или  явления в целом, даже если отражается отдельные его свойства.

На процессы ощущения и восприятия оказывают влияние  объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся  освещенность, удаление, быстротечность события, погодные условия. К субъективным факторам относятся индивидуальные особенности воспринимающего: индивидуальные особенности воспринимающего, состояние  его органов восприятия в момент получения информации, физическое, физиологическое и эмоциональное  состояния, преднамеренность восприятия.

Особенностью является апперцепция, т. е. зависимость восприятия от прошлого опыта человека. Чем  больше опыт, тем более полны и  достоверны показания. В этом отношении  наибольшую значимость приобретают  восприятие событий и явлений  профессионалами, обладающими профессиональными  знаниями и большим практическим опытом. Так, по делам о дорожно-транспортных происшествиях показания водителей-профессионалов и инспекторов ГАИ о скорости и механизме пришествия наиболее объективны.

На процесс приема и переработки информации в значительной степени могут влиять эмоции и  чувства, в некоторых случаях  вносящие искажения в восприятие. Формирование показаний нередко  происходит в критических ситуациях, вызывающих в человеке различные  сильные эмоциональные реакции: стресс, фрустрацию, страх.

Стресс или напряженность  возникает при опасности в  условиях физической и нервной перегрузки, при необходимости принимать  быстрые и важные для личности решения. Жертва преступления: изнасилования, избиения или же очевидец смерти лица при убийстве, даже дорожно-транспортном прошествии испытывает состояние напряженности. При этом все психические процессы могут быть заторможены: ухудшается работа слуха, зрения, движения заторможены, мышление замедленно.

Таким образом, процесс  восприятия предметов, явлений, людей  обуславливается не только наличными  раздражениями периферических органов  чувств, но и всем опытом воспринимающего.

Нарушение функций  какого-либо из органов чувств влечет за собой искажение восприятия, могут  иметь место иллюзии (ошибки, обманы).

Процесс возникновения  иллюзий имеет свои закономерности. Они проявляются:

1.   Вследствие оптического несовершенства глаза и некоторых свойств различных анализаторов (сетчатка, рефлексы нервов).

2.   Вследствие особых условий, при которых происходит наблюдение.

3.   Из-за ложного суждения о видимом: обман наступает при неправильном осмысливании зрительного образа.

К ошибкам, возможным  на этой стадии формирования показаний  помимо оптических, слуховых и других искажений, относятся также неверные оценки размеров, расстояний, количества, неправильные суждения о соотношении, последовательности и других связях между предметами и явлениями.

Полнота и точность чувственной информации зависит  от объема и характера внимания, эмоциональной окраски восприятий, содержания деятельности воспринимающего, его установок.

Весьма пагубно  на точность восприятия действует испуг, особенно, когда сам объект восприятия носит угрожающий характер.

Обычно люди склонны  преувеличивать пережитые опасности. Кроме того, острые переживания суживают сознание и снижают полноту и  точность отражения. Общеизвестно влияние  аффектов на возникновение ошибочных  представлений потерпевшего.

Неправильное понимание  может быть обусловлено и отношением свидетеля к происходящему. Так, очевидец нередко воспринимает какой-либо жест или движение как действие, связанное с нападением или защитой, в зависимости от принадлежности свидетеля к одной из сторон. Иногда восприятие может быть искажено вследствие симпатии или предубеждения. Доказано также, что мысль, противная убеждениям свидетеля, усваивается труднее, чем соответствующая этим убеждениям.

Нередко ошибки возникают  при восполнении пробелов в воспринятом  материале из-за «подмены действительного  обычным». Стремясь к образованию  логически цельной картины происшедшего, свидетель, если часть ее не была им воспринята, заполняет имеющиеся пробелы данными, почерпнутыми из своего опыта, и расценивает их как естественные, обязательные и для данного случая.

Ошибочная интерпретация  обусловливается тем, что в процессе осознания воспринятого свидетель, располагая данными, которые допускают  различные истолкования, останавливается  на одном из возможных вариантов, дорисовывая недостающие детали в своем воображении и проникаясь уверенностью в том, что эти воображаемые детали также наблюдались.

В общем, нет ни одной  психической закономерности, которая  не оказывала бы какого-то влияния  на материал будущих показаний, и  наличие таких влияний должно выясняться и оцениваться следователем и судьей.

2 этап: "Запечатление, сохранение и переработка информации, ее непроцессуальное воспроизведение"

Память определяется как запоминание, сохранение и воспроизведение  индивидуального опыта. Поэтому  большое значение имеют свойства памяти воспринимавшего, способности  сохранять и воспроизводить воспринятое. Индивидуальность памяти личности проявляется  двухсторонне, во-первых, в особенностях ее процесса, т.е. в том, как осуществляется запоминание, сохранение и воспроизведение, во-вторых, - в особенностях содержания памяти, т.е. в том, что запоминается.

В процессах памяти индивидуальные различия выражаются в  скорости, точности, объеме, прочности  запоминания, длительности сохранения и готовности (быстроте) к воспроизведению, которые определяются условиями  жизни, воспитанием и биологическими особенностями.

Накопленная информация запоминается в той связи, в какой  она воспринималась. Эта связь  представлений, имеющая значение для  последующего воспроизведения, называется ассоциацией.

Запоминается не все, так как ассоциативные связи  образуются избирательно. Запоминается преимущественно то, что вызвало  глубокие переживания (эмоциональный  фактор) или имеет существенные словесные  значения (словесно-логический фактор).

На формирование представления влияют интерес свидетеля  к тем или иным сторонам происходящего, понимание им ситуации, объем и  направленность внимания. Запоминание  может быть преднамеренным (произвольным) и непроизвольным. Преднамеренное запоминание  встречается в следственной и  судебной практике, когда свидетель, понимая значение происходящего, предвидит  возможность будущего допроса и  сознательно стремится сохранить  в памяти определенное событие. Показания  таких свидетелей зачастую отличаются точностью и полнотой.

Но большей частью следователю приходится иметь дело со свидетелями, непроизвольно запомнившими факты. Непроизвольное запоминание не обязательно должно быть неполным и неточным. Многочисленные исследования показали, что оно способно давать обильный и достоверный материал для свидетельских показаний, а при активной, содержательной и осмысленной деятельности свидетеля может быть даже надежнее произвольного.

При произвольном запоминании  происходит осмысливание образа, отбор  и обобщение главного в нем, а  если нужно, то информация заучивается. В этом случае при словесном оформлении воспринятого и мыслей о нем, особенно если воспринимавший знает, что ему  предстоит давать показания и  мысленно вспоминает или же делится  своей информацией и переживаниями  по поводу ее с окружающими.

При непроизвольном же запоминании закрепление впечатлений  происходит само собой, без усилий со стороны воспринимающего. Допрашивать  приходится чаще именно таких лиц, но практика показывает, что и такое  запоминание обеспечивает правильное воспроизведение нужной информации на допросе.

Именно на непроизвольное запоминание большое влияние  оказывают эмоции. Когда явление  и события затрагивают чувства, то мыслительная деятельность воспринимавшего  протекает более активно, заставляет постоянно возвращаться к пережитому. Однако, как отмечалось, слишком  бурное переживание событий может  оказывать отрицательное воздействие  как на само восприятие, так и  на сохранение его в памяти или  же существенно искажает его.

На сохранении воспринятого в памяти сказываются и многие другие обстоятельства. Воспоминания бледнеют, стираются и вовсе утрачиваются под влиянием напряженной умственной работы, большого количества интересных событий и обилия новых восприятий. Когда их материал сходен или связан с расследуемым событием, возникает  опасность смешения восприятий, подмены  части информации, полученной из одного источника, сведениями, почерпнутыми иным путем (беседы с другими свидетелями, слухи, сообщения прессы и т.п.).

Забывание,- процесс, обратный запоминанию. Существует кривая, полученная в результате экспериментальных  данных. Забывание информации, не основы, а деталей особенно интенсивно в  течение первых двух часов. Спустя 9 часов сохраняется 40% информации, спустя 24 часа - 35%, через месяц - 30%.

В связи с этим понятны рекомендации о безотлагательном допросе очевидцев. Чем раньше лицо будет допрошено, тем с большей  вероятностью от них будет получены полные и достоверные показания. Но из этого общего правила бывают исключения.

Иногда показания, данные непосредственно после события  преступления, являются неполными, непоследовательными. Это объясняется явлением реминисценции. Сущность ее в том, что происходящий сразу же после восприятия процесс  торможения делает первоначальное воспроизведение  недостаточно продуктивным. В течение  последующих 2-3 дней происходит сопоставление  и усиление в памяти частей и элементов  воспринятого, их смысловых связей. Явление реминисценции имеют  довольно большую распространенность у детей и у 40,5% взрослых. Поэтому  рекомендуется проводить повторные  допросы ввиду недостаточной  полноты.

Явление реминисценции  лишний раз подчеркивает, что воспринятая  информация подвергается определенной переработке, выражающейся в подборе  и отборе материала, выявлении и  обобщении главного, появлении новых  элементов, привнесенных из прошлого опыта  и утраты части признаков, что  обусловлено интересом воспринимавшего  к тем или иным сторонам происшедшего, степени понимания ситуации, объемом  и направленностью внимания. Чем  больше опыт, знания, шире интеллект  воспринимавшего, тем точнее информация после ее переработки в сознании.

Следует учитывать, что на стадии переработки возможно искажение информации в результате внушения и самовнушения. Это имеет  место, когда воспринимавший учитывает  мнение знакомых, родственников, неполная информация может додумываться, неясные  места заполняются воображением и желаемое или предполагаемое выдается за действительное.

Однако, несмотря на возможность определенного искажения  или потери информации общепризнанно, что человеческая память при обычных  условиях обладает достаточной точностью  и достоверностью, что и позволяет  считать показания одним из основных видов доказательств по уголовным  делам.

Процесс припоминания имеет место уже при получении  свидетелем вызова на допрос. Однако это  не механическое возобновление ранее  воспринятого материала.

Думая о предстоящем  допросе, свидетель мысленно возвращается к прошлому, стремясь наиболее точно вспомнить, как было дело, рассказывает об этом своим близким. Замечая пробелы в своих воспоминаниях, он часть из них оставляет не восполненными или вспоминает забытое позднее. Известная часть пробелов памяти неосознанно восполняется иными представлениями, на основе опыта и знаний свидетеля, подобно тому, как происходит заполнение пробелов в восприятиях. Иногда отдельные детали совмещаются во времени и пространстве, их действительная последовательность или взаиморасположение нарушается, происходит замена одной части воспоминаний другой, объединение того, что произошло раздельно, и разъединение того, что фактически было связано между собой.

Информация о работе Психологические приемы допроса