Психологические приемы допроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Конфликтная ситуация редко исчерпывается событием преступления.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИИ ДОПРОСА

3. РАЗЛИЧНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДОПРОСА

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 120.46 Кб (Скачать)

Если в процессе допроса у следователя появляются сомнения в правильности описания тех  или иных признаков, нужно задать уточняющие вопросы. При расследовании  уголовного дела следователь встретился с противоречивыми показаниями  потерпевших относительно признаков  внешности преступника. С целью  установления правильности запоминания  и воспроизведения признаков  преступника следователь провел проверку, потерпевшим предлагалось определить цвет различных предметов, рост, возраст прохожих, объяснить, что они понимают под "высоким" и "низким" ростом, рассказать об освещенности на месте восприятия и  т.д. Оказалось, что потерпевшая низкого  роста считала всех, кто выше ее, людьми высокими, другая потерпевшая  в момент преступления находилась на холме, а преступник был в ложбине, и поэтому она определила его  рост как низкий. Третья видела преступника  всего в течение нескольких секунд, в сумраке, поэтому ее подробные показания о приметах вызывали сомнение.

Таким образом, при  допросе свидетелей и потерпевших  необходимо выяснить максимум объективных  условий восприятия: где, когда, в  какое время, при каких обстоятельствах, условиях, на каком расстоянии, при  каком освещении, в течение какого времени наблюдался объект, в каком  состоянии он находился; и субъективные условия: состояние зрения, слуха, особенности  памяти, психологические состояния, испытываемые в момент восприятия (страх, волнение, растерянность).

При опознании следователь  должен не только наблюдать за поведением его участников, но и контролировать собственное поведение, чтобы соблюсти процессуальные и тактические правила  опознания, исключить возможность  оказания какого-либо недозволенного психологического воздействия на участников этого следственного действия. Для  этого следователь тщательно  отбирает олова, контролирует интонацию, жесты, мимику.

Как известно, сущностью  следственного эксперимента является производство опытов (опытных действий), с помощью которых проверяется возможность существования в прошлом каких-либо событий, явлений, имеющих значение для установления истины по делу.

Вопрос 6. Психологическая  характеристика следственного  эксперимента. 

Следственный эксперимент  является сильным средством психологического воздействия на его участников, поскольку  его результаты нередко наглядно свидетельствуют о возможности  иди невозможности определенного  явления, события, а опровергнуть их подозреваемому, обвиняемому бывает трудно.

Большинство видов  следственного эксперимента по своему содержанию представляет исследование и оценку, тех или иных возможностей человека:/восприятие какого-либо события, факта при определенных условиях (увидеть объекты, услышать голос  человека, шум мотора, почувствовать  запах, определить температуру предмета и т.д.); (совершение тех или иных действии (поднятие тяжести, проникновение  через отверстие и пр.). Проверяются  также умения, навыки (открыть эамок  определенным способом, изготовить клише  поддельной печати и т.д.). При определении  условий следственного эксперимента и оценке полученных результатов  надо исходить из знания психофизиологических возможностей человека.

Рассмотрим психологические  аспекты подготовки к производству следственного эксперимента. Немаловажен  вопрос о возможности его осуществления. Следственный эксперимент станет возможен, если следователь сумеет обеспечить:

1. Воссоздание (или  моделирование) материальной обстановки, максимально сходной с той,  в которой происходили проверяемые  действия или события;

2. Воспроизведение  (моделирование) субъективных, психофизиологических  факторов;

3. Моделирование  самих опытных действий.

Несмотря на наличие  определенных трудностей, воссоздание  обстановки чаще всего возможно. Столь  же реальна возможность моделирования  самих опытных действий. Все действия, кроме преступных, можно воспроизвести.

Значительно сложнее  обстоит дело с воспроизведением психофизиологических факторов. В принципе невозможно полностью смоделировать  все психологические состояния  человека, психофизиологический механизм его действий. В искусственно созданной  обстановке человек неизбежно чувствует  и действует иначе, чем в обычных  условиях. Он психологически напряжен, внимание его повышено - все это  существенно скажется на результатах  его действий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Успех осмотра места  происшествия в решающей степени  зависит от мыслительной деятельности сотрудника, его интуиции, мысленного моделирования события. При этом нельзя ограничиваться поиском следов, соответствующих одной версии, нужно исследовать любой обнаруженный факт, явление с разных точек зрения, подвергать сомнению наблюдаемые признаки, ибо версии и модели события могут быть ошибочными, возможна инсценировка события.

Значение места  происшествия как источника сведений о событии и его участниках понимают многие преступники, и потому нередко в следственной практике приходится иметь дело с различными инсценировками на месте происшествия. Искажая картину события, создавая фиктивную обстановку и фабрикуя отдельные доказательства, преступник стремится направить следствие  по ложному пути.

Разоблачение инсценировок требует высокой профессиональной подготовленности работников органов  правопорядка, проявления ими рефлексивности мышления, умения рассуждать о рассуждениях субъекта преступления. Безусловно, позитивно  сказывается опыт деятельности в  должности сотрудника правоохранительных органов.

Обыск является сложным  в психологическом плане следственным действием и характеризуется: принудительным характером, наличием конфликтной ситуации, поисковым характером производства обыска, проблемностью.

Деятельность следователя  при обыске должна определяться разработанными и достаточно мотивированными поисковыми версиями.

Психология опознания  в немалой степени определяется особенностями личности опознающего, его отношением к событию преступления и правонарушителю, психологическим  состоянием, в котором он находится. Процесс восприятия и последующие  результаты опознания определяются и особенностями воспринимаемых объектов.

Список  используемой литературы
 

1.                 Антонян Ю.М.,Еникеев М.И.,Эминов В.Е. Психология преступника и расследований преступлений - М.:Юрист,1996

2.                 Васильев В.Л. Психология следственных действий. - Спб., 1993.

3.                 Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПБ., 2000

4.                 Водолазский Б.Ф. Психология осмотра места происшествия.Учебное пособие.- М., 1999

5.                 Дулов А.В. Судебная психология. - Минск, 1975

6.                 Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. - М., 2002

7.                 Мариновская И.Д. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности. - М., 2000

8.                 Практическая психология.Учебник /Под ред.проф.М.К.Тутушктной. СПб.:Изд-во "Дидактика Плюс",1998

9.                 Ратинов А.Р.Судебная психология для следователей.- М., 2004

10.            Сорокотягина Д.А. Психология следственных действий. - Екатеринбург, 1995

11.            Шевченко В.М. Психология инсценировки как способа сокрытия преступления .Авт.дисс.на соиск.учен.ст.канд.психол.н.- М.: Академия МВД РФ,1992 
 

Информация о работе Психологические приемы допроса