Психологические особенности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:24, контрольная работа

Описание работы

Соотношение двигательного и психического развития. Характеристика и повреждение двигательного акта. Церебральный паралич как основная причина двигательных расстройств в детском возрасте. Причины возникновения детского церебрального паралича. Особенности психического развития детей при различных формах детского церебрального паралича (спастическая диплегия (болезнь Литтля), двойная диплегия, гемипаретическая, атонически-астатическая, гиперкинетическая, смешанные формы).

Работа содержит 1 файл

КР из 3 тем.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

 

КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

 

1. Слепые  дети—это дети с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (0,04 с очками). Слепота—двусторонняя неизлечимая потеря зрения.

   Большинство слепых  детей имеют остатки зрения (могут сосчитать пальцы рук у лица, различить контуры и цвет предмета перед глазами, имеют светоощущения). Чем раньше наступил дефект, тем более заметны отклонения в развитии. Слепые дети подразделяются на слепорожденных и ослепших.

      У слепорожденных наблюдаются отставание в развитии образного мышления, затруднения в движениях. Внимание, логическое мышление, речь, память развиваются нормально. С большим трудом формируется правильное соотношение между отвлеченными знаниями и конкретными представлениями. Они легче усваивают отвлеченные, нежели конкретные понятия. Наблюдаются нарушения, связанные с трудностями в учении, игре, быте, неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции или раздражении, возбудимость, агрессивность. У ослепших детей зрение утрачено после рождения—в дошкольном или школьном возрасте. Имеет значение сохранность зрительных представлений: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если не развивать зрительную память, происходит постепенное стирание зрительных образов. Нормальная  мыслительная деятельность слепых детей опирается на слуховой, двигательный, кожный и другие анализаторы. На их основе развиваются произвольное внимание, мышление, речь, воссоздающее воображение, логическая память, которые являются ведущими в процессе компенсации. Коррекционно-компенсаторное обучение слепых позволяет им за 11 лет получить полное среднее образование и произвольную специальность (например, радио-и электротехника).

2. Слабовидящие дети. Для них характерна острота зрения с очками от 0, 05 до 0,2. Даже при таком нарушении зрение остается основным средством восприятия. Зрительный анализатор является ведущим в учебном процессе, другие анализаторы его не замещают, как у слепых. Обзор окружающей действительности сужен, замедлен и неточен, поэтому для слабовидящих детей характерны ограниченность и искажение представлений; замедлены процессы запоминания, мыслительные операции, затруднена ориентация в пространстве. У многих слабовидящих нарушено цветоощущение. Характерны также раздражительность, замкнутость, негативизм, связанные с неудачами.  При обучении в массовой школе слабовидящие дети испытывают ряд трудностей: трудности узнавания характерных внешних признаков предметов из-за нечеткости и замедленности восприятия; трудности в различении строк, сходных по написанию букв и цифр, ведущие к невозможности овладения счетом и чтением. В обычной школе слабовидящие дети не видят  написанного на доске, изображений на таблицах. При зрительной работе такие дети быстро утомляются, что способствует дальнейшему снижению зрения, а также  снижению умственной и физической работоспособности. При обучении в школе для слабовидящих используются специальные оптические средства: телескопические очки, контактные линзы, лупы, проекторы, повышенная освещенность, учебники с крупным шрифтом.

 

  Ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

 

ПРОВЕРКА ОСТРОТЫ  ЗРЕНИЯ

 

Каждый человек рано или поздно попадает в кабинет к окулисту, который осуществляет проверку остроты зрения. Необходимость в определении остроты зрения может возникнуть как в профилактических целях при проведении планового медицинского осмотра, так и вследствие обращения пациента с определенными жалобами на глаза или зрение.

 

Чаще всего окулисты для проверки зрения используют специальные  таблицы. Более высокотехнологичным  способом проверки остроты зрения является использование проектора оптотипов.

 

Каждый глаз необходимо исследовать отдельно, поскольку острота зрения на каждом из них может быть различной.

Проверка остроты зрения при помощи таблиц

 

Для качественной диагностики  необходимо соблюдение некоторых условий  осмотра. Таблицы для проверки остроты  зрения должны быть равномерно и хорошо освещены. Для этого их помещают в осветитель с зеркальными стенками (аппарат Рота), который обеспечивает правильное распределение света. Для проверки остроты зрения чаще всего используются таблицы с несколькими рядами специально подобранных знаков, называемых оптотипами. В качестве оптотипов допускается использование букв, цифр, крючков, полос, рисунков и т.д.

 

Данная методика была предложена еще в 1862 г. офтальмологом  Снелленом, который предложил оформлять  оптотипы таким образом, чтобы весь знак охватывал угол зрения в 5 пространственных минут, а его детали занимали угол в 1 минуту. Под деталью знака понимают толщину линий, которые составляют оптотип, и промежуток между линиями.

 

РАННИЙ ОНТОГЕНЕЗ  В УСЛОВИЯХ СЛЕПОТЫ

 

    Развитие ребенка  в условиях слепоты должно проводиться с помощью комплекса процессов, которые являются основой для развития ребенка как полноценной личности. Процесс развития проводится как переход от одной стадии развития к другой с одновременным закреплением изученного материала. Каждый новый уровень обучения разрабатывается на основе психического состояния ребенка, его способностей на данный период. Любая стадия компенсации зрения должна соответствовать уровню развития процессов восприятия, представления, а также мышления и речи. Кроме того, ребенок должен научиться активно использовать образы разных предметов в уме и т. д. Развитие ребенка в условиях слепоты должно быть ориентировано на дальнейшее вхождение в полноценное общество, компенсацию своего недостатка зрения и получение трудовых навыков. Процесс обучения при слепоте является преодолением психологических переживаний, которые неизбежно возникают у ребенка, когда он осознает разницу между своими способностями и способностями других детей, т. е. свои недостатки и последствия ограничения в будущей жизни.

    Любая индивидуальная  программа всегда должна строиться  на базе личного опыта ребенка,  приобретенного в процессе развития  с момента рождения. Следовательно,  от того, что успел ребенок  освоить в раннем возрасте, какие  компоненты, навыки и объем информации он получил из окружающего мира, будет зависеть его дальнейшее развитие. Практически обосновано, что наблюдение за развитием ребенка с момента рождения является значимым критерием для выбора индивидуальной программы.

 

Компенсацию слепоты можно разделить на две стадии:

    1) на ранней  стадии слепой ребенок развивается  так же, как и зрячий, во многом  этот процесс зависит от активности  взрослого человека и степени  эмоционального общения с окружающим  миром. На данной стадии ребенок  практически не подвергается негативному влиянию слепоты, так как в это время развивается в большей степени двигательная активность в ограниченном пространстве. До 5–6 месяцев и зрячие, и незрячие дети находятся в одинаковых условиях;

    2) на второй  стадии основная работа проводится по развитию речи ребенка, так как запас слов и звуков будет основной базой для дальнейшего развития. Речь как главное средство общения позволяет ускорить формирование представлений об окружающем мире, обозначить конкретные действия и движения.

    Учитывая медленное  формирование словарного запаса  незрячих детей, необходимо одновременно  развивать реакцию на звуки,  ощущения предметов и пространственную  ориентацию.

Компенсация слепоты начинает развиваться у ребенка с первых месяцев его жизни и не может рассматриваться лишь как замещение отсутствующей зрительной функции. Она представляет собою целостное психическое образование, систему сенсорных, моторных в интеллектуальных компонентов, обеспечивающих слепому ребенку адекватное а активное отражение внешнего мира и создающая возможность овладения различными формами деятельности, свойственными каждому из возрастов.

Структура компенсации слепоты различна в разных возрастах.

Выделены 4 стадии компенсации слепоты, наблюдавшиеся в раннем я дошкольном возрасте. Каждая из них представляет собой сложную систему способов осуществления деятельностей, доступных детям.

Компенсаторными психическими образованиями явились те, которые в данный отрезок времени находились на сензитивной стадии своего развития и испытывали меньшее влияние со стороны сенсорного дефекта.

Первая стадия в системе компенсации слепоты обеспечивает слепому ребенку создание широких интермодальных и интрамодальных связей, позволяющих ему активно реагировать на комплексы раздражителей внешнего мира и своевременно подготавливаться к важным жизненным актам. На этой стадии компенсации слепоты в ее системе еще нет иерархической структуры и соподчинения ее компонентов. В этот период особого внимания заслуживает образование связей "предмет - звук", на развитие которых отсутствие зрения не оказывает прямого влияния. Независимо от зрения формируется также и моторная сфера ребёнка, что обеспечивает ей синхронность развития у слепого и зрячего и приводит к такому уровню сенсо-моторной деятельности, который позволяет слепому ребенку осуществлять выделение и дифференцирование звуковых признаков предметов окружающего мира. С этим связан переход ребенка на вторую стадию компенсации слепоты, который осуществляется примерно в возрасте 5-6 месяцев. У зрячего же ребенка выделение и дифференцирование отдельных признаков предметов возникает ранее (в 3-4 месяца) и связано с развитием и функционированием зрения.

Вторая стадия в системе компенсации слепоты направлена на развитие и дифференцирование восприятий различных модальностей, поступающих от всех сохранившихся анализаторов. На протяжении длительного времени (до 3-летнего возраста) у слепого ребенка складываются умения соотносить дифференцированные восприятия с предметами внешнего мира и использовать их в своей деятельности. В этот период очень медленно формируются сенсо-моторные эталоны и наблюдается значительное отставание слепого от зрячего, так как отсутствие зрительного контроля приводит к замедленному формированию двигательной сферы, его локомоций и мелких движений рук, сказывается на ориентировке в пространстве, что также отражается на уровне предметной деятельности, которая значительно отстаёт я практически не становится ведущей. Компенсация недостатков развития, возникающих в этот период из-за слепоты, может осуществляться за счет развития слухового восприятия и речи, активно развивающихся в этот период. При этом огромное значение в эмоциональном общении слепого ребенка со взрослым начинает играть роль, именно, как средство дистантного общения, обеспечивающего ребенку получение "обратной связи", и тем самым стимулирующего активнее познание им внешнего мира, Способность на основании выделения отдельных признаков предметов узнавать знакомые предметы, соотносить их со словесным обозначением и сохранять их в памяти обеспечивает слепому ребенку переход к третьей стадии компенсации.

Третья стадия в системе компенсации слепоты характеризуется дальнейшим развитием сенсорики слепого, использованием при восприятии предметных предэталонов. Расширяющийся запас слов, связь их с предметным миром и закрепление их в памяти обеспечивает слепому появление игровой деятельности и возможности представлять предметы в их отсутствие. У него появляется способность оперировать образами в воображаемой ситуации. Однако значительную роль все еще играют предметы, игрушки, модели, схематично изображающие реальные объекты и служащие опорой для воссоздания ситуации. Большое место в связи с этим занимают практические действия и манипуляции с предметами для выяснения их скрытых свойств, т.е. использование наглядно-действенного способа сознания. Внутри этой стадии начинает формироваться способность активного оперирования образами представлений, т.е. появляется наглядно-образное мышление, что свидетельствует о переходе слепого ребёнка к четвертой стадии компенсации слепоты, наблюдавшейся нами в дошкольном возрасте.

Четвертая стадия системы компенсации слепоты характеризуется активным включением речи, памяти, мышления, как в наглядно-практической, так и в наглядно-образной и понятийной форме в сенсорное отражение внешнего мира. Использование при восприятии общественно выработанных эталонов, основанное на интеллектуальном анализе воспринимаемого, создание специфических способов решения сенсорных задач о использованием плана представлений, умение соотносить воспринимаемые объекты о образами прошлого опыта, подчинять свои действия плану и правилу становится основой системы компенсации слепоты в дошкольном возрасте и позволяет создать слепому целостное представление об окружающем мире.

 

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

 

При переходе к системе интегрированного обучения детей со специальными образовательными потребностями необходимо всесторонне оценивать возможности каждого ребенка, долю коррекционной помощи в его обучении и воспитании и необходимость ее получать. При выборе любого типа обучения необходимо обеспечить проведение коррекционно-воспитательной работы, адекватной уровню развития ребенка. Механическая интеграция, то есть направление ребенка с нарушениями развития в класс общего типа, не может гарантировать ему необходимого уровня поддержки. Такая имитация интегрированного обучения только увеличивает различия между детьми и создает большой психологический дискомфорт для всех.

 

Специального внимания требуют сироты и дети из асоциальных семей. Проблемы их быта и трудоустройства должны решаться организованно, в тесной связи с их общим и профессиональным обучением в условиях места проживания. Важно, чтобы каждый регион начал заботиться о своих детях и чтобы ни один из них не остался отвергнутым, чтобы каждый был интегрирован в систему образования.

 

Успех интеграции более всего будет зависеть от отношения педагогов и родителей к детям со специальными образовательными потребностями. Нужно начать формирование нового концептуального взгляда, суть которого заключается в гуманных отношениях между детьми со специальными образовательными потребностями и учителями общеобразовательной школы, между образовательной и специальной школами.

 

Организационная модель интегрированного обучения представляется следующей:

 

1. Принципы реализации идеи интегрированного обучения:

 

1.1. Исходя из материальных возможностей и культурных традиций региона, перенимать позитивный зарубежный опыт интегрированного обучения детей и творчески внедрять его.

 

1.2. Реализация интегрированного обучения не должна разрушить сеть специальной помощи, материальную базу, накопленный опыт. Все это должно быть творчески приспособлено к новым условиям обучения.

 

1.3. Выбор общеобразовательного или специализированного обучения должен быть сделан исходя из того, где больше пользы получит каждый ребенок.

 

1.4. Гарантия бесплатного обучения.

 

1.5. Дети с нарушенным зрением должны обучаться не в ограниченной среде, а вместе со своими сверстниками.

 

2.     Предложения по реорганизации на уровне Министерства обра-зования:

 

2.1. Право выбора типа учебно-воспитательного учреждения оставить за родителями и ребенком.

Информация о работе Психологические особенности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата