Психологические особенности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:24, контрольная работа

Описание работы

Соотношение двигательного и психического развития. Характеристика и повреждение двигательного акта. Церебральный паралич как основная причина двигательных расстройств в детском возрасте. Причины возникновения детского церебрального паралича. Особенности психического развития детей при различных формах детского церебрального паралича (спастическая диплегия (болезнь Литтля), двойная диплегия, гемипаретическая, атонически-астатическая, гиперкинетическая, смешанные формы).

Работа содержит 1 файл

КР из 3 тем.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

 

Сера. Так как у детей наружный слуховой проход достаточно узкий, иногда щелевидный, то в результате повышенного серообразования в ухе может образоваться серная пробка и блокировать путь звуку к барабанной перепонке. Излишки серы размягчаются специальными каплями и вымываются из уха врачом-отоларингологом. Когда сера находится в глубине наружного ушного прохода ребенка, нельзя использовать ватные тампоны, так как есть риск протолкнуть серу к барабанной перепонке и повредить ее.

 

Инородные тела. Инородные тела в ухе, обычно округлой формы, например, бусинки, кусочки еды, могут блокировать передачу звуковых волн или повредить барабанную перепонку. При этом необходимо обязательно обратиться к врачу-отоларингологу с целью извлечения инородных предметов из уха, так как существует опасность повреждения ушного канала и барабанной перепонки.

 

Воспаление  после купания. Это болезненное бактериальное воспаление может быть причиной припухлости слухового прохода и временной потери слуха. Она может наступить, если слуховой проход остается влажным после купания или плавания.

 

Воспаление  среднего уха. Воспаление среднего уха это понятие, распространяющееся на целый ряд заболеваний среднего уха, и является наиболее частой причиной возникновения нарушения слуха у детей (25-40% всех заболеваний органа слуха). Наиболее часто болеют дети в возрасте до 3-х лет, что составляет 71-75% всех детей, перенесших средний отит. Различают острые и хронические воспаления среднего уха, сопровождающиеся нарушением слуха. Острое воспаление среднего уха (острый средний отит). Боли в ушах, высокая температура, резкое беспокойство и очевидная потеря слуха – типичные симптомы острого воспаления среднего уха на фоне острого респираторного заболевания. При очень агрессивной инфекции или же при не достаточно правильном лечении у ребенка возникает гноетечение из больного уха вследствие разрыва барабанной перепонки. Под воздействием антибиотиков за несколько дней воспаление обычно прекращается. Неправильное лечение острого воспаления переходит в вялотекущее воспаление, одной из форм которого является секреторный средний отит. Он возникает, когда секрет (жидкость) задерживается в среднем ухе, что препятствует вибрации барабанной перепонки и движению слуховых косточек. Это может привести к слабой или средней потере слуха, которая может задержать развитие речи у маленьких детей. Сенсоневральные нарушения слуха, основываются на функциональных нарушениях в улитке или слуховом нерве, передающем сигналы в мозг, а также в центральных отделах слухового анализатора. Сенсоневральные нарушения слуха могут проявиться с самого рождения ребенка и варьироваться от слабых до глубоких, и касаться всех или только некоторых частотных диапазонов. К сожалению, нарушения слуха данного типа носят необратимый характер. В настоящее время существуют технические решения, позволяющие компенсировать сенсоневральные нарушения слуха.

Факторы, которые могут стать причиной сенсоневральных нарушений слуха у детей:

 

- Наследственная предрасположенность  к сенсоневральным нарушениям  слуха.

- Внутриутробные инфекции, такие как: токсоплазмоз, герпес, краснуха, грипп и т.д.

- Родовые травмы плода.

- Перенесенные детские  инфекционные заболевания: краснуха, грипп, корь, эпидемический паротит, менингит, скарлатина и т.д.

- Применение целого  ряда ототоксичных антиби- отиков, таких, например, как гентомицин, стрептомицин для лечения других  заболеваний. Волосковые клетки  улитки очень восприимчивы к  данным антибиотикам и под  их действием разрушаются, что и обуславливает снижение слуха. Поскольку эти антибиотики выводятся из организма с мочой, они особенно агрессивны при патологии почек.

- Травмы головы.

- Психологические травмы  во время испуга, стресса.

- Воздействие сильных  резких звуков, например, взрыв петарды, постоянное воздействие громких звуков, например, от плеера. Присутствие хотя бы одного их этих факторов должно стать основанием для родителей для того, чтобы проверить слух у ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ СЛУХА В СУРДОПСИХОЛОГИИ

Аудиометрия – наиболее простое и доступное исследование. В ходе тональной аудиометрии вы распознаете звуки различной частоты и громкости. Результат обследования - тональная аудиограмма. Это, в сущности, индивидуальная характеристика вашего слуха. Она предоставляет данные для определения вида и степени потери слуха, а также для подбора слухового аппарата.

В ходе речевой аудиометрии определяют процент слов, которые вы можете разобрать при различной громкости их воспроизведения (как со слуховым аппаратом, так и без него).

Объективные методы диагностики

Импедансометрия (тимпанометрия) позволяет выявить нарушения в среднем ухе. С помощью этого метода оценивается подвижность барабанной перепонки и исключаются патологические процессы в среднем ухе.

Регистрация отоакустической  эмиссии позволяет оценить состояние волосковых клеток, то есть диагностировать функцию улитки внутреннего уха.

Регистрация вызванных  электрических потенциалов позволяет определить, не поражен ли слуховой нерв или какой-либо отдел головного мозга. Метод заключается в измерении электрической активности головного мозга в ответ на звуковые сигналы.

 

 

РОЛЬ СЛУХА  В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

 

Роль слуха в развитии ребенка очевидна. Без слуха невозможно восприятие речи. Слушая речь, ребенок  учится ориентироваться в окружающем мире. Он познает предметы, глядя на них, прикасаясь к ним, прислушиваясь к звукам, которые они издают. Он наблюдает движения и действия окружающих его людей и животных, изменения, происходящие в окружающей действительности; в меру своих возможностей сопоставляет и осмысливает наблюдаемое с помощью органов чувств. И в этом сложном процессе познания действительности исключительную роль играет речь, воспринимаемая ребенком. Еще задолго до того, как ребенок научится спрашивать и понимать ответы окружающих, он слышит речь близких, которые незаметно для самих себя сопровождают свои действия словами, поясняющими ребенку то, что он сам не смог бы так рано понять. Задолго до того, как ребенок сам научится говорить, он усваивает значение многих слов и словосочетаний, обращенных к нему или произносимых рядом с ним его близкими.

 

 

 

 

 

 

Роль речи

 

Каждый момент восприятия ребенком окружающей действительности сопровождается благодаря слуху  восприятием обращенной к нему речи.

Уже с начала второго года жизни ребенок начинает понимать элементарную речь и связывает ее с окружающими, доступными его непосредственному восприятию предметами и явлениями.

В дальнейшем ребенок  благодаря слуху учится спрашивать и понимать ответы, понимать замечания  взрослых по поводу его поведения, учится сам выражать свои требования и просьбы, высказывать свои оценки и соображения по поводу наблюдаемых явлений. Сначала он говорит лишь отдельные слова, затем — короткие фразы, и, наконец, овладевает связной речью, которая позволяет ему что-то рассказать, понять чей-то рассказ, книгу, которую ему читают, и т. п.

Чтобы научиться произносить  слова, ребенок должен овладеть движениями речевого аппарата. Он должен также  усвоить, какие элементы слова произносятся под ударением и какие без ударения с меньшей отчетливостью Приблизительно к трем годам ребенок обычно уже умея произносить все звуки, составляющие нашу речь. Исключение чаще всего представляет звук р, который усваивается несколько позднее, некоторыми детьми — только 1 четырем—пяти годам.

Чтобы правильно пользоваться в своей речи словами) ребенок  с помощью слуха должен обязательно  усвоить, и, каких звуков состоит  каждое из слов, а также последовательность звуков в каждом из этих слов)

Было бы, однако, ошибочно думать, что ребенок сначала усваивает отдельные звуки, затем собирает их слоги .и слова. Процесс овладения словами протекает не так. (Ребенок усваивает сначала наиболее доступные его слуху звуковые комплексы. Обычно это те части слова которые стоят под ударением. Впрочем, и они сначала усваиваются не совсем точно, произносятся искаженно Позже ребенок, прислушиваясь к речи окружающих, делает попытки произнести их более правильно. Таким образом постепенно уточняется произношение звуков и дополняется звуковой состав слова.»., а уже к 4—5 годам у ребенка можно наблюдать сознательные попытки исправить свое произношение. Как известно, ребенок слышит не только речь окружающих, но и собственную, и это позволяет ему уточнить свою речь путем сопоставления с речью взрослых.

Развитие речи у ребенка обязательно предполагает накопление запаса слов в процессе речевого общения а окружающими. Речевая практика ребенка при помощи слухового восприятия создает условия для понимания значений все большего числа слов, которые он, подражая взрослым, по возможности употребляет в разговорах с ними. Восприятие речи при помощи слуха позволяет peбенку соотнести слова с теми предметами, которые они обозначают. Здесь важно отметить, что ребенок, воспринимающий речь окружающих, способен сам усвоить огромный запас слов. Он сам научается называть все окружающие его предметы и действия, качества и признаки предметов, научается высказывать свои желания, жалобы, требования.

 

ПРИЧИНЫ  НАРУШЕНИЯ  СЛУХА

 

Медицинские исследования причин нарушения слуха указывают  на инфекционные заболевания, токсические поражения, сосудистые расстройства, механические, акустические и контузионные травмы. Тугоухость и глухоту подразделяют на наследственную,  врожденную и приобретенную. Нарушения слуха возникают в результате заболеваний, поражающих наружное, среднее или внутренние ухо, слуховой нерв. Стойкое понижение слуха часто возникает в результате воспалительных и невоспалительных заболеваний носа и носоглотки.

При менингите нарушение слуха  возникает вследствие поражения звуковоспринимающего аппарата, при других детских инфекциях слуховая функция может пострадать как в результате поражения среднего уха, так и в результате заболевания нервного воспринимающего аппарата. Заболевание звуковоспринимающего аппарата ведет, как правило, к более тяжелым нарушениям слуховой функции, чем заболевания среднего и наружного уха.

Поражения центральных отделов  слухового анализатора, возникающие  в результате повреждений или  заболеваний  головного мозга. При  таких поражениях наблюдается либо небольшое поражение слуха, либо так называемая корковая глухота, когда утрачивается способность анализа, синтеза, и, следовательно, понимание того, что человек слышит.

Если на первом году жизни преобладает  наследственный и врожденный характер глухоты или тугоухости, то в дальнейшем возрастает роль приобретенных факторов понижения слышит.

Важное значение имеют  вирусные заболевания матери в первом триместре беременности, особенно такие, как краснуха, корь, грипп, вирус герпеса. Нарушение слуха часто сочетаются с различными врожденными пороками развития. На состояние слуховой функции могут отрицательно влиять неблагополучные роды.

Причиной нарушения  слуха могут быть алкоголизм матери во время беременности, проявление в период новорожденности желтухи и неврологических расстройств. К группе риска относятся также дети с различными хромосомными и наследственными заболеваниями или имеющие родителей или родственников     с врожденными дефектами слуха. Однако процент наследственной передачи глухоты не настолько велик, как принято считать: по данным зарубежной статистики, почти 90% детей, рожденных от глухих родителей, не имеют нарушений слуха.

 

 

 

 

 

 

 

КРИТЕРИИ И  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

ух е

Важное значение для  правильного понимания особенностей психического развития детей с нарушениями  слуха, для своевременной диагностики  и организации их обучения и воспитания, в частности для определения  типа учреждения, в котором должен учиться ребенок, имеет классификация таких детей. Проблема дифференциации лиц, имеющих нарушения слуха, интересовала как врачей, так и сурдопедагогов. В нашей стране наибольшее распространение получила медицинская классификация нарушений слуха у детей, предложенная Л.В.Нейманом (1961). Если нарушение слуха распространяется на диапазон частот, относящийся к разговорной речи (от 500 до 3500 Гц), то ее восприятие становится невозможным. При потере слуха более 80 дБ наступает глухота, при частичном нарушении (тугоухости) отмечается потеря от 15 до 80 дБ. В соответствии с данной классификацией устанавливаются три степени тугоухости в зависимости от средней арифметической потери слуха в области речевого диапазона частот. Люди, имеющие нарушения слуха, в зависимости от его остаточной сохранности могут быть отнесены к одной из четырех групп (от 125 до 2000 Гц; от 125 до 1000 Гц; от 125 до 500 Гц; от 125 до 250 Гц). Педагогические классификации направлены на обоснование различных подходов к обучению детей с нарушениями слуха. В нашей стране наибольшее применение находит психолого-педагогическая классификация Р. М. Боскис. Ее основу составляют положения теории компенсации психических функций Л. С. Выготского, в частности положение о сложной структуре нарушения. Р. М. Боскис предложила новые критерии, учитывающие своеобразие развития детей с нарушениями слуха:

-   степень потери слуха;

-   время возникновения нарушения слуха;

-   уровень развития речи.

В соответствии с названными критериями выделяют следующие группы:

Первая — глухие

Вторая —  позднооглохшие

Третья — дети с  частичной потерей слуха —  слабослышащие {тугоухие).

На основе психолого-педагогической классификации осуществляется дифференцированное специальное обучение детей, имеющих разные степени нарушений слуха и разные уровни речевого развития. При направлении ребенка в тот или иной вид специальной школы учитываются и степень нарушения слуха, и уровень его речевого развития. Так, позднооглохшие часто учатся в школах для слабослышащих детей; глухим детям с высоким уровнем речевого развития и сформированными навыками восприятия устной словесной речи также рекомендуют учиться в школе для слабослышащих.

Информация о работе Психологические особенности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата