Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:24, контрольная работа
Соотношение двигательного и психического развития. Характеристика и повреждение двигательного акта. Церебральный паралич как основная причина двигательных расстройств в детском возрасте. Причины возникновения детского церебрального паралича. Особенности психического развития детей при различных формах детского церебрального паралича (спастическая диплегия (болезнь Литтля), двойная диплегия, гемипаретическая, атонически-астатическая, гиперкинетическая, смешанные формы).
КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА: ГЛУХИЕ И СЛАБОСЛЫШАЩИЕ (ТУГОУХИЕ).
Р. М. Боскис выделены две основные категории детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие.
Глухота – стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельно овладеть речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстояние от уха. При этом сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки, некоторые звуки речи на близком расстоянии. По аудиометрическим данным глухота- это не только снижение слуха выше 80 децибел, но и потеря или снижение слуха на различных частотах. Особенно неблагоприятным является потеря или резкое снижение слуха в области частот, относящихся к речевым.
Тугоухость - стойкое понижение слуха, при котором возможны самостоятельные накопления минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха, восприятие обращенной речи хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины . По данным аудиометрии, обнаруживается снижение слуха менее 80 децибел.
Глухие и слабослышащие различаются по способу восприятия речи. Глухие овладевают зрительным ( по чтению губ и лица собеседника) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающий аппаратуры) восприятием словесной речи только в процессе специального обучения. Слабослышащие могут самостоятельно овладевать восприятием на слух речи разговорной громкости в процессе естественного общения с окружающими. Значение зрительного восприятия речи возрастает в зависимости от тяжести нарушения слуха.
ОСОБЕНОСИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЗНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.
У ребенка с нарушенным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора очень рано возникают вторичные дефекты как в физическом развитии, так и в психическом развитие. Отставание в развитии ребенка проявляется в смещении овладения ведущими видами деятельности соответственно возрастным этапам к их качественному своеобразию. Наряду с этим у ребёнка с нарушенным слухом раннего возраста наблюдается отставание сенсорного развития от уровня нормально развивающегося ребёнка того же возраста, у которого практическая ориентировка на свойства предметов развивается в конце первого – начале второго года жизни. Названные особенности, обусловлены вторичными дефектами: недоразвитием деятельности, отставанием в развитии общения с взрослыми как речевого, так и невербального.
В развитии ребёнка можно выделить замедление развития ряда других психических функций, связанных с первичным нарушением опосредовано. Отклонения в развитии отдельных психических функций влияют на психическое развитие ребенка в целом. Решающее значение для развития детей имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы, других сенсорных и регуляторных систем. При соотношении особенностей развития детей с нарушенным слухом с ходом нормального развития можно говорить о том, что у них наблюдается неадекватное формирование психологического опыта, вызванное сенсорным нарушением, отставание в сроках формирования психических функций и качественные отклонения в развитии психической деятельности в целом. У детей с нарушенным слухом наиболее часто встречаются следующие характерные синдромы психической деривации: задержка и искажение интеллектуального развития, обеднение познавательной сферы; волевые нарушения от снижения активности до выраженной пассивности, слабости и истощаемости побудительных мотивов; эмоциональные расстройства в виде различных деривационных состояний. В познавательном отношении большое значение имеют осязательные ощущения, так как они носят комплексный характер. В них объединяются ощущения прикосновения, температурные и двигательные ощущения. Посредством осязания познаются многие признаки предметов: их величина, форма, свойства материала и т. д. В результате этих ощущений создается целостный образ предмета, как необходимый для детей с нарушениями слуха при формировании у них словесной речи. К активным познавательным средствам можно отнести и еще один вид ощущений – кинестетические ощущения, т. е. ощущения движений органов тела и самого человека.
Развитие внимания у детей, имеющих нарушения слуха, происходит в несколько иных условиях. Прежде всего, они лишены возможности получать звуковую информацию так же естественно, как слышащие дети, а, следовательно, у них не формируется с рождения слуховое внимание.
Некоторая компенсация
этого пробела зависит от степени
нарушения слухового
Своеобразие развития внимания, восприятия детей, имеющих нарушения слуха, заметно влияет на деятельность их памяти. Их восприятие окружающего определяет и способы запоминания и воспроизведения ранее ими воспринятого. Так как у детей с дефектами слуха доминирует зрительное восприятие, то это не может не сказываться на особенностях их памяти, важнейшей из которых является ее наглядно-образный характер. Процессы памяти, которые строятся на словесном материале, протекают своеобразно, так как весь процесс в основном строится на зрительных образах, в то время как у слышащих детей этот процесс слухо - зрительный и опирается на активную звуковую речь. У детей с нарушениями слуха, наблюдаются особенности, как в физическом развитии, так и в формировании чувственной основы на уровне ощущений. Все это сказывается и на развитии восприятия. Анализ хватательных движений характеризуется отсутствием четкой дифференциации форм и величин в зрительном плане, недостаточным участием осязательной чувствительности в восприятии этих свойств. Невозможной оказывается слуховая ориентировка в пространстве, задерживается зрительный поиск объектов в пространстве, так как ребенок еще не способен управлять движением своей головы и может фиксировать свой взор только в рамках ограниченного пространства. С формированием двигательных функций в сенсорном развитии ребенка происходят значительные изменения.
ГЛУХИЕ ДЕТИ: роль компенсированных видов речи (письменной и дактильной), жестовая речь. Возможности использования устной речи (чтение с губ) глухими.
У ребенка с нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, сигнификативной, контрольной, регулирующей) и составных частей языка (словарный запас, грамматический строй, фонетический состав). Поэтому дети, страдающие глубокими нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих сверстников. На почве нарушений устной речи ребенка возникает расстройство письменной речи, которое проявляется в форме различных дисграфий и аграмматизмов. При полной потере слуха речь ребенка формируется только в условиях специального обучения и с помощью вспомогательных форм – мимико-жестовой речи, дактильной, чтения с губ. На нынешнем этапе развития сурдопедагогики очень важным является рассмотрение проблемы развития и функционирования устной и жестовой речи в их взаимодействии в свободном общении людей с сенсорными ограничениями.
В сложившейся практике обучения глухих детей используются главным образом различные виды словесной речи: устная, дактильная, письменная. «Наиболее трудный для глухих детей вариант коммуникации – устная речь. И ее порождение, и ее восприятие (чтение с губ) происходят с использованием компенсаторного механизма. Дактильная речь обслуживает непосредственное общение (как устная речь), продуцируется рукой, складыванием пальцев в дактилемы, воспроизводит точно (побуквенно, как при письме) структуру слова, фразы (как письменная). С помощью дактилологии информация может передаваться и в сопровождении устной речи, и самостоятельно, независимо от нее.
Овладение словесной речью расширяет возможности общения глухих детей со слышащими и всемерно содействует преодолению недостатков как их познавательной деятельности, так и поведения. Но процесс овладения словесной речью для глухих детей очень сложен и длителен, т. к. лишённые слухового восприятия они не испытывают потребности в словесном общении и не располагают образцами для подражания, служащего основой интенсивного развития речи слышащих детей в раннем детстве. Обучение глухих детей строится на использовании их зрительного восприятия, кинестезической и вибрационной чувствительности. Опираясь на зрительное восприятие и речевую кинестезическую чувствительность, глухие дети воспринимают и дифференцируют движения речевых органов собеседника и свои собственные. Овладевая чтением с губ, они начинают понимать обращённую к ним словесную речь; научившись производить речевые движения, начинают произносить слова. Зрительно воспринимая пальцевые речевые движения (дактилирование) и сами воспроизводя их, глухие дети выучиваются чтению слов и предложений, сообщаемых им в дактильной форме, и самостоятельному дактилированию. Специально развиваемая вибрационная чувствительность даёт возможность глухим детям получать сведения о движении отдалённых предметов, их расположении в пространстве и о некоторых свойствах предметов. Взаимодействие вибрационной и речевой кинестезической чувствительности содействует формированию внятного произношения. Применение звукоусиливающей аппаратуры позволяет использовать остатки слуха для этой же цели, а также для улучшения чтения с губ.
Отставание в развитии предметной и орудийной деятельности не только сказывается на формировании чувственной основы, но и находит свое отражение в уровне развития наглядного мышления у детей с нарушением слуха. Формирование наглядно-действенного практического мышления протекает со значительным отставанием во времени и с количественными и качественными отличиями от его становления у нормально развивающихся детей, несмотря на наличие общих тенденций развития. Значительным качественным отличием в действиях детей с нарушениями слуха является то, что у них речь не участвует в процессе решения ими наглядных задач. У слышащих детей принцип решения задачи, вычлененный в действии, фиксируется и обобщается в речи. В дальнейшем дети могут оперировать выделенными закономерностями, о чем свидетельствует появление планирующей речи. У детей с нарушениями слуха такая возможность отсутствует.
Тугоухость у детей принципиально отлична от тугоухости у взрослых в связи с особой ролью слуха в развитии речи ребенка. Установлено, что рано возникшее даже незначительное понижение слуха может препятствовать нормальному развитию речи. На этом основании к группе слабослышащих (тугоухих) относят детей с таким понижением слуха, которое препятствует самостоятельному полноценному овладению речью, но дает возможность приобрести с помощью слуха ограниченный речевой запас.
В отличие от глухих, слабослышащие дети способны различать знакомые слова, произносимые голосом нормальной громкости, и воспроизводить контур воспринимаемого на слух незнакомого слова. Как правило, они различают все гласные звуки и часть согласных, а при аудиометрическом исследовании обнаруживают потерю слуха в речевом диапазоне до 75—80 дб. Понижение слуха, возникшее у ребенка в раннем возрасте, приводит к нарушению развития речи. Произношение слабослышащими детьми известных им слов также представляет исключительное своеобразие. В их речи наблюдается смешение звонких звуков с глухими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими и т. п. При глубоком понижении слуха слова искажаются до неузнаваемости. Грамматический строй речи, приобретаемой слабослышащим ребенком вне специального обучения, также представляет отклонения. В его речи можно наблюдать характерные ошибки родовых и падежных окончаний («мальчик положит платок кармана»). При глубоком нарушении слуха, когда доступна лишь речь нормальной разговорной громкости, если ее произносят у самой ушной раковины или на расстоянии 1—1,5 м ребенка можно наблюдать речь, состоящую из отдельных слов, совсем не оформленную в предложения. Ограниченный запас слов и недостаточное овладение грамматическим строем языка обусловливают у слабослышащего ребенка ограниченное понимание устной речи и читаемого текста.
Размещен
Слабовидящий или слепой школьник, как и всякий ребенок, развивается, накапливает жизненный опыт, в соответствии со своими возможностями он приспосабливается к жизни, готовится к ней. От родителей и педагогов зависит, насколько он разовьет свои возможности и насколько активно и творчески он сможет участвовать в жизни общества.
Но все же развитие слепых и слабовидящих
детей несколько отличается от развития
ребенка с нормальным зрением.
Часто у детей с патологией органов зрения
наблюдается немного замедленное развитие,
что вызвано меньшим и несколько бедным
запасом представлений, недостаточной
упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью
в овладении пространством, а самое главное
– меньшей активностью при познании окружающего
мира.
Периоды развития слепых и слабовидящих
детей не совпадают с периодами развития
зрячих, они более длительные по времени.
Эта особенность развития детей с нарушением
зрения обусловлена тем, что им приходится
вырабатывать свои способы познания мира,
которые часто не свойственны нормальновидящим
школьникам.
Зная эти особенности детей с дефектом зрения и их причины, нужно говорить о создании благоприятных условий для их правильного развития как в школе, так и вне школьных занятий с целью предотвращения возможных вторичных отклонений, так как известно, что при неправильной организации воспитания и обучения страдают познавательные процессы ребенка (такие, как восприятие, воображение, память, наглядно-образное мышление), наблюдаются отклонения в эмоциональном и интеллектуальном развитии, в развитии речи и моторики, что, в свою очередь, ведет к снижению эффективности учебного процесса.
Таким образом, правильное построение процесса обучения и воспитания как в школе, так и в семье, использование рационально подобранных методов и приемов, включение ребенка в полноценное общение, совместная деятельность и взаимопомощь педагогов и родителей в данном направлении позволит избежать подобных отклонений и значительно повысить уровень усвоения учащимися школьных знаний.
РОЛЬ ЗРЕНИЯ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ И ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ
Орган зрения – один из главных анализаторов организма, обеспечивающих получение наиболее полной динамической информации (цвет, форма, удаленность и пр.) об окружающем мире. В процессе эволюции зрение отдифференцировалось как многоступенчатый процесс, включающий: получение изображения в глазу, выделение наиболее важной информации из него, передачу этой информации в мозг, интерпретацию изображения, выделения важных участков объекта, наведение глаз с помощью моторных систем на эти участки и получение резкого изображения, соединение изображений двух глаз в единый образ, опознание образа путем сопоставления с запасом информации, имеющейся в памяти, локализация объектов и его деталей в пространстве. Таким образом, главная функция зрения - познавательная: 90% информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор, что в 30 раз больше, чем через слуховой анализатор. Из многообразных признаков предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения отражаются такие качества и параметры как: цвет, форму, величину, удаление, направление, телесность, покой и движение.
Большую роль играет зрение
и в эмоциональном и
Информация о работе Психологические особенности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата