Психологические особенности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:24, контрольная работа

Описание работы

Соотношение двигательного и психического развития. Характеристика и повреждение двигательного акта. Церебральный паралич как основная причина двигательных расстройств в детском возрасте. Причины возникновения детского церебрального паралича. Особенности психического развития детей при различных формах детского церебрального паралича (спастическая диплегия (болезнь Литтля), двойная диплегия, гемипаретическая, атонически-астатическая, гиперкинетическая, смешанные формы).

Работа содержит 1 файл

КР из 3 тем.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

Участие зрения необходимо практически во всех видах человеческой деятельности. Усвоение навыков предметно-практической, учебной, трудовой, бытовой деятельности, пространственной ориентировки осуществляется под зрительным контролем.  Велика  роль зрения и в общении как особом виде человеческой деятельности, в том числе и в речевом  общении. На основе зрения возникает понимание первых слов, усвоение артикуляции, формируется  образ партнера по общению. На основе визуального восприятия мимики, пантомимики возникает обратная связь, необходимая для дальнейшего взаимопонимания человека человеком, оформляются эмоциональные переживания в виде адекватных эмоциональных реакций.

Огромная роль зрения в жизнедеятельности человека, в  познании мира обусловливала взгляд на человека с отсутствием или  глубокими нарушениями зрения как на человека с крайне ограниченными познавательными возможностями, в конечном итоге, как человека неполноценного. 

В качестве основных потребностей, удовлетворение которых обеспечивает нормальное психическое развитие человека рассматривают:

- перцептивную  потребность  - потребность в получении разнообразной  сенсорной информации, в определенном  количестве и качестве внешних  стимулов (раздражителей). Недополучение сенсорной информации нарушает равновесие, баланс организма с внешней средой и может приводить к сенсорной депривации, которая может проявляться в некоторых нарушениях познавательной деятельности, задержках психического развития, особенно на ранних этапах онтогенеза;

- потребность в установлении  эмоционально окрашенных контактов  с ближайшим окружением, в социальных контактах со сверстниками, родителями и т.д. Неудовлетворение данной потребности вызывает эмоциональную депривацию, которая может проявляться в нарушениях эмоциональной сферы  (эмоциональная отчужденность, тревожность, агрессивность и пр.);

- потребность в наличии  условий для учения, приобретения  знаний, овладении умениями, навыками. Отсутствие возможности удовлетворять  данную потребность в течении  длительного времени может приводить  к когнитивной депривации и  соответствующих нарушениях в познавательной сфере и личностном развитии(задержка психического развития, формирование патохарактерологических качеств личности, нарушения поведения и пр.);

- потребность в самореализации, неудовлетворение которой приводит  к социальной депривация, проявляющейся в различных проявлениях социальной дезадаптации.

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРОЦЕССЫ В УСЛОВИЯХ ДИЗОНТОГЕНЕЗА

 

Познавательные процессы при слепоте и слабовидении. Внимание слепых в трактовке психологов различных  направлений. Виды и формы внимания в условиях слепоты Внешние проявления внимания у слепых. Свойства внимания в условиях нарушения зрения. Роль внимания в познавательной деятельности слепых.

Ощущения слепых и  слабовидящих.

Сенсорная организация  человека при нарушениях зрения. Роль труда в развитии сенсорики человека. Проявление психофизиологических закономерности ощущений при слепоте и слабовидении. Абсолютная и дифференциальная чувствительность при слепоте. Компенсаторные изменения в сфере ощущений при глубоких нарушениях зрения. Виды ощущений и их роль в жизнедеятельности слепых. Зрительные ощущения частично зрячих и слабовидящих. Роль остаточного зрения в учебной и трудовой деятельности инвалидов по зрению. Слуховые ощущения слепых. Тактильные ощущения. Кожно-оптическое чувство. Кинестетические ощущения. Вибрационные ощущения. Хеморецепция. Статические ощущения слепых.

Восприятие слепых и  слабовидящих.

Восприятие, его типы и механизмы при нарушениях зрения. Физиологические механизмы восприятия при нарушениях зрения. Сравнительная  характеристика осязательного и зрительного восприятия, особенности зрительного восприятия слабовидящих и частично зрячих Природа, формы и способы осязательного восприятия. Осязательное восприятие пространства. Роль осязания в деятельности слепых. Приборное восприятие. Коррекция восприятия. Способы развития различных форм перцепции у слепых и слабовидящих. Восприятия человека, человеком в условиях слепоты.

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПАМЯТЬ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ.

 

Характер образов-представлений  в условиях нарушенного зрения. Фрагментарность, схематичность, низкий уровень обобщения, вербализм и др. Особенности формирования представлений при нарушениях зрения. Своеобразие фазовой динамики становления образов памяти слепых и слабовидящих. Зрительные представления ослепших. Роль представлений в компенсации слепоты. Память и ее роль в жизнедеятельности инвалидов по зрению. Различные трактовки памяти при нарушениях зрения в отечественной и зарубежной психологии. Специфические особенности процессов памяти слепых и слабовидящих. Виды и типы памяти при слепоте.

Мышление и речь в  условиях нарушенного зрения.

Мышление и его роль в компенсации и коррекции  слепоты и слабовидения. Теории мышления слепых в зарубежной психологии. Своеобразие  мыслительных операций при нарушенном зрении. Формирование понятий у слепых и слабовидящих. Формы и виды мышления при нарушениях зрения. Влияние слепоты на речевую деятельность Значение речи в компенсации слепоты. Вербальные и невербальные компоненты общения при нарушениях зрения.

Воображение слепых и  слабовидящих.

Теории воображения  слепых в отечественной и зарубежной психологии. Связь воображения и  мышления при глубоких нарушениях зрения. Непроизвольные формы воображения  у слепых и слабовидящих (сны, иллюзии). Воссоздающее воображение инвалидов  по зрению. Творческое воображение слепых мечты и грезы. Воображение слепорожденных и поздноослепших. Роль воображения в процессе компенсации.

Пространственная ориентация слепых.

Понятие об ориентации в  пространстве. Закономерности формирования пространственных представлений у зрячих. Роль сохранных органов чувств в ориентировке слепых. Топографические представления слепых и особенности их формирования. Ориентировка в большом и малом пространстве. Особенности обучения пространственной ориентировке поздноослепших.

Познавательная сфера  детей с нарушениями слуха. Особенности  развития внимания и его свойств  у детей с нарушением слуха. Факторы, соответствующие привлечению и  поддержанию внимания в условиях специально организованного обучения неслышащих детей. Значение развития слухового внимания у детей с остатками слуха.

Общие и специфические  особенности сенсорной организации  ребенка с нарушением слуха. Отсутствие и недоразвитие слуховых ощущений и  восприятий. Недостаточность словесной  регуляции процесса ощущений и восприятий. Компенсация потери слуха в процессе развития сохранных анализаторов.

Особенности зрительных ощущений и восприятия детей с  недостатками слуха. Несостоятельность  теории «сверхкомпенсации» в трактовке  зрительного восприятия глухих. Роль речи в развитии зрительного восприятия. Тактильно-вибрационные ощущения и восприятия. Особенности вибрационной чувствительности у глухих, ее развитие.

Особенности развития осязания у глухих детей.

Кинестические и статические  ощущения и восприятия, их взаимосвязь  с другими анализаторными системами, особенности развития у детей с нарушением слуха в процессе коррекционной работы.

Развитие ощущений и  восприятий в условиях специально организованного  обучения и воспитания.

Развитие ощущений и  восприятий в условиях специально организованного обучения и воспитания.

Общие закономерности развития памяти у детей с нарушением слуха  и нормально слышащих. Виды памяти. Характеристика образной памяти. Роль вербализации в осмыслении и запоминании  наглядного материала. Особенности  словесно-логической памяти и ее развитие у школьников с нарушением слуха, особенности запоминания слов, предложений, текстов. Значение работ Т.В. Розановой в изучении памяти глухих детей. Соотношение механического и смыслового запоминания. Кратковременная и долговременная память. Индивидуальные различия памяти.

Речевое развитие детей  с нарушениями слуха. Общение  и язык. Условия овладения языком у детей с нарушением слуха. Обоснование  принципа обучения глухих детей языку  в условиях речевого общения. Сензитивный период в развитии речи ребенка, особенности его протекания у детей с нарушением слуха в зависимости от степени потери слуха и времени наступления глухоты. Речевые способности детей с нарушением слуха. Условия их развития. Зависимость развития речи на разных возрастных этапах от ведущей деятельности. Формирование потребности в общении. Организация специального обучения речи глухих и слабослышащих детей в различные возрастные периоды. Использование и развитие остаточной слуховой функции у детей с нарушением слуха.

Структурные компоненты речевых способностей. Пути их формирования.

Развитие речи у глухих и слабослышащих в различные  речевые периоды. Особенности развития фонетической, грамматической, лексической  сторон речи. Овладение речевой деятельностью  в процессе специального обучения. Развитие основных видов речи - устной и письменной. Сенсорная основа усвоения устной речи глухими и слабослышащими детьми. Механизм восприятия речи и овладение произношением при нормальном и нарушенном слухе. Вклад Ф. Ф. Рау в разработку проблемы формирования устной речи глухих детей.

Особенности развития письменной речи у детей с нарушением слуха.

Специфические средства общения глухих детей. Характеристика дактильной речи. Жестовая речь. Роль этих видов речи в психическом развитии глухих. Их место в системе воспитания и обучения неслышащих.

Общие и специфические  закономерности развития мышления у  детей с нарушением слуха.

Понятия, особенности  их формирования у детей с недостатками слуха. Овладение системой понятий.

Особенности мыслительных операций у глухих и слабослышащих: анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, классификация. Зависимость успешности выполнения мыслительных операций от уровня развития речи.

Мыслительная деятельность детей с нарушением слуха. Своеобразие речевой регуляции эвристического процесса. Формирование речи как средства мыслительной деятельности.

Развитие наглядного мышления у детей глухих и слабослышащих, роль речи в этом процессе.

Характеристика словесно-логического  мышления, особенности овладения причинно-следственными и целевыми зависимостями. Индивидуальные различия в развитии мышления у детей с нарушением слуха.

Значение работ Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой, Л. И. Тиграновой, Т. А. Григорьевой в исследовании мышления глухих и слабослышащих детей.

Особенности воображения  глухих и слабослышащих детей. Воссоздающее и творческое воображение у детей  с недостатками слуха. Роль речи в  развитии воображения.

Особенности познавательной деятельности у детей с задержкой  психического развития. Познавательная активность и ее особенности. Свойства внимания. Характеристика сенсорно-перцептивных процессов. Ориентация в пространстве. Память и представления. Мышление и знания. Речь и ее особенности. Качество и динамика обучаемости.

Познавательные процессы у лиц с интеллектуальной недостаточностью. Познавательная деятельность умственно отсталых лиц. Характеристика общих и специфических закономерностей познавательной деятельности при нарушениях интеллекта. Особенности ориентировочных рефлексов у умственно отсталых детей. Особенности произвольного и непроизвольного внимания. Своеобразие основных свойств внимания при интеллектуальных нарушениях (концентрация, устойчивость, переключение, распределение, объем). Развитие внимания при умственной отсталости.

Сенсорно-перцептивная деятельность умственно отсталых лиц. Особенности  ощущений, восприятия и представлений  при нарушениях интеллекта.

Слабая дифференцировка  ощущений. Развитие ощущений и их коррекционная  роль при нарушенном интеллекте.

Особенности восприятия при умственной отсталости (нарушение целостности, целенаправленности, избирательности, замедленность, неточность, бедность, узость). Соотношение видов и типов восприятия умственно отсталых лиц, их значение в коррекционном развитии. Особенности представлений умственно отсталых (упрощенность, искаженность, фрагментарность, уподобление, трудности формирования). Развитие и коррекция представлений при нарушенном интеллекте.

Своеобразие воображения  лиц с умственной отсталостью. Особенности  памяти умственно отсталых лиц. Замедленность запоминания, сужение объема, недостаточная осмысленность и последовательность запоминания, своеобразие воспроизведения: неточность, неполнота, непоследовательность, упрощение, соотношение видов и типов памяти. Развитие памяти, ее коррекционное значение при нарушенном интеллекте.

Особенности мышления при  умственной отсталости. Соотношение  наглядно-действенного, наглядно-образного  и абстрактного мышления. Слабость обобщений, поверхностность, замедленность, инертность, тугоподвижность, узость, негибкость, некритичность, несамостоятельность мышления при нарушенном интеллекте. Слабость регулирующей роли мышления. Особенности формирования причинно-следственных связей. Своеобразие мыслительных операций при умственной отсталости (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, конкретизация, систематизация). Особенности формирования понятий, суждений, умозаключений. Развитие и коррекция мышления при умственной отсталости. Соотношение речи и мышления.

Информация о работе Психологические особенности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата