Психологические особенности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:24, контрольная работа

Описание работы

Соотношение двигательного и психического развития. Характеристика и повреждение двигательного акта. Церебральный паралич как основная причина двигательных расстройств в детском возрасте. Причины возникновения детского церебрального паралича. Особенности психического развития детей при различных формах детского церебрального паралича (спастическая диплегия (болезнь Литтля), двойная диплегия, гемипаретическая, атонически-астатическая, гиперкинетическая, смешанные формы).

Работа содержит 1 файл

КР из 3 тем.doc

— 252.00 Кб (Скачать)
    1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

     Соотношение  двигательного и психического развития. Характеристика и повреждение двигательного акта. Церебральный паралич как основная причина двигательных расстройств в детском возрасте. Причины возникновения детского церебрального паралича. Особенности психического развития детей при различных формах детского церебрального паралича (спастическая диплегия (болезнь Литтля), двойная диплегия, гемипаретическая, атонически-астатическая, гиперкинетическая, смешанные формы). Особенности ориентировочных действий у детей с детским церебральным параличом. Нарушения психической деятельности: повышенная утомляемость, снижение интеллектуальной работоспособности, инертность психических процессов. Нарушения речевого развития у детей с детским церебральным параличом (задержанное речевое развитие в раннем возрасте игрубые нарушения произношения, общее недоразвитие речи на фоне дизартрических расстройств). Особенности развития различных видов деятельности у детей с детским церебральным параличом.

     Психосоциальное  развитие детей с детским церебральным  параличом: тревожно-фобические расстройства, заниженная самооценка, повышенная интровертированность.

     Работа  психолога в системе специальных коррекционных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Психокоррекционные технологии для детей с церебральным параличом. Использование ортопедических средств, рефлексзапрещающих позиций, массажа.

 

Виды нарушений  опорно-двигательного аппарата

 

 Врожденные и приобретенные  заболевания и повреждения опорно-двигательного  аппарата наблюдаются у 5—7% детей.  Нарушения функций опорно-двигательного  аппарата могут носить как  врожденный, так и приобретенный  характер. Отмечаются следующие  виды патологии опорно-двигательного аппарата.

 

1. Заболевания нервной  системы: детский церебральный  паралич; полиомиелит. 

 

2. Врожденная патология  опорно-двигательного аппарата:

 

врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника; недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз.

 

З. Приобретенные заболевания  и повреждения опорно-двигательного  аппарата: травматические повреждения  спинного мозга, головного мозга  и конечностей; полиартрит; заболевания скелета; системные заболевания скелета.

 

 У детей с нарушениями  опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект. Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом. У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции. другие категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности. В их социальной адаптации определяются два направления. Первое имеет целью приспособить к ребенку окружающую среду. Для этого существуют специальные технические средства передвижения, предметы обихода, пандусы, съезды на тротуарах. Второй способ адаптации ребенка с двигательным дефектом — приспособить его самого к обычным условиям социальной среды.

 

Детский церебральный паралич

 

Церебральный  паралич – группа заболеваний, с обязательным поражением центральной нервной системы, дисфункцией двигательной и мышечной систем, нарушением координации движения, речи, задержкой интеллектуального развития.

Причины, факторы риска

 

Детский церебральный паралич – это не наследственное заболевание, однако в настоящее время рассматривается вопрос о генетической предрасположенности. Основная причина заболевания – повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания (гипоксия, асфиксия) или травмы (ушибы, кровоизлияния и т.д.) в дородовый или послеродовый период.

 

Неблагоприятные факторы в период беременности:

различные травмы матери во время беременности и родов,

неблагоприятный радиационный фон 

генетические заболевания  матери

нарушения кровообращения головного мозга у плода,

ранние и поздние  гестозы,

угроза прерывания беременности,

соматические заболевания  беременной, в том числе сердечно-сосудистые (артериальная гипертензия, пороки сердца, ИБС) и эндокринные (сахарный диабет)

инфекционные заболевания  матери

групповая или резусфактор  несовместимость матери и плода,

тугое обвитие плода  пуповиной,

преждевременная отслойка плаценты

гиповитаминоз и нерациональное питание

 

Также к факторам риска развития ДЦП относят:

преждевременные роды,

низкий вес при рождении,

крупный плод,

тазовое положение плода,

анатомически и клинически узкий таз,

стремительные роды,

стимуляция родовой  деятельности.

Симптомы, последствия

 

Симптомы ДЦП могут  быть выявлены сразу после рождения ребенка, а могут проявляться  постепенно в грудном возрасте. В  последнем случае, важно как можно  раньше их заметить и установить диагноз. Всем родителям врачи советуют вести  дневник развития ребенка, в котором обозначаются основные достижения малыша.

 

Родителям важно  наблюдать за:

проявлением абсолютных рефлексов, которые возникают у  ребенка после рождения, а затем  понемногу угасают. Например, ладонно-ротовой  рефлекс и рефлекс автоматической ходьбы должны пропадать в 1 -2 месяца и при их сохранении до 4-6 месяцев, надо заподозрить дисфункцию нервной системы.

сроками и последовательностью  развития двигательных навыков и  речевого развития.

развитием игровых навыков (отсутствие к интереса к игрушкам).

возникновением следующих  ситуаций: застывание в какой-то позе, выполнение непроизвольных движений, кивание головы; отсутствие контакта с матерью и т. д.

 

Педиатры не всегда спешат с постановкой диагноза ДЦП. Зачастую, ребенку до года на основании выявленных специфических симптомов (повышенная возбудимость, угнетение рефлексов и т.д.) ставят диагноз энцефалопатии. Детский мозг имеет огромные компенсаторные возможности, которые могут полностью нивелировать последствия повреждения мозга. Мозг ребенка очень пластичен, благодаря чему больных ДЦП не очень много, при довольно большом распространении факторов риска. Если ребенок в возрасте более года не сидит, не ходит, не говорит, а также имеет различные психические отклонения, и специалисты подтверждают устойчивость неврологической симптоматики выставляется диагноз ДЦП

 Основными симптомами  ДЦП являются нарушения двигательной  активности: спастичность, атетоз, ригидность, атаксия, тремор конечностей.

 

Также могут встречаться 

нарушения со стороны органов зрения, слуха,

изменение восприятия, ориентировки в пространстве;

нарушение развития речи;

эпилепсия;

задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением;

функциональные нарушения  желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы;

 

Детский церебральный паралич (ДЦП) - непрогрессирующее поражение  мозга, обусловленное воздействием ряда неблагоприятных факторов в  пренатальном, перинатальном и раннем постнатальном периодах, всегда сопровождается двигательными и зачастую ортопедическими нарушениями.

 

 

 

Этиологические  факторы возникновения ДЦП

 

 Об этиологии ДЦП  существует много различных мнений, и заболевание рассматривается  как полиэтиологическое. Анализ  причин, приводящих к возникновению  ДЦП показал, что в большинстве  случаев выделить одну из них не представляется возможным, так как часто отмечается сочетание нескольких неблагоприятных факторов как в периоде беременности, так и в родах.

 

Этиологическими факторами  заболевания являются:

 •глубокая недоношенность  и гидроцефалия;

 •пороки развития  головного мозга;

 •кровоизлияния (интравентрикулярные  и субэпидермальные, в мозжечок);

 •гипоксически-ишемические  повреждения серого вещества;

 •перивентрикулярная  лейкомаляция;

 •гипогликемические  и тромбоэмболические повреждения  (в т.ч. вторичные васкулиты при инфекциях);

 •билирубиновая энцефалопатия;

 •гипоксия при  дыхательных нарушениях (бронхолегочная  дисплазия);

 •электролитные нарушения;

 •травматическое  повреждение головного и спинного  мозга (родовые травмы: преждевременные, стремительные, затянувшиеся роды, тугое обвитие пуповиной, асфиксия в родах, повреждение шейного отдела позвоночника в родах, наложение акушерских щипцов и т.д.);

 •внутриутробное  инфицирование плода (токсоплазмоз, хламидиоз, уроплазмоз, вирус герпеса,  краснухи и т.д.);

 •несовместимость  резус фактора матери и плода  с развитием ("резус-конфликт");

 •работа матери  с токсическими агентами во  время беременности (лакокрасочное  производство, хлорсодержащие вещества  и т.д.);

 •токсикозы беременности, инфекционные, эндокринные, хронические соматические заболевания (внутренних органов) матери;

 •к факторам высокого  риска развития ДЦП относятся  различные осложнения в родах:  слабость сократительной деятельности  матки во время родов, стремительные  роды, кесарево сечение, затяжные роды, длительный безводный период, ягодичное предлежание плода, длительный период стояния головки в родовых путях, инструментальное родовспоможение.

 

 К одним из наиболее  предрасполагающих факторов к  развитию церебрального паралича  большинство отечественных и зарубежных авторов относят преждевременные роды, а также врожденные мальформации и масса тела ребенка при рождении менее 2001 г.

 

В настоящее время  причинная связь ДЦП с перинатальными проблемами, особенно с асфиксией, считается  правомочной лишь в случаях сочетания следующих факторов:

1-наличие выраженной  и длительной асфиксии в родах;

2-наличие у новорожденного  отчетливых признаков гипоксически-ишемичесой  энцефалопатии;

3-возможность объяснить  неврологический дефицит внутриродовой  асфиксией;

4-исключение других  заболеваний, могущих послужить  причиной ДЦП.

 

Классификация ДЦП

 

Бывают двигательные нарушения, именно они являются основными симптомами этого заболевания.

спастичность – этот вид нарушения связан с повышенным тонусом мышц

тремор – непроизвольное дрожание конечностей

атетоз - непроизвольные движения

атаксия – нарушение  равновесия

ригидность - чрезмерная напряженность мышц

 

По локализации  двигательных нарушений выделяют следующие  формы:

моноплегическая форма  – двигательные нарушения наблюдаются только в одной конечности

гемиплегическая форма  – двигательные нарушения конечностей  на одной половине тела (симптомы проявляются  частично или полностью в руке и ноге )

диплегическая форма  – двигательные нарушения на обеих  верхних либо нижних конечностях

квадриплегическая форма  – двигательные нарушения наблюдаются  на всех конечностях 

 

По классификации  К. А. Семеновой выделяют следующие  формы:

спастическая диплегия – наблюдается преимущественное поражения ног 

двойная гемиплегия - это спастический тетрапарез, руки могут быть поражены несколько больше, чем ноги

гемиплегия 

гиперкинетическая форма-возникают  непроизвольные движения

атонически-астатическая форма – понижение мышечного  тонуса

смешанная форма

 

 

Структура двигательного  дефекта при детском церебральном параличе определяется следующими основными факторами.

 

 1. Нарушение мышечного тонуса по типу спастичности, по типу ригидности и по типу гипотонии (низкий мышечный тонус). В первом случае мышцы напряжены. Мышечное сопротивление при исследовании тонуса ощущается в начале движения. Для детского церебрального паралича является характерным нарастание мышечного тонуса при попытках произвести то или иное движение (особенно при вертикальном положении тела). При резком повышении мышечного тонуса часто наблюдаются сгибательные и приводящие контрактуры, а также различные деформации конечностей. Эти нарушения тонуса характерны для поражения пирамидной системы и наблюдаются главным образом при спастической диплегии и гемииаретической форме заболевания.

Информация о работе Психологические особенности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата