Психологические особенности сотрудников федеральной службы исполнения наказания России в зависимости от стажа службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 23:35, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление психологических особенностей сотрудников пенитенциарных учреждений в зависимости от стажа службы.
В соответствии с выдвинутой гипотезой планировалось решить следующие задачи исследования:
1. Оценить особенности когнитивной сферы (память, внимание) у сотрудников пенитенциарных учреждений со стажем службы до 1 года и более 5 лет.
2. Изучить личностные характеристики и уровень тревожности у сотрудников пенитенциарных учреждений со стажем службы до 1 года и более 5 лет
3. Выявить особенности профессионального стресса в зависимости от стажа.
4. Сравнительный анализ психологических особенностей у сотрудников с разным стажем службы.
5. Анализ корреляционных взаимосвязей между изучаемыми параметрами у сотрудников пенитенциарных учреждений.
Объект исследования: сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний России в количестве 40 человек; из них 20 сотрудников со стажем до 1 года (средний возраст 25 ± 4,9 лет) и 20 сотрудников со стажем более 5 лет (средний возраст 31 ± 3,8 лет). Все испытуемые – мужчины.
Предмет исследования: параметры внимания, особенности памяти, уровень тревожности, выраженность профессионального стресса и личностные особенности сотрудников пенитенциарных учреждений

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
ГЛАВА 2
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Материалы исследования
2.2. Психологические методы исследования
2.2.1. Тест Шульте
2.2.2. Методика «Память на числа»
2.2.3. Методика Спилбергера-Ханина
2.2.4. Методика СМИЛ
2.2.5. Шкала профессионального стресса
2.4. Методы математико-статистической обработки
ГЛАВА 3
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Результаты исследования личногстных особенностей и познавательных функций (памяти и внимания) сотрудников со стажем службы менее 1 года
3.2. Результаты исследования личностных особенностей и познавательных функций (памяти и внимания) сотрудников со стажем службы более 5 лет
3.3. Сравнительный анализ психологических особенностей сотрудников со стажем службы до 1 года и более 5 лет
3.2. Корреляционный анализ полученных данных
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
БИБЛИОГРАФИЯ
П Р И Л О Ж Е Н И Я

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 4.54 Мб (Скачать)

Полученные результаты несомненно представляют интерес с точки зрения профотбора. Авторы А. И. Ушатиков и Б. Б. Казак пишут, что в пенитенциарные учреждения профотбор осуществляется по трем направлениям: социально-правовому и образовательному; медицинскому; психологическому и психиатрическому. Однако, полученные данные позволяют сделать вывод о том, что в настоящий момент при проведении профотбора недостаточное внимание уделяется последнему, а именно, психологическому аспекту, кроме того, возможно, недостаточно квалифицировано оцениваются результаты тестов либо просто отсутствует материально-техническое оснащение для проведения психодиагностических исследований. Требуется акцентировать внимание специалистов по проведению профотбора на необходимости уделять больше внимания именно этому несомненно важному направлению их работы.


ПРАКТИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Опыт показывает, что как бы хорошо ни были подготовлены сотрудники в плане физической, огневой, а также тактической подготовки, без солидной психологической подготовки они никогда не достигнут профессионального мастерства. Только благодаря качественно организованной психологической подготовке отдельные фрагменты профессионализма способны объединиться в целостную картину профессионального мировосприятия, самосознания, самоощущения.

Психологическая подготовка предусматривает формирование и развитие целого ряда профессионально значимых качеств. На основании проведённого исследования был выработан ряд практических рекомендаций:

1. Развитие профессиональных навыков ощущения и восприятия:

- пространственно-временная ориентировка (умение определять на глаз расстояние до видимых объектов и между ними; навыки определения расстояний до ненаблюдаемых объектов по характеру издаваемого ими шума; способность определять линейные величины объектов без их физического промера; навыки оценки абсолютной и относительной скорости движущихся объектов; умение определять свое положение относительно сторон горизонта без специальных приборов, способность вычислять качественно-количественные характеристики объектов при затруднении или невозможности визуального доступа к ним и др.);

- визуальная психодиагностика людей и социальных групп в ситуациях профессиональной деятельности (экспресс-оценка эмоциональных состояний людей; прочтение их возможных намерений, мотивов поступков; выявление системы взаимосвязей между людьми, демонстрирующими отсутствие таковых; определение структуры лидерства в незнакомых группах людей и др.);

- управление возможностями сенсорных систем (навыки быстрой адаптации глаз к уровню освещённости, снижения порогов чувствительности слухового анализатора и др.).

2. Развитие профессионального внимания, памяти и мышления. Тренировка навыков концентрации внимания на объектах профессиональной ситуации и его распределения, расширение объема внимания и улучшение его устойчивости к воздействию различных «помех». Развитие навыков быстрого запоминания, качественного сохранения и эффективного воспроизведения и узнавания информации, связанной со служебной деятельностью; повышение помехоустойчивости памяти в условиях экстремальной деятельности. Развитие навыков комплексной оценки чрезвычайной ситуации, анализа системы актуальных и потенциальных угроз и возможностей неблагоприятного развития ситуации и т.д.

3. Обучение навыкам психической саморегуляции (снятие стрессовых состояний; создание продуктивного эмоционально-волевого напряжения; владение методом аутогенной тренировки).

 

 

 

 

                                

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Королюк Н. И. Психическая саморегуляция сотрудников органов внутренних дел. – М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997. – 60 с. – Библиография: с. 194-196. –  1000 экз.

2. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1993. – 123 с. – 10000 экз. – ISBN 5-211-02634-9.

3. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с. – 200000 экз. – ISBN 5-691-00112-4.

4. Носкова О. Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е. А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с. – Библиография: с. 310-328. – 5100 экз. – ISBN 5-7695-1717-4.  

5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издат. Дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с. – ISBN 5-89570-005-5.

6. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия/Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 2000. – 480 с. – (Библиотека практической психологии). – 4000 экз. – ISBN 985-433-739-1.

7. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с. – 8000 экз. –  ISBN 5-7695-1859-6.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 712 с. – (Серия «Мастера психологии») – 7000 экз. – ISBN 5-314-00016-4

9. Сидоренко Е. В.Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ОО «Речь», 2000. – 350 с.

10. Сидоров П. И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию: Т.I.: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 416 с. – (Библиотека психологии, психоанализа, психотерапии). – Предм. указ.: с. 399 – 408. – 5000 экз. 

11. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. – 4-е изд., испр. – М.: ИПП-ИСП, 2000. – 512 с. – Рекомендуемая литература: с. 507-509. – Перечень методических разработок ИПП: с. 510-512. – 2000 экз. – ISBN 5-89877-013-5

12. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Психология деятельности и коллектива сотрудников пенитенциарных учреждений. Учебное пособие. – Рязань: Рыбновское государственное полиграфическое предприятие, 1999. – 198 с. – Библиография: с. 55-56. – 300 экз.

13. Фонтана Д. Как справиться со стрессом. – Пери Г. Как справиться с кризисом. – Брум А., Джеллико Х. Как жить с вашей болью: Пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс, 1995. – 352 с. – 15000 экз. – ISBN 5-7155-0718-9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

П Р И Л О Ж Е Н И Я

 

 



5

 

Таблица 1

Сводная таблица данных сотрудников со стажем до 1 года

возр

стаж (мес)

Ш1

Ш2

Ш3

Ш4

Ш5

Шср

ЗП

СТ

ЛТ

L

F

K

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Конфл

Перегр

Сф д-ти

Напр-ть с рук-м

Общ балл

1

25

6

48

34

50

42

31

41

7

19

34

43

61

53

62

60

45

69

36

52

73

75

75

46

8

14

9

10

41

 

2

30

6

52

37

49

50

44

46

6

20

38

50

50

62

70

45

43

67

45

45

69

73

78

41

5

5

5

5

20

 

3

22

6

49

33

48

44

50

45

5

21

24

50

48

78

92

52

57

88

39

56

120

120

78

33

9

8

6

5

28

 

4

23

12

44

41

45

47

55

46

3

26

36

40

52

57

76

45

46

71

39

62

100

95

78

45

10

7

6

6

29

 

5

21

8

42

53

65

55

36

50

3

18

38

46

53

70

67

58

55

75

55

45

100

99

63

46

9

9

5

10

33

 

6

22

6

27

24

32

28

27

28

2

10

26

43

62

53

87

60

45

71

35

51

73

76

78

45

7

9

9

8

33

 

7

21

10

22

33

36

29

28

30

6

16

37

35

48

65

92

57

51

76

56

59

120

115

68

46

5

9

8

5

27

 

8

33

12

59

40

56

52

49

51

7

13

25

40

45

62

72

57

51

73

41

53

84

112

60

44

12

7

6

7

32

 

9

30

3

33

28

22

22

26

26

6

18

38

50

45

63

72

51

46

73

49

38

93

97

78

44

8

7

9

9

33

 

10

37

6

50

41

36

44

48

44

3

25

45

43

50

46

59

62

46

60

75

53

71

64

55

62

11

12

11

7

40

 

11

22

6

34

23

58

52

40

41

6

29

36

43

50

63

84

42

53

81

48

51

96

97

70

45

10

3

7

4

24

 

12

21

5

46

40

51

49

48

47

3

12

41

65

58

62

74

48

49

71

39

45

84

90

75

47

9

2

9

8

28

 

13

23

10

35

35

34

41

34

36

6

11

32

55

48

68

80

58

47

78

47

50

105

103

65

44

7

5

5

5

22

 

14

22

6

45

42

39

54

47

45

5

20

35

43

55

51

80

55

54

76

54

53

95

90

75

49

9

8

8

7

32

 

15

24

6

44

41

45

47

55

46

4

20

35

44

53

61

80

57

51

68

37

57

102

100

65

35

8

8

7

9

32

 

16

23

6

27

24

32

28

27

28

2

10

26

43

62

53

87

60

45

71

35

51

73

76

78

45

8

8

7

9

32

 

17

29

3

33

28

22

22

26

26

6

18

38

50

45

63

72

51

46

73

49

38

93

97

78

44

11

7

8

8

34

 

18

20

5

46

40

51

49

48

47

3

12

41

65

58

62

74

48

49

71

39

45

84

90

75

47

10

7

6

8

31

 

19

31

6

52

37

49

50

44

46

6

20

38

50

50

62

70

45

43

67

45

45

69

73

78

41

10

7

10

10

37

 

20

21

9

42

53

65

55

36

50

3

18

38

46

53

70

67

58

55

75

55

45

100

99

63

46

6

13

8

6

33

 

 


Таблица 2

Сводная таблица данных сотрудников со стажем свыше 5 лет

возр

стаж (мес)

Ш1

Ш2

Ш3

Ш4

Ш5

Шср

ЗП

СТ

ЛТ

L

F

K

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Конф

Перегр

Сф д-ти

Напр-ть с рук-м

Общ балл

21

30

66

38

32

38

36

30

35

8

20

37

35

52

48

94

34

36

73

49

54

71

76

73

54

12

11

8

7

38

22

37

120

66

56

57

58

55

58

4

21

33

43

58

57

70

55

36

57

62

36

77

83

73

46

11

10

9

6

36

23

31

96

46

42

46

33

40

41

5

23

37

40

58

57

72

51

46

73

44

50

93

88

83

46

8

14

9

10

41

24

28

96

52

52

45

53

69

54

6

27

31

36

60

63

84

52

58

97

55

56

103

105

70

48

5

5

5

5

20

25

24

60

52

52

45

53

69

54

6

22

32

46

55

51

59

44

43

61

48

50

66

71

81

45

9

8

6

5

28

26

30

120

38

38

45

48

43

42

7

15

29

46

50

59

67

44

42

60

33

45

76

92

81

45

7

13

6

12

38

27

35

80

49

50

50

48

46

49

5

23

36

36

60

51

84

42

56

73

65

36

81

74

83

42

9

11

6

8

34

28

25

60

39

38

41

37

37

38

5

22

42

46

48

61

72

60

45

83

42

41

91

82

63

50

9

11

6

8

34

29

29

108

52

51

44

56

55

52

4

13

31

52

50

65

77

46

53

78

54

41

103

99

75

45

9

9

7

8

33

30

28

84

45

41

45

32

39

40

3

17

24

55

48

74

88

51

55

84

47

54

114

113

76

37

9

9

6

7

31

31

36

86

66

59

49

50

66

58

4

18

37

40

45

53

56

51

41

66

44

41

81

71

65

50

10

7

6

6

29

32

36

120

50

51

45

52

51

50

5

32

45

52

63

65

87

72

54

88

38

48

110

111

60

51

11

12

11

7

40

33

35

102

38

39

44

48

43

42

5

18

31

45

52

55

72

56

44

81

54

35

85

75

68

50

12

15

8

7

42

34

33

144

49

50

50

48

46

49

4

24

38

52

58

71

94

56

60

95

45

54

114

109

63

47

11

14

6

5

36

35

27

60

53

50

47

52

56

52

3

21

35

52

55

63

80

46

46

76

49

45

88

90

63

41

12

7

6

7

32

36

29

95

50

52

45

53

69

54

6

27

31

36

60

63

84

52

58

97

55

56

103

105

70

48

12

15

8

7

42

37

32

100

52

51

45

56

55

52

5

13

31

52

50

65

77

46

53

78

54

41

103

99

75

45

11

12

8

6

37

38

35

110

56

56

57

58

55

56

6

21

33

43

58

57

70

55

36

57

62

36

77

83

73

46

8

12

9

10

39

39

29

80

37

41

45

32

39

39

5

17

24

55

48

74

88

51

55

84

47

54

114

113

76

37

5

5

5

5

20

40

30

70

35

32

38

36

30

34

8

20

35

35

52

48

94

34

36

73

49

54

71

76

73

54

9

8

6

5

28

 


Таблица 3

Корреляционная матрица для общей выборки испытуемых

 

 

Внимание

Муж-жен

Ригидн

Конфл

Перегрузки

Сферы д-ти

Напряж. с руков.

Общий балл по стрессу

возр

,3103

,3984

-,4096

,3824

,3955

,2890

,0602

,4307

 

p=,051

p=,011

p=,009

p=,015

p=,012

p=,070

p=,712

p=,006

стаж (мес)

,4322

,2010

-,2472

,2041

,4985

-,0307

-,0243

,3221

 

p=,005

p=,214

p=,124

p=,207

p=,001

p=,851

p=,882

p=,043

Информация о работе Психологические особенности сотрудников федеральной службы исполнения наказания России в зависимости от стажа службы