Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 23:35, дипломная работа
Цель исследования: выявление психологических особенностей сотрудников пенитенциарных учреждений в зависимости от стажа службы.
В соответствии с выдвинутой гипотезой планировалось решить следующие задачи исследования:
1. Оценить особенности когнитивной сферы (память, внимание) у сотрудников пенитенциарных учреждений со стажем службы до 1 года и более 5 лет.
2. Изучить личностные характеристики и уровень тревожности у сотрудников пенитенциарных учреждений со стажем службы до 1 года и более 5 лет
3. Выявить особенности профессионального стресса в зависимости от стажа.
4. Сравнительный анализ психологических особенностей у сотрудников с разным стажем службы.
5. Анализ корреляционных взаимосвязей между изучаемыми параметрами у сотрудников пенитенциарных учреждений.
Объект исследования: сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний России в количестве 40 человек; из них 20 сотрудников со стажем до 1 года (средний возраст 25 ± 4,9 лет) и 20 сотрудников со стажем более 5 лет (средний возраст 31 ± 3,8 лет). Все испытуемые – мужчины.
Предмет исследования: параметры внимания, особенности памяти, уровень тревожности, выраженность профессионального стресса и личностные особенности сотрудников пенитенциарных учреждений
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
ГЛАВА 2
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Материалы исследования
2.2. Психологические методы исследования
2.2.1. Тест Шульте
2.2.2. Методика «Память на числа»
2.2.3. Методика Спилбергера-Ханина
2.2.4. Методика СМИЛ
2.2.5. Шкала профессионального стресса
2.4. Методы математико-статистической обработки
ГЛАВА 3
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Результаты исследования личногстных особенностей и познавательных функций (памяти и внимания) сотрудников со стажем службы менее 1 года
3.2. Результаты исследования личностных особенностей и познавательных функций (памяти и внимания) сотрудников со стажем службы более 5 лет
3.3. Сравнительный анализ психологических особенностей сотрудников со стажем службы до 1 года и более 5 лет
3.2. Корреляционный анализ полученных данных
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
БИБЛИОГРАФИЯ
П Р И Л О Ж Е Н И Я
Признаком адаптированности в профессиональной деятельности является плавное, равномерное осуществление регуляторных процессов, обеспечивающих относительное равновесие человека и внешней среды. Если внешняя среда меняется резко и неожиданно, человек оказывается не готов существовать в ней и оптимально функционировать, при этом могут возникать функциональные неврозы, нервно-психические расстройства. В соответствие с теорией стресса Селье стрессовая реакция организма на внешние факторы среды предполагает неспецифическое напряжение всех физиологических и психологических процессов. Существует особые, экстремальные, ситуации воздействия, при которых обычных резервных возможностей человека оказывается недостаточно, происходит прорыв адаптационного барьера, в результате чего наступает психическая дезадаптация. Работа такого рода может включать в себя монотонность, однообразие стимулов; нарушение временных ритмов; особенности информационного потока, его насыщенность или ограничения; опасность для жизни и здоровья; одиночество, групповая изоляция и т. п. Результатом подобной дезадаптации может явиться тревожность, нарастание внутриличностных конфликтов, снижение нервно-психической устойчивости, повышенная раздражительность. (Носкова О. Г., 2004)
Таким образом, можно заключить, что деятельность сотрудников пенитенциарных учреждений осуществляется в экстремальных стрессовых трудовых условиях, в связи с чем велика вероятность возникновения профессиональной дезадаптации. Крайне важным будет овладение сотрудниками своими непроизвольными функциями, оптимальными приспособительными формами поведения (копинг-поведение), гармонизация личности.
2.1. Материалы исследования
Исследования проводилось на базе Федерального государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Межрегиональный учебный центр» ЦФСИН (Центр Федеральной службы исполнения наказания) России по Архангельской области. В исследовании участвовали сотрудники ФСИН России общей численностью 40 человек. 1-ю группу составили 20 человек со стажем службы в системе пенитенциарных учреждений до 1 года (средний возраст 25 ± 4,9 лет), во 2-ю группу вошли 20 человек со стажем службы в системе пенитенциарных учреждений более 5 лет (средний возраст 31 ± 3,8 лет). Все испытуемые – мужчины. Исследование носило групповой характер: проводилось в хорошо освещённых учебных аудиториях, длительность – 1 академический час.
2.2. Психологические методы исследования
2.2.1. Тест Шульте
Особенности внимания исследовались с помощью теста Шульте, который заключается в отыскивании чисел по специальным таблицам Шульте. Комплект состоит из 5 черно-белых таблиц (размер 60×60 см), где в случайном порядке размещены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает числа в порядке их возрастания. Основным показателем внимания является время выполнения теста; кроме того, по результатам каждой таблицы и всего теста в целом может быть построена «кривая истощаемости», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Внимание концентрируется достаточно, если испытуемый затрачивает на прочтение 1 таблицы не более 40-50 секунд. Внимание устойчивое, если нет значительных временных отличий в прочтении всех таблиц. При неустойчивости внимания отмечаются значительные колебания результатов по отдельным таблицам, но без тенденции к увеличению времени, затрачиваемого на каждую следующую таблицу. Если происходит увеличение времени чтения каждой следующей таблицы, то это свидетельствует об истощаемости внимания, снижении работоспособности. (Сидоров П. И., Парняков А. В., 2000)
2.2.2. Методика «Память на числа»
Данная методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.
Задание заключается в том, что обследуемым в течение 20-ти секунд демонстрируется таблица с 12-ю двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.
Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 и выше. Методика удобная для группового тестирования, так как процедура не занимает много времени. (Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии // Под общей редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева, 2000г.)
2.2.3. Методика Спилбергера-Ханина
Данная методика является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.
Шкала самооценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ) и личностную (ЛТ) тревожность. Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по специальным формулам. При интерпретации результат оценивается следующим способом: до 30 баллов – низкая тревожность, 31-45 – умеренная тревожность, 46 и более – высокая тревожность. (Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии // Под общей редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева, 2000г.)
2.2.4. Методика СМИЛ
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ представляет собой модификацию MMPI, созданного в 1942-49 гг. в целях отбора летчиков во время Второй мировой войны.
Данная методика дает многосторонний портрет личности, кроме того, в ее структуре присутствуют шкалы достоверности (L, F, K), позволяющие проверить не только надежность результатов, но и установку испытуемого на саму процедуру обследования. Среди базисных шкал выделены следующие: 1-я шкала – шкала «сверхконтроля», 2-я шкала – «пессимистичности», 3-я – «эмоциональной лабильности», 4-я – «импульсивности», 5-я шкала – «женственности/ мужественности», 6-я – «ригидности», 7-я – «тревожности», 8-я – «индивидуалистичности», 9-я – «оптимистичности», 0 – «интроверсии». 1-я шкала выявляет мотивационную направленность личности на соответствие нормативным критериям как в социальном окружении, так и в сфере физиологических функций своего организма. Основная проблема такого типа личности – подавление спонтанности, сдерживание активной самореализации, контроль над агрессивностью, гиперсоциальность установок, инертность в принятии решений, избегание серьезной ответственности из страха не справиться. 2-я шкала выявляет преобладание пассивной личностной позиции с ведущей мотивационной направленностью на избегание неуспеха. Для лиц данного типа свойственны склонность к раздумьям, высокий уровень осознания имеющихся проблем с пессимистичностью оценки перспектив, инертность в принятии решений, самокритичность, скептицизм, выраженная глубина переживаний. Личности подобного типа способны на отказ от реализации сиюминутных потребностей ради отдаленных планов. В отношениях с авторитетной личностью они проявляют заметную зависимость, в стрессе склонны к блокировке активности и ведомому поведению. Повышение показателей по шкале 3выявляет неустойчивость эмоций и конфликтное сочетание разнонаправленных тенденций: высокий уровень притязаний сочетается с потребностью в ощущении причастности к интересам группы, эгоистичность – с альтруистическими декларациями, агрессивность – со стремлением нравиться окружающим. Для подобных личностей характерны известная демонстративность, яркость эмоциональных переживаний при их поверхностности, неустойчивость самооценки, на которую влияет мнение окружающих. В качестве ведущей шкала 4 выявляет активную личностную позицию, преобладание мотивации достижения, уверенность, быстроту принятия решений, а также нетерпеливость, склонность к риску и опоре на собственные сиюминутные побуждения. Отмечается отсутствие выраженной конформности, стремление к самостоятельности и независимости, возможны вспышки конфликтности. 5-я шкала интерпретируется в зависимости от пола испытуемого, но в любом профиле повышение показателей для данной шкалы означает отклонение от типичного для данного пола ролевого поведения усложнение сексуальной межличностной адаптации. У мужчин повышение по 5-й шкале выявляет пассивность, сентиментальность, чувствительность, потребность в дружелюбных гармоничных отношениях. У женщин высокие показатели по 5-й шкале отражают черты мужественности, независимости, стремление к независимости, к самостоятельности в принятии решений. 6-я шкала выявляет устойчивость интересов, упорство в отстаивании собственного мнения, стеничность установок, активность позиции, недостаточную гибкость, трудности переключения в меняющейся ситуации, захваченность доминирующей идеей, а также склонность в стрессе, при затрагивании субъективно значимых ценностей, к реакциям агрессивного типа. При акцентуировании по данному типу выявляются эпилептоидные, «застревающие» характеристики. 7-я шкала относится к показателям тормозимого типа, т. е. выявляет такие личностные характеристики как неуверенность в себе, высокую чувствительность и подвластность средовым воздействиям, превалирование мотивации избегания неуспеха, сензитивность. Люди данного типа отличаются развитым чувством ответственности, обязательностью, совестливостью, повышенной тревожностью в отношении мелких житейских проблем, сниженным порогом толерантости к стрессу. 8-я шкала выявляет обособленно-созерцательную личностную позицию, преобладание целостного стиля восприятия, оригинальность высказываний и суждений, избирательность в контактах, независимость взглядов. Людям данного типа свойственна потребность в свободе субъективного выбора в принятии решений, отсутствии временных ограничений, что может затруднить их трудовую адаптацию при недостатке терпимости у окружающих и отсутствии у руководителей дифференцированного индивидуально-личностного подхода. Ведущий пик по 9-й шкале отражает активность позиции, высокий уровень жизнелюбия, уверенность в себе, приподнятость настроения, позитивную самооценку, ориентированность преимущественно на моторную подвижность и речевую сверхактивность, нежели на конкретные цели. Повышенная 0-я шкала усугубляет гипостеничные характеристики и выявляет пассивность личностной позиции и интровертированность, т.е. обращенность интересов в мир внутренних переживаний. При выраженной акцентуации 0-я шкала отражает инертность в принятии решений, избирательность в контактах, стремление к избеганию конфликтов ценою значительного сужения сферы межличностных контактов.
Методика содержит 566 утверждений (360 – в сокращенном варианте), по результатам которых составляется «профиль личности» – ломаная линия, соединяющая количественные показатели по базисным шкалам, а также шкалам достоверности: L – шкала «лжи», F – шкала «достоверности» (показывает уровень надежности в зависимости от откровенности и готовности к сотрудничеству), K – шкала «коррекции» (выявляет степень искажения профиля под влиянием закрытости испытуемого). Полученные сырые баллы переводятся в стандартные баллы (Т). Границы нормативного разброса находятся в пределах 30-70 Т, средний профиль колеблется в пределах 46-55 Т. Показатели в пределах 56-66 Т показывают ведущие личностные тенденции, показатели в пределах 67-74 Т выделяют акцентуированные черты, которые могут затруднять социально-психологическую адаптацию личности. Показатели выше 75 Т свидетельствуют о нарушении адаптации: это может быть психопатия, состояние стресса, вызванное экстремальной ситуацией, невротические расстройства или психопатология (Собчик Л. Н., 2000).
2.2.5. Шкала профессионального стресса
Шкала профессионального стресса (Дж. Гринберг «Управление стрессом», «Питер», 2002) позволяет выявить наличие стрессоров в профессиональной деятельности человека, определить не только степень насыщенности работы стрессорами, но и сферы деятельности, являющиеся стрессогенными.
На каждое высказывание предлагается 5 вариантов ответов: «никогда», «редко», «иногда», «часто», «всегда». Тест имеет 4 секции: конфликтность, перегрузка, сферы деятельности и напряженность с руководством. Для обработки результатов тестирования необходимо было найти сумму баллов по каждой секции. К каждой секции относятся определенные номера вопросов.
По каждой из секций можно набрать от 3 до 15 баллов. Количество баллов от 12 и выше указывает на тот факт, что в данной сфере имеются проблемы. Общий балл по всему тесту может варьировать от 12 до 60 баллов. Показатель в 36 и более балов свидетельствует о том, что работа «насыщена» стрессогенными факторами.
2.4. Методы математико-статистической обработки
Полученные вариационные ряды, состоящие из количественных показателей по тестам Шульте, методике «Память на числа», методикам Спилбергера-Ханина и СМИЛ, были проверены на нормальность распределения с помощью показателей асимметрии (А) и эксцесса (Е):
, где
- стандартное отклонение,
- каждое значение выборки,
- среднее значение выборки,
- количество человек в выборке (Сидоренко Е. В., 2000).
При и распределение показателей в выборке считается ненормальным. Было установлено, что все вариационные ряды соответствуют требованиям нормального распределения (Приложение, табл. 2).
Таким образом, для дальнейших целей нашего исследования был выбран параметрический критерий Стьюдента, с помощью которого проводился сравнительный анализ.
t-критерий Стьюдента (для сравнения средних величин в случае нормального распределения при достаточной величине выборки):
, где
и– средние значения показателей в 1-й и 2-й выборках соответственно,
и – дисперсии в 1-й и 2-й выборках соответственно,
и – количество человек в 1-й и 2-й выборках соответственно.
(Немов Р. С., 2001)
Для выявления взаимосвязей изучаемых параметров применялся корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Пирсона, который отражает степень корреляционной зависимости между двумя множествами данных.
где r – коэффициент корреляции;
х, у – корреляционные ряды;
d – отклонения от средней чисел этих рядов.
Оценка связи по величине значения коэффициента:
0 – 0,3 – отсутствие связи
0,3 – 0,4 – слабая связь (сомнительная)
0,4 – 0,7 – средней силы связь
0,7 – 1,0 – сильная связь
3.1. Результаты исследования личностных особенностей и познавательных функций (памяти и внимания)
сотрудников со стажем службы менее 1 года
На первом этапе было проведено исследование параметров внимания с помощью теста Шульте у сотрудников ФСИН России по Архангельской области, имеющих стаж службы менее 1 года (сводная таблица данных – Приложение, табл. 1). Было установлено, что в среднем, по результатам пяти таблиц, тест был выполнен за время от 36 секунд до 44 секунд (в среднем по выборке – 41 секунда). Таким образом, можно заключить, что концентрация внимания данной категории сотрудников укладывается в рамки показателей психической нормы. По результатам всего теста в целом была построена «кривая истощаемости», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике (рис. 1).