Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 23:35, дипломная работа
Цель исследования: выявление психологических особенностей сотрудников пенитенциарных учреждений в зависимости от стажа службы.
В соответствии с выдвинутой гипотезой планировалось решить следующие задачи исследования:
1. Оценить особенности когнитивной сферы (память, внимание) у сотрудников пенитенциарных учреждений со стажем службы до 1 года и более 5 лет.
2. Изучить личностные характеристики и уровень тревожности у сотрудников пенитенциарных учреждений со стажем службы до 1 года и более 5 лет
3. Выявить особенности профессионального стресса в зависимости от стажа.
4. Сравнительный анализ психологических особенностей у сотрудников с разным стажем службы.
5. Анализ корреляционных взаимосвязей между изучаемыми параметрами у сотрудников пенитенциарных учреждений.
Объект исследования: сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний России в количестве 40 человек; из них 20 сотрудников со стажем до 1 года (средний возраст 25 ± 4,9 лет) и 20 сотрудников со стажем более 5 лет (средний возраст 31 ± 3,8 лет). Все испытуемые – мужчины.
Предмет исследования: параметры внимания, особенности памяти, уровень тревожности, выраженность профессионального стресса и личностные особенности сотрудников пенитенциарных учреждений
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
ГЛАВА 2
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Материалы исследования
2.2. Психологические методы исследования
2.2.1. Тест Шульте
2.2.2. Методика «Память на числа»
2.2.3. Методика Спилбергера-Ханина
2.2.4. Методика СМИЛ
2.2.5. Шкала профессионального стресса
2.4. Методы математико-статистической обработки
ГЛАВА 3
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Результаты исследования личногстных особенностей и познавательных функций (памяти и внимания) сотрудников со стажем службы менее 1 года
3.2. Результаты исследования личностных особенностей и познавательных функций (памяти и внимания) сотрудников со стажем службы более 5 лет
3.3. Сравнительный анализ психологических особенностей сотрудников со стажем службы до 1 года и более 5 лет
3.2. Корреляционный анализ полученных данных
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
БИБЛИОГРАФИЯ
П Р И Л О Ж Е Н И Я
На втором этапе было проведен сравнительный анализ между сотрудниками со стажем службы до 1 года и сотрудниками со стажем службы более 5 лет по объему зрительной памяти, оценка которого проводилась с помощью методики «Память на числа». Достоверных различий обнаружено не было (Приложение, табл. 3). Для обеих групп характерна недостаточная способность к непосредственному запоминанию визуальной информации.
Рис.12. Сравнительный анализ показателей зрительной памяти сотрудников со стажем службы до 1 года и свыше 5 лет
Примечание: 1 – до 1 года; 2 – свыше 5 лет.
Также мы сравнили уровень тревожности 1 группы и 2 группы, оцениваемой с помощью шкалы самооценки Спилбергера-Ханина (оценивалась ситуационная и личностная тревожность). Сравнительный анализ показал отсутствие достоверных различий по данному критерию (Приложение, табл. 3).
Рис.13. Сравнительный анализ показателей ситуационной (СТ) и личностной (ЛТ) тревожности сотрудников со стажем службы до 1 года и свыше 5 лет
На следующем этапе было проведен сравнительный анализ между сотрудниками со стажем службы до 1 года и сотрудниками со стажем службы более 5 лет по выраженности профессионального стресса.
Рис.14. Сравнительный анализ показателей профессионального стресса сотрудников со стажем службы до 1 года и свыше 5 лет
Из результатов сравнительного анализа следует, что представители второй группы имеют значимо более высокие значения по показателю «перегрузка» (при p≤0,01). Отсюда можно сделать вывод, что при сроке службы свыше 5 лет у сотрудников начинает формироваться истощение психофизиологических возможностей организма, что можно соотнести с фазой «истощения» по Г.Селье.
На заключительном этапе исследования было проведено сравнение показателей личностных характеристик, полученных с помощью методики СМИЛ. Наглядно графики личностных профилей представлены на рис. 15.
Рис. 15. Сравнительный анализ показателей профессионального стресса сотрудников со стажем службы до 1 года и свыше 5 лет
Прим.: цифрами обозначены шкалы СМИЛ;
* – достоверность различий на уровне значимости р ≤ 0,05
Как следует из представленного выше рисунка, графики личностных особенностей у сотрудников со стажем службы менее 1 года и сотрудников со стажем службы более 5 лет имеют практически идентичные профили (нет достоверных различий). Таким образом, мы можем достаточно определенно составить усредненный портрет сотрудника системы пенитенциарных учреждений. Прежде всего, оба личностных профиля являются «пикообразными», трехфазными: определяется повышение по шкалам «Тревожность» и «Индивидуалистичность» (1-й пик), «Сверхконтроль» (2-й пик), «Импульсивность» (3-й пик). Показатели по первым указанным выше шкалам значительно превышают показатели психической нормы и достигают дезадаптивного уровня, показатели по шкалам «Сверхконтроль» и «Импульсивность» находятся практически на уровне дезадаптации, на основании чего можно утверждать о наличии как минимум акцентуированности сверхконтроля и импульсивности. Далее, сочетание подобных личностных характеристик носит дисгармоничный характер, вызывает определенное эмоциональное напряжение, поскольку присущие личности непосредственные реакции зачастую не находят выход вследствие подавления спонтанности, трудностях эмоционального отреагирования, повышенном контроле над своим поведением и одновременным страхом потерять этот контроль, что тесным образом связано с тревожностью сотрудников, которая проявляется в высокой степени ответственности, наличии просоциальных установок, сдержанности, добросовестности. Привлекают также внимание низкие показатели по шкале «Ригидность», что, по мнению Л. Н. Собчик, свидетельствует о наличии противоположных, ригидных, характеристик (Собчик Л. Н., 2001). Об этом же косвенным образом свидетельствуют высокие показатели по шкалам «Сверхконтроль» и «Индивидуалистичность», на основании чего можно заключить, что сотрудникам системы пенитенциарных учреждений также свойственны застреваемость, аффективность, мнительность, устойчивость негативных переживаний, что влечет за собой нарастание еще большей тревожности, беспокойства. Сочетание подобных личностных характеристик и степень их выраженности свидетельствует о личностном неблагополучии, наличии дистресса, эмоциональной напряженности, затруднении социальной адаптации. Известно, что в практике освидетельствования при проведении профотбора в пенитенциарные учреждения по результатам психодиагностического исследования определены «группы риска», и в первую группу риска входят набравшие в тесте ММPI более 70 Т-баллов (Ушатиков А. И., Казак Б.Б.,1999). Результаты данной работы свидетельствуют о том, что практически все сотрудники, включенные в наше исследование, входят в «группу риска», что должно настораживать и требовать незамедлительных психокоррекционных мероприятий.
3.2. Взаимосвязи стажа службы и возраста сотрудников УИН с их когнитивными, индивидуально-типологическими и эмоциональными особенностями.
Для выявления взаимосвязей между стажем службы, возрастом сотрудников и их психологическими особенностями в общей выборочной совокупности мы провели корреляционный анализ с использованием коэффициента линейной корреляции Пирсона. В результате было выявлено несколько интересных, на наш взгляд, взаимосвязей как внутри всей выборочной совокупности (рис. 15) так и при рассмотрении исследуемых групп по отдельности.
Рис. 16. Корреляционные взаимосвязи стажа, возраста и психологических особенностей общей выборки респондентов
Примечание: сплошной линией обозначены тесные прямые корреляции, пунктирной – обратные.
Таким образом, с увеличением стажа службы и возраста возрастает перегрузка адаптационных возможностей организма (при р ≤ 0,01), увеличивается чувствительность к стрессогенным факторам (при р ≤ 0,05), появляются нарушения внимания (при р ≤ 0,01).
Кроме того, чем выше возраст сотрудников пенитенциарной системы, тем больше у них заостряются такие черты как сентиментальность, сензитивность, нарастают феминные черты (при р ≤ 0,05) и наоборот, снижаются характеристики аффективной ригидности (при р ≤ 0,05), что может быть связано с личностной деформацией под постоянным воздействием стрессогенных факторов.
В группе испытуемых со стажем службы менее 1 года прослеживается положительная взаимосвязь стажа работы с аффективной ригидностью (при р ≤ 0,01) и отрицательная с чертами гипертимности (при р ≤ 0,05). Т.е. можно констатировать, что, несмотря на непродолжительный период работы в УИН с увеличением стажа службы данные сотрудники становятся менее оптимистичными, беззаботными, а усиливаются такие качества как педантичность и подозрительность. Также выявляется отрицательная статистически достоверная взаимосвязь возраста респондентов исследуемой группы с чертами ипохондричности, демонстративности, импульсивности и тревожности (при р ≤ 0,01).
В группе испытуемых со стажем службы более 5 лет прослеживается положительная взаимосвязь стажа работы с чертами гипотимии, пассивности, а также с фактором перегрузки адаптационных возможностей организма (при р ≤ 0,05). При этом с увеличением возраста данных сотрудников признаки профессионального стресса все больше проявляются в сфере деятельности (при р ≤ 0,01), а черты педантичности, аффективной ригидности сглаживаются (при р ≤ 0,05).
На основании проведённого исследования нами были сформулированы следующие выводы:
1. Концентрация внимания у сотрудников со стажем службы менее 1 года укладывается в рамки показателей психической нормы, носит достаточно устойчивый характер; при этом объем зрительной памяти ниже нормативного уровня внимания. Концентрация внимания у сотрудников со стажем службы свыше 5 лет в рамках показателей психической нормы с незначительными признаками истощаемости внимания; объем зрительной памяти также ниже нормативного уровня. Значимые различия когнитивной сферы были получены только по показателям внимания, которые достоверно ниже у сотрудников с меньшим стажем (р ≤ 0,05).
2. У сотрудников со стажем до 1 года отмечается средний уровень ситуационной тревожности и умеренный уровень личностной тревожности; в группе сотрудников со стажем свыше 5 лет оба показателя тревожности соответствуют среднему уровню. Значимых межгрупповых различий по уровню тревожности не выявлено.
3. Сотрудники со стажем службы менее 1 года и сотрудники со стажем службы более 5 лет имеют практически идентичные личностные профили (нет достоверных различий). Для всех респондентов характерен смешанный тип реагирования с доминирующими чертами тревожности и индивидуалистичности, достигающими дезадаптирующего уровня, а также чертами сверхконтроля и импульсивности на уровне явной акцентуации.
4. Суммарный показатель по шкале социального стресса в обеих выборках не превышает нормативных значений, следовательно, сотрудников пенитенциарной системы можно характеризовать как стрессоустойчивых личностей. Сотрудники с большим стажем имеют значимо более высокие значения по показателю «перегрузка» (при p≤0,01).
5. По результатам корреляционного анализа, с увеличением стажа службы и возраста возрастает перегрузка адаптационных возможностей организма (при р ≤ 0,01), увеличивается чувствительность к стрессогенным факторам (при р ≤ 0,05), появляются нарушения внимания (при р ≤ 0,01). Кроме того, чем выше возраст сотрудников пенитенциарной системы, тем больше у них заостряются такие черты как сентиментальность, сензитивность, нарастают феминные черты (при р ≤ 0,05) и наоборот, снижаются характеристики аффективной ригидности (при р ≤ 0,05).
В ходе проведенного исследования была достигнута поставленная цель: проведено исследование влияния срока службы в структуре пенитенциарных учреждений на психологические особенности сотрудников.
Установлено, что сотрудники, имеющие стаж службы до 1 года, имеют более высокую концентрацию внимания, которая носит несколько неустойчивый характер, у сотрудников со стажем службы более 5 лет обнаруживаются незначительные признаки истощаемости, пресыщаемости внимания. Объем непосредственной зрительной памяти в обеих исследуемых группах ниже нормы, что может быть обусловлено недостаточной степенью валидности используемой методики или же ситуационными факторами: невнимательность, отвлекаемость, тревожность.
Наибольший интерес представляет исследование личностных особенностей сотрудников системы пенитенциарных учреждений.
Таким образом, мы можем сказать, что наша гипотеза нашла частичное подтверждение: несмотря на отсутствие значимых различий по большинству представленных в курсовой параметров психологических особенностей между сотрудниками со стажем службы менее 1 года и сотрудниками со стажем службы более 5 лет, качественный анализ личностных особенностей, а именно, выявление дисгармоничности личности, затруднения социальной адаптации, повышенной тревожности, импульсивности при одновременной тенденции к оттомаживанию, сдерживанию непосредственно возникающих импульсов, позволяет утверждать, что специфика деятельности в системе пенитенциарных учреждений оказывает влияние на психологические особенности сотрудников.
Таким образом, в ходе данного исследования были выявлены некоторые закономерности когнитивной и личностной сферы сотрудников системы пенитенциарных учреждений с разным стажем службы, причем наиболее важным в данном случае представляется выявление личностных особенностей, свидетельствующих о выраженном затруднении социальной адаптации, эмоциональной напряженности. Исходя из вышесказанного можно заключить, что деятельность сотрудников осуществляется в условиях повышенной эмоциональной напряженности, в условиях влияния стрессогенных факторов, вызывая определенные изменения в структуре личности сотрудников.
Кроме того, полученные результаты представляют собой интерес с практической точки зрения, т. к. являются материалом для проведения дальнейших психокоррекционных мероприятий, могут служить опорой для проведения профотбора на должности в структуру ФСИН России по Архангельской области. Стоит отметить, что поднятая в данной работе проблема требует дальнейшего более глубокого изучения, для чего целесообразным будет проведение сравнительного анализа психологических особенностей сотрудников данной системы и служащих иных специальностей, не связанных с пенитенциарной системой, а также тщательное изучение факторов стресса данного вида деятельности.