Психологические особенности сотрудников федеральной службы исполнения наказания России в зависимости от стажа службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 23:35, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление психологических особенностей сотрудников пенитенциарных учреждений в зависимости от стажа службы.
В соответствии с выдвинутой гипотезой планировалось решить следующие задачи исследования:
1. Оценить особенности когнитивной сферы (память, внимание) у сотрудников пенитенциарных учреждений со стажем службы до 1 года и более 5 лет.
2. Изучить личностные характеристики и уровень тревожности у сотрудников пенитенциарных учреждений со стажем службы до 1 года и более 5 лет
3. Выявить особенности профессионального стресса в зависимости от стажа.
4. Сравнительный анализ психологических особенностей у сотрудников с разным стажем службы.
5. Анализ корреляционных взаимосвязей между изучаемыми параметрами у сотрудников пенитенциарных учреждений.
Объект исследования: сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний России в количестве 40 человек; из них 20 сотрудников со стажем до 1 года (средний возраст 25 ± 4,9 лет) и 20 сотрудников со стажем более 5 лет (средний возраст 31 ± 3,8 лет). Все испытуемые – мужчины.
Предмет исследования: параметры внимания, особенности памяти, уровень тревожности, выраженность профессионального стресса и личностные особенности сотрудников пенитенциарных учреждений

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
ГЛАВА 2
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Материалы исследования
2.2. Психологические методы исследования
2.2.1. Тест Шульте
2.2.2. Методика «Память на числа»
2.2.3. Методика Спилбергера-Ханина
2.2.4. Методика СМИЛ
2.2.5. Шкала профессионального стресса
2.4. Методы математико-статистической обработки
ГЛАВА 3
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Результаты исследования личногстных особенностей и познавательных функций (памяти и внимания) сотрудников со стажем службы менее 1 года
3.2. Результаты исследования личностных особенностей и познавательных функций (памяти и внимания) сотрудников со стажем службы более 5 лет
3.3. Сравнительный анализ психологических особенностей сотрудников со стажем службы до 1 года и более 5 лет
3.2. Корреляционный анализ полученных данных
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
БИБЛИОГРАФИЯ
П Р И Л О Ж Е Н И Я

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 4.54 Мб (Скачать)


5

 

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

ГОУ ВПО Северный государственный

медицинский университет (г. Архангельск)

Институт психологии и психоневрологии

 

Факультет клинической психологии

           Специальность: психология

           Курс 6

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

Студента Барковской Елены Александровны

 

 

ТЕМА: Психологические особенности

сотрудников федеральной службы исполнения наказания России

в зависимости от стажа службы

 

 

Научный руководитель: к.м.н., доцент кафедры

возрастной психологии и психотерапии

Родыгина Юлия Кимовна

 

Консультант:

 

 

Работа допущена к защите_____________________________

Заведующий кафедрой________________________________

 

 

Дата представления__________________________

Дата возврата_______________________________

Дата защиты________________________________

Оценка_____________________________________

 

Архангельск, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ              3

ГЛАВА 1              6

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ              6

ГЛАВА 2

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Материалы исследования

2.2. Психологические методы исследования

2.2.1. Тест Шульте

2.2.2. Методика «Память на числа»

2.2.3. Методика Спилбергера-Ханина

2.2.4. Методика СМИЛ

2.2.5. Шкала профессионального стресса

2.4. Методы математико-статистической обработки

ГЛАВА 3

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1. Результаты исследования личногстных особенностей  и познавательных функций (памяти и внимания) сотрудников со стажем службы менее 1 года

3.2.  Результаты исследования личностных особенностей и познавательных функций (памяти и внимания) сотрудников со стажем службы более 5 лет

3.3. Сравнительный анализ психологических особенностей сотрудников со стажем службы до 1 года и более 5 лет

3.2.  Корреляционный анализ полученных данных

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

БИБЛИОГРАФИЯ

П Р И Л О Ж Е Н И Я


ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях сотрудники пенитенциарных (от лат. poenitentiarius — покаянный, исправляемый) учреждений Российской Федерации выполняют ответственные задачи в сложной обстановке постоянного воздействия психогенных, стрессовых факторов: опасности, сопряженные с риском для жизни, физические нагрузки, напряженная работа внимания, необходимость непрерывного анализа текущей ситуации, строгие внутриколлективные отношения (субординация, дисциплина). В подобных обстоятельствах психологические особенности могут подвергаться изменениям, что в дальнейшем может определенным образом сказываться на качестве работы. В то же время, специфические психические особенности (тревожность, пассивность, внушаемость, эмоционально-волевая неустойчивость и т. п.), как устойчивые свойства личности, могут изначально являться факторами, препятствующими эффективной работе в стрессогенных условиях.  Именно поэтому изучение психических особенностей является одним из аспектов при проведении профотбора в пенитенциарные учреждения (Ушатиков А. И., Казак Б. Б., 1999).

В последнее время наиболее популярной и актуальной темой стало изучение стресса. Несомненно, что в сфере трудовой деятельности стрессовые состояния, помимо угрозы здоровью, существенным образом снижают успешность и качество выполнения работы, ведут к личностной деформации. Произошло смещение приоритетов в изучении влияния стресса с исследования физических, психофизиологических параметров на психологические. Анализируются, прежде всего, характерные перестройки в мотивационной структуре деятельности,  роль эмоциональных регуляторов поведения, устойчивость различных когнитивных функций, обеспечивающих эффективность переработки информации (Леонова А. Б.,  Кузнецова А. С., 1993).

Таким образом, несомненно важным является вопрос профилактики негативных изменений, адаптации сотрудников для работы в условиях эмоциональной нагрузки, для чего требуется тщательное исследование структуры личностных черт служащих, психологических особенностей, выявление закономерностей их изменения под влиянием  специфики данного вида деятельности.

Цель исследования: выявление психологических особенностей сотрудников пенитенциарных учреждений в зависимости от стажа службы.

Гипотеза: за время прохождения службы в системе пенитенциарных учреждений в зависимости от её стажа происходит изменение психологических особенностей сотрудников, обусловленное профессиональными вредностями данной системы.

В соответствии с выдвинутой гипотезой планировалось решить следующие задачи исследования:

1.      Оценить особенности когнитивной сферы (память, внимание) у сотрудников пенитенциарных учреждений со стажем службы до 1 года и более 5 лет.

2.      Изучить личностные характеристики и уровень тревожности у сотрудников пенитенциарных учреждений со стажем службы до 1 года и более 5 лет

3.      Выявить особенности профессионального стресса в зависимости от стажа.

4.      Сравнительный анализ психологических особенностей у сотрудников с разным стажем службы.

5.      Анализ корреляционных взаимосвязей между изучаемыми параметрами у сотрудников пенитенциарных учреждений.

Объект исследования: сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний России в количестве 40 человек; из них 20 сотрудников со стажем до 1 года (средний возраст 25 ± 4,9 лет) и 20 сотрудников со стажем более 5 лет (средний возраст 31 ± 3,8 лет). Все испытуемые – мужчины.

Предмет исследования: параметры внимания, особенности памяти, уровень тревожности, выраженность профессионального стресса и личностные особенности сотрудников пенитенциарных учреждений.


ГЛАВА 1

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.1.           Личность, ее характеристики

 

Личность — это особое системное социальное качество индивида, которое он приобретает в процессе возрастного развития при взаимодействии со своим социальным окружением. При широком понимании и употреблении термина “личность” его значение практически совпадает с понятием конкретного, отдельного человека с акцентом на его неповторимость и уникальность. Здесь понятие личность уже включает в себя темперамент и характер человека, а также индивидуальные биофизиологические характеристики организма — тип метаболизма, особенности нервных процессов или другие “природно–обусловленные” свойства.

Личность не может характеризоваться развитием какой–либо одной из ее сторон — рациональной, эмоциональной или волевой. Личность — это некая нерасторжимая целостность всех ее сторон. Личность в широком понимании вмещает в себя как отдельные психические функции, так и физическую конституцию. Она составляет единство как в смысле интеграции психических и соматических процессов, так и в смысле постоянного осознания самой себя во времени. Она является динамической системой, постоянно изменяющейся и развивающейся во времени, но, несмотря на это, она все равно представляет собой некое единство во всем его многообразии. Отдельные свойства личности (ее черты) могут подвергаться изменениям под влиянием условий жизни, воспитания или болезни. Поэтому обычно говорят не просто о структуре, а о динамической структуре личности. Становление и развитие личности осуществляется на базе имеющихся наследственных задатков в активном взаимодействии с актуальными всевозможными раздражителями (и не только общественными) жизненной среды. Психические свойства личности (черты) не являются готовыми с самого начала, они проявляются и одновременно с этим формируются в поведении, поступках и чувствах человека.

Общей чертой многих концепций личности является стремление представить личность как целостный объект, рассмотрение личности как системы. Хотя понятие “личность” занимает самое высокое положение в иерархии терминов, характеризующих индивидуальность, наш словарь для описания целостной личности поразительно беден: крупная, яркая, выдающаяся, бесцветная, мелкая, серая, — дальше подобного рода определений мы не идем.

Одновременно, в описательном плане, число отдельных свойств (черт) личности насчитывается огромное количество —  более 1500 слов в русском языке. Среди этих свойств личности имеются как более, так и менее устойчивые черты, а также черты, в генезе которых имеются как большая, так и меньшая их обусловленность биологическими или социальными факторами. Все эти черты взаимосвязаны в личности как целостном образовании, но их взаимосвязи различны (Сидоров П. И., Парняков А. В. , 2000).

Личность является сложной уникальной системой, которая включает в себя установки, интересы, мотивацию, задатки и способности, волю и прочее. Личностные характеристики проявляются во внешнем поведении человека и тесно переплетаются с эмоциями. Личность включает самооценку и уровень притязаний, от которых во многом зависит социальная адаптация и гармоничное существование человека. Оценка ситуации и самооценка заметно зависит и от тревожности личности. Если ситуационная тревога устойчиво проявляется у человека в самых различных ситуациях, то ее связывают с наличием у человека соответствующей личностной черты — “личностная тревожность”. Высокотревожные личности эмоционально острее реагируют на неудачу, они хуже работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени. У них доминирует мотивация избегания неудачи. Если низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче, то высокотревожных, напротив, сообщение об их успехах. Высокотревожные люди часто терпят неудачи не потому, что им недостает способностей, знаний или умений, а по причине стрессовых состояний, возникающих во время ситуаций типа “экзамен”. У них появляется ощущение некомпетентности, беспомощности и блокада деятельности. Появлению чувства когнитивной беспомощности препятствуют мотивации достижения и достаточно высокая самооценка.

Личность человека неразрывно связано с понятиями «темперамент» и «характер». Но, если темперамент обусловлен природно-врожденными особенностями функционирования центральной нервной системы, то характер – это социальное приобретение. Он формируется у человека с раннего возраста в процессе воспитания, обучения и действия множества других социальных факторов своего окружения. Именно поэтому изучение характера является наиболее интересным и перспективным, т. к., будучи не врожденным параметром личности, поддается коррекции. Характер — это совокупность (подсистема) устойчивых индивидуальных свойств (черт) личности, которая проявляется в типичных для данного человека способах поведения и определяющая его отношение к окружающей действительности и самому себе (Сидоров П. И., Парняков А. В. , 2000). С. Л. Рубинштейн пишет: «Характер обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Черты характера – это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются, как не совместимые с ними, им противоречащие другие» (Рубинштейн С. Л., 2000). 

Личность связана с деятельностью, в которой себя реализует через систему мотивов, целей, потребностей, намерений, стремлений, побуждений, с помощью осуществляется регуляция поведения человека. На регуляцию поведения влияют также различные психические проявления, таких как: ощущения и восприятия, внимание, мышление, память, речь, эмоции и др. Это обеспечивает гибкость и устойчивость поведения в различных условиях.

Таким образом, «личность» является одним из ключевых понятий в психологии; изучение личностных характеристик может пролить свет на многие загадки поведенческих реакций человека.

 

1.2.           Особенности деятельности в системе пенитенциарных учреждений

                                   

Деятельность сотрудников пенитенциарных учреждений, несмотря на свой специфический характер, выполняет ряд основных присущих любой деятельности функций. Во-первых, она является механизмом удовлетворения потребностей человека; во-вторых, она объективирует внутренний мир личности человека, в результате чего по внешним проявлениям, по поступкам, мы судим о личности человека. В-третьих, деятельность преобразует окружающий мир, создавая материальные и духовные ценности; в-четвертых, деятельность «как бы переносит личные качества и свойства, способности и мастерство человека на свой предмет». В-пятых, деятельность усваивается личностью и влечет за собой определенные изменения в психике, что может проявляться в деформации личности сотрудника, поскольку человек усваивает не только профессиональное содержание, но и нравственную составляющую деятельности; в-шестых, в деятельности реализуются социальные роли, которые личность проигрывает в ходе осуществления деятельности. В деятельности сотрудников исправительных учреждений выделяют ряд специфических функций: 1) функция решения социальной задачи, связанной с профилактикой преступности, ресоциализацией осужденных, выступающих в роли социального объекта; 2) основная цель деятельности достигается путем укрепления режима, профилактики правонарушений со стороны осужденных, раскрытия и расследования правонарушений,  проведения целенаправленной воспитательной работы с осужденными, организация их обучения, а также психологической подготовки осужденных и сотрудников.

Кроме того, деятельность сотрудника пенитенциарного учреждения отличается прежде всего своим правовым характером, который предопределяет и ее психологическое своеобразие:

1.                                Объектом этой деятельности чаще всего служат поступки людей, нарушивших закон.

2.                                Каждое действие сотрудника влечет за собой серьезные правовые последствия, что придает работе особую социальную значимость.

3.                                Все действия, из которых слагается деятельность, либо непосредственно регулируются законом, либо, будучи основаны на законе, предопределяются им в основных чертах.

Все это порождает повышенную ответственность сотрудника за каждое свое действие.

Информация о работе Психологические особенности сотрудников федеральной службы исполнения наказания России в зависимости от стажа службы