Психологические особенности сотрудников федеральной службы исполнения наказания России в зависимости от стажа службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 23:35, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление психологических особенностей сотрудников пенитенциарных учреждений в зависимости от стажа службы.
В соответствии с выдвинутой гипотезой планировалось решить следующие задачи исследования:
1. Оценить особенности когнитивной сферы (память, внимание) у сотрудников пенитенциарных учреждений со стажем службы до 1 года и более 5 лет.
2. Изучить личностные характеристики и уровень тревожности у сотрудников пенитенциарных учреждений со стажем службы до 1 года и более 5 лет
3. Выявить особенности профессионального стресса в зависимости от стажа.
4. Сравнительный анализ психологических особенностей у сотрудников с разным стажем службы.
5. Анализ корреляционных взаимосвязей между изучаемыми параметрами у сотрудников пенитенциарных учреждений.
Объект исследования: сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний России в количестве 40 человек; из них 20 сотрудников со стажем до 1 года (средний возраст 25 ± 4,9 лет) и 20 сотрудников со стажем более 5 лет (средний возраст 31 ± 3,8 лет). Все испытуемые – мужчины.
Предмет исследования: параметры внимания, особенности памяти, уровень тревожности, выраженность профессионального стресса и личностные особенности сотрудников пенитенциарных учреждений

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
ГЛАВА 2
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Материалы исследования
2.2. Психологические методы исследования
2.2.1. Тест Шульте
2.2.2. Методика «Память на числа»
2.2.3. Методика Спилбергера-Ханина
2.2.4. Методика СМИЛ
2.2.5. Шкала профессионального стресса
2.4. Методы математико-статистической обработки
ГЛАВА 3
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Результаты исследования личногстных особенностей и познавательных функций (памяти и внимания) сотрудников со стажем службы менее 1 года
3.2. Результаты исследования личностных особенностей и познавательных функций (памяти и внимания) сотрудников со стажем службы более 5 лет
3.3. Сравнительный анализ психологических особенностей сотрудников со стажем службы до 1 года и более 5 лет
3.2. Корреляционный анализ полученных данных
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
БИБЛИОГРАФИЯ
П Р И Л О Ж Е Н И Я

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 4.54 Мб (Скачать)

Своеобразной особенностью деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений является сохранение служебной тайны. Умение молчать является не природным даром, а продуктом воспитания и зависит от стойкости и дисциплинированности. Деятельность сотрудников данной системы связана с такими знаниями, которые могут представлять интерес для преступников, поэтому существует необходимость соблюдать требования конспирации, чтобы не выдать служебных секретов и предотвратить их утечку.

Специфика и сложности работы в системе пенитенциарных учреждений обусловлены достаточно большим количеством осужденных в исправительных учреждениях, существованием особых уголовных законов, слабой психологической и социальной защищенностью персонала пенитенциарных учреждений и их недостаточной психолого-педагогическая подготовленностью, превалированием традиционных форм воспитательной работы (беседа) над нетрадиционными (тренинги, игры), сохранением приоритета режимной и оперативно-режимной деятельности по сравнению с воспитательной. Зачастую у персонала пенитенциарных учреждений не сформированы коммуникативные навыки и навыки по восприятию осужденных, разрешению конфликтов, ведению переговоров с участниками эксцессов, что ведет к дополнительной напряженности и формированию стресса.

Необходимо также учитывать то, что деятельность сотрудников исправительных учреждений является совместной деятельностью широкого круга специалистов, взаимодействие которых должно быть упорядочено и согласовано. Основными факторами, осложняющими взаимодействие сотрудников, являются следующие: функциональная обособленность представителей разных служб; недостаточная  профессиональная подготовленность к совместной работе; расширение или сужение функциональных обязанностей; отсутствие сложившихся традиций совместной работы ради исправления осужденных.

В силу специфики служебной деятельности весь личный состав должен быть готов к мероприятиям по борьбе с массовыми эксцессами, проведению операций по освобождению заложников, использованию табельного оружия, управлению транспортными средствами, оказанию первичной медицинской помощи.

Своеобразие деятельности в данной системе диктует особые требования к профессиональной подготовленности и выучке каждого сотрудника. Эта деятельность оказывает также обратное влияние на сотрудников как субъектов деятельности, развивая их знания, навыки, умения и способности, формируя определенные характерологические качества. Несомненно, для успешной профессиональной деятельности требуется обладать рядом психологических характеристик, таких как стрессоустойчивость, уравновешенность, способность выдерживать длительное эмоциональное напряжение, развитые коммуникативные навыки, высоко развитые познавательные качества (устойчивость внимания, хороший объем памяти, сообразительность). Профессиональная наблюдательность – необходимая предпосылка правильного прогноза поведения осужденных, позитивного или негативного развития социально-психологических явлений в среде осужденных. Например, умение диагностировать психическое состояние обыскиваемого облегчает поиски спрятанных предметов, правильное определение состояния осужденного в беседе позволяет получить важные сведения. Психическая наблюдательность включает умение сотрудника наблюдать за самим собой, обеспечиватьвнешний самоконтроль, управлять своими эмоциями, своевременно исправлять допущенные ошибки. Развитые познавательные качества обусловлены прежде всего требованиями к этому виду деятельности: больше уделять внимания индивидуальной работе; быть в курсе явлений, происходящих в среде осужденных, и иметь о них достаточно полную информацию; знать и владеть методиками изучения личности и среды; своевременно и объективно оценивать проявления и изменения в личности и в среде осужденных. Знание личности и среды осужденных требует произвольной зрительной памяти, таких ее качеств как объем, точность и готовность. Важнейшими качествами, способствующими познавательной деятельности сотрудников, являются волевые качества. Деятельность сотрудника не терпит шаблона, в ней должны присутствовать поиск, инициатива, которые немыслимы без самостоятельности, целеустремленности, настойчивости, выдержанности и решительности. В то же время, можно сказать, что определенные личностные особенности будут осложнять профессиональную деятельности, Среди них можно отметить индивидулистичность; вспыльчивость; агрессивность; выраженные психические акцентуации и отклонения; депрессивные и психосоматические формы реагирования в трудных ситуациях конфликтность; социальную отчужденность, нарушающую систему межличностных отношений и затрудняющую социальное взаимодействие; чрезмерную тягу к доминированию и настойчивую тенденцию к лидерству; тревожность; недостатки в волевой сфере.

Несомненно деятельность сотрудника пенитенциарного учреждения протекает в условиях стресса. Выделяют 4 основных группы факторов, вызывающих стресс у сотрудников:

1)                               Организационные факторы: канцелярия, бюрократия, архаичная система продвижения по службе и т. д.

2)                               Факторы, обусловленные содержанием самой работы: риск, опасность и т. д.

3)                               Факторы личного и семейного окружения: конфликты, разводы, болезни и т. п.

4)                               Факторы окружения: ощущают свою профессию как источник изоляции и отрицательного к ним отношения.

Наличие постоянного стресса, своеобразие данной деятельности могут вести к профессиональной деформации, под которой имеют в виду влияние условий и содержания профессиональной деятельности на негативное изменение личностных качеств и поведение сотрудников. Рукоприкладство, грубость, применение спецсредств без должной необходимости - это крайние формы проявления профессиональной деформации. На более ранних этапах службы личностные изменения проявляются лишь в усвоении профессионального жаргона, подражании некоторым манерам поведения осужденных, а в последующем – в потере способности к эмпатии, сопереживанию чужому горю, в формировании установки на ужесточение наказания. Профессиональная деформация – это общечеловеческий социально-психологический феномен, который оценивается как вариант нежелательного негативного профессионального развития.  Среди проявлений профессиональной деформации наблюдаются «огрубление личности» (жестокость, отсутствие эмпатии, мстительность), недисциплинированность и алкоголизация, раздражительность, утрата интересов, предвзятое отношение к объекту служебной деятельности, перенос методов и способов служебной деятельности (зачастую довольно-таки жестких) на внеслужебные связи (например, в семью) и т. п.

Профессиональная деформация – появление в личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности таких психологических изменений, которые начинают отрицательно влиять на осуществление деятельности, на психологическую структуру самой личности. Это и процесс, и результат влияния сугубо субъективных качеств человека как узкого специалиста, которые сформировались у него в соответствии со спецификой и логикой профессионального труда, на личные свойства целостной индивидуальности. Деформирующее воздействие носит объективный характер, обусловленный профессиональной деятельностью и находится в прямой зависимости от близости сотрудника к феномену преступности и его носителям  .

Таким образом, становится очевидным, что специфической особенностью деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений является напряженность и стрессогенность. Необходимость преодоления экстремальных ситуаций, устранения препятствий, которые специально создаются, вызывает у сотрудников пенитенциарных учреждений стрессовые состояния и требует постоянных волевых и умственных усилий.

 

1.3.           Взаимосвязь стресса и профессиональной деятельности

 

Давно известно, что в состоянии чрезвычайного эмоционально возбуждения либо, наоборот, в состоянии длительного эмоционального напряжения происходит изменение психических и физических возможностей человека, проявляющееся или в виде так называемого «слома», или в виде мобилизации своих ресурсов. Путем регулярных психофизических и психологических тренировок можно научиться вызывать такую сверхмобилизацию «по заказу» в нужный момент. В обычном режиме работы невозможно сознательно управлять непроизвольными функциями организма, т. к. большинство из них автоматизировано. На любое изменение окружающей среды (в том числе и стрессовое) организм человека как бы автоматически, непроизвольно, изменяет состояние внутренних систем на основе врожденных и приобретенных программ. Безусловно, реагирует на эти изменения и психика человека, ассоциированная  с сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и другими системами. В результате у человека незаметно для его сознательного контроля изменяется эмоциональное состояние, появляются вегетативные реакции, которые могут затруднить деятельность. В этом случае человек, не умеющий управлять своими непроизвольными функциями, «становится заложником астенического состояния, обусловленного ситуацией и эффективность выполняемых им действий снижается» (Королюк Н. И., 1997).

В современной психологии труда профессиональным стрессом называют состояние субъекта труда, характеризующееся особой мобилизацией его ресурсов для преодоления трудностей, проблем профессиональной деятельности. Стрессорами называют факторы, провоцирующие стрессовые состояния. Стресс – это нервное напряжение, связанное у человека прежде всего с эмоциональными раздражителями. Г. Селье пишет: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования». Селье считает, что с точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой человек сталкивается. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации. Сама по себе проблема изучения стресса возникла в ХХ веке, что было связано с появлением все новых ситуаций, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не мог полноценно реализовать накопившуюся энергию, которая начинала разрушать уже самого человека, приводя к дистрессу. Например, дистресс проявляется тогда, когда работник не может ответить на несправедливые претензии начальника (это особо ощущается в системах жесткой субординации и строгой дисциплины). В другом случае человек не может полноценно реализовать свое стремление к полноценному общению с коллегами в условиях карьерной конкуренции и т. п. Фактически здесь речь идет об ущемлении человеческого достоинства в условиях современного производства.

В настоящее время выделяются следующие виды дистресса:

1) информационный дистресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задачи. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации и быстрой переменой информационных параметров;

2) эмоциональный дистресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и пр.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией;

3)  коммуникативный дистресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, раздражительности, тревожности, неспособности контролировать себя, неумении тактично отказать в чем-либо и пр. (Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю., 2004).

В некоторых пределах стресс психологически благоприятен. Он добавляет интерес к жизни, заставляет тянуться вверх, помогает быстрее думать и действовать более интенсивно, ощущать себя полезными и ценными, обладающими определенным смыслом в жизни и конкретными целями, к которым следует стремиться. Когда стресс переходит границы оптимального уровня, он истощает психологическую энергию, нарушает деятельность и часто заставляет чувствовать себя бесполезными и недооцененными, с пониженным уровнем притязаний и безнадежными недосягаемыми целями. Д. Фонтана выделяет 3 группы эффектов слишком сильного стресса:

1. Когнитивные эффекты: снижение концентрации и объема внимания; увеличение отвлекаемости; ухудшение кратковременной и долговременной памяти; непредсказуемость скорости ответа; увеличение частоты ошибок; ослабевание силы организации и долговременного планирования; возрастание иллюзий и нарушений мышления.

2. Эмоциональные эффекты: возрастание физического и психологического напряжения; возрастание болезненной мнительности; изменение личностных особенностей; усиление имеющихся личностных проблем; ослабление моральных и эмоциональных ограничений; депрессия и беспомощность; снижение самооценки.

3. Общие поведенческие эффекты: возрастание речевых проблем; ослабление заинтересованности и энтузиазма; усиление уклончивости в поведении; злоупотребление лекарствами и наркотиками; снижение уровня энергетического обеспечения поведения; нарушение сна; возрастание цинизма по отношению к клиентам и коллегам; игнорирование новой информации; перенос ответственности на других; поверхностность «решения» проблем; появление причудливых поведенческих особенностей; угрозы самоубийства (Фонтана Д., 1995).

По Шофферу выделятся определенные признаки стрессового напряжения, которые могут помочь распознать это состояние:

1.      Невозможность сосредоточиться на чем-то.

2.      Слишком частые ошибки в работе.

3.      Ухудшается память.

4.      Слишком часто возникает чувство усталости.

5.      Очень быстрая речь.

6.      Мысли часто «улетучиваются».

7.      Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).

8.      Повышенная возбудимость.

9.      Работа не доставляет прежней радости.

10. Потеря чувства юмора.

11. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.

12. Пристрастие к алкогольным напиткам.

13. Постоянное ощущение недоедания.

14. Пропадает аппетит – вообще потерян вкус к еде.

15. Невозможность вовремя закончить работу.

Как уже было сказано, оптимальное эмоциональное возбуждение (стресс) влияет на деятельность положительно, улучшает ее показатели. Однако, дистрессы, вызванные теми или иными фактами у недостаточно психологически подготовленного сотрудника, могут блокировать деятельность, вызывать частичную потерю работоспособности или даже вести к психосоматическим заболеваниям. К числу основных стрессов, вызывающих повышенное эмоциональное возбуждение у сотрудников, относятся: повышенная угроза жизни и здоровью, ответственность за принимаемые решения, внезапность наступления тех или иных сложных для принятия обоснованных решений ситуаций. Психологическая неготовность части сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях (групповые эксцессы осужденных, массовые беспорядки, захваты заложников, нападение, угрозы) требуют юридической защиты и системы специальных упражнений и тренировок. Все эти особенности требуют наличия таких личностных качеств как решительность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность.

Существует значительная тенденция к изменениям индивидуально-психологических свойств и качеств характера в результате переживания тех или иных стрессовых состояний. Замкнутость, нерешительность, тревожность, апатичность, повышенная истощаемость нередко возникают как следствие воздействия разного народа «сверхнагрузок». Напротив, формирование таких качеств, как эмоциональная устойчивость, выносливость, усидчивость, открытость, доброжелательность, вряд ли можно рассматривать только как развитие природных задатков или прямого социального воздействия. В значительной степени это результат целенаправленной тренировки, специального обучения, направленного на выработку адекватных внутренних средств преодоления трудных ситуаций и сопутствующих им состояний (Леонова А. Б., Кузнецова А. С., 1993).

Информация о работе Психологические особенности сотрудников федеральной службы исполнения наказания России в зависимости от стажа службы