Психологические особенности представителей молодёжных субкультур

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мы постараемся рассмотреть основные факты и тенденции развития молодежной субкультуры в России и в мире. Понять причины возникновения субкультур. Целью курсовой работы является попытка как можно более полно и объективно представить молодежную субкультуру и ее представителей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Культура и контркультура……………………………………………….5
Глава 2. Понятие молодежь………………………………………………………..7
2.1. Психологические особенности подросткового возраста (11 – 15 лет)….17
2.2. Психологические особенности юношеского возраста (от 17 до 20 – 23 лет)…………………………………………………………………………………..22
Глава 3. Молодежная субкультура………………………………………………..24
3.1. Возрастной и социальный состав субкультурных групп………………...27
Глава 4. «Неформалы» …………………………………………………………….30
3.2. Функции неформальных организаций………………………………….....28
4.2. Субкультура панков………………………………...……..…….……….…31
4.3. Субкультура хиппи «дети-цветов»………………….…………….….……32
4.4. Субкультура неофашистов (скинхэды)……………………………………33
4.5. Субкультура толкиенистов…………………………………………………35
4.5. Готическая субкультура…………………………………………………….37
4.5.1. Мировоззрение…………………….………….……………………….…..38
4.5.2. Внешний вид…………………………………………………...………….38
10.3. Музыка…………………………………...…………………………………40
10.4. Mopey и perky goth ………………………...……...…………................…42
10.5. Готика и вампиризм…………………………………………………….…42
10.6. Готика и сатанизм…………………………………………………….........43
Заключение……………………………………………………………………….…44
Список используемой литературы…………………………………….…………..45

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа сдать.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

    И опять мы возвращаемся к крови  и смерти. На мысли о смерти наводит  и очень тяжелый, грубый депрессивно  – агрессивный макияж готов: белое  лицо, обведенные черным глаза (почти  как на саркофаге у египетской мумии), черные или кроваво-красные губы и ногти, черные волосы... Так создается стиль вамп для девушек и ворона для юношей, а тем самым намеренно проводится линия между вампиризмом, оккультизмом, мистикой и готикой. 

    4.5.3. Музыка

    Надо  научиться сочетать банальное и  высокое, и даже примитивные инстинкты поднимать до уровня глубоких эмоций. Именно поэтому готическая музыка сверх эмоциональна, но, согласно готам, обычным людям (не готам) весь этот спектр не нужен. Они ведь живут даже не в рамках бинарных оппозиций: им вполне достаточно лишь одной из сторон этих оппозиций - позитивной, радостной, - а из цветовой гаммы им хватает всего четырех цветов. Все остальное - боль, грусть, эмоциональная агрессия и т.п. - для них просто в тяжесть. Готу же в отличие от обычных людей нужно все. Поэтому они непрерывно ищут то, что стимулирует чувства и позволяет погружаться в свой мир. Вследствие этого они отметают радостную музыку, считая, что в ней нет силы, поскольку радость проста, предпочитая ей внутренне сосредоточенную, холодную, грустную, тоскливую, печальную, тревожную, мрачную, упадническую, суицидальную и в то же время ироническую и возвышенную, одним словом, готическую музыку, имеющую сотни эмоциональных и смысловых оттенков.

    Своеобразным  индикатором интеллектуальности движения является рассмотрение готами классических произведений некоторых композиторов в качестве элемента собственной субкультуры.  
Из имеющегося спектра классической музыки наибольшее предпочтение отдается произведениям Баха, Грига, Вагнера, Моцарта, Вивальди, Мессиана.

    Для некоторых готов их музыка стала основой «образа жизни». Однако каждый гот слушает «свою готику», и именно в равноправии, хотя и мрачной, но разнообразной музыки сила готики и как музыкального направления, и как молодежной субкультуры. Под своеобразную музыку готы, наложив на лицо тяжелый «мертвецкий» грим и облачившись в черные бархатные одеяния, исполняют чувственные танцы, устраивая «мрачные балы», отмечая то Вальпургиеву ночь, то Хеллоуин, а то и еще что-либо подобное. Но все это ни что иное, как игра и способ самовыражения. 

    4.5.4. Mopey и perky goth

     Для большинства молодых готика —  это забавная игра. Они даже сами различают два типа готов –  mopey и perky (в российской субкультуре пока еще нет своей устоявшейся терминологии), которые отличаются только «серьезностью» отношения к готике, что вовсе не делает одних настоящими, т.е. «тру готами», а других - нет.

    И mopey-готы  полностью оправдывают свое название: они замкнуты, постоянно пребывают в депрессии, слишком серьезно относятся и к жизни и к готике. Их легко отличить в клубах, поскольку, как правило, они стоят у стены и смотрятся довольно жалко; иногда они что-то рисуют или пишут, иногда тихо наблюдают за остальными. И в силу того, что для них готика — фетиш, считается, что именно они представляют саму суть субкультуры. Они более чувствительны, ранимы, чем остальные готы. Они во всей полноте ощущают красоту гибели и бесполезность существования. Они робки, стремятся к болезненному артистизму. И как раз они являются самым нераспространенным типом готов.

    Напротив, совсем иной тип представляют собой  готы- perky. «Регку» с английского языка переводится как бойкий, веселый, дерзкий, наглый, самоуверенный. Эти готы и составляют большинство в субкультуре и для них готика — веселая костюмированная игра и возможность проявить себя, получить самовыражение. Они относятся к готике легко и вовсе не думают замыкаться в собственном мирке и погружаться в депрессию, скорбя и тоскуя по мистическим идеалам. Они любят проводить время в готических клубах и получать от этого удовольствие. Mopey они считают страшными занудами.

    4.5.5. Готика и вампиризм 

    Современная вампирская субкультура очень близка готической, частью даже пересекается с ней, однако между ними нельзя ставить знака равенства. Вампиризм занимает готов не столько как определенный стиль жизни и поведения, сколько потому, что образ вампира воплощает множество аспектов, затрагивающих сознание человека. Среди них — смерть во всех ее физиологических состояниях и проявлениях, бессмертие, подавляемая сексуальность, своеобразный бунт и некая таинственность.

    Исторически вера в существа, подобные вампирам, уходит глубоко в дописьменные времена. Благоговейный страх перед мертвыми и вера в магические свойства крови была присуща практически всем культурам мира. О них слагались различные истории, ими пугали соседей и близких. Герои большинства подобных историй — демонические существа, духи, черные маги или иные сверхъестественные создания — были наделены бессмертием прежде всего для того, чтобы достичь могущества. Не в этом ли кроется популярность вампиризма в готической среде? Ведь если вспомнить девиз готов «Goth's Undead» («Готы не мертвые»), да их международный символ анкх, одно из значений которого — бессмертие, вечная жизнь, а к этому еще прибавить и мотив избранности готов, о котором речь шла выше, то можно сделать достаточно далеко идущие выводы.

    Вампиризм как питье крови среди готов  встречается крайне редко. Чаще всего  он проявляется в получении удовольствия от болезненных, глубоких, иногда кровоточащих укусов в области шеи и плеч. Но все это скорее исключение, чем правило.

    Основное  влияние на возникновение и популяризацию данного крыла готов оказали фильмы «Голод», «Интервью с вампиром».  
Одной из декларируемых черт гота-вампира является бисексуализм. Это может проявляться как в форме деклараций с частичной имитацией феминного типа поведения мальчиками (но не в грубой форме), так и в реальном гомосексуализме.
 

    4.5.6. Готика и сатанизм

    В атрибутике готов большое значение имеет сатанистская атрибутика. Отношение к сатанизму на этом исчерпывается. Сплошной скрининг готов показал, что идеология и философия сатанизма у готов, в основном, не находит отклика.  
Вероятно, одной из причин подобной позиции связан с тем, что в среде готов распространен буддизм, и в связи с этим сатанизм не воспринимается с христианских позиций.
 

    Готика  как молодежная субкультура является и порождением и отражением нашего времени со всеми его болезнями. Однако сами готы — премилые и безобидные существа. Они не агрессивны и никому не причиняют вреда. Их не стоит бояться. Но следует очень задуматься, что следует изменить в нашем мире, чтобы молодежь не предпочитала кладбища и не играла в смерть и со смертью. (Левикова С.И. Готика как она есть, или о старой-новой молодежной субкультуре.//Философские науки. – 2006. – №9. – с. 117 – 126.) 
 
 
 
 

    Заключение 

    В курсовой работе я рассмотрела феномен молодежной субкультуры, возможные причины возникновения, характеристики представителей субкультур. Нельзя сказать однозначно, какую роль молодежные субкультуры играют в современном обществе, положительную или же отрицательную. Все зависит от каждой конкретной субкультурной группы.

    В России на данный момент существует множество  различных субкультур. В работе выборочно  представлено лишь 5 субкультур различных направлений: субкультура панков, субкультура хиппи «дети-цветов», субкультура неофашистов (скинхэды), субкультура толкиенистов и готическая субкультура. Готическая субкультура рассмотрена более подробно, так как она является для меня наиболее интересной для рассмотрения, и в дальнейшем, возможно, послужит объектом для психологического исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы: 
 

  1. Бааке Д. Молодежь и субкультура. М.: «Мысль», 1992. – с. 48-70.
  2. Баркова А.Л. Толкиенисты. Архаическая субкультура в современном городе.//Человек. – 2003. –  №5. – с. 58-74
  3. Буйдина И.Ф. Культурологические концепции игровой культуры (Й. Хейзинга, Х.Ортега-и-Гассет и Г. Гессе) //Введение в культурологию: Учебное пособие для ВУЗов/Рук. Автор. Колл. И отв. Ред. Е.В. Попов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – С. 43-57.
  4. Воробьев В.В. Особенности самоидентификации в молодежной среде // Социологический сборник. – М., 2004. – Вып. 7.- С. 90-93.
  5. Громов Д.В. Изучение молодежных субкультур России: современное состояние и проблемы.//Этнографическое обозрение. – 2008. – №1 – с. 3-7
  6. Заярная О.Г. Работа с неформальными группами молодежи. М.: «Прогресс», 1998. – 140 с.
  7. Зигмунд Фрейд. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М. – 1997. – 179 с.
  8. Иванова А.И., Романова Н.М. Психологические особенности неформалов. // Вопросы социальной психологии личности. – Саратов, 2002. – Вып. 3. – С. 192 – 198.
  9. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера». – 2001. – 464 с.
  10. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М., – 1994.
  11. Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. – М.: ГРАНД. – 2004. – 608 с.
  12. Левикова С.И. Готика как она есть, или о старой-новой молодежной субкультуре.//Философские науки. – 2006. – №7. – с. 79 – 92; №8 – с. 91 – 101; №9 – с. 117 – 126.
  13. Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодежи. – М.: Владос. – 2004. – 159 с.
  14. Кравченко А.И. Культорология. Словарь. – М. – 2006
  15. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998.
  16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое общество России. – 2001. – 442 с.
  17. Толкиен Дж.Р.Р. Властелин колец. – М.: РОСМЭН – ПРЕСС. – 2002. – 955 с.
  18. Цветков А.// Дружба народов. – 2007. – №1. – с. 148-155
  19. Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность. Томск: Томский государственный университет, 2005. – 399 с.
  20. Шапарь В.Г. Новейший психологический словарь. – М. – 2008

Информация о работе Психологические особенности представителей молодёжных субкультур