Психологические особенности представителей молодёжных субкультур

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мы постараемся рассмотреть основные факты и тенденции развития молодежной субкультуры в России и в мире. Понять причины возникновения субкультур. Целью курсовой работы является попытка как можно более полно и объективно представить молодежную субкультуру и ее представителей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Культура и контркультура……………………………………………….5
Глава 2. Понятие молодежь………………………………………………………..7
2.1. Психологические особенности подросткового возраста (11 – 15 лет)….17
2.2. Психологические особенности юношеского возраста (от 17 до 20 – 23 лет)…………………………………………………………………………………..22
Глава 3. Молодежная субкультура………………………………………………..24
3.1. Возрастной и социальный состав субкультурных групп………………...27
Глава 4. «Неформалы» …………………………………………………………….30
3.2. Функции неформальных организаций………………………………….....28
4.2. Субкультура панков………………………………...……..…….……….…31
4.3. Субкультура хиппи «дети-цветов»………………….…………….….……32
4.4. Субкультура неофашистов (скинхэды)……………………………………33
4.5. Субкультура толкиенистов…………………………………………………35
4.5. Готическая субкультура…………………………………………………….37
4.5.1. Мировоззрение…………………….………….……………………….…..38
4.5.2. Внешний вид…………………………………………………...………….38
10.3. Музыка…………………………………...…………………………………40
10.4. Mopey и perky goth ………………………...……...…………................…42
10.5. Готика и вампиризм…………………………………………………….…42
10.6. Готика и сатанизм…………………………………………………….........43
Заключение……………………………………………………………………….…44
Список используемой литературы…………………………………….…………..45

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа сдать.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

    Панк-стиль  претерпел множество изменений, но до сих пор остается самым «вредным»  для здоровья (выше уже говорилось об одном из постулатов о самоуничтожении в кодексе панков), а панки самыми политически безграмотными анархистами. 

    4.2. Субкультура хиппи «дети-цветов»

    Главным принципом хиппи была пассивная  революция, дифференциация от общества, уход из него ради построения собственного.

    Хиппи верит что:

человек должен быть свободным;

достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;

душевному освобождению способствуют наркотики;

поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободы как величайшую драгоценность;

 красота и свобода тождественны друг другу и что реализация

того и другого  – чисто духовная проблема;

все, кто разделяют сказанное выше, образуют духовную общину;

духовная община – идеальная форма общежития;

все, думающие иначе, заблуждаются.

    Наконец, в своем отношении к другим членам общины «настоящий хиппи» следует моральным максимам: «занимайся своим делом», «ни к кому не лезь», «не суетись» (сленг, «не тормошись»), «соучаствуй – делись с другим». Однако реальное содержание этих максим можно уяснить лишь в контексте общей системы убеждений. Так, моральное положение «занимайся своим делом» в соотнесении с другими нравственными постулатами означает, что коллектив признает за каждым членом право на самоосуществление и не вступает в конфликт с его личными намерениями и склонностями. Другими словами, эта максима носит характер не предписания, а гарантии. Она, однако, имеет некоторое, хоть и смутное, но все-таки положительное содержание: для хиппи «заниматься своим делом» – эмблема нонконформизма.  

    4.3. Субкультура неофашистов (скинхэды).

    Во  многих  странах  мира   появляются молодежные  организации  фашистского   толка   или,   так   называемые, неофашисты. «Скинхэды» родились в середине 60-х годов как реакция  определенной части рабочего класса Великобритании на хиппи и  рокеров-мотоциклистов. Тогда им пришлась по душе традиционная рабочая одежда,  которую  трудно было порвать в драке: черные фетровые  куртки  и  джинсы.  Они  коротко стригли волосы, чтобы не мешали в потасовках.

    К 1972 г.  мода  на  «скинхэдов»  пошла  на  убыль,  но  неожиданно возродилась спустя 4 года. Новый  виток  развития  этого  движения  был обозначен  уже  бритыми  наголо  головами,   армейскими   ботинками   и нацистской символикой. Английские «бритоголовые» стали чаще вступать  в драки с полицией, фанатами футбольных клубов, такими  же  «скинхэдами», студентами, гомосексуалистами, иммигрантами. В  1980  г.  «Национальный фронт» проник в их ряды, привнеся в их движение  неонацистскую  теорию, идеологию, антисемитизм,  расизм, культивируется профашистская система ценностей и крайние формы расизма и национализма На  улицах  появились  толпы «скинхэдов» с татуированной  свастикой  на  лицах,  скандирующие  «Зиг, хайль!»

    С 70-х  годов  осталась  неизменной  униформа  «скинов»:  черные  и зеленые  куртки,  футболки  националистического  характера,  джинсы  на подтяжках, армейский  ремень  с  железной  пряжкой,  тяжелые  армейские ботинки (типа “GRINDERS”  или “Dr.MARTENS”).

    Практически во всех странах мира «скины»  предпочитают  заброшенные места. Там «бритоголовые» встречаются, принимают новых сочувствующих  в ряды своей организации, проникаются националистическими идеями, слушают музыку. Об основах учения «скинов» говорят и надписи, весьма обычные  в местах их обитания: 
Россия – для русских! Москва – для москвичей!

Adolph Hitler. Mein Kampf

    У «скинов» есть  четкая  иерархия.  Существует  «низший»  эшелон  и «высший»  –  продвинутые   «скины»,   имеющие   отличное   образование. «Непродвинутые скины» это в основном  подростки  16-19  лет.  Любой  из прохожих может быть избит ими до полусмерти. Повод к драке не нужен. Несколько иначе обстоит дело с «продвинутыми  скинхэдами»,  которые также зовутся «правыми». Прежде всего,  это  не  просто  распоясавшаяся молодежь, которой  нечем  заняться.  Это  своеобразная  «скинхэдовская» элита – люди  начитанные,  образованные  и  взрослые.  Средний  возраст «правых скинов» от 22 до 30 лет.  В  их  кругах  постоянно  муссируются мысли о чистоте русской нации.  

    4.4. Субкультура толкиенистов

    Толкиенисты (по фамилии известного английского писателя и одного из отцов основателей стиля fantasy Д. Р. Р. Толкиена)

    Когда заходит речь о толкиенистской субкультуре, то первой вспоминается фраза "Мы - эльфы": толкиенисты так или иначе  отождествляют себя с персонажами мира книг Толкиена, отдавая предпочтение "нечеловеческим расам - эльфам, гномам, оркам и т.д. Для некоторых представителей субкультуры это не 6олее чем игра, для других - нечто более серьезное.

    Уже несколько десятилетий психически здоровые люди утверждают, что они являются одновременно и собой, и некоей личностью из Средиземья. Социальный и интеллектуальный статус таких людей достаточно высок: практически все имеют высшее образование (студенчество - основная "питательная среда толкиенистов), работа многих из них связана с научной или иной интеллектуальной сферой. Ключом к объяснению психологии таких людей являются работы Л. Леви-Брюля о сопричастии. Обратимся к его книге "Первобытное мышление".

    "В  коллективных представлениях первобытного  мышления предметы, существа, явления могут непостижимым для нас образом быть одновременно и сами собой, и чем-то иным". Термин "коллективные представления" у Леви-Брюля означает некое мироощущение, передаваемое из поколения в поколение, властвующее над эмоциональной, а не логической сферой, не завися щее от качеств отдельной личности. Иными словами, "коллективные представления" Леви-Брюля практически тождественны понятию бессознательное. Это область эмоций, не подвластная логике и логикой никогда не проверяемая. Применительно толкиенистской субкультуре можно уверенно утверждать: как только человек начинает логически осмысливать свои идеи и образы, он перестает быть эльфом, то есть включение рационального анализа приводит к разрушению сопричастия, базирующегося на эмоциональном восприятии.

    Четыре  раза в год происходят крупные  игрища («полигонки»), в основе которых лежат либо реальные исторические события, либо классические фэнтезийные сюжеты

    В отличие от хиппи – это культ  творчества и глубоких знаний, признаются и доброе зло, и добро с кулаками; в отличие от панков – нет грубого насилия, нет культа самоуничтожения, внутри своей группы толкиенисты общительны и вежливы, но «выйдя» в мир – становятся замкнутыми и стараются спрятаться за какую-нибудь «ролевую маску»; в отличие от сектантов – все культы и религии, провозглашаемые толкиенистами реальны только внутри их конкретного игрового пространства.

    Основа  идеологии – это полная «Я» - вовлеченность  в процесс игры. Каждый находящийся внутри игрового поля является физическим участником событий, разворачивающихся внутри игры. Такая полнота телесной включенности в живую ситуацию с настоящими препятствиями, оврагами, укрытиями и т.п. достигается только вне дома, вне взрослого мира.

    Вообще, само по себе движение толкиенистов напоминает неосознанное подражание методам гештальт-терапии, один из путей использования которой – презентификация прошлого и будущего (или фантазии в целом); этот путь может принять внутреннюю попытку к идентификации или переживанию прошлых событий как возврат диалектики, или, что более часто, к проигрыванию сцен с мимикой и позами, соответствующих сцене, а также вербальным участием по типу психодрамы. Личность освобождается от фобий и комплексов посредством обретения «маски» («личины») 

    4.5. Готическая субкультура

    Вторая  половина 90-х становится новой стадией  развития готической субкультуры - формирования dark culture, в целом под этим термином имеют в виду общую "темную" субкультуру, включающую в себя goth, vampyre, fetish.

    «Готика — это обобщающее понятие, которым сегодня обозначают целый комплекс направлений искусства (музыки, литературы, кино, фото, архитектуры и т.д.), составляющих вместе со своими носителями, готами, так называемую «готическую субкультуру» 

    4.5.1. Мировоззрение

    В целом готы характеризуют свое мировоззрение как «романтично-депрессивный взгляд на жизнь». Эталонному образу гота присущи: замкнутость, «частые депрессии», меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, эстетство, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида.

    Из  всего обилия высказываний готов о себе и себе подобных можно выделить то, что гот — это индивидуалист-романтик, причем в данном случае индивидуализм возводится в крайнюю степень, а романтика предполагается исключительно мрачная, темная, связанная со смертью и всем сопровождающим ее. Именно эти две составляющие позволяют готам знать, кто они есть на самом деле. А потому, чтобы быть готом, нужно лишь быть самим собой и позволить себе самовыражение. Что это означает? Быть собой - значит принимать себя и окружающих такими, какие они есть со всеми достоинствами и недостатками; значит не только не открещиваться от собственных, «слишком» мрачных, «заумных», нестандартных, порой депрессивных, меланхолических мыслей, вкусов и стиля жизни, но и стимулировать их, поскольку действительную глубину жизни можно познать лишь через ее мрачные стороны. Готу следует жить сейчас и здесь так, чтобы эта жизнь стоила того; жить каждый день как последний. И этот день надо сделать таким, чтобы он был красивым, или его бы вообще не было. Отсюда каждодневный поиск красоты, концентрированная энергия эмоций. Готы пытаются (в силу своих представлений о том, как это можно сделать) изменить каждый серый, банальный день, внести в него эмоции и чувства посредством музыки, стиля, одежды, грима (имиджа) и других источников.. Готы стремятся к большему и пытаются открыть красоту даже в том мире, в котором ее нет (например, в загробном мире), смотрят на все стороны жизни широко раскрытыми глазами и не отворачиваются ни от чего.

    Готы утверждают, что прийти к готике можно лишь через «черную» полосу жизни, которая просто заставит отделить фальшь от истинных эмоций, искусственно созданную «коммерческую» или же тотально-радостную музыку от готической, несущей действительные эмоции. Готы — это те, кто, испытав эмоциональную боль, поняли, что боль может дать силу. Но какой молодой человек не воспринимал банальную ссору с родителями, провал на экзамене, разлад с любимым человеком или просто другом как «черную» полосу жизни? А потому практически любой молодой человек рано или поздно может оказаться в готике. 

    4.5.2. Внешний вид

    Главными  для готов во внешнем облике является тотально черный цвет всего: и одежды, и волос, и ногтей, и губ и  т.д. Готы в черном цвете умудрились открыть целую палитру смыслов — это и защита от повседневно-банальной, псевдо-разноцветной, но на деле тотально серой жизни; и своеобразный протест против бытующих общественных стереотипов и представлений, всего стандартного и простого; и граница между миром романтики и лавиной общественной усредненности; и символ пугающей обывателей смерти и всего потустороннего, связанного с ней...

    Кроме того, вводя черный цвет как основной во внешний облик и символику своей субкультуры, готы тем самым говорят, что мир следует воспринимать во всей полноте его красок, эмоций, проявлений и т.д. В обыденной жизни люди скрывают свои темные, мрачные стороны. Однако плохи или хороши эти стороны - они составляющие нашей жизни, и понять и принять действительную, реальную жизнь можно лишь признав и выставив напоказ эти стороны. Каковы бы они ни были.

     (В  сказанном выше прослеживаются  явные противоречия - либо готам в действительности, а не на словах надо принимать все, как они сами говорят: и мрачное и радостное, либо, сосредотачивая внимание на том, что обычные люди незаслуженно замалчивают мрачные стороны жизни, им не следует по ходу дела терять и светлые стороны. Кроме того, в рассуждениях готов четко прослушивается мотив избранности (что, впрочем, характерно, для большинства молодежных субкультур): мы не обычные люди, при этом от обычных мы хотим отгородиться и возвести в абсолют собственную необычность. Мы — чужаки в усредненном обыденном мире.)

    В отличие от многих молодежных субкультур в готике принято носить большое  количество разнообразных украшений, причем не самодельных, как, к примеру, фенечки у хиппи, а достаточно дорогих, порой созданных мастерами-ювелирами высокого класса.

    Часто используются всевозможные подвески, диадемы, изящные серьги, кольца, камешки во лбу, частично заимствованные ими из Средневековья, но лишь частично, поскольку большая часть украшений готов несет используемую ими символику: гробики, черепа, летучие мыши, древнеегипетский анкх (на сегодня — международный символ всех готов) как символ вечной жизни, восьмиконечная звезда как символ хаоса и др. Кроме того, основным металлом, применяемым для украшений готов, является серебро. Готы никогда не наденут золотые украшения — символ стандартных «зажеванных» ценностей, а также цвет бессмысленно пролитой крови.

Информация о работе Психологические особенности представителей молодёжных субкультур