Психологические особенности представителей молодёжных субкультур

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мы постараемся рассмотреть основные факты и тенденции развития молодежной субкультуры в России и в мире. Понять причины возникновения субкультур. Целью курсовой работы является попытка как можно более полно и объективно представить молодежную субкультуру и ее представителей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Культура и контркультура……………………………………………….5
Глава 2. Понятие молодежь………………………………………………………..7
2.1. Психологические особенности подросткового возраста (11 – 15 лет)….17
2.2. Психологические особенности юношеского возраста (от 17 до 20 – 23 лет)…………………………………………………………………………………..22
Глава 3. Молодежная субкультура………………………………………………..24
3.1. Возрастной и социальный состав субкультурных групп………………...27
Глава 4. «Неформалы» …………………………………………………………….30
3.2. Функции неформальных организаций………………………………….....28
4.2. Субкультура панков………………………………...……..…….……….…31
4.3. Субкультура хиппи «дети-цветов»………………….…………….….……32
4.4. Субкультура неофашистов (скинхэды)……………………………………33
4.5. Субкультура толкиенистов…………………………………………………35
4.5. Готическая субкультура…………………………………………………….37
4.5.1. Мировоззрение…………………….………….……………………….…..38
4.5.2. Внешний вид…………………………………………………...………….38
10.3. Музыка…………………………………...…………………………………40
10.4. Mopey и perky goth ………………………...……...…………................…42
10.5. Готика и вампиризм…………………………………………………….…42
10.6. Готика и сатанизм…………………………………………………….........43
Заключение……………………………………………………………………….…44
Список используемой литературы…………………………………….…………..45

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа сдать.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

    Феномену  молодежной субкультуры характерно следующее:

    ♦ молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней, то есть идентифицирует себя с ней. Члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения (например, киберпанки);

    ♦ вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон и т. п.);

    ♦ как правило, молодежные субкультуры  возникают вокруг какого-либо «центра», либо инициатора тех или иных инноваций, либо выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям и т. д.;

    ♦ «центр» (а это слово мы ставим в кавычки, поскольку в молодежных субкультурах он очень размыт и лабилен (нестоек, неустойчив, изменчив) и то, что вчера было «центром», сегодня уже может им не быть), вокруг которого группируются молодые люди, формирует субкультурное мировоззрение данной группы и закрепляет его в крылатых выражениях, лозунгах, возможно, каких-либо (писаных или неписаных) текстах, проясняющих основополагающие ценности данной группы. Если то, что делает «центр», привлекает внимание молодых людей, вокруг него появляется группа последователей, и данная субкультура растет в количественном отношении;

    ♦ значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы:

    — посредством нее молодые люди узнают «своих»;

    — она выделяет данных молодых людей  среди «чужих»;

    — она работает на объединение и  сплочение группы;

    — она позволяет молодым людям демонстрировать и отстаивать свою позицию в социальной среде.

    Данные  черты — общие для всех субкультур, в том числе и для молодежной.

    Все конкретные социальные системы и  соответствующие им культуры включают в себя различные подсистемы, или субкультуры, каждая из которых характеризуется своими специфическими чертами, образом жизни, мировосприятием и т. д. Эти подсистемы отличаются от базовых тем, что являются неполными, частичными. Исходя из этого, мы можем сформулировать следующее определение:

      Субкультура — это частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (то есть мировосприятие, умонастроение) ее носителей.

    Таким образом, субкультура — это некая подкультура, или культура в культуре. Эти субкультуры подобны клеткам живой ткани: их множество и все они взаимосвязаны. Кроме того, они несут в себе все особенности материнского организма (или базовой культуры).

    Социокультурные системы на идентичной стадии развития обладают одним и тем же набором субкультур. Причем субкультуры в большей мере, чем базовая культура, предоставляют человеку право сознательно выбрать их.

    Рассмотрение  понятий «субкультура» и «молодежь», а также «молодежная субкультура» позволило вывести следующее определение:

    Молодежная  субкультура — это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это «элитарная»' культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это — частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (то есть мировосприятие, умонастроение) ее носителей. 

    3.1. Возрастной и социальный состав субкультурных групп

    По  возрастным характеристикам молодые  люди распределяются следующим образом:

    В объединение «гопники» достоверно чаще входили юноши и девушки  в пределах самого широкого возрастного  диапазона – от 16 до 28 лет. Это  объясняется тем, что данная группировка  имеет явную асоциальную (а в некоторых случаях и антисоциальную) направленность. Члены ее не связаны какими либо мировоззренческими или познавательными установками. Поэтому это объединение представлено в основном подростками и молодыми людьми, имеющими в структуре личности патохарактерологические черты, предрасполагающие к разного рода антиобщественным поступкам.

    К «политическим нонконформистам», а  так же к «религиозным»

группировкам  достоверно чаще примыкают испытуемые в возрасте 20-25 лет. По всей вероятности, принадлежность к указанным объединениям требует от молодых уже какой-то относительной мировоззренческой позиции, которая редко формируется ранее этого возраста. Поэтому среди этой категории молодежи, как правило, отсутствуют подростки. Правда, последние в редких случаях примыкают к религиозному нонконформизму, однако делают это не по собственному выбору, а из желания следовать значимым авторитетам. Значимых различий по возрастному признаку не обнаружено в отношении «толкиенистов» и «групп по интересам»; в них входят молодые люди самых разных возрастов – от 16 до 28 лет.

    По  образовательному уровню среди «политических  нонконформистов», как правило, преобладают  лица с высшим и незаконченным  высшим образованием, что вполне естественно, если скажем, учесть политически познавательную направленность данной группировки. «Религиозные нонконформисты» представлены в основном старшеклассниками, студентами 1-2 курсов вузов и учащимися сузов, т.е. лицами с преимущественно средним образованием и весьма социально незрелыми.

    В среде «толкиенистов» также преобладают  лица со средним образованием, студенты начальных курсов вузов, аспиранты 1 года обучения, т.е. лица с еще не вполне сформировавшимся мировоззрением. Это предположение подтверждается и тем, что в процессе обучения в вузе проходит своеобразное «вымывание» членов группировки, т.к. проповедуемые взгляды и жизненные принципы перестают быть актуальными и представляющими интерес для входящих в группировку участников.

    Не  менее интересен и тот факт, что «группы по интересам» включают в себя лица и со средне-специальным, и со вторым высшим образованием. Касательно первой указанной категории, то это вполне понятно (тем более, что ее и составляют более молодые – 16-18 лет), а вот вторая категория, напротив, представлена «зрелым» контингентом – 24, 25 лет. 

    3.2. Функции неформальных организаций

    Разговор  о неформальном движении молодежи будет  не полон,  если  не коснуться  вопроса  о  том,  какие  функции  выполняют   самодеятельные объединения в развитии общества.

    Прежде  всего, сам слой  «неформальности»  как  не  зарегулированной общественной активности  никогда  не  исчезнут  с  горизонтов  развития человеческого сообщества. Надо правильно оценивать состояние неформального движения  молодёжи  как своего рода социальную симптоматику, помогающую поставить диагноз всему общественному организму.

    Именно  в пространстве  неформального  общения  возможен  первичный, самостоятельный  выбор  подростком  своего  социального   окружения   и партнёра. А привитие культуры этого выбора  возможно  лишь  в  условиях терпимости  взрослых.  Нетерпимость,  склонность  к   разоблачениям   и морализаторство   примитивизируют   молодёжную    среду,    провоцируют подростков   к   протестным   реакциям,   часто   с   непрогнозируемыми последствиями.

    Важнейшая   функция   молодёжного   движения   –   “стимулирование прорастания  социальной  ткани на окраинах  общественного  организма”. Молодёжные инициативы становятся проводником общественной энергии  между местными, региональными,  поколенческими  и  т.п.  зонами  общественной жизни  и  её  центром   –   основными   социально-   экономическими   и политическими структурами.

    Далее будут рассмотрены несколько  субкультур, отличающихся друг от друга  мировоззрением, социальным и возрастным составом, направлением деятельности. 
 
 
 
 
 
 

    Глава 4 «Неформалы»

    За  последние  годы в нашу речь влетело и укоренилось в  ней  теперь уже знакомое слово «неформалы».

    Неформалы – это те,  кто  выбивается  из  формализованных  структур нашей жизни. Не вписываются в привычные  правила  поведения.  Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими,  навязываемыми извне интересами.

    Особенностью  неформальных  объединений   является   добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность  этих  групп  –  соперничество,  в  основе  которого  лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать  что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны,  состоят  из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на  основе  симпатий  и антипатий.

    Неформалы очень разные – ведь многообразны  те  интересы  и  потребности, ради удовлетворения которых  тянутся  друг  к  другу,  образуя  группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет  свои  цели  и  задачи, иногда даже программы,  своеобразные  «правила  членства»  и  моральные кодексы.

    Многие  из неформалов – люди весьма неординарные,  талантливые.  Они проводят на улице дни и ночи напролет, не  зная,  зачем.  Этих  молодых людей никто  не  организовывает,  не  заставляет  приезжать  сюда.  Они стекаются сами – все очень разные, и в тоже  время  чем- то  неуловимо похожие. Многим из них, молодым и полным сил,  часто  хочется  выть  по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры, во что  бы  то ни  было  и  оттого  мучаются  собственной  ненужностью.   И,   пытаясь разобраться в себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодежные объединения.

    Ради  чего они стали неформалами? 
73% -  т.к.  деятельность  официальных  организаций  в  сфере  досуга неинтересна. 20%  –  т.к.  официальные  учреждения  не  помогают  в   их интересах. 7% - т.к. их увлечения не одобряются обществом.

    Принято   считать,  что  главное  для  подростков  в   неформальных группировках –  возможность  отдохнуть,  провести  свободное  время.  С социологической точки зрения это неправильно: «балдеж» стоит на  одном из  последних  мест  в  перечне  того,  что   привлекает   молодежь   в неформальные объединения, - об этом говорит лишь чуть более  7%.  Около  5% находят в неформальной среде возможность общаться с  близкими  себе по духу людьми. Для 11% самое главное  –  условия  для  развития  своих способностей, возникающие в неформальных группировках.

    Интерес  к  философии  –  один   из   весьма   распространенных   в неформальной среде. Наверное, это естественно: именно  желание  понять, осмыслить себя и свое место в окружающем  мире  выводит  его  за  рамки устоявшихся  представлений,  и  толкают   к   чему-то   иному,   подчас альтернативному по отношению к господствующей философской схеме.

    Существуют  различные  классификации  молодёжных   организаций   по направлениям их деятельности, мировоззрения. 

4.1 Субкультура панков

     Панки (самоназвание «пункеры», название происходит от английского PUNK – «гнилушка», «чепуха»; в американском сленге – «пацан»; в тюремном жаргоне – «сухарик», «краюшка»), полная противоположность хиппи, антипод, идеология – антихипп и антистиль (агрессивное эпатирующее окружающих поведение, демонстративное отмежевание от общества, пропитанного обывательщиной, провоцирование отвращения к себе).

    Символикой  своего стиля панки избрали английскую булавку и опасную

бритву; первая напоминала о детских пеленках, вторая – членовредительстве.

Отсюда и  лозунги: «Anarchy In UK »(панк в отличии  от хиппизма вышел из Англии, чем  и гордится английский нонконформизм) и «Sex and Drugs and

Rock’n’Roll (истинный  панк должен умереть молодым,  потому что «будущего – нет»)». 

      По возрасту панки – преимущественно старшие  подростки.  В  качестве  лидера выступают парни. Желание панка любым путём  привлечь  к  себе  внимание окружающих людей, как правило, приводит  его  к  эпатажу,  вычурному  и скандальному поведению. Панки  делятся  на  «левых»  и  «правых»  и  пропагандируют  цели «протеста против  существующих  меркантильных  отношений  в  обществе».

    Борясь  с ними, эти течения хотят личным примером бескорыстных отношений утверждать этику будущего. В качестве средств  достижения  такой  морали много говорят о добре, терпимости, роли труда. Однако такие  разговоры, как правила, носят абстрактно – лозунговый  характер.  В  целом  панков отличают низкое трудолюбие, нелюбовь к реальной работе. В  значительной степени социальный паразитизм, поверхностная  начитанность  при  весьма высоком  самомнении,  особенно  в  отношении   собственных   творческих способностей. Выступая против бюрократизма, черствости и расчетливости, они стремятся к самоутверждению в среде  себе  подобных  путем  резкого отвращения общепринятых вещей,  демонстрации  экстремизма  в  средствах борьбы с негативными явлениями

Информация о работе Психологические особенности представителей молодёжных субкультур