Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 09:02, курсовая работа
В данной работе мы постараемся рассмотреть основные факты и тенденции развития молодежной субкультуры в России и в мире. Понять причины возникновения субкультур. Целью курсовой работы является попытка как можно более полно и объективно представить молодежную субкультуру и ее представителей.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Культура и контркультура……………………………………………….5
Глава 2. Понятие молодежь………………………………………………………..7
2.1. Психологические особенности подросткового возраста (11 – 15 лет)….17
2.2. Психологические особенности юношеского возраста (от 17 до 20 – 23 лет)…………………………………………………………………………………..22
Глава 3. Молодежная субкультура………………………………………………..24
3.1. Возрастной и социальный состав субкультурных групп………………...27
Глава 4. «Неформалы» …………………………………………………………….30
3.2. Функции неформальных организаций………………………………….....28
4.2. Субкультура панков………………………………...……..…….……….…31
4.3. Субкультура хиппи «дети-цветов»………………….…………….….……32
4.4. Субкультура неофашистов (скинхэды)……………………………………33
4.5. Субкультура толкиенистов…………………………………………………35
4.5. Готическая субкультура…………………………………………………….37
4.5.1. Мировоззрение…………………….………….……………………….…..38
4.5.2. Внешний вид…………………………………………………...………….38
10.3. Музыка…………………………………...…………………………………40
10.4. Mopey и perky goth ………………………...……...…………................…42
10.5. Готика и вампиризм…………………………………………………….…42
10.6. Готика и сатанизм…………………………………………………….........43
Заключение……………………………………………………………………….…44
Список используемой литературы…………………………………….…………..45
Феномену молодежной субкультуры характерно следующее:
♦
молодежная субкультура представляет
собой социальную общность, каждый
представитель которой сам
♦ вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон и т. п.);
♦ как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо «центра», либо инициатора тех или иных инноваций, либо выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям и т. д.;
♦ «центр» (а это слово мы ставим в кавычки, поскольку в молодежных субкультурах он очень размыт и лабилен (нестоек, неустойчив, изменчив) и то, что вчера было «центром», сегодня уже может им не быть), вокруг которого группируются молодые люди, формирует субкультурное мировоззрение данной группы и закрепляет его в крылатых выражениях, лозунгах, возможно, каких-либо (писаных или неписаных) текстах, проясняющих основополагающие ценности данной группы. Если то, что делает «центр», привлекает внимание молодых людей, вокруг него появляется группа последователей, и данная субкультура растет в количественном отношении;
♦ значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы:
— посредством нее молодые люди узнают «своих»;
— она выделяет данных молодых людей среди «чужих»;
— она работает на объединение и сплочение группы;
— она позволяет молодым людям демонстрировать и отстаивать свою позицию в социальной среде.
Данные черты — общие для всех субкультур, в том числе и для молодежной.
Все конкретные социальные системы и соответствующие им культуры включают в себя различные подсистемы, или субкультуры, каждая из которых характеризуется своими специфическими чертами, образом жизни, мировосприятием и т. д. Эти подсистемы отличаются от базовых тем, что являются неполными, частичными. Исходя из этого, мы можем сформулировать следующее определение:
Субкультура — это частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (то есть мировосприятие, умонастроение) ее носителей.
Таким образом, субкультура — это некая подкультура, или культура в культуре. Эти субкультуры подобны клеткам живой ткани: их множество и все они взаимосвязаны. Кроме того, они несут в себе все особенности материнского организма (или базовой культуры).
Социокультурные системы на идентичной стадии развития обладают одним и тем же набором субкультур. Причем субкультуры в большей мере, чем базовая культура, предоставляют человеку право сознательно выбрать их.
Рассмотрение
понятий «субкультура» и «
Молодежная
субкультура — это
3.1. Возрастной и социальный состав субкультурных групп
По возрастным характеристикам молодые люди распределяются следующим образом:
В
объединение «гопники»
К
«политическим нонконформистам»
группировкам достоверно чаще примыкают испытуемые в возрасте 20-25 лет. По всей вероятности, принадлежность к указанным объединениям требует от молодых уже какой-то относительной мировоззренческой позиции, которая редко формируется ранее этого возраста. Поэтому среди этой категории молодежи, как правило, отсутствуют подростки. Правда, последние в редких случаях примыкают к религиозному нонконформизму, однако делают это не по собственному выбору, а из желания следовать значимым авторитетам. Значимых различий по возрастному признаку не обнаружено в отношении «толкиенистов» и «групп по интересам»; в них входят молодые люди самых разных возрастов – от 16 до 28 лет.
По образовательному уровню среди «политических нонконформистов», как правило, преобладают лица с высшим и незаконченным высшим образованием, что вполне естественно, если скажем, учесть политически познавательную направленность данной группировки. «Религиозные нонконформисты» представлены в основном старшеклассниками, студентами 1-2 курсов вузов и учащимися сузов, т.е. лицами с преимущественно средним образованием и весьма социально незрелыми.
В
среде «толкиенистов» также преобладают
лица со средним образованием, студенты
начальных курсов вузов, аспиранты
1 года обучения, т.е. лица с еще не
вполне сформировавшимся мировоззрением.
Это предположение
Не
менее интересен и тот факт,
что «группы по интересам» включают
в себя лица и со средне-специальным, и
со вторым высшим образованием. Касательно
первой указанной категории, то это вполне
понятно (тем более, что ее и составляют
более молодые – 16-18 лет), а вот вторая
категория, напротив, представлена «зрелым»
контингентом – 24, 25 лет.
3.2. Функции неформальных организаций
Разговор о неформальном движении молодежи будет не полон, если не коснуться вопроса о том, какие функции выполняют самодеятельные объединения в развитии общества.
Прежде всего, сам слой «неформальности» как не зарегулированной общественной активности никогда не исчезнут с горизонтов развития человеческого сообщества. Надо правильно оценивать состояние неформального движения молодёжи как своего рода социальную симптоматику, помогающую поставить диагноз всему общественному организму.
Именно в пространстве неформального общения возможен первичный, самостоятельный выбор подростком своего социального окружения и партнёра. А привитие культуры этого выбора возможно лишь в условиях терпимости взрослых. Нетерпимость, склонность к разоблачениям и морализаторство примитивизируют молодёжную среду, провоцируют подростков к протестным реакциям, часто с непрогнозируемыми последствиями.
Важнейшая функция молодёжного движения – “стимулирование прорастания социальной ткани на окраинах общественного организма”. Молодёжные инициативы становятся проводником общественной энергии между местными, региональными, поколенческими и т.п. зонами общественной жизни и её центром – основными социально- экономическими и политическими структурами.
Далее
будут рассмотрены несколько
субкультур, отличающихся друг от друга
мировоззрением, социальным и возрастным
составом, направлением деятельности.
Глава 4 «Неформалы»
За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы».
Неформалы – это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.
Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.
Неформалы очень разные – ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.
Многие из неформалов – люди весьма неординарные, талантливые. Они проводят на улице дни и ночи напролет, не зная, зачем. Этих молодых людей никто не организовывает, не заставляет приезжать сюда. Они стекаются сами – все очень разные, и в тоже время чем- то неуловимо похожие. Многим из них, молодым и полным сил, часто хочется выть по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры, во что бы то ни было и оттого мучаются собственной ненужностью. И, пытаясь разобраться в себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодежные объединения.
Ради
чего они стали неформалами?
73% - т.к. деятельность официальных организаций
в сфере досуга неинтересна. 20% – т.к. официальные
учреждения не помогают в их интересах.
7% - т.к. их увлечения не одобряются обществом.
Принято считать, что главное для подростков в неформальных группировках – возможность отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: «балдеж» стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения, - об этом говорит лишь чуть более 7%. Около 5% находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11% самое главное – условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках.
Интерес к философии – один из весьма распространенных в неформальной среде. Наверное, это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и свое место в окружающем мире выводит его за рамки устоявшихся представлений, и толкают к чему-то иному, подчас альтернативному по отношению к господствующей философской схеме.
Существуют
различные классификации молодёжных организаций
по направлениям их деятельности, мировоззрения.
4.1 Субкультура панков
Панки (самоназвание «пункеры», название происходит от английского PUNK – «гнилушка», «чепуха»; в американском сленге – «пацан»; в тюремном жаргоне – «сухарик», «краюшка»), полная противоположность хиппи, антипод, идеология – антихипп и антистиль (агрессивное эпатирующее окружающих поведение, демонстративное отмежевание от общества, пропитанного обывательщиной, провоцирование отвращения к себе).
Символикой своего стиля панки избрали английскую булавку и опасную
бритву; первая напоминала о детских пеленках, вторая – членовредительстве.
Отсюда и лозунги: «Anarchy In UK »(панк в отличии от хиппизма вышел из Англии, чем и гордится английский нонконформизм) и «Sex and Drugs and
Rock’n’Roll (истинный панк должен умереть молодым, потому что «будущего – нет»)».
По возрасту панки – преимущественно старшие подростки. В качестве лидера выступают парни. Желание панка любым путём привлечь к себе внимание окружающих людей, как правило, приводит его к эпатажу, вычурному и скандальному поведению. Панки делятся на «левых» и «правых» и пропагандируют цели «протеста против существующих меркантильных отношений в обществе».
Борясь с ними, эти течения хотят личным примером бескорыстных отношений утверждать этику будущего. В качестве средств достижения такой морали много говорят о добре, терпимости, роли труда. Однако такие разговоры, как правила, носят абстрактно – лозунговый характер. В целом панков отличают низкое трудолюбие, нелюбовь к реальной работе. В значительной степени социальный паразитизм, поверхностная начитанность при весьма высоком самомнении, особенно в отношении собственных творческих способностей. Выступая против бюрократизма, черствости и расчетливости, они стремятся к самоутверждению в среде себе подобных путем резкого отвращения общепринятых вещей, демонстрации экстремизма в средствах борьбы с негативными явлениями
Информация о работе Психологические особенности представителей молодёжных субкультур