Психологические особенности представителей молодёжных субкультур

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мы постараемся рассмотреть основные факты и тенденции развития молодежной субкультуры в России и в мире. Понять причины возникновения субкультур. Целью курсовой работы является попытка как можно более полно и объективно представить молодежную субкультуру и ее представителей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Культура и контркультура……………………………………………….5
Глава 2. Понятие молодежь………………………………………………………..7
2.1. Психологические особенности подросткового возраста (11 – 15 лет)….17
2.2. Психологические особенности юношеского возраста (от 17 до 20 – 23 лет)…………………………………………………………………………………..22
Глава 3. Молодежная субкультура………………………………………………..24
3.1. Возрастной и социальный состав субкультурных групп………………...27
Глава 4. «Неформалы» …………………………………………………………….30
3.2. Функции неформальных организаций………………………………….....28
4.2. Субкультура панков………………………………...……..…….……….…31
4.3. Субкультура хиппи «дети-цветов»………………….…………….….……32
4.4. Субкультура неофашистов (скинхэды)……………………………………33
4.5. Субкультура толкиенистов…………………………………………………35
4.5. Готическая субкультура…………………………………………………….37
4.5.1. Мировоззрение…………………….………….……………………….…..38
4.5.2. Внешний вид…………………………………………………...………….38
10.3. Музыка…………………………………...…………………………………40
10.4. Mopey и perky goth ………………………...……...…………................…42
10.5. Готика и вампиризм…………………………………………………….…42
10.6. Готика и сатанизм…………………………………………………….........43
Заключение……………………………………………………………………….…44
Список используемой литературы…………………………………….…………..45

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа сдать.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

    Пермский  Государственный Педагогический Университет

    Институт  Психологии 
 
 
 
 
 
 

    Психологические особенности представителей молодёжных субкультур.

    Курсовая  работа. 
 
 
 
 
 

    Выполнила:

    Саушкина  Ирина

    Студентка 2 курса

    Группа 1121 

    Проверил: 

    Смирнов Д.О. 

    Пермь 2009

    ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Культура и контркультура……………………………………………….5

Глава 2. Понятие  молодежь………………………………………………………..7

    2.1.  Психологические особенности подросткового возраста (11 – 15 лет)….17

    2.2. Психологические особенности юношеского возраста (от 17 до 20 – 23 лет)…………………………………………………………………………………..22

Глава 3. Молодежная субкультура………………………………………………..24

    3.1. Возрастной и социальный состав субкультурных групп………………...27

Глава 4. «Неформалы» …………………………………………………………….30

    3.2. Функции неформальных организаций………………………………….....28

    4.2. Субкультура панков………………………………...……..…….……….…31

    4.3. Субкультура хиппи «дети-цветов»………………….…………….….……32

    4.4. Субкультура неофашистов (скинхэды)……………………………………33

    4.5. Субкультура толкиенистов…………………………………………………35

    4.5. Готическая субкультура…………………………………………………….37

    4.5.1. Мировоззрение…………………….………….……………………….…..38

    4.5.2. Внешний вид…………………………………………………...………….38

    10.3. Музыка…………………………………...…………………………………40

    10.4. Mopey и perky goth ………………………...……...…………................…42

    10.5. Готика и вампиризм…………………………………………………….…42

    10.6. Готика и сатанизм…………………………………………………….........43

Заключение……………………………………………………………………….…44

Список используемой литературы…………………………………….…………..45 
 
 
 
 

    Введение   

    В последнее время термин молодежная субкультура все чаще употребляется  в СМИ. Идут оживленные споры о причинах возникновения и особенностях ее представителей. Что же такое субкультура? Социальная болезнь общества, искаженное зеркало  взрослого мира вещей, отношений и ценностей или естественный этап в процессе социализации подростка и юноши? Это весьма актуальная проблема на данный момент.

    Современная молодежь стала объединяться в достаточно мощные движения, основанные на суррогатных псевдоценностях, создающих иллюзию полноценной духовной жизни.

    Обсуждение  феномена, названного нами молодежной субкультурой, связано прежде всего  с социально-психологическими характеристиками и

источниками последнего. Однако точное определение самого этого феномена

дать весьма трудно. В своей работе я постаралась  рассмотреть феномен молодежной субкультуры с различных позиций  и дать социально-психологические характеристики ее представителей.

    В данной работе мы постараемся рассмотреть основные факты и тенденции развития молодежной субкультуры в России и в мире. Понять причины возникновения субкультур. Целью курсовой работы является попытка как можно более полно и объективно представить молодежную субкультуру и ее представителей.

    Структура: курсовая работа состоит из введения, четырех глав и заключения. В первой главе я постаралась дать определение понятию культура и контркультура, необходимых для дальнейшего рассмотрения феномена молодежной субкультуры. Во второй главе дана характеристика понятия молодежь с точки зрения различных концепций: биологической, социологической, психоаналитической, также в этой главе рассмотрены психологические особенности подросткового и юношеского возраста. В третьей главе рассмотрено понятие молодежной субкультуры, общие принципы, компоненты, также возрастной и социальный состав субкультурных групп, функции неформальных организаций. Четвертая глава посвящена собственно субкультурам, рассмотрено мировоззрение, внешний вид и другие важные аспекты. В заключении я подвожу итог проделанной работе, намечаю дальнейшее изучение молодежных субкультур. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1 Культура и контркультура:

    Культура (от лат. culture) – возделывание, воспитание, развитие.

    Культура  – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностей. (Кравченко А.И. Культорология. Словарь. – М. – 2006)

    Культура  – это совокупность общих устойчивых смыслов, ценностей, верований, характеризующих  национальные, этнические и другие группы и определяющие поведение их членов. (Шапарь В.Г. Новейший психологический словарь. – М. – 2008)

    Под  культурой  понимаются  убеждения,  ценности  и   выразительные средства, которые являются  общими  для  определённой  группы  людей  и служат для упорядочения опыта и  регулирования  поведения  членов  этой группы. Воспроизводство  и  передача  культуры  последующим  поколениям лежат в основе  процесса  социализации-усвоения  ценностей,  верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

    Там, где есть человек, где есть человеческое общество, всегда складываются и определенные культурные традиции. Однако социум не статичен, он постоянно изменяется под влиянием новых веяний времени. Это касается всех сфер нашей общественной жизни и культуры прежде всего. Появляются новые поколения, носители новых культурных идеалов. Под их влиянием рождается феномен, названный контркультурой.

    Контркультура – это течение в рамках традиционной культуры, которое направлено против отдельных ценностей этой культуры. Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы  традиционной культуры, но и явным  образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создает свою собственную систему норм и ценностей.

    Идеологом контркультуры в конце XIX в. стал известный философ Фридрих Ницше. Он четко отметил несоответствие семьи, идеального мира ребенка и улицы-антимира, которое дает тот набор травм, фобий и комплексов, которые позже определят характер новой личности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2 Понятие молодежь

    Молодёжь  – это одновременно и не дети, для которых характерны полная несамостоятельность и безответственность, но также и не взрослые, которые полностью самостоятельны и отвечают за собственные поступки.

    Молодежь  не является саморазвивающейся системой. Будучи частью общества, она включена во все многообразие его связей и отношений.

    Одна  из первых попыток увязать становление  человека или личности с возрастными этапами была предпринята в 1762 году французским философом Ж.Ж.Руссо. Он выделил в начале жизни человека пять следующих этапов: 1) от рождения до конца первого года жизни; 2) 2 – 12 лет; 3) 12 – 15; 4) 15 – 20 и 5) 20 – 25 лет. Согласно Руссо четвёртому этапу соответствовал период юности, то есть период, когда наступает зрелость чувств, возникает интерес к ближнему и обществу, пробуждается чувство любви, происходит физическая перестройка организма, наступает половая зрелость. Руссо отметил, что человек имеет две природы – биологическую и социокультурную, а следовательно, рождается дважды – сначала как биологическое, а затем как социальное существо.

    Идеи, высказанные Руссо, оказали сильнейшее влияние на последующие исследования XIX и XX веков. До сих пор некоторые исследователи молодёжи сохраняют приверженность возрастным границам юности, очерченным французским философом.

    Серьёзные попытки определить значения понятий «юность», «подростковость» (или «отрочество»), «молодость» предпринимались на протяжении всего  XX столетия специалистами различных научных направлений: медиками, психологами, социологами, педагогами и др.

    Американский психолог С.Холл понимал юношеский возраст как время «второго рождения», как возникновение совершенно новой структуры характера. Будучи сторонником социал-дарвинизма, Холл объяснял развитие общества и индивида генетическими факторами, не придавая практически никакого значения воздействиям внешней среды.

    Вопрос  о соотношении понятий «юность», «отрочество» и «молодость» в  начале XX века решался следующим образом. «Юность» включала в себя два последовательно сменивших друг друга этапа – «отрочество» и «молодость». Отрочество начиналось примерно в 10 – 12 лет и продолжалось до 17 лет, когда его сменял период молодости, заканчивавшийся к 21 – 24 годам. В период юности характер и интересы  индивида приобретают наиболее развитые формы проявления, интеллект достигает своей истинной вершины, воля – истинной силы. Складывается личность, формируются страсти, цели, идеалы. При этом почти весь период отрочества отличается стремлением к отрицанию, проявлениями упрямства, негативизма, нигилизма, нонконформизма и т.д. А для юношества, включающего в себя тех, кто «уже не дети, но ещё не взрослые», в целом характерны впечатлительность, возбудимость, неуравновешенность, романтичность, оппозиция к внешнему миру, непостоянство интересов и т.д.

    Эта концепция, оказавшая существенное влияние на становление интересующих нас понятий, принадлежит австрийскому психологу Ш. Бюлер. Выбрав биологический ракурс рассмотрения понятий «юность», «отрочество» и «молодость» для объяснения специфики юношеского возраста и поведения, она ввела в психологию понятие «пубертация» (половое созревание). В результате практически исключалась социальная составляющая в формировании личности, и все особенности этого периода в жизни человека объяснялись физиологическими процессами, происходящими в организме. Именно они, по мнению Ш. Бюлер, «повинны» в том, что общество негативно относится к действиям юношей, а те в свою очередь оказываются в промежуточном положении: с одной стороны, они уже не дети, а с другой — еще не взрослые. И в силу этого юноши везде — и среди детей, и среди взрослых — оказываются «не в своей тарелке», вся земля вокруг них «ничейная».

    Данное  положение впоследствии стало основой  теории peer group, или групп равных (о них речь пойдет несколько позже). По сути, эти группы не что иное, как так называемые неформальные молодежные объединения, или проявление молодежной субкультуры. Ведь если юноша везде оказывается «не в своей тарелке», то «в своей тарелке» он будет лишь среди таких же, как он сам, юношей. Все, казалось бы, ясно.

    К концу 50-х годов XX столетия стало ясно, что с определением биологических (возрастных) рамок юности (и соответственно отрочества и молодости) возникает слишком много трудностей из-за того, что рассматриваемый в качестве отправного момента пубертационный период у одних людей наступает раньше, а у других позжеДЦо мнению Р. Бергиуса, высказанному в 1959 году, «деление на два периода юношеского развития (отрочество и юность) весьма нечетко, а временная граница между ними весьма проблематична». Он полагал, что необходимы другие критерии: «Начало и конец фазы не маркируются возрастными данными. Вполне достаточно, если можно зафиксировать появление каких-либо характерных для новой ступени форм поведения, ранее наблюдавшихся в отдельных случаях, или же преобладание новых взглядов и позиций» Но, несмотря на то, что автор данного положения отказался от возрастных параметров определения понятий «юность», «отрочество» и «молодость», взамен он выдвинул критерии, которые предоставляют очень широкие возможности для субъективного толкования любых форм поведения индивида.

    И все же Р. Бергиус предпринял попытку  уйти от чистого биологизаторства не только в закреплении определенных возрастных границ за рассматриваемыми нами понятиями, но и в изучении периода нигилизма в жизни юношей как отражения чисто физиологических процессов без учета социальных факторов: «Все формы социального протеста и стремления к обособлению, по-видимому, в значительной степени зависят от факторов окружающей среды, особенно от стиля воспитания в семье и в школе, а также от влияния друзей».

Информация о работе Психологические особенности представителей молодёжных субкультур