Психологические особенности представителей молодёжных субкультур

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мы постараемся рассмотреть основные факты и тенденции развития молодежной субкультуры в России и в мире. Понять причины возникновения субкультур. Целью курсовой работы является попытка как можно более полно и объективно представить молодежную субкультуру и ее представителей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Культура и контркультура……………………………………………….5
Глава 2. Понятие молодежь………………………………………………………..7
2.1. Психологические особенности подросткового возраста (11 – 15 лет)….17
2.2. Психологические особенности юношеского возраста (от 17 до 20 – 23 лет)…………………………………………………………………………………..22
Глава 3. Молодежная субкультура………………………………………………..24
3.1. Возрастной и социальный состав субкультурных групп………………...27
Глава 4. «Неформалы» …………………………………………………………….30
3.2. Функции неформальных организаций………………………………….....28
4.2. Субкультура панков………………………………...……..…….……….…31
4.3. Субкультура хиппи «дети-цветов»………………….…………….….……32
4.4. Субкультура неофашистов (скинхэды)……………………………………33
4.5. Субкультура толкиенистов…………………………………………………35
4.5. Готическая субкультура…………………………………………………….37
4.5.1. Мировоззрение…………………….………….……………………….…..38
4.5.2. Внешний вид…………………………………………………...………….38
10.3. Музыка…………………………………...…………………………………40
10.4. Mopey и perky goth ………………………...……...…………................…42
10.5. Готика и вампиризм…………………………………………………….…42
10.6. Готика и сатанизм…………………………………………………….........43
Заключение……………………………………………………………………….…44
Список используемой литературы…………………………………….…………..45

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа сдать.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

    Хотя  в рамках биологизаторского направления  в определении понятий «юность», «отрочество» и «молодость» и отказались в основном от четких возрастных границ, все же постоянные попытки хотя бы и не жестко установить эти границы периодически в тех или иных вариантах возобновляются. В качестве примера можно привести определение юности из немецкого «Психологического словаря», в котором данное понятие связывается с «юношеским возрастом, который охватывает отрезок человеческой жизни, не имеющий четких границ, приблизительно от 11 до 20 лет».

    Е.Хурлок и Р.Муус полагали, что целью юношества  является адаптация, соответствие существующему  обществу; выражение же протеста и неследование указанной цели свидетельствуют об их индивидуальной незрелости.

    Несколько иную точку зрения, в которой учитывалось  и значение биологических и социальных факторов, выдвинули представители  психоанализа. Молодежью они назвали таких индивидов, для которых характерно наличие одновременно двух находящихся в непримиримом, антагонистическом столкновении сторон. Одна сторона — это резкая, чрезмерная концентрация энергии либидо (сексуальной энергии), требующей выхода и разрядки, а другая — невозможность получения этой разрядки из-за различных требований воздержания и запретов, налагаемых обществом. В отличие от взрослых молодые люди оказываются в особенно тяжелом положении, поскольку к обычным табу (запретам) у них прибавляются и табу, сопряженные с их возрастом: вступать в сексуальные отношения общество позволяет лишь взрослым. В результате молодежь — это те, кто оказался между двух огней: сжигающего пламени энергии либидо и не менее сжигающего пламени различных общественных табу. Невозможность справиться с таким «пожаром» выливается в характерные для молодых людей формы поведения: эксцентричность, нигилизм, проявление своенравия, депрессию или агрессию, девиантность, обостренную реакцию на различные формы социальной несправедливости, пороки, коррупцию и т.п.

    Кстати, именно эти идеи послужат оправданием сексуальной распущенности «молодых революционеров» в 60-х годах. Они также станут одной из причин, которой будут объяснять появление peer group и неформальных молодежных объединений. Суть в том, что согласно утверждениям представителей психоанализа молодые люди в результате сверхконцентрации энергии либидо, не получающей разрядки, перед лицом идентичных проблем сплачиваются в тесные группы друзей-ровесников, в кругу которых они вместе сочувствуют и соучаствуют в том, что им всем запрещается обществом. В результате девиантное поведение, становясь коллективным, в их глазах перестает быть отклоняющимся, поскольку поддерживается многими, хотя и себе подобными. Более того, то, что данное поведение получает одобрение именно в кругу сверстников, оказывается наиболее ценным и значимым для молодых людей.

    Параллельно с биологизаторскими взглядами  на молодежь, правда, с некоторым  запозданием, развивались социологические взгляды, которые, стартовав позже, в настоящее время, во всяком случае, в российской науке, стали доминирующими.

    В социологических концепциях при  определении юности, отрочества и  молодости также пытаются ввести возрастной параметр, но при этом исходят из того, что биологический и социальный возрасты не совпадают. В данных концепциях первичным становится социальный, а вовсе не биологический возраст, то есть для определения юношей, подростков, молодежи важен не этап развития в онтогенезе, не определенный возрастной период, а конкретно-историческое общество.

    Немецкий  ученый Г.Гризе говорил:

    «Молодежь — это в первую очередь не возрастная фаза и не продукт природы, каким  является пубертация, а социокультурный феномен, который в своих формах проявления подчинен историко-общественным параметрам». А отечественные исследователи писали, что нам следует отказаться от так называемых возрастных определений «как наиболее примитивных и, к сожалению, наиболее распространенных определений молодежи».

    В этом ряду примечательно мнение ведущего теоретика в области изучения,молодежи С. Эйзенштадта. Он отмечал, что «возраст и возрастные отличия относятся к самым фундаментальным и самым важным аспектам человеческой жизни и определяют судьбу человека. Каждый человек за свою жизнь проходит через различные возрастные ступени». Этот процесс необратим. При этом ведущую роль играет то обстоятельство, что возрастные ступени не обусловлены биологически, а «определены культурой». В основе возрастных определений лежит тот или иной уровень культуры, и они представляют собой «описание возможностей и обязанностей человека на данном отрезке его жизни».

    Социологические концепции при введении возрастных границ в первую очередь опираются на период, необходимый для получения традиционных форм образования, то есть периоды обучения в общеобразовательной средней школе и в вузе (очная форма обучения), а в некоторых концепциях добавляют период обучения в очной аспирантуре.

    Соответственно  формам обучения «школа—вуз» распределяются понятия «подростки» — «молодежь» с коррекцией лишь на то, что подростки — это не все школьники, а лишь старшеклассники. К молодежи же относятся студенты вузов и техникумов. А юность слагается из двух составляющих: отрочества (период обучения в общеобразовательной средней школе) и молодости (период обучения в вузе или техникуме)

    Кроме того, к категории «молодежь» причисляют и индивидов, уже приступивших к трудовой деятельности, но еще не достигших в ней максимальной степени участия, то есть «максимальной экономической активности». В нашей стране таких работников обычно принято называть молодыми специалистами. Именно они стоят на верхней социальной границе понятия «молодежь».

    Все сказанное относительно возрастных границ при определении понятий «юность», «отрочество» и «молодость» в рамках социологического подхода свидетельствует, что, так же как и в биологизаторском подходе, выявить их не представляется возможным.

    Юношеский же биологический возраст для  общества особой роли не играет, поскольку  неучащиеся молодые люди обычно не проявляют себя в качестве молодежи и, как правило, теряются, растворяются во взрослой среде.

    Поскольку молодежи свойственны энергичность, напористость, инициативность, мобильность, динамичность, предприимчивость, а порой и авантюрный дух и азарт игрока, молодые люди сильны своей энергией и в них жив юношеский задор, считается, что молодежь является носителем нового.

    Сложность положения молодежи в том, что  она оказывается «промежуточной стадией» и в биологическом, и в социальном смысле. К. Манхейм отмечал: «До наступления половой зрелости ребенок живет в семье и его взгляды формируются в соответствии с эмоциональной и интеллектуальной традицией семьи». Семья как первичное социальное формирование начинает «лепить» будущего члена общества, но социальный климат в семье очень редко оказывается тождественным социальному климату «большого» общества, в котором молодому человеку предстоит жить. Попытки относительно самостоятельного знакомства подросшего ребенка с этим «большим» обществом чаще всего совпадают с периодом юношества: «...он вступает в первые контакты с соседским окружением, обществом и некоторыми сферами общественной жизни. Подросток находится, таким образом, не только биологически на стадии брожения, созревая, но и социологически попадает в новый мир, обычаи, привычки и система ценностей которого отличаются от того, что он знал раньше. То, что для него вызывающе ново, воспринимается взрослыми как нечто привычное и само собой разумеющееся». В результате положение подростка, юноши можно расценить как «проникновение в общество извне». Из этого Манхейм делает вывод: «Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером».

    В результате мы приходим к положению: юноша — это уже не ребенок (по своему физиологическому развитию), но по социальному статусу еще  не взрослый. Если в смысле насыщения знаниями человек созревает сегодня гораздо быстрее, чем раньше, то в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово зрелость его отодвигается. «Молодежь характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых. Молодежь психологически принадлежит к взрослому, а социологически — к миру отрочества». (Роднянская)

    Сознание  молодого человека обладает особой пластичностью, податливостью, восприимчивостью, способностью к усвоению огромного потока информации. Неустойчивость как черта молодежного сознания оказывает влияние на многие формы поведения. В этот период оформляются и приобретают устойчивость политические взгляды и мировоззрение, возникают профессиональные интересы, развивается сознание, складывается новый образ жизни, меняется стиль поведения. В основе этих процессов лежит изменение положения молодого человека в обществе, расширение спектра его прав и обязанностей.

    В  возрастной  психологии  молодость  характеризуется  как   период формирования устойчивой системы ценностей, становление  самосознания  и формирования социального статуса личности. Сознание  молодого  человека обладает  особой  восприимчивостью,   способностью   перерабатывать   и усваивать  огромный  поток  информации.  В  этот   период   развиваются критичность  мышления,  стремление  дать  собственную   оценку   разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе  с  тем  в этом  возрасте  ещё  сохраняются  некоторые  установки  и   стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем,  что  период активной деятельности сталкивается у молодого человека  с  ограниченным характером   практической,   созидательной    деятельности,    неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание  противоречивых  качеств  и черт:  стремление  к  идентификации   и   обособление,   конформизм   и негативизм, подражание и  отрицание  общепринятых  норм,  стремление  к общению  и  уход,  отрешённость  от  внешнего  мира.  Неустойчивость  и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности  личность. 

    В настоящее время доминирующей является социологическая концепция определения понятий «юность», «отрочество», «молодежь»

    Молодежь  и формы ее действия, формы поведения, установки, образцы ценностей напрямую зависят от социокультурных характеристик общества, в котором в данное время она живет и которое определяет ее поведение и характеристики. Социокультурные особенности стран сильно сказываются на молодежи, а, следовательно, понятие «молодежь» является, не только конкретно-историческим, но и социокультурным.

    Безусловно, психика юношеского возраста и социальный статус молодого человека отражаются на его ориентации и формах поведения. Но возрастные особенности сами по себе не являются первопричиной появления принципиально иных тенденций. Молодежь несет в себе все противоречия, которые присущи обществу в целом. И различные виды молодежного протеста, в конечном счете — лишь выражение общих исторических тенденций. Как писал К. Манхейм: «...Конфликтное самосознание нашей молодежи является лишь отражением хаоса, существующего в нашей общественной жизни, а ее замешательство — результат ее неопытности»

    При всей специфичности молодежь не существует вне социальных страт и слоев, поэтому и молодежные проблемы производны от широких социальных процессов, затрагивающих и другие слои общества

    Подытоживая обзор значений понятия «молодежь», обратимся к двум определениям, данным отечественными авторами. Первое определение принадлежит В. Т. Лисовскому (1968): «Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано. И.С.Коном: «Молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации»

    Одна  из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. «Мы и взрослые» – постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии. Конечно, возрастное «Мы» существует и у ребенка. Но ребенок принимает различие двух миров – детского и взрослого – и то, что отношения между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся. Подростки стоят где-то «посередине», и эта промежуточность положения определяет многие свойства их психологии, включая и самосознание.

    Далее рассмотрены психологические особенности подросткового и юношеского возраста.

     

    2.1.  Психологические  особенности подросткового возраста (11 – 15 лет)

    Подростковый  возраст связан с перестройкой организма  ребенка – половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.

    В подростковом возрасте продолжает развиваться  теоретическое рефлексивное мышление. Операции становятся формально-логическими.

Информация о работе Психологические особенности представителей молодёжных субкультур