Психологические особенности представителей молодёжных субкультур

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мы постараемся рассмотреть основные факты и тенденции развития молодежной субкультуры в России и в мире. Понять причины возникновения субкультур. Целью курсовой работы является попытка как можно более полно и объективно представить молодежную субкультуру и ее представителей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Культура и контркультура……………………………………………….5
Глава 2. Понятие молодежь………………………………………………………..7
2.1. Психологические особенности подросткового возраста (11 – 15 лет)….17
2.2. Психологические особенности юношеского возраста (от 17 до 20 – 23 лет)…………………………………………………………………………………..22
Глава 3. Молодежная субкультура………………………………………………..24
3.1. Возрастной и социальный состав субкультурных групп………………...27
Глава 4. «Неформалы» …………………………………………………………….30
3.2. Функции неформальных организаций………………………………….....28
4.2. Субкультура панков………………………………...……..…….……….…31
4.3. Субкультура хиппи «дети-цветов»………………….…………….….……32
4.4. Субкультура неофашистов (скинхэды)……………………………………33
4.5. Субкультура толкиенистов…………………………………………………35
4.5. Готическая субкультура…………………………………………………….37
4.5.1. Мировоззрение…………………….………….……………………….…..38
4.5.2. Внешний вид…………………………………………………...………….38
10.3. Музыка…………………………………...…………………………………40
10.4. Mopey и perky goth ………………………...……...…………................…42
10.5. Готика и вампиризм…………………………………………………….…42
10.6. Готика и сатанизм…………………………………………………….........43
Заключение……………………………………………………………………….…44
Список используемой литературы…………………………………….…………..45

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа сдать.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

    Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. С интеллектуальным развитием тесно связано начинающееся в этот период становление основ мировоззрения.

    Подросток приобретает взрослую логику мышления. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти.

    С общим интеллектуальным развитием  связано и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству.

    Подростковый  возраст,  особенно  с  13-15  лет – это возраст формирования  нравственных  убеждений,  принципов,  которыми  подросток начинает  руководствоваться  в  своём  поведении.   В   этом   возрасте появляется   интерес   к   мировоззренческим   вопросам,   таким,   как возникновение жизни на  Земле,  происхождение  человека,  смысл  жизни. Формированию у  подростка  правильного  отношения  к  действительности, устойчивых убеждений необходимо придавать первостепенное значение, т.к. именно   в   этом   возрасте   закладываются   основы    сознательного, принципиального поведения  в обществе, которые дают о себе  знать  и  в будущем.  Нравственные убеждения подростка  складываются  под  влиянием окружающей действительности. Они  могут быть ошибочными, неправильными, искаженными. Это имеет место в тех случаях, когда они складываются  под влиянием случайных обстоятельств, дурного влияния улицы,  неблаговидных поступков.

    В тесной связи с формированием нравственных убеждений молодых людей складываются их нравственные идеалы. Этим они существенно отличаются от младших школьников. Как  показали  исследования,  идеалы  у  подростков проявляются в двух основных формах. У подростка   младшего  возраста  в качестве идеала выступает образ  какого-либо  конкретного  человека,  в котором он видит воплощение высоко ценимых им качеств.  С  возрастом  у молодого человека наблюдается заметное «движение»  от  образов  близких людей к образам   лиц,  с  которыми  он  непосредственно  не  общается. Старшие подростки  начинают  предъявлять  более  высокие  требования  к своему идеалу. В связи с этим они начинают осознавать, что  окружающие, даже  очень  любимые  и  уважаемые  ими,  в  большинстве  своем   самые обыкновенные  люди,  хорошие  и  достойные  уважения,  но  не  являются идеальным воплощением человеческой личности. Поэтому   в  13-14  летнем возрасте особенное развитие  приобретают  поиски  идеала  за  пределами близких родственных отношений.

    В развитии познания молодёжи окружающей действительности  наступает такой  момент,  когда  объектом  познания   становится   человек,   его внутренний мир. Именно в подростковом возрасте возникает направленность на  познание  и  оценку  морально-психологических  качеств  окружающих. Наряду с ростом такого интереса к другим людям  у  подростков  начинают формироваться и развиваться самосознание,  потребность  в  осознании  и оценке своих личностных качеств.

    Формирование  самосознания – один из важнейших  моментов  в  развитии личности подростка. Появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Факт формирования и роста самосознания  накладывает отпечаток на всю психическую жизнь подростка, на характер его учебной и трудовой   деятельности,    на    формирование    его    отношения    к действительности. Потребность самосознания  возникает  из  потребностей жизни и деятельности.  Под  влиянием  растущих  требований  со  стороны окружающих у подростка возникает потребность оценить свои  возможности, осознать, какие же особенности  его  личности  помогают  им,  наоборот, мешают быть на высоте предъявляемых ему требований.

    Большую роль  в  развитии  самосознания  молодого  человека  играют суждения других. Усложнение требований, которые предъявляются подростку в процессе его деятельности,  развитие  его  самосознания,  общий  рост сознательного  отношения  к  действительности  приводит  к  качественно новому этапу в его  развитии.  У  подростка  появляется  и  приобретает довольно заметное значение стремление  к  самовоспитанию  –  стремление сознательно  воздействовать  на  себя,   формировать   такие   качества личности, которые он рассматривает как положительные, и преодолевать  у себя отрицательные черты, бороться со своими недостатками. В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляются  черты характера.  Одной  из  наиболее  характерных  особенностей   подростка, связанные с ростом его самосознания, является стремление показать  свою «взрослость», появляется одно из центральных новообразований младшего подросткового возраста (11 – 13 лет) – чувство взрослости. Молодой  человек  отстаивает  свои  взгляды  и  суждения, добиваясь того, чтобы взрослые считались с  его  мнением.  Он   считает себя достаточно взрослым, хочет иметь одинаковые с ними права.

    Переоценивая  возможность своих возрастных  способностей,  подростки приходят к убеждению, что они  ничем не отличаются от  взрослых  людей. Отсюда их стремление к самостоятельности и  известной  «независимости», отсюда – болезненное самолюбие и обидчивость, острая реакция на попытки взрослых,  недооценивающих  их  права  и  интересы. Во внешнем облике и в манерах подросток старается копировать взрослых.

    Примерно  в 15 лет, подросток делает ее один шаг  в развитии своего самосознания. У  него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Она включает в себя «Я-реальное» и «Я-идеальное»

    Развивается способность к рефлексии. Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в  самокопание, приводит к недовольству собой. Самооценка в этом возрасте оказывается низкой и неустойчивой.

    Подросток, считая себя уникальной личностью, в  то же время стремится внешне ничем  не отличаться от сверстников. Желание  слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности является механизмом психологической защиты и называется социальной мимикрией.

    Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия  поведения. Подросток с жаром  отстаивает их (будь то пристрастие  к какому-то направлению в современной музыке или отношение к новому учителю), даже несмотря на неодобрение окружающих.

    Следует   отметить характерную  для  подросткового   возраста   повышенную   возбудимость, некоторую неудовлетворенность характера, сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроения.

    Значительное  развитие  в подростковом возрасте приобретают  волевые черты характера.  Под  влиянием  повышенных  требований,  предъявляемых подростку,  у  него  развивается  способность  длительно   преследовать сознательно  поставленные  цели,  уметь  преодолевать   препятствия   и трудности на этом пути.

    Анализируя  всё выше сказанное можно обобщить  и  выявить  следующие возрастные особенности характерные для  подросткового периода: 
1. Потребность в энергетической разрядке; 
2. Потребность в самовоспитании; активный поиск идеала; 
3. Отсутствие эмоциональной адаптации; 
4. Подверженность эмоциональному заражению; 
5. Критичность; 
6. Бескомпромиссность; 
7. Потребность в автономии; 
8. Отвращение к опеке; 
9. Значимость независимости как таковой; 
10. Резкие колебания характера и уровня самооценки; 
11. Интерес к качествам личности; 
12. Потребность быть; 
13. Потребность что-то значить; 
14. Потребность в популярности; 
15. Гипертрофия потребности в информации
 

    У подростков появляется желание понять,  на  что они способны. В этот период они стремятся себя  утвердить,  особенно  в глазах сверстников, уйти от всего детского. Все меньше ориентируются на семью  и  обращаются  к  ней.  Но  зато  возрастает  роль  и  значение референтных групп, появляются новые образы для  подражания.  Подростки, потерявшие ориентир, не имеющие  поддержки  среди  взрослых,  стараются найти  идеал  или  образец  для  подражания.  Зачастую  таким  образцом становится или некий собирательный  образ,  или  старший  товарищ,  или взрослый, которого устраивает роль «учителя».   
 
 

    2.2. Психологические особенности юношеского возраста (от 17 до 20 – 23 лет)

    Юность  – это время выбора жизненного пути. Начинается реализация поставленных целей – работа по выбранной специальности, учеба в вузе.

    Начало  юношеского периода начинается с  кризиса 17 лет, который связан с окончанием школы и потребностью в дальнейшем профессиональном самоопределении. В  связи с этим в конце 11-го класса возрастает эмоциональное напряжение.

    Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность  перед собой и своими родными  за выбор. К этому прибавляется страх  перед новой жизнью, перед возможностью ошибки.

    Юность  становится вторым переходным периодом в развитии личности. Юноша, как и подросток, еще не совсем взрослый человек. Но подросток тесно связан со своим уходящим детством, а юноша тяготеет к молодости и зрелости, более поздним возрастным этапам.

    Социальная  ситуация развития в юности – ситуация выбора жизненного пути. Начинается реализация планов, намеченных в 16 – 17 лет. То, какой выбор будет сделан в юности, решение пойти в тот или иной конкретный вуз, зависит от направленности личности, доминирующих мотивов, основных ценностных ориентаций.  Цена сделанной в этот период ошибки очень велика – это упущенные годы, необходимость начинать все сначала. 19 – 20 летние юноши основные трудности своей жизни связывают с появлением ответственности, которой не было раньше. В то же время они ценят свой возраст, приносящий не только новые проблемы, но и новые, более широкие возможности.

    Для юношества характерны идеализм, романтизм, стремление к яркому, необычному. Юношам присуща категоричность, осознание  чувства собственной уникальности, завышенные требования к идеалу. Если у юноши сформирован нереалистичный идеал, появляется чувство разочарования. Вместе с осознанием своей уникальности, приходит чувство одиночества. Юноша проходит стадию обособления.

    Для юношества характерна устремленность в будущее. Будущее очень важно. Временной горизонт расширяется вглубь и вширь.

    Юность  – первый период взрослой, самостоятельной  жизни. Ответственность за свою судьбу, за последующую жизнь определяет специфику этого возрастного  этапа. Для кого-то в юности начинается реализация жизненных планов, четко намеченных еще в старших классах школы, идет проверка их правильности в жизненной практике. Многие же продолжают поиски себя во взрослой жизни, пытаясь решить проблему самоопределения методом проб и ошибок. Несмотря на то, что жизненный мир и соответствующие ему мировоззренческие установки сформировались в предыдущем возрастном периоде, очень многое еще уточняется и окончательно осознается в ходе этих зачастую мучительных поисков. Окончательное самоопределение, позволяющее начать утверждать себя в жизни, и является центральным новообразованием юности.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3 Молодежная субкультура

    Система  норм  и  ценностей,  отличающих  группу  от  большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется  под  влиянием  таких факторов, как возраст, этническое  происхождение,  религия,  социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа  от национальной культуры, принятой  большинством,  они  обнаруживают  лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

    Иногда  группа активно вырабатывает нормы  или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и  ценностей  формируется  субкультура

    Элементы  субкультуры обнаруживаются в культуре современной молодёжи в России. Под  молодежной  субкультурой  понимается  культура   определенного молодого  поколения,  обладающего  общностью  стиля  жизни,  поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

    Ее  определяющей характеристикой в России является феномен  субъективной "размытости",  неопределенности,  отчуждения  от  основных  нормативных ценностей (ценностей большинства).

    Так, у  немалого  числа  молодых  людей  отсутствует  четко  выраженная личностная   самоидентификация,   сильны   поведенческие    стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция  отчуждения  в  его экзистенциональном  преломлении  просматривается  как  в  отношении   к социуму,  так  и  в   межгенерационном   общении,   в   контркультурной направленности молодежного досуга. 
   Молодежная  субкультура  есть  искаженное зеркало  взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать  на эффективную  культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в  содержании искусства, что проявляется, прежде всего, в  принижении,  деформации  и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется  в  нарастании сцен  и  эпизодов  насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности   (кинематограф, театр, рок-музыка, литература, изобразительное искусство), что противоречит народной нравственности  и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию. Отрицательное влияние на  аудиторию эскалации  сцен насилия и секса в кино, на телевидении и видео доказывается многочисленными исследованиями.

Информация о работе Психологические особенности представителей молодёжных субкультур