Психологические особенности эффективности управленческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Эффективность управленческой деятельности проявляется в ее положительной результативности и безошибочности. Эффективность управления зависит от степени развития структурных компонентов профессионализма, способности субъекта к адекватной саморегуляции в экстремальных условиях в управленческой деятельности и достигается за счет актуализации и активации интеллектуальных, эмоционально-волевых, рефлексивных, личностно-профессиональных качеств руководителя.

Содержание

Введение………………………………………………………
Глава I Теоретические подходы к пониманию управленческой деятельности………………………………………………
1.1 Психологический анализ управленческой деятельности
1.2 Критерии эффективного управления
1.3. Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к организатору………………………………………………
Глава 2 Опыт изучения эффективности управленческой деятельности
2.1Методы изучения управленческой деятельности.
2.2 Психологические требования к подготовке специалистов для управления.
2.4.Характер исполнителей и его формирование руководителем
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 163.00 Кб (Скачать)
 
 
 

2.2Психологические  требования к   подготовке специалистов  для управления.

   При решении вопроса о том, какими качествами должен обладать человек, претендующий на выполнение того или иного вида деятельности, всегда возникает необходимость психологического изучения самой деятельности. Такая работа весьма сложна, требует большого опыта и специальных знаний. Поэтому целесообразно, чтобы выполнял её или, по крайней мере, выступал в роли консультанта профессиональный психолог. Кроме того, к ней обязательно следует подключить специалистов, знающих данную деятельность, имеющих высокий уровень профессионализма и большой практический опыт. Эти лица должны выступать в роли экспертов и в результате обсуждения установить главные, наиболее значимые особенности как самой деятельности, так и условий её выполнения. Результатом такого психологического или, точнее, профессиографического анализа трудовой деятельности должна быть профессиограмма.

   Профессиография – описание профессий и дифференцирующих их специальностей с точки зрения требований. Предъявляемых ими к человеку.

   Профессиограмма – описанная и обоснованная система  требований, предъявляемых определённым видом деятельности, конкретной специальностью или профессией к человеку.

   Любая профессиограмма должна включать описание самой профессиональной деятельности (психологическая профессиограмма) и сводку требований к человеку, включённому в эту деятельность, к его психике как перечень профессионально необходимых качеств (психограмма)

   С целью проведения мероприятий по определению профессиональной пригодности или профессионального отбора осуществляется глубокое психологическое и аналитическое изучение профессиональной деятельности и разрабатывается развёрнутая профессиограмма. Для составления её первой части можно использовать следующую ориентировочную схему анализа.

   1.Технико-экономическое  описание. Это технологии, оборудование, нормы, оплата труда.

   2.Организация  и условия труда на конкретном  производственном объекте. Имеются  в виду как социальные, так и физические условия труда. Это и взаимоотношения, в которые вступают люди в процессе данного вида деятельности, и параметры физической среды, т.е. освещение, вентиляция, температура, влажность и т.д. Сюда же можно отнести степень разделения труда, кооперации, а также режимы труда и отдыха.

   3.Документация  по текучести кадров, материалы  относительно возможных несчастных  случаев. Необходимо также включить  вопросы, связанные с ошибками. Которые могут иметь место  при выполнении работы.

   4.подробное  описание самой трудовой деятельности, т.е. что и в какой последовательности человек делает в течение рабочего дня, из чего складывается его работа.

   5.Требования  к общей и специальной подготовке, необходимой для выполнения данной  работы.

   Вторая  часть профессиограммы, касающаяся предъявляемых к человеку требований, наиболее сложна, поскольку разнообразие этих требований велико. Их можно классифицировать по следующим направлениям:

  • Демографические;
  • Образовательные;
  • Медико-биологические;
  • Психофизиологические;
  • Психологические.

    Все указанные требования к характеристикам  и качествам работника должны содержать оценку того, является ли данное качество профессионально необходимым, профессионально важным либо профессионально  желательным.

    В трудовой деятельности так или иначе  проявляются многообразие, особенности психики человека. Но вместе с тем эти проявления носят различный характер. Они обусловлены специфическими для каждой профессии предметами и орудиями труда, а также трудовыми задачами.

    Составление психограммы – дело весьма сложное и трудоёмкое. Но от того, насколько продуманно и тщательно оно выполнено, зависит правильность выявления профессионально необходимых для той или иной деятельности качеств, а это, в свою очередь, сказывается на определении критериев профессиональной пригодности и, в конечном итоге, на эффективности всей системы профотбора.

    Опыт  показывает, что анализ деятельности, согласно плану первой части профессиограммы, обычно не вызывает особых трудностей. Необходимые для описания сведения можно получить в результате изучения соответствующей документации, целенаправленных бесед с компетентными специалистами, в процессе внимательного наблюдения за работой представителей изучаемой профессии.

    Метод наблюдения исключительно важен  на всех этапах разработки психограммы. В основном это наблюдение за процессом трудовой деятельности профессионалов. Исследователь должен стараться выделить характерные особенности. Общие и отличительные черты действий работников, соотнести их с производственными показателями.

    Не  менее важным для получения необходимых сведений являются опрос, беседы и консультации со специалистами, мастерами своего дела, имеющими большой профессиональный опыт и знания. Такое сотрудничество позволяет уточнять и вырабатывать более объективное мнение о значимости тех или иных качеств человека в его работе. Полезны также беседы с людьми, не добившимися успеха в данной профессии, и лицами, только приступившими к овладению специальностью. Они помогают выявить особенности процесса формирования умений и навыков, а также трудности, которые при этом возникают. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.4. Характер исполнителей и его формирование руководителем

                         Власть  над собой - самая  высшая власть,

                         Порабощённость  своими страстями  – 

                         самое страшное рабство.

     Сенека.

    Во  взаимодействии человека со средой и  с другими людьми выявляется множество его социально-психологических особенностей. Многие из них несущественны, кратковременны или не влияют на его отношение к окружающему миру. Но есть у каждого человека такие индивидуально-психологические черты, которые проявляются постоянно и отличают одну личность от другой. Это черты характера, выраженные отчётливо, определяющие одна другую и а стиль действий и отношений к окружающим обстоятельствам и людям. Характер – это основной психический склад человека.

       Характер  проявляется и формируется в  делах и поступках. Характер формируется в преодолении трудностей и препятствий.

       В воспитании характера необходимо, прежде всего, сформировать истинные убеждения, представления и идеалы. Это важнейшие условия формирования сильного характера. Одновременно следует добиваться, чтобы человек не только знал, но и реализовывал свои убеждения в жизни и труде. Его мировоззрение не должно быть оторвано от практики.

       Воспитание  деловитости, дисциплинированности, расторопности, активности – есть борьба за личность рабочего. Эта борьба требует на любом участке создать условия, при которых нет простоя в работе, при которых у труженика заняты и голова и руки в течение всего рабочего дня.

    Неотъемлемая  черта характера – дисциплинированность – точное соблюдение должностных  инструкций, правил работы, норм поведения. Дисциплинированность воспитывается, когда неизменно выполняются требования руководителя, все режимные положения организации. В ходе их выполнения преодолеваются трудности, препятствия.

       Воспитывая  моральные (доброта, деликатность), эмоциональные (весёлость, страстность) и волевые (настойчивость, критичность) черты характера, руководитель, прежде всего, показывает пример поведения. Руководитель не должен забывать об индивидуальном подходе, не упускать возможность одобрить и похвалить лучшие проявления характера и отметить недостатки в поведении людей.

    Важную  роль в формировании характера играет самовоспитание. Прямой обязанностью руководителя является стремление указать подчинённому наиболее эффективные пути устранения недостатков, эффективные приёмы самовоспитания, преодоления вредных привычек.

       Не  следует забывать, что характер –  не врождённое качество личности. Он формируется  и совершенствуется в течение  жизни. Человек непосредственно  участвует в выработке своего характера, и сам несёт ответственность за его отрицательные проявления. В народе очень верно подмечено:

       Посеешь поступок – пожнёшь  привычку,

       посеешь привычку – пожнёшь  характер,

       посеешь характер – пожнёшь  судьбу.

     Характер  каждой личности индивидуален и в  своём роде уникален, однако можно выделить ряд черт, присущих всем характерам. Эти черты по-разному компонуются, сочетаются и проявляются в характере каждой личности, доля их участия в определении характера также различна. Акцентуация – чрезмерное участие отдельных черт характера. Для умелого руководителя, обладающего определённой психологической подготовкой, важно к какой акцентуации относится характер исполнителя, чтобы подобрать наиболее подходящие для данной личности способы и методы формирования характера. Можно привести следующие примеры основных акцентуаций и соответствующих им способов воздействия на состояние личности с целью формирования характера:

     Конформный  тип. Основная черта такого типа – соглашательство, отсутствие инициативы, смелости, решительности. Чтобы избежать соглашательной позиции такого работника, руководитель должен предлагать ему высказывать своё мнение первым во время всевозможных собраний, совещаний.

     Эмоционально-лобильный  тип. Это люди с неустойчивым настроением, которое изменяется даже по ничтожному поводу. Они очень чувствительны как к похвале, так и к порицанию. Руководителю важно вовремя приободрить такого слушателя.

     Экзальтированный  тип. Такие люди легко восторгаются, восхищаются по причинам, на которые большинство людей могут не обращать внимания. Но в то же время часто впадают в отчаяние, легко разочаровываются. Руководитель должен выявить его сильные стороны и поручить такому человеку задания, соответствующие его сильным сторонам.

     Можно назвать и другие распространённые типы акцентуации: гипертимный, истерический, аффектно – застойный, шизоидный.

    Выразительные признаки характера. О характере человека говорят его поза, походка, жесты, мимика, дистанция общения. В психологии существует понятие вербального и невербального общения. Вербальное общение, – что человек говорит, невербальное – как человек говорит. Если эти 2 уровня не совпадают, то с человеком трудно общаться, возникают отрицательные эмоции по отношению к нему. Поэтому менеджер должен умело пользоваться невербальным общением.

    Руководитель чаще всего не задумывается о воспитывающем влиянии своей позы, о том, что поза выдаёт его характерные черты. Например, поза, когда он одной рукой облокачивается на стол, другой упирается в бок, а тело наклоняет в противоположную сторону, создаётся впечатление о его высокомерии и самолюбовании.

    Внимательно наблюдая и оценивая невербальные признаки (позу и момент её изменения, дистанцию, глаза, жесты, мимику), внимательный руководитель может определить настроение исполнителя, его отношение к руководителю и к решаемой проблеме. Однако оценивать характер по мимике и жестам следует очень осторожно. Для правильной оценки берётся сумма жестов, подкреплённая внимательным наблюдением за поведением человека.

    Чтобы на практике, т.е. общаясь с исполнителями, руководитель мог правильно определить акцентуацию характера исполнителя, подобрать и применить методы работы с ним, соответствующие типу акцентуации личности, в правильном направлении воздействовать на формирование характера личности и, наконец, верно истолковывать и правильно применять выразительные признаки общения, ему требуются психологическая подготовка, знания и опыт их применения. 

 

Заключение.

Информация о работе Психологические особенности эффективности управленческой деятельности