Психологические особенности эффективности управленческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Эффективность управленческой деятельности проявляется в ее положительной результативности и безошибочности. Эффективность управления зависит от степени развития структурных компонентов профессионализма, способности субъекта к адекватной саморегуляции в экстремальных условиях в управленческой деятельности и достигается за счет актуализации и активации интеллектуальных, эмоционально-волевых, рефлексивных, личностно-профессиональных качеств руководителя.

Содержание

Введение………………………………………………………
Глава I Теоретические подходы к пониманию управленческой деятельности………………………………………………
1.1 Психологический анализ управленческой деятельности
1.2 Критерии эффективного управления
1.3. Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к организатору………………………………………………
Глава 2 Опыт изучения эффективности управленческой деятельности
2.1Методы изучения управленческой деятельности.
2.2 Психологические требования к подготовке специалистов для управления.
2.4.Характер исполнителей и его формирование руководителем
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

     Психологические особенности эффективности управленческой деятельности 

     Содержание: 

Введение………………………………………………………

 Глава I Теоретические подходы к пониманию управленческой деятельности………………………………………………

1.1   Психологический анализ управленческой деятельности

1.2 Критерии эффективного управления

1.3. Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к организатору………………………………………………

Глава 2 Опыт изучения эффективности управленческой деятельности

2.1Методы изучения  управленческой деятельности.

   2.2 Психологические требования к подготовке специалистов для управления.

2.4.Характер исполнителей и его формирование руководителем

Заключение……………………………………………………

   Список     литературы…………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

                    Все хозяйственные операции можно в конечном счёте свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у Вас нет надёжной команды, то из остальных факторов мало что удастся сделать.

                    Л.Якокка 

Особенностью  современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.

Управление  есть элемент и одновременно функция  организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических  и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.

Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку  необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.

Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание).

     Эффективность управленческой деятельности проявляется  в ее положительной результативности и безошибочности. Эффективность  управления зависит от степени развития структурных компонентов профессионализма, способности субъекта к адекватной саморегуляции в экстремальных условиях в управленческой деятельности и достигается за счет актуализации и активации интеллектуальных, эмоционально-волевых, рефлексивных, личностно-профессиональных качеств   руководителя.

     Деятельность  руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. В частности и в сфере психологии.

     Работа  руководителя – это, прежде всего  работа с людьми, которая является одним из самых сложных видов деятельности. Уже один только этот факт порождает необходимость психологической подготовки менеджера. Руководитель должен знать, как вести себя с исполнителями, корректировать своё поведение в зависимости от их состояния, уметь выявить сильные стороны исполнителей и заметить их недостатки с целью наиболее эффективного распределения кадров. Его обязанность – создать сильный сплоченный коллектив, в котором каждый его член занимает своё место, в котором сведены к минимуму возможности возникновения конфликтных ситуаций, который способен слаженно и эффективно работать. Менеджер должен изучить и использовать те факторы окружающей среды, которые оказывают благоприятное влияние на исполнителей и повышение эффективности работы коллектива. Выполняя воспитательную функцию, руководитель должен активизировать, развивать в исполнителях те их личностные качества, которые способствуют более плодотворной работе отдельного исполнителя и коллектива в целом.

     Все эти многообразные функции менеджера  невозможно осуществить, не обладая достаточными знаниями в области психологии и опытом их применения в практической деятельности.

     Целью данной курсовой работы является изучение психологических особенностей управленческой деятельности и критериев ее  эффективности.

     Задачи:

  1. Изучить теоретические подходы к анализу управленческой деятельности.
  2. Выделить критерии эффективного управления
  3. Рассмотреть психологические требования, предъявляемые к руководителю как к организатору.
  4. Познакомится с методами изучения эффективности управленческой деятельности.
  5. Проанализировать характер исполнителей и его формирование руководителем

      

  
Глава I Теоретические подходы к пониманию управленческой деятельности………………………………………………

1.1 Психологический анализ управленческой деятельности

Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.

Управление —  это наука и практика перевода управляемой системы в новое  более высокое качественное состояние  на основе целевой ориентации коллектива, разработки адекватных планов и их осуществления. Психология управления — это смежная отрасль (направление) наук психологии и управления, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности с целью повышения ее эффективности.

 Проблеме  управленческой деятельности посвящены  труды Ф Тейлора, Е.А. Климова, Э.Ф Зеера В.Ф. Рубахина и А.В. Филипповаи других ученых.  

 Под управлением  понимают осуществление воздействий,  выбранных (на основании определённой  информации) из множества возможных и направленных на поддержание или улучшение функционирования какой-либо системы. Являясь специфически человеческой функцией, управление в обществе, где в качестве субъекта и объекта выступают человек либо разнообразные социальные группы и организации, может быть определенно как целенаправленное, планомерное и систематическое информационное воздействие субъекта управления на его объект, с корректирующим учётом изменений, происходящих в последнем. Управление предполагает не подавление, манипуляцию, навязывание объекту противоречащих его природе требований, а напротив - максимальный учёт его особенностей, согласование каждого действия с логикой его развития, понимание совокупности его возможностей.

Можно выделить пять уровней управления.  

 1. Самоуправление.  

2. Управление индивидуальными (субъективными, личностными) качествами конкретного человека.   

3. Управление психологическими переменными небольшой группы людей.  

4. Управление социально-психологическими переменными коллектива.   

5. Управление факторами среды и жизнедеятельности.    

 Самоуправление   

 Самоуправление - необходимый уровень деятельности, под которым понимается взаимодействие сознания и самосознания самого руководителя. Это взаимодействие включает в себя оценку, самовоздействие, самоконтроль и саморегуляцию. Осознание личностью своего "я" происходит на основе отражения внутреннего мира других людей и самого себя, ведёт к изменению позиций человека по отношению к собственной деятельности. На уровне самоуправления человек не просто прогнозирует результаты своих действий, но и начинает организовывать их: формулировать цели и их совокупности, программировать их реализацию, анализируя значимость и возможности достижения. Механизм самоуправления находит выражение о том, что руководитель выступает как субъект управления, который в первую очередь планирует, организует и анализирует собственную деятельность. Развитое самоуправление позволяет ему эффективно выполнять свои функции. Без действительного самоуправления невозможна эффективная деятельность на других уровнях управления людьми.    

 Управление индивидуальными качествами конкретного человека    

 Данный уровень  управления предполагает оценку  состояния субъективных, личностных  качеств, их соотнесение с целями  управления и актуальной ситуацией,  принятие решения и осуществление  необходимых воздействий.  

 Для выявления  индивидуальных качеств сотрудника применяются анализ документов, наблюдение, индивидуальная беседа, анализ результатов деятельности, условий формирования личности, тестирование, деловые и имитационные игры. По итогам изучения выбирается метод воздействия. К методам психологического воздействия относятся убеждение, внушение, упражнение, поощрение, принуждение, пример.    

 Управление психологическими переменными небольшой группы людей    

 Руководитель  изучает структуру группы, выделяет  лидеров и аутсайдеров, ядро  и периферию, состав и направленность микрогрупп, оценивает характер взаимоотношений, групповые состояния и настроения, наличие и характеристики конфликтов, выделяет факторы, препятствующие и способствующие достижению поставленных целей.  

 В диагностике  психологических переменных группы используются групповые беседы, анализ результатов совместной деятельности, наблюдение, эксперимент, методики изучения психологического климата.  

 Формируя  вывод о состоянии психологических  переменных группы, руководитель  принимает решение о психологическом воздействии, если оно необходимо.    

 Управление социально-психологическими переменными коллектива    

 В качестве  объекта управления на этом  уровне выступает коллектив организации,  учреждения (подразделения). Оцениваются  состояние таких переменных, как направленность, структура, регламентирующие документы и нормативы, психологический климат, коллективные состояния, настроения, воля, подготовленность, обученность, умение, коллективные потребности и мотивы, традиции, межгрупповые (межколлективные) отношения, руководство и лидерство, профессиональная компетентность и эффективность деятельности кадров, сплочённость, характеристики существующих конфликтов.  

 По результатам  оценки выделяются факторы, препятствующие  достижению целей управления, и принимаются решения на осуществление психологических воздействий, блокирующих или устраняющих их влияние.    

 Управление факторами среды и жизнедеятельности    

 Без учёта  взаимосвязи психики с факторами  среды и жизнедеятельности эффективное  управление невозможно. Поэтому исключение этого уровня управления из системы деятельности было бы неправильным. Руководитель должен проанализировать состояние наиболее значимых факторов среды и жизнедеятельности конкретного сотрудника, группы, коллектива и осуществить необходимые воздействия с целью оптимизации их влияния на объекты управления.  

 К факторам  среды и жизнедеятельности могут  относиться пространственные, временные,  интенсивностные характеристики  жизнедеятельности сотрудников,  групп, организации, санитарно-гигиенические условия труда и отдыха, структура, содержание и наполненность информационных каналов, совокупность экономических отношений, а также существующая система стимулирования.   

Информация о работе Психологические особенности эффективности управленческой деятельности