Психологические особенности эффективности управленческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Эффективность управленческой деятельности проявляется в ее положительной результативности и безошибочности. Эффективность управления зависит от степени развития структурных компонентов профессионализма, способности субъекта к адекватной саморегуляции в экстремальных условиях в управленческой деятельности и достигается за счет актуализации и активации интеллектуальных, эмоционально-волевых, рефлексивных, личностно-профессиональных качеств руководителя.

Содержание

Введение………………………………………………………
Глава I Теоретические подходы к пониманию управленческой деятельности………………………………………………
1.1 Психологический анализ управленческой деятельности
1.2 Критерии эффективного управления
1.3. Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к организатору………………………………………………
Глава 2 Опыт изучения эффективности управленческой деятельности
2.1Методы изучения управленческой деятельности.
2.2 Психологические требования к подготовке специалистов для управления.
2.4.Характер исполнителей и его формирование руководителем
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 163.00 Кб (Скачать)
 

    Нередко человек не может дать о себе информацию просто потому, что не знает себя. Например, слабое развитие профессиональной памяти может быть компенсировано умело поставленной системой внешней памяти: записные книжки, еженедельные календари, диктофоны, чётко организованная работа секретарей и помощников, рациональное размещение деловой документации. Недостаток развития способности генерировать идеи может быть компенсирован умелой организацией совещаний с выдвижением и обсуждением различных предложений.

       При этом можно выделить следующие  функции управленческой деятельности  руководителя: 

      - познавательная: изучение человека, группы, коллектива фирмы, организации,  учреждения, актуальной ситуации  управления; 

       - прогностическая: определение основных  направлений и динамика развития  управляемых (сотрудников, подразделений); 

       - проектировочная: определение целей  и задач, программирование и  планирование деятельности; 

       - коммуникативно-информационная: обеспечение формирования, структурирования и сохранения коммуникационных сетей; сбор, преобразование и направление адресатам необходимой информации; 

       - мотивационная: обеспечение рационального  воздействия на совокупность  внешних и внутренних условий деятельности подчинённых, вызывающих их активность и определяющих направленность этой деятельности; 

       - руководства: руководитель берёт  ответственность за свои решения  (принятые на основе официальных  правовых актов или внутригруппового  соглашения) и результаты деятельности; 
 
 

     Руководитель  должен обладать творческим мышлением, богатым, но реальным воображением.

       Специфика совместной деятельности  потребует системы управления  коллективом, то есть предполагает  разделение сотрудников на ведущих  и ведомых. Поскольку управление осуществляется через взаимодействие людей, руководителю в своей деятельности необходимо учитывать следующие психологические особенности, определяющие процессы межличностных взаимоотношений, групповое поведение. 

     Умение  руководителя определить в каждом работнике ту структуру качеств, которыми должен обладать кандидат на занятие должности, составляет важное условие правильного подбора и расстановки кадров.

       Формирование  коллектива связано с решением проблемы психологической совместимости. Это требует от руководителя, чтобы он знал психологические особенности работников и умел их учитывать при формировании отдельных звеньев коллектива. Такой подход позволит ему воздействовать на формирование лучшего социально –психологического климата в коллективе. А как показывают американские и японские исследования в области менеджмента стабильных результатов добиваются фирмы, в которых царит спокойная морально-психологическая обстановка.

     Важнейшим моментом в управленческом процессе является принятие управленческого решения. Каждый руководитель должен видеть проблемы, которые выдвигаются условиями руководимой им системы. Каждому руководителю надо выбрать и сформировать в себе чувство нового, умение анализировать, из бесчисленного количества информации и фактов выделять важнейшие вопросы.

     Систематизация  чужого опыта и готовых идей с  целью использования их, когда это необходимо, является существенным условием организации научного труда руководителя.

     Другим  качеством, характеризующим хорошего руководителя при изучении того или иного решения, является чувство ответственности, с которым он должен относиться к данному решению.

     Для выяснения и выбора самого правильного  подхода к решению проблемы большое значение имеет умение руководителя советоваться. Умение руководителя советоваться в значительной степени определяет эффективность его деятельности. Не менее важно и умение руководителя анализировать мнения людей.

     Оперативность принятия решения и его качество зависят от степени продуктивности умственной деятельности, умения использовать и применять имеющиеся знания и накопленный опыт. Поэтому и гибкость ума, и оперативность памяти – важные и необходимые черты каждого руководителя.

     Не  меньшее значение при подготовке принятия решения и его принятии имеют и волевые качества – инициативность, самостоятельность, решительность и смелость.

    Таковы  психологические требования, предъявляемые  к руководителю. Совершенствуя себя и свои профессиональные навыки, руководитель должен в первую очередь развивать те качества, которые соответствуют предъявляемым требованиям.

Глава 2 Опыт изучения эффективности  управленческой деятельности

2.1Методы  изучения управленческой  деятельности.

Современная наука  имеет обширный и богатый арсенал  методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того каким образом, по каким критериям мы выбираем методы для проведения того или иного конкретного исследования и в какой комбинации мы используем эти методы.

Выбор методов  исследования и их комбинаторное  использование определяются системным представлением о всей совокупности общенаучных методов исследования.

Первым шагом  в понимании системы общенаучных  методов исследования является классификация  методов, позволяющая упорядочить  представление об их составе, связях и особенностях

Все общенаучные методы исследования можно разделить на две группы: эмпирические и мыслительно-логические. Эмпирические методы основаны на практической деятельности, осмысление которой дает представление о сути и особенностях событий и ситуаций. Эмпирические методы подразделяются на две группы - методы наблюдений (исследования с минимальным вмешательством в исследуемые события) и методы экспериментирования (искусственное создание ситуаций для изучения особенностей поведения системы, которые в обычных условиях могут быть незаметны, но в экспериментальных, а иногда и экстремальных, условиях они проявляются в полной мере)

Метод наблюдения

Метод наблюдения базируется на фиксации и регистрации  параметров и показателей свойств  изучаемого объекта исследования. Объектом исследования является организация, подразделение, какая либо структурная единица, группы людей и т.д., деятельность которых должна быть описана ситуацией. Различают включенное и простое наблюдение: в первом случае наблюдатель имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события «изнутри»; во втором случае наблюдатель регистрирует события «со стороны» )

Разновидностями метода наблюдения являются хронометраж  и фотографирование различных операций или приемов управленческой деятельности. Непосредственными объектами хронометража могут быть деловые совещания, научные и практические дискуссии, деловые встречи, подготовка и оформление управленческих решений (приказов, распоряжений в письменной форме, служебных инструкций и т.п.).

Хронометрическое наблюдение позволяет «инвентаризировать» затраты времени менеджера, а это - один из эффективных факторов сбережения и продуктивного использования времени. Единственный источник получения дополнительного времени, так часто необходимого руководителям, - его продуктивное использование. А для этого необходимо точно знать, на что оно тратится и где можно его экономить без ущерба для дела.

Фотографирование  рабочего дня менеджера или специалистов желательно осуществлять с помощью  наблюдения и измерения всех без исключения затрат времени на протяжении всего рабочего дня или какой то его части; одновременно фиксируются и потери времени.

  Метод описания

Описание также  широко используется в управлении. Его характерными чертами являются:

- точное, документальное описание фактов, событий, эпизодов, объективно существующих, но еще не изученных;

- раскрытие  сущности фактов;

- обобщение  фактических материалов и формулирование  выводов.

В описательном исследовании решающее значение имеют  так называемые первичные источники, объективно существующие, но еще не открытые для практики, не в полной мере познанные. Источники эти крайне разнообразны и требуют индивидуального подхода, все сторонней оценки их важности, надежности, достоверности. Работа с первичными источниками предполагает всесторонний анализ материалов, их сравнительное изучение по форме и содержанию, обобщение и определение закономерностей развития исследуемого объекта. Описания могут составлять основу практической ситуации, входить в ситуации в качестве составной части или в виде фактического материала, который включается в описание после переработки и т.д.

  Экспериментальные методы исследования

Эксперимент - это  изучение предметов или явлений  посредством создания искусственных, но близких к реальности условий их проявления.

Метод эксперимента состоит из ряда этапов.

Первый этап - теоретический. На этом этапе формируется  проблема исследования, определяются объект и предмет, экспериментальные  задачи и гипотезы исследования. При  определении предмета необходимо учитывать цель и задачи исследования, основные характеристики объекта исследования, материальные и временные возможности исследования, степень теоретической разработанности вопроса.

Второй этап - разработка программы проведения эксперимента, т. е. документа, в котором разработаны все процедуры эксперимента - от постановки задачи до ее практического выполнения.

Третий этап - реализация программы эксперимента. Важнейшим звеном этого этапа  является создание экспериментальной  ситуации, непосредственное экспериментирование.

Четвертый этап - анализ и оценка результатов. Полученные результаты показывают, достигнута ли предполагаемая цель, утвердилась ли исследовательская гипотеза. [3,53-52].

 Интуитивные  методы исследования

Все большее  значение в исследовании приобретает интуитивный поиск. Интуиция - это способность человека к неосознанному предопределению решений, событий, ситуаций; это некое «озарение», импульс мысли или идеи, определяемые подсознанием человека.

 Рассмотрим несколько стратегий исследования, которые предполагают различные степени использования интуиции.

Стратегия случайного поиска - упрощенный анализ информации по обобщенным критериям, ориентированность  на обработку большого количества информации без ее специальной классификации. Это расчет на случай, который при определенном стечении обстоятельств может подсказать формулировку новой проблемы или решение старой. Эта стратегия наименее эффективна для работы с ситуациями, поскольку требует затрат ресурсов, но ничего не гарантирует.

Стратегия целенаправленного поиска - формулирование цели обработки информации, сортировка ее по целевым факторам исследования, поиск в зонах целевых установок и определенных направлений исследовательской деятельности. Этот метод наиболее приемлем в ситуационном анализе, так как составление ситуации и ее анализ носит, как правило, целенаправленный характер.

Стратегия систематизированного поиска - некоторое развитие и дополнение предыдущей стратегии. Ее особенность  заключается в том, что она  требует не просто наличия цели, но и систематизации поиска по определенной методологии.

Стратегия алгоритмического поиска - строится на основе разработки процессуальных характеристик исследования, которая имеет форму алгоритма, устанавливающего некоторую последовательность операций, действий, обработки информации и т.д.

 Методы моделирования

Одним из эффективных  методов исследования является моделирование - разработка моделей, позволяющих принимать  объективные решения в ситуациях, слишком сложных для простой  причинно-следственной оценки альтернатив. Несмотря на то, что многие модели исследуемых социально-экономических систем настолько сложны, что без компьютера обойтись зачастую невозможно, концепция моделирования проста. Главной характеристикой модели можно считать упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется. Поскольку форма модели менее сложна, а не относящиеся к делу данные устраняются, модель повышает способность руководителя разрешать встающие перед ним проблемы. В этом смысле написанная ситуация представляет собой модель реальной жизненной ситуации.

Информация о работе Психологические особенности эффективности управленческой деятельности