Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:02, дипломная работа
Цель работы – изучить особенности самосознания детей с задержкой психического развития.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты отклонений при ЗПР у детей и особенности развития самосознания и эго-идентичности в дошкольном возрасте
1.1. Характеристика отклонений при задержке психического развития у детей
1.2. Проблема возникновения самосознания
1.3. Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте
1.4. Эго-идентичность и ее развитие в детском возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития самосознания у детей дошкольного возраста с ЗПР
2.1. Организация эксперимента и методы проведения исследования
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования самосознания дошкольников
2.3. Рекомендации по развитию самосознания детей с ЗПР
Глава 3.
3.1.
3.2.
3.3.
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Если ребенок правильно (или почти правильно) составил последовательность для своего пола, его просят разложить в возрастном порядке карточки с персонажем противоположного пола.
На втором этапе исследования сравниваются представления ребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном.
Процедура. На столе перед ребенком лежат обе последовательности картинок. Та, которую ребенок составил (или последовательность соответствующая полу ребенка) лежит непосредственно перед ним, а вторая немного дальше. В том случае, когда составленная ребенком последовательность существенно неполна (например, состоит всего из двух карточек) или содержит ошибки (например, перестановки), именно она находится перед ним, а остальные карточки в неупорядоченном виде располагаются чуть в отдалении. Все они должны быть в поле его зрения.
Ребенка просят показать, какой образ последовательности кажется ему самым привлекательным. Пример инструкции: "Еще раз внимательно посмотри на эти картинки и покажи, каким бы ты хотел быть". После того, как ребенок указал на какую-либо картинку, можно задать ему 2-3 вопроса о том, чем этот образ показался ему привлекательным.
Затем ребенка просят показать картинку с самым непривлекательным для него возрастным образом. Пример инструкции: "А теперь покажи на картинках, каким ты ни за что не хотел бы быть". Ребенок выбирает картинку, и, если выбор ребенка не очень понятен экспериментатору; то можно задать ему вопросы, уточняющие мотивы его выбора.
Результаты обоих выборов фиксируются в протоколе.
Регистрация, анализ и интерпретация результатов выполнения методики
Общие положения
Для регистрации хода выполнения методики рекомендуется использовать бланки протокола. В них размечены позиции правильной половозрастной последовательности, под которыми указывается выбор ребенка, также зарезервированы позиции для отметки положительных и отрицательных предпочтений. Выбор "идентичного" персонажа отмечается крестиком в кружке, остальных - простым крестиком. Пропущенные позиции отмечаются знаком минус, а при нарушении последовательности в соответствующей позиции указываются номера выбранных карточек. Например, если дошкольник правильно идентифицировал себя и свой предыдущий статус, но поставил юношу позади мужчины, а карточку со стариком отложил в сторону, то его результат записывается так:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Младенец | Дошкольник | Школьник | Юноша | Мужчина | Старик |
+ | + | 5 | 4 | - |
Выбранные привлекательные и непривлекательные образы обозначают порядковым номером картинки в последовательности. Например:
Правильный образ | Неправильный образ | ||
|
|
Полезно регистрировать также непосредственные высказывания и реакции ребенка в процессе выполнения данной ему инструкции и его ответы на вопросы экспериментатора о мотивах того или иного выбора.
Анализ результатов выполнения методики "Половозрастная идентификация" нацелен на выявление возрастных, индивидуально-личностных и патологических особенностей детей.
Учитываются возможности ребенка к идентификации себя с обобщенным половым и половозрастным образом, к определению своих прошлых и будущих половозрастных ролей и построению полной последовательности образов. Получаемые при этом данные несут информацию о степени сформированности эго-идентичности ребенка и генерализации этого знания на других людей и на собственный жизненный путь.
На предпочтения ребенка при построении половозрастной последовательности, как и при выборе привлекательного и непривлекательного образов последовательности, оказывают влияние социальная ситуация развития ребенка, его опыт и другие существенные факторы его жизни. Адекватность или неадекватность этих предпочтений, аргументация, приводимая детьми для объяснения их выборов, помогают выявить скрытые эмоционально-аффективные комплексы ребенка, некоторые особенности самосознания и мотивы его поведения.
1. Результаты анкеты «Моё представление о себе» см. Таблицу 2, 3, 4, 5.
Таблица №2. Ответы детей на вопрос «Что хорошего у меня было в прошлом?
ФИ | Что хорошего у меня было в прошлом?
|
1. Кирилл Б. | «Ходил в детский парк», |
2. Яна Б. | «Ничего» |
3. Петя Г. | «Не помню» |
4. Влад К. | «Игрушки» |
5. Егор М. | «Не знаю» |
6. Данил М. | «Не помню» |
7. Ваня М. | «Не знаю» |
8. Марк П. | «Не помню» |
9. Аня П. | «Мама справила мой день рождения, было много друзей, мама подарила куклу, подруги принесли подарки. Затем ходили на горки» |
10. Маша П. | «Стряпала пирог» |
11. Максим П. | «Я ездил в деревню» |
12. Антон С. | «Когда я стрелял из ружья» |
13. Ксения С. | «Не знаю» |
14. Сима С. | «Кукла» |
15. Илья Х. | «Хорошо родился» |
16. Наташа Ч. | «Не помню» |
На данный вопрос 7 детей не смогли ответить вообще, 1 ребенок назвал событие которое он не мог действительно идентифицировать со своим прошлым, 2 ребенка назвали предмет, и 5 детей назвали события из жизни.
Таблица №3. Ответы детей на вопрос «Мои приятные воспоминания»
ФИ | Мои приятные воспоминания |
1. Кирилл Б. | «Ходил купаться» |
2. Яна Б. | «Хорошо» |
3. Петя Г. | «Не помню» |
4. Влад К. | «Подарки» |
5. Егор М. | «Не знаю» |
6. Данил М. | «О хорошем» |
7. Ваня М. | «Не знаю» |
8. Марк П. | «Не помню» |
9. Аня П. | «Был день рождения, мне дарили много подарков» |
10. Маша П. | «Как с Юлей гуляла» |
11. Максим П. | «Когда жил у бабушки» |
12. Антон С. | «Как я ходил в садик» |
13. Ксения С. | «Не знаю» |
14. Сима С. | «Не знаю» |
15. Илья Х. | «Не могу сказать» |
16. Наташа Ч. | «Характер» |
7 детей не смогли ответить на данный вопрос
3 ребенка дали ответ не соответствующий вопросу
6 детей назвали события их жизни.
Таблица №4. Ответы детей на вопрос «Моё самое тяжёлое воспоминание о прошлом»
ФИ | Моё самое тяжёлое воспоминание о прошлом |
1. Кирилл Б. | «Бабушка била» |
2. Яна Б. | «Так» |
3. Петя Г. | «Не помню» |
4. Влад К. | «Я упал в яму, там была вода» |
5. Егор М. | «Не знаю» |
6. Данил М. | «Падал с качели» |
7. Ваня М. | «Не знаю» |
8. Марк П. | «Не могу сказать» |
9. Аня П. | «Собака укусила» |
10. Маша П. | «Когда каждый день ставили три укола» |
11. Максим П. | «Обижали» |
12. Антон С. | «Ничего» |
13. Ксения С. | «Не знаю» |
14. Сима С. | «Не знаю» |
15. Илья Х. | «Не могу сказать» |
16. Наташа Ч. | «Не помню» |
Информация о работе Психологические особенности детей с отклонением в развитии (олигофрены)