Психологические особенности детей с отклонением в развитии (олигофрены)

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:02, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности самосознания детей с задержкой психического развития.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты отклонений при ЗПР у детей и особенности развития самосознания и эго-идентичности в дошкольном возрасте

1.1. Характеристика отклонений при задержке психического развития у детей

1.2. Проблема возникновения самосознания

1.3. Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

1.4. Эго-идентичность и ее развитие в детском возрасте



Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития самосознания у детей дошкольного возраста с ЗПР

2.1. Организация эксперимента и методы проведения исследования



2.2. Анализ результатов экспериментального исследования самосознания дошкольников



2.3. Рекомендации по развитию самосознания детей с ЗПР



Глава 3.



3.1.



3.2.



3.3.











Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ ГОТОВЫЙ!! первая учеба.doc

— 461.50 Кб (Скачать)

Если ребенок правильно (или почти правильно) составил последовательность для своего пола, его просят разложить в возрастном порядке карточки с персонажем противоположного пола.

На втором этапе исследования сравниваются представления ребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном.

Процедура. На столе перед ребенком лежат обе последовательности картинок. Та, которую ребенок составил (или последовательность соответствующая полу ребенка) лежит непосредственно перед ним, а вторая немного дальше. В том случае, когда составленная ребенком последовательность существенно неполна (например, состоит всего из двух карточек) или содержит ошибки (например, перестановки), именно она находится перед ним, а остальные карточки в неупорядоченном виде располагаются чуть в отдалении. Все они должны быть в поле его зрения.

Ребенка просят показать, какой образ последовательности кажется ему самым привлекательным. Пример инструкции: "Еще раз внимательно посмотри на эти картинки и покажи, каким бы ты хотел быть". После того, как ребенок указал на какую-либо картинку, можно задать ему 2-3 вопроса о том, чем этот образ показался ему привлекательным.

Затем ребенка просят показать картинку с самым непривлекательным для него возрастным образом. Пример инструкции: "А теперь покажи на картинках, каким ты ни за что не хотел бы быть". Ребенок выбирает картинку, и, если выбор ребенка не очень понятен экспериментатору; то можно задать ему вопросы, уточняющие мотивы его выбора.

Результаты обоих выборов фиксируются в протоколе.

Регистрация, анализ и интерпретация результатов выполнения методики

Общие положения

Для регистрации хода выполнения методики рекомендуется использовать бланки протокола. В них размечены позиции правильной половозрастной последовательности, под которыми указывается выбор ребенка, также зарезервированы позиции для отметки положительных и отрицательных предпочтений. Выбор "идентичного" персонажа отмечается крестиком в кружке, остальных - простым крестиком. Пропущенные позиции отмечаются знаком минус, а при нарушении последовательности в соответствующей позиции указываются номера выбранных карточек. Например, если дошкольник правильно идентифицировал себя и свой предыдущий статус, но поставил юношу позади мужчины, а карточку со стариком отложил в сторону, то его результат записывается так:

1

2

3

4

5

6

Младенец

Дошкольник

Школьник

Юноша

Мужчина

Старик

+

 +

5

4

-

Выбранные привлекательные и непривлекательные образы обозначают порядковым номером картинки в последовательности. Например:

Правильный образ

Неправильный образ

4


6


Полезно регистрировать также непосредственные высказывания и реакции ребенка в процессе выполнения данной ему инструкции и его ответы на вопросы экспериментатора о мотивах того или иного выбора.

Анализ результатов выполнения методики "Половозрастная идентификация" нацелен на выявление возрастных, индивидуально-личностных и патологических особенностей детей.

Учитываются возможности ребенка к идентификации себя с обобщенным половым и половозрастным образом, к определению своих прошлых и будущих половозрастных ролей и построению полной последовательности образов. Получаемые при этом данные несут информацию о степени сформированности эго-идентичности ребенка и генерализации этого знания на других людей и на собственный жизненный путь.

На предпочтения ребенка при построении половозрастной последовательности, как и при выборе привлекательного и непривлекательного образов последовательности, оказывают влияние социальная ситуация развития ребенка, его опыт и другие существенные факторы его жизни. Адекватность или неадекватность этих предпочтений, аргументация, приводимая детьми для объяснения их выборов, помогают выявить скрытые эмоционально-аффективные комплексы ребенка, некоторые особенности самосознания и мотивы его поведения.

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ результатов экспериментального исследования самосознания дошкольников

1. Результаты анкеты «Моё представление о себе» см. Таблицу 2, 3, 4, 5.

Таблица №2. Ответы детей на вопрос «Что хорошего у меня было в прошлом?

 ФИ

Что хорошего у меня было в прошлом?

 

1. Кирилл Б.

«Ходил в детский парк»,

2. Яна Б.

«Ничего»

3. Петя Г.

«Не помню»

4. Влад К.

«Игрушки»

5. Егор М.

«Не знаю»

6. Данил М.

«Не помню»

7. Ваня М.

«Не знаю»

8. Марк П.

«Не помню»

9. Аня П.

«Мама справила мой день рождения, было много друзей, мама подарила куклу, подруги принесли подарки. Затем ходили на горки»

10. Маша П.

«Стряпала пирог»

11. Максим П.

«Я ездил в деревню»

12. Антон С.

«Когда я стрелял из ружья»

13. Ксения С.

«Не знаю»

14. Сима С.

«Кукла»

15. Илья Х.

«Хорошо родился»

16. Наташа Ч.

«Не помню»

На данный вопрос 7 детей не смогли ответить вообще, 1 ребенок назвал событие которое он не мог действительно идентифицировать со своим прошлым, 2 ребенка назвали  предмет, и 5 детей назвали события из жизни.

Таблица №3. Ответы детей на вопрос «Мои приятные воспоминания»

 ФИ

Мои приятные воспоминания

1. Кирилл Б.

«Ходил купаться»

2. Яна Б.

«Хорошо»

3. Петя Г.

«Не помню»

4. Влад К.

«Подарки»

5. Егор М.

«Не знаю»

6. Данил М.

«О хорошем»

7. Ваня М.

«Не знаю»

8. Марк П.

«Не помню»

9. Аня П.

«Был день рождения, мне дарили много подарков»

10. Маша П.

«Как с Юлей гуляла»

11. Максим П.

«Когда жил у бабушки»

12. Антон С.

«Как я ходил в садик»

13. Ксения С.

«Не знаю»

14. Сима С.

«Не знаю»

15. Илья Х.

«Не могу сказать»

16. Наташа Ч.

«Характер»

 

 

 

7 детей не смогли ответить на данный вопрос

3 ребенка дали ответ не соответствующий вопросу

6 детей назвали события их жизни.

 

 

 

 

 

Таблица №4. Ответы детей на вопрос «Моё самое тяжёлое воспоминание о прошлом»

 

 ФИ

Моё самое тяжёлое воспоминание о прошлом

1. Кирилл Б.

«Бабушка била»

2. Яна Б.

«Так»

3. Петя Г.

«Не помню»

4. Влад К.

«Я упал в яму, там была вода»

5. Егор М.

«Не знаю»

6. Данил М.

«Падал с качели»

7. Ваня М.

«Не знаю»

8. Марк П.

«Не могу сказать»

9. Аня П.

«Собака укусила»

10. Маша П.

«Когда каждый день ставили три укола»

11. Максим П.

«Обижали»

12. Антон С.

«Ничего»

13. Ксения С.

«Не знаю»

14. Сима С.

«Не знаю»

15. Илья Х.

«Не могу сказать»

16. Наташа Ч.

«Не помню»

Информация о работе Психологические особенности детей с отклонением в развитии (олигофрены)