Психологические особенности детей с отклонением в развитии (олигофрены)

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:02, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности самосознания детей с задержкой психического развития.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты отклонений при ЗПР у детей и особенности развития самосознания и эго-идентичности в дошкольном возрасте

1.1. Характеристика отклонений при задержке психического развития у детей

1.2. Проблема возникновения самосознания

1.3. Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

1.4. Эго-идентичность и ее развитие в детском возрасте



Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития самосознания у детей дошкольного возраста с ЗПР

2.1. Организация эксперимента и методы проведения исследования



2.2. Анализ результатов экспериментального исследования самосознания дошкольников



2.3. Рекомендации по развитию самосознания детей с ЗПР



Глава 3.



3.1.



3.2.



3.3.











Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ ГОТОВЫЙ!! первая учеба.doc

— 461.50 Кб (Скачать)

 

Таблица №10 3 ребенка

1

2

3

4

5

6

младенец

дошкольница

школьница

девушка

женщина

старуха

+

+

+

+

+

_

 

Таблица №11 1 ребенок

1

2

3

4

5

6

младенец

дошкольник

школьник

юноша

мужчина

старик

-

+

+

+

+

-

 

Таблица №12 1 ребенок

1

2

3

4

5

6

младенец

дошкольница

школьница

девушка

женщина

старуха

+

+

+

­-

+

-

 

II - Предпочтения

Привлекательный образ  -    школьник(ца) 14 детей

                                               Младенец 2 ребенка

Непривлекательный образ – младенец 12 детей

                                                    Дошкольник(ца) 2 ребенка

                                               Старик (старуха) 2 ребенка

Все дети правильно определили свою половую идентификацию.

Также все правильно ответили на вопрос кто они сейчас.             

На вопрос кем были раньше, 15 детей ответили правильно – младенец, 1 ребенок ответил, что и раньше он был дошкольником.

На вопрос кем будешь, потом все дети ответили правильно – школьниками.

11 детей правильно определили итоговую последовательность.

1 ребенок неправильно определил последовательность сделав выбор мужчины, а затем юноши.

3 девочки не сделали в последовательности выборов старухи.

1 ребенок исключил из выборов младенца и старика.

1 ребенок исключил девушку и старуху

Таким образом, большинство детей правильно определили свою половозрастную идентификацию, но многие не смогли правильно определить итоговую последовательность картинок.

По данным проведенного исследования можно заключить что выдвинутая гипотеза о том что самосознание  старших дошкольников при ЗПР развито на низком и среднем уровне подтверждается.

2.3. Рекомендации по развитию самосознания детей с ЗПР

Для формирования самооценки важна та деятельность, в которую включен ребенок, и оценки его достижений взрослыми и сверстниками, т.к. критерии самооценки напрямую зависят от взрослого и принятой системы воспитательной работы.

Как видно из результатов диагностики у большинства детей очень завышенная самооценка, также встречается и низкая что для дошкольников в принципе не типично, в данной ситуации можно рекомендовать педагогам и родителям рассмотреть, как выражается похвала ребенку:

1. Будьте умеренны, хваля ребенка. Похвала ребенку - один из наиболее действенных педагогических инструментов для достижения хорошей дисциплины, который могут использовать родители в его первые годы жизни.

Если ребенка хвалят слишком мало, у него может сложиться заниженная самооценка, и ему будет труднее научиться различать хорошее и плохое.

С другой стороны, если ребенка хвалят слишком много, у него вырабатывается своего рода "зависимость" от этого, постоянное ожидание похвалы, и ему необходимо всегда ощущать внимание других, чтобы чувствовать себя адекватно. А все это способствует задержке развития у ребенка собственного внутреннего умения оценивать себя. Разумная похвала идет рука об руку с разумными ожиданиями, которые большинство детей оправдывают.

2. Хвалите за что-то конкретное, а не "вообще". "Мне нравится, как аккуратно ты положила носочки в шкаф", а не "Хорошая девочка!"

3. Хвалите усилия, а не то, как получилось.

Дети, которых хвалят за конкретное усилие сделать что-то, скорее всего, повторят его. "Спасибо, что ты так постарался соскрести краску со стола". Факт, что краска не счищена полностью, не упоминается.

Заметьте, что, если в вышеприведенную фразу вы добавили бы "но...", весь ее позитивный эффект был бы утрачен: "Спасибо, что ты соскребла краску со стола, но в углах осталось немного".

Однако вы можете после похвалы ребенка за его усилия сделаеть паузу, а потом добавить: "А в углах так трудно отскребать, давай попробуем вместе".

4. Избегайте использовать в похвалах слова в превосходной степени, как, например: "лучший", "самый умный", "самый симпатичный". Хотя эти слова и позитивные, если их повторять часто, они начинают восприниматься ребенком как некоторое давление с вашей стороны, поскольку он пытается жить, соответствуя вашим чрезмерным ожиданиям его "совершенства".

Некоторым родителям кажется, что такие слова способствуют выработке у ребенка высокой самооценки, на самом же деле, часто получается наоборот.

Ребенок, которому постоянно говорят, что он самый хороший, часто считает, что от него постоянно ожидают, что он таким - самым хорошим - и будет... а это, согласитесь, непосильная ноша!

5. Хвалите словами, которые ваш ребенок понимает: "забавный", "музыкальный", "помощник", "добрый", "правдивый". Например: "Мне нравится, что ты честный и признался, как было разбито окно". Таким образом родитель учит ребенка тому, "что такое хорошо" и "что такое плохо", не давя на него и не критикуя.[34]

Если представления о смене своих возрастных ролей у детей с ЗПР к школьному возрасту в какой-то степени формируются, то представления о прошлых и будущих возрастных ролях родителей, бабушек и дедушек складываются с большими трудностями.

За всем этим лежит глубокий морально-нравственный аспект, без которого трудно представить полноценное развитие ребенка.

Кроме того, для подлинного осознания половозрастной идентификации необходимо, чтобы ребенок понял, что закон роста и развития применим ко всем людям, и сделал соответствующее обобщение. Он должен осознать, что и его родители, и его педагоги были маленькими и испытывали определенные трудности этого периода.

Неслучайно дети так интересуются детством родителей, а факт, что бабушка тоже была когда-то маленькой девочкой повергает их в крайнее изумление.[35]

Информация о работе Психологические особенности детей с отклонением в развитии (олигофрены)