Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:02, дипломная работа
Цель работы – изучить особенности самосознания детей с задержкой психического развития.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты отклонений при ЗПР у детей и особенности развития самосознания и эго-идентичности в дошкольном возрасте
1.1. Характеристика отклонений при задержке психического развития у детей
1.2. Проблема возникновения самосознания
1.3. Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте
1.4. Эго-идентичность и ее развитие в детском возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития самосознания у детей дошкольного возраста с ЗПР
2.1. Организация эксперимента и методы проведения исследования
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования самосознания дошкольников
2.3. Рекомендации по развитию самосознания детей с ЗПР
Глава 3.
3.1.
3.2.
3.3.
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Таблица №10 3 ребенка
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
младенец | дошкольница | школьница | девушка | женщина | старуха |
+ | + | + | + | + | _ |
Таблица №11 1 ребенок
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
младенец | дошкольник | школьник | юноша | мужчина | старик |
- | + | + | + | + | - |
Таблица №12 1 ребенок
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
младенец | дошкольница | школьница | девушка | женщина | старуха |
+ | + | + | - | + | - |
II - Предпочтения
Привлекательный образ - школьник(ца) 14 детей
Непривлекательный образ – младенец 12 детей
Все дети правильно определили свою половую идентификацию.
Также все правильно ответили на вопрос кто они сейчас.
На вопрос кем были раньше, 15 детей ответили правильно – младенец, 1 ребенок ответил, что и раньше он был дошкольником.
На вопрос кем будешь, потом все дети ответили правильно – школьниками.
11 детей правильно определили итоговую последовательность.
1 ребенок неправильно определил последовательность сделав выбор мужчины, а затем юноши.
3 девочки не сделали в последовательности выборов старухи.
1 ребенок исключил из выборов младенца и старика.
1 ребенок исключил девушку и старуху
Таким образом, большинство детей правильно определили свою половозрастную идентификацию, но многие не смогли правильно определить итоговую последовательность картинок.
По данным проведенного исследования можно заключить что выдвинутая гипотеза о том что самосознание старших дошкольников при ЗПР развито на низком и среднем уровне подтверждается.
Для формирования самооценки важна та деятельность, в которую включен ребенок, и оценки его достижений взрослыми и сверстниками, т.к. критерии самооценки напрямую зависят от взрослого и принятой системы воспитательной работы.
Как видно из результатов диагностики у большинства детей очень завышенная самооценка, также встречается и низкая что для дошкольников в принципе не типично, в данной ситуации можно рекомендовать педагогам и родителям рассмотреть, как выражается похвала ребенку:
1. Будьте умеренны, хваля ребенка. Похвала ребенку - один из наиболее действенных педагогических инструментов для достижения хорошей дисциплины, который могут использовать родители в его первые годы жизни.
Если ребенка хвалят слишком мало, у него может сложиться заниженная самооценка, и ему будет труднее научиться различать хорошее и плохое.
С другой стороны, если ребенка хвалят слишком много, у него вырабатывается своего рода "зависимость" от этого, постоянное ожидание похвалы, и ему необходимо всегда ощущать внимание других, чтобы чувствовать себя адекватно. А все это способствует задержке развития у ребенка собственного внутреннего умения оценивать себя. Разумная похвала идет рука об руку с разумными ожиданиями, которые большинство детей оправдывают.
2. Хвалите за что-то конкретное, а не "вообще". "Мне нравится, как аккуратно ты положила носочки в шкаф", а не "Хорошая девочка!"
3. Хвалите усилия, а не то, как получилось.
Дети, которых хвалят за конкретное усилие сделать что-то, скорее всего, повторят его. "Спасибо, что ты так постарался соскрести краску со стола". Факт, что краска не счищена полностью, не упоминается.
Заметьте, что, если в вышеприведенную фразу вы добавили бы "но...", весь ее позитивный эффект был бы утрачен: "Спасибо, что ты соскребла краску со стола, но в углах осталось немного".
Однако вы можете после похвалы ребенка за его усилия сделаеть паузу, а потом добавить: "А в углах так трудно отскребать, давай попробуем вместе".
4. Избегайте использовать в похвалах слова в превосходной степени, как, например: "лучший", "самый умный", "самый симпатичный". Хотя эти слова и позитивные, если их повторять часто, они начинают восприниматься ребенком как некоторое давление с вашей стороны, поскольку он пытается жить, соответствуя вашим чрезмерным ожиданиям его "совершенства".
Некоторым родителям кажется, что такие слова способствуют выработке у ребенка высокой самооценки, на самом же деле, часто получается наоборот.
Ребенок, которому постоянно говорят, что он самый хороший, часто считает, что от него постоянно ожидают, что он таким - самым хорошим - и будет... а это, согласитесь, непосильная ноша!
5. Хвалите словами, которые ваш ребенок понимает: "забавный", "музыкальный", "помощник", "добрый", "правдивый". Например: "Мне нравится, что ты честный и признался, как было разбито окно". Таким образом родитель учит ребенка тому, "что такое хорошо" и "что такое плохо", не давя на него и не критикуя.[34]
Если представления о смене своих возрастных ролей у детей с ЗПР к школьному возрасту в какой-то степени формируются, то представления о прошлых и будущих возрастных ролях родителей, бабушек и дедушек складываются с большими трудностями.
За всем этим лежит глубокий морально-нравственный аспект, без которого трудно представить полноценное развитие ребенка.
Кроме того, для подлинного осознания половозрастной идентификации необходимо, чтобы ребенок понял, что закон роста и развития применим ко всем людям, и сделал соответствующее обобщение. Он должен осознать, что и его родители, и его педагоги были маленькими и испытывали определенные трудности этого периода.
Неслучайно дети так интересуются детством родителей, а факт, что бабушка тоже была когда-то маленькой девочкой повергает их в крайнее изумление.[35]
Информация о работе Психологические особенности детей с отклонением в развитии (олигофрены)