Психологические основы самореализации учителя в педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

сихологические основы самореализации учителя

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………......... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………... 6
1.1. Сущность понятия «самореализация учителя
в педагогической деятельности»……………………………... 6
1.2. Проблема самореализации личности в психологии 9
1.3. Особенности педагогической деятельности для самореализации учителя………………………………………. 18
1.4. Структура самореализации учителя в педагогической деятельности………………………………………………........ 20
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……. 24
2.1. Описание диагностической методики измерения уровня самоактуализации личности (САМОАЛ)…………………......... 24
2.2. Описание шкал опросника САМОАЛ……………………....... 26
2.3. Диагностика самореализации педагогов…...……………........ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………........... 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..... 34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….. 36

Работа содержит 1 файл

Курс.Психологические основы самореализации учителя в педагогической деятельности.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

58. а) Я не стесняюсь своих слабостей перед другими, 
б) Мне нелегко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями.

59. а) Человеку свойственно стремиться к новому, 
б) Люди стремятся к новому лишь по необходимости.

  1. а) Я думаю, что неверно выражение «Век живи – век учись», 
    б) Выражение «Век живи – век учись» я считаю правильным.
  2. а) Я думаю, что смысл жизни заключается в творчестве,  
    б) Вряд ли в творчестве можно найти смысл жизни.
  3. а) Мне бывает непросто познакомиться с человеком, который мне симпатичен,  
    б) Я не испытываю трудностей, знакомясь с людьми.
  4. а) Меня огорчает, что значительная часть жизни проходит впустую,  
    б) Не могу сказать, что какая-то часть моей жизни проходит впустую.
  5. а) Одаренному человеку непростительно пренебрегать своим долгом,  
    б) Талант и способности значат больше, чем долг.
  6. а) Мне хорошо удается манипулировать людьми, 
    б) Я полагаю, что манипулировать людьми неэтично.

66. а) Я стараюсь избегать огорчений, 
б) Я делаю то, что полагаю нужным, не считаясь с возможными огорчениями.

67. а) В большинстве ситуаций я не могу позволить себе дурачиться, 
б) Существует множество ситуаций, где я могу позволить себе дурачиться.

68. а) Критика в мой адрес снижает мою самооценку, 
б) Критика практически не влияет на мою самооценку.

  1. а) Зависть свойственна только неудачникам, которые считают, что их обошли,  
    б) Большинство людей завистливы, хотя и пытаются это скрыть.
  2. а) Выбирая для себя занятие, человек должен учитывать его общественную значимость, б) Человек должен заниматься прежде всего тем, что ему интересно.
  3. а) Я думаю, что для творчества необходимы знания в избранной области,  
    б) Я думаю, что знания для этого совсем необязательны.
  4. а) Пожалуй, я могу сказать, что живу с ощущением счастья,  
    б) Я не могу сказать, что живу с ощущением счастья.
  5. а) Я думаю, что люди должны анализировать свою жизнь, 
    б) Я считаю, что самоанализ приносит больше вреда, чем пользы.

74. а) Я пытаюсь найти основания даже для тех своих поступков, которые совершаю просто потому, что мне этого хочется, 
б) Я не ищу оснований для своих действий и поступков.

75. а) Я уверен, что любой может прожить свою жизнь так, как ему хочется, 
б) Я думаю, что у человека мало шансов прожить свою жизнь, как хотелось бы.

  1. а) О человеке никогда нельзя сказать с уверенностью, добрый он или злой,  
    б) Обычно оценить человека очень легко.
  2. а) Для творчества нужно очень много свободного времени, 
    б) Мне кажется, что в жизни всегда можно найти время для творчества.

78. а) Обычно мне легко убедить собеседника в своей правоте, 
б) В споре я пытаюсь понять точку зрения собеседника, а не переубедить его.

  1. а) Если я делаю что-либо исключительно для себя, мне бывает неловко,  
    б) Я не испытываю неловкости в такой ситуации.
  2. а) Я считаю себя творцом своего будущего, 
    б) Вряд ли я сильно влияю на собственное будущее.
  3. а) Выражение «добро должно быть с кулаками» я считаю правильным,  
    б) Вряд ли верно выражение «добро должно быть с кулаками».
  4. а) По-моему, недостатки людей гораздо заметнее, чем их достоинства,  
    б) Достоинства человека увидеть гораздо легче, чем его недостатки.
  5. а) Иногда я боюсь быть самим собой, 
    б) Я никогда не боюсь быть самим собой.

84. а) Я стараюсь не вспоминать о своих былых неприятностях, 
б) Время от времени я склонен возвращаться к воспоминаниям о прошлых неудачах.

85. а) Я считаю, что целью жизни должно быть нечто значительное, 
б) Я вовсе не считаю, что целью жизни непременно должно быть что-то значительное.

86. а) Люди стремятся к тому, чтобы понимать и доверять друг другу, 
б) Замыкаясь в кругу собственных интересов, люди не понимают окружающих.

87. а) Я стараюсь не быть «белой вороной», 
б) Я позволяю себе быть «белой вороной».

88. а)  В доверительной беседе люди обычно искренни, 
б) Даже в доверительной беседе человеку трудно быть искренним.

89. а)  Бывает, что я стыжусь проявлять  свои чувства, 
б) Я никогда этого не стыжусь.

90. а)  Я могу делать что-либо для  других, не требуя, чтобы они это оценили,  
б) Я вправе ожидать от людей, что они оценят то, что я для них делаю.

91. а)  Я проявляю свое расположение  к человеку независимо оттого, взаимно ли оно, 
б) Я редко проявляю свое расположение к людям, не будучи уверенным, что оно взаимно.

92. а)  Я думаю, что в общении нужно  открыто проявлять свое недовольство  другими,  
б) Мне кажется, что в общении люди должны скрывать взаимное недовольство.

93. а)  Я мирюсь с противоречиями в самом себе, 
б) Внутренние противоречия снижают мою самооценку.

94. а)  Я стремлюсь открыто выражать свои чувства, 
б) Думаю, что в открытом выражении чувств есть элемент несдержанности.

95. а)  Я уверен в себе, 
б) Не могу сказать, что я уверен в себе.

96. а)  Достижение счастья не может  быть главной целью человеческих отношений,  
б) Достижение счастья – главная цель человеческих отношений.

97. а)  Меня любят, потому что я этого заслуживаю, 
б) Меня любят, потому что я сам способен любить.

98. а)  Неразделенная любовь способна  сделать жизнь человека невыносимой,  
б) Жизнь без любви хуже, чем неразделенная любовь в жизни.

99. а)  Если разговор не удался, я пробую выстроить его по-иному, 
б) Обычно в том, что разговор не сложился, виновна невнимательность собеседника.

100. а)  Я стараюсь производить на  людей хорошее впечатление,  
б) Люди видят меня таким, каков я на самом деле.
 

 

      Обработка результатов 

     I. Количественная интерпретация полученных данных проводится с помощью ключа (таблица 1). Причем сначала подсчитывается «общий показатель самоактуализации», затем подсчитываются «сырые» баллы по остальным 11 шкалам. 

Таблица 1 – Бланк обследования и ключ для вычисления «общего показателя самоактуализации» 

26б 51б 76а
27а 52а 77б
28а 53а 78б
29б 54б 79б
30а 55б 80а
31б 56б 81б
32а 57б 82б
33б 58а 83б
34б 59а 84а
10а 35а 60б 85а
11а 36б 61а 86а
12б 37б 62б 87б
13а 38б 63б 88а
14б 39а 64б 89б
15а 40б 65б 90а
16б 41а 66б 91а
17б 42б 67б 92а
18а 43б 68б 93а
19б 44а 69 94а
20б 45а 70а 95а
21а 46б 71б 96б
22б 47а 72а 97б
23б 48а 7 98б
24б 49б 74б 99а
25а 50б 75а 100б
 

     Отдельные шкалы методики «САМОАЛ» представлены следующими пунктами:

  1. Ориентация во времени: 1б, 11а, 17б, 246, 27а, 366, 546, 636, 73а, 80а.
  2. Ценности: 2а, 166, 18а, 25а, 28а, 37б, 45а, 556, 61а, 646, 72а, 816, 85а, 966, 986.
  3. Взгляд на природу человека: 7а, 15а, 236, 41а, 506, 59а, 69а, 76а, 826, 86а.
  4. Потребность в познании: 86, 246, 296, 336, 42а, 516, 53а, 546, 606, 706.
  5. Креативность (стремление к творчеству): 9а, 13а, 16б, 25а, 28а, 336, 346, 436, 52а, 556. 61а, 64б, 70б, 71б, 77б.
  6. Автономность: 56, 9а, 10а, 26б, 31б, 32а,44а, 56б, 66б, 68б, 74б, 75а, 87б, 92а.
  7. Спонтанность: 56, 21а, 316, 386, 39а, 48а, 57б, 67б, 74б, 83б, 87б, 89б, 91а, 92а, 94а.
  8. Самопонимание: 46, 13а, 20б, 30а, 31б, 38б, 47а, 66б, 79б, 93а.
  9. Аутосимпатия: 6б, 14б, 21а, 22б, 32а, 40б, 49б, 58а, 67б, 68б, 79б, 84а, 89б, 95а, 97б.
  10. Контактность: 10а, 29б, 35а, 46б, 48а, 53а, 62б, 78б, 90а, 92а.
  11. Гибкость в общении: 3б, 10а, 12б, 19б, 29б, 32а, 46б, 48а, 65б, 99а.
 
 

     П. Шкалы № 1, 3, 4, 8, 10 и 11 содержат по 10 пунктов, в то время как остальные – по 15. Для получения сопоставимых результатов количество баллов по указанным шкалам следует умножить на 1,5.

     Можно получить результаты в процентах, решив  следующую пропорцию: 15 баллов (максимум по каждой шкале) составляют 100%, а число набранных баллов составляет Х%. 
 

     III. Соотнесение полученных результатов с существующими нормами: 

     0–33 балла (%) – низкий уровень самоактуализации;

     34–49 баллов (%) – средний с тенденцией к низкому уровню;

     5055 баллов (%) – средний уровень;

     5666 баллов (%) – средний с тенденцией к высокому уровню;

     67 и выше баллов  (%) – высокий уровень.

Информация о работе Психологические основы самореализации учителя в педагогической деятельности