Психологические основы самореализации учителя в педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

сихологические основы самореализации учителя

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………......... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………... 6
1.1. Сущность понятия «самореализация учителя
в педагогической деятельности»……………………………... 6
1.2. Проблема самореализации личности в психологии 9
1.3. Особенности педагогической деятельности для самореализации учителя………………………………………. 18
1.4. Структура самореализации учителя в педагогической деятельности………………………………………………........ 20
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……. 24
2.1. Описание диагностической методики измерения уровня самоактуализации личности (САМОАЛ)…………………......... 24
2.2. Описание шкал опросника САМОАЛ……………………....... 26
2.3. Диагностика самореализации педагогов…...……………........ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………........... 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..... 34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….. 36

Работа содержит 1 файл

Курс.Психологические основы самореализации учителя в педагогической деятельности.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

      К критериям готовности учителя к самореализации в педагогической деятельности можно отнести навык рефлексии, позволяющий адекватно оценивать свои способности и возможности в различных видах деятельности; ценностное отношение к собственной личности; активность и инициативу в педагогической деятельности; определённость профессиональных предпочтений учителя; эрудицию, широкий кругозор, развитую мотивацию, основанную на познавательном интересе.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

      
  1. Выгодский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выгодский. – М.: Педагогика, 1991. – 422 с.
  2. Касьяник, Е.Л. Психологическая диагностика самосознания личности / Е.Л. Касьяник, Е.С. Макеева. – Мозырь, 2007. – 146 с.
  3. Корастылёва, Л.А. Психология самореализации личности / Л.А. Корастылёва. – Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 222 с.
  4. Логвинов, И.Н. 10 избранных лекций по педагогической психологии / И.Н. Логвинов, С.В. Сарычев. – М., 2008. – 70 с.
  5. Марцинковская, Т.Д. Педагогика и психология: учеб. пособие / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Тригорович. – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
  6. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. – М.: Евразия, 2001. – 478 с.
  7. Митина, Л.М. Психологические проблемы профессионального развития педагога / Л.М. Митина // Психологическая наука и образование. – 2008. – №2. – С. 28–33.
  8. Образовательная коллекция Pusk.by // Дидаскология [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://referat.pusk.by/r-50163.html. – Дата доступа: 04.12.2009.
  9. Образовательная коллекция Pusk.by // Понятия «самоактуализация» и «самореализация» в психологии [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://referat.pusk.by/r-14602.html. – Дата доступа: 01.12.2009.
  10. Образовательная коллекция Pusk.by // Самореализация личности [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://referat.pusk.by/r-54948.html. – Дата доступа: 24.11.2009.
  11. Образовательная коллекция Pusk.by // Творчество и самореализация личности [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://referat.pusk.by/r-44085.html. – Дата доступа: 20.11.2009.
  12. Официальный сайт муниципального образования (город Курган) // Стандартизация методики исследования самоактуализации личности (САМОАЛ) [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.kurgan-city.ru/conf/thesises/samoal.html. – Дата доступа: 29.11.2009.
  13. Педагогическая психология / Н.В. Клюева [и др.]; под общ. ред. Н.В. Клюевой. – М., 2003. – 571 с.
  14. Педагогическая психология // Общая характеристика педагогической деятельности [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/12.html. – Дата доступа: 14.10.2009.
  15. Психодиагностика // Методика по оценке уровня самоактуализации личности (САМОАЛ) [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.psihodiagnostika.com/metodika/samoal.html. – Дата доступа: 25.11.2009.
  16. Самоактуализационный тест (САТ) // Подробное описание теста [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://sa-test.narod.ru/. – Дата доступа: 20.11.2009.
  17. Такман, Б.У. Психология самореализации личности: от теории к практике / Б.У. Такман. – М.: Прогресс, 2002. – 572 с.
  18. Эрудиция // Педагогика [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.erudition.ru/referat/ref/id.19180_1.html. – Дата доступа: 24.10.2009.

 

      ПРИЛОЖЕНИЕ 

Методика  измерения уровня самоактуализации личности (САМОАЛ) 

     Автор: оригинальная методика-вопросник «Personal Orientation Inventory» («POI») была создана Э. Шостром (1963), данный вариант методики был адаптирован и модифицирован Н.Ф. Калиной (1993–1994), в стандартизации и валидизации принимал участие психолог А. В. Лазукин; в частности, существенным изменениям подверглась структура (типы шкал) и формулировки диагностических суждений.

     Цель: определение уровня самоактуализации личности (как высшей формы саморегуляции)

     Возраст: взрослый вариант (можно использовать с 18 лет).

     Описание  методики: данная методика базируется на теории самоактуализации А. Маслоу, дающей представление о том, что такое самоактуализация и как выглядит самоактуализирующаяся личность. Она была разработана с учетом специфических особенностей самоактуализации в нашем переходном обществе.

     В процессе тестирования испытуемому предлагается оценить свой уровень самоактуаллизации путем выбора варианта «а» или варианта «б» в каждом из 100 пар утверждений. Имеется стандартный бланк обследования, также выступающий в качестве ключа для подсчета «общего показателя самоактуализации».

     Инструкция: «Из двух вариантов утверждений выберите тот, который вам больше нравится или лучше согласуется с вашими представлениями, точнее отражает ваши мнения. Здесь нет хороших или плохих, правильных или неправильных ответов, самым лучшим будет тот, который дается по первому побуждению».

Текст опросника

  1. а) Придет время, когда я заживу по-настоящему, не так, как сейчас,  
    б) Я уверен, что живу по-настоящему уже сейчас.
  2. а) Я очень увлечен своим профессиональным делом, 
    б) Не могу сказать, что мне нравится моя работа и то, чем я занимаюсь.
  3. а) Если незнакомый человек окажет мне услугу, я чувствую себя ему обязанным, 
    б) Принимая услугу незнакомого человека, я не чувствую себя обязанным ему.
  4. а) Мне бывает трудно разобраться в своих чувствах, 
    б) Я всегда могу разобраться в собственных чувствах.
  5. а) Я часто задумываюсь над тем, правильно ли я вел себя в той или иной ситуации,  
    б) Я редко задумываюсь над тем, насколько правильно мое поведение.
  6. а) Я внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты,  
    б) Я редко смущаюсь, когда мне говорят комплименты.
  7. а) Способность к творчеству – природное свойство человека,  
    б) Далеко не все люди одарены способностью к творчеству.
  8. а) У меня не всегда хватает времени на то, чтобы следить за новостями литературы и искусства, 
    б) Я прилагаю силы, стараясь следить за новостями литературы и искусства.
  9. а) Я часто принимаю рискованные решения, 
    б) Мне трудно принимать рискованные решения.

10. а) Иногда я могу дать собеседнику понять, что он кажется мне глупым и неинтересным, 
б) Я считаю недопустимым дать понять человеку, что он мне кажется глупым и неинтересным.

  1. а) Я люблю оставлять приятное «на потом»,  
    б) Я не оставляю приятное «на потом».
  2. а) Я считаю невежливым прерывать разговор, если он интересен только моему собеседнику,  
    б) Я могу быстро и непринужденно прервать разговор, интересный только одной стороне.
  3. а) Я стремлюсь к достижению внутренней гармонии, 
    б) Состояние внутренней гармонии скорее всего недостижимо.

14 а)  Не могу сказать, что я себе  нравлюсь, 
б) Я себе нравлюсь.

15. а) Я думаю, что большинству людей можно доверять, 
б) Думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит.

16. а) Плохо оплачиваемая работа не может приносить удовлетворения, 
б) Интересное, творческое содержание работы – само по себе награда.

17. а) Довольно часто мне скучно, 
б) Мне никогда не бывает скучно.

18. а) Я не стану отступать от своих принципов даже ради полезных дел, которые могли бы рассчитывать на людскую благодарность, 
б) Я бы предпочел отступить от своих принципов ради дел, за которые люди были бы мне благодарны.

  1. а) Иногда мне трудно быть искренним, 
    б) Мне всегда удается быть искренним.
  2. а) Когда я нравлюсь себе, мне кажется, что я нравлюсь и окружающим, 
    б) Даже когда я себе нравлюсь, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен.

21. а) Я доверяю своим внезапно возникшим желаниям, 
б) Свои внезапные желания я всегда стараюсь обдумать.

  1. а) Я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю, 
    б) Я не слишком расстраиваюсь, если мне это не удается.
  2. а) Эгоизм – естественное свойство любого человека, 
    б) Большинству людей эгоизм не свойственен.
  3. а) Если я не сразу нахожу ответ на вопрос, то могу отложить его на неопределенное время, 
    б) Я буду искать ответ на интересующий меня вопрос, не считаясь с затратами времени.
  4. а) Я люблю перечитывать понравившиеся мне книги, 
    б) Лучше прочесть новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанной.

26. а) Я стараюсь поступать так, как ожидают окружающие, 
б) Я не склонен задумываться о том, чего ждут от меня окружающие.

  1. а) Прошлое, настоящее и будущее представляются мне единым целым, 
    б) Думаю, мое настоящее не очень-то связано с прошлым или будущим.
  2. а) Большая часть того, что я делаю, доставляет мне удовольствие, 
    б) Лишь немногие из моих занятий по-настоящему меня радуют.
  3. а) Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают бестактны, 
    б) Стремление разобраться в окружающих вполне естественно и оправдывает некоторую бестактность.
  4. а) Я хорошо знаю, какие чувства я способен испытывать, а какие нет, 
    б) Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать.
  5. а) Я чувствую угрызения совести, если сержусь на тех, кого люблю, 
    б) Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю.
  6. а) Человек должен спокойно относиться к тому, что он может услышать о себе от других, 
    б) Вполне естественно обидеться, услышав неприятное мнение о себе.
  7. а) Усилия, которых требует познание истины, стоят того, ибо приносят пользу, 
    б) Усилия, которых требует познание истины, стоят того, ибо доставляют удовольствие.
  8. a) R сложных ситуациях надо действовать испытанными способами – это гарантирует успех, 
    б) В сложных ситуациях надо находить принципиально новые решения.
  9. а) Люди редко раздражают меня,  
    б) Люди часто меня раздражают.
  10. а) Если бы была возможность вернуть прошлое, я бы там многое изменил,  
    б) Я доволен своим прошлым и не хочу в нем ничего менять.
  11. а) Главное в жизни – приносить пользу и нравиться людям,  
    б) Главное в жизни – делать добро и служить истине.
  12. а) Иногда я боюсь показаться слишком нежным, 
    б) Я никогда не боюсь показаться слишком нежным.
  13. а) Я считаю, что выражать свои чувства обычно важнее, чем обдумывать ситуацию,  
    б) Не стоит необдуманно выражать свои чувства, не взвесив ситуацию.
  14. а) Я верю в себя, когда чувствую, что способен справиться с задачами, стоящими передо мной, 
    б) Я верю в себя даже тогда, когда не способен справиться со своими проблемами.
  15. а) Совершая поступки, люди руководствуются взаимными интересами, 
    б) По своей природе люди склонны заботиться лишь о собственных интересах.

42. а) Меня интересуют все новшества в моей профессиональной сфере, 
б) Я скептически отношусь к большинству нововведений в своей профессиональной области.

43. а) Я думаю, что творчество должно приносить пользу людям, 
б) Я полагаю, что творчество должно приносить человеку удовольствие.

44. а) У меня всегда есть своя собственная точка зрения по важным вопросам, 
б) Формируя свою точку зрения, я склонен прислушиваться к мнениям уважаемых и авторитетных людей.

45. а) Секс без любви не является ценностью, 
б) Даже без любви секс – очень значимая ценность.

  1. а) Я чувствую себя ответственным за настроение собеседника,  
    б) Я не чувствую себя ответственным за это.
  2. а) Я легко мирюсь со своими слабостями, 
    б) Смириться со своими слабостями мне нелегко.

48. а) Успех в общении зависит от того, насколько человек способен раскрыть себя другому, 
б) Успех в общении зависит от умения подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки.

  1. а) Мое чувство самоуважения зависит от того, чего я достиг,  
    б) Мое самоуважение не зависит от моих достижений.
  2. а) Большинство людей привыкли действовать по «линии наименьшего сопротивления», б) Думаю, что большинство людей к этому не склонны.
  3. а) Узкая специализация необходима для настоящего ученого, 
    б) Углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным.
  4. а) Очень важно, есть ли у человека в жизни радость познания и творчества, 
    б) В жизни очень важно приносить пользу людям.
  5. а) Мне нравится участвовать в жарких спорах,  
    б) Я не люблю споров.
  6. а) Я интересуюсь предсказаниями, гороскопами и астрологическими прогнозами,  
    б) Подобные вещи меня не интересуют.
  7. а) Человек должен трудиться ради удовлетворения своих потребностей и блага своей семьи, 
    б) Человек должен трудиться, чтобы реализовать свои способности и желания.
  8. а) В решении личных проблем я руководствуюсь общепринятыми представлениями,  
    б) Свои проблемы я решаю так, как считаю нужным.
  9. а) Воля нужна для того, чтобы сдерживать желания, контролировать чувства, 
    б) Главное назначение воли – подхлестывать усилия и увеличивать энергию человека.

Информация о работе Психологические основы самореализации учителя в педагогической деятельности