К
критериям готовности учителя к самореализации
в педагогической деятельности можно
отнести навык рефлексии, позволяющий
адекватно оценивать свои способности
и возможности в различных видах деятельности;
ценностное отношение к собственной личности;
активность и инициативу в педагогической
деятельности; определённость профессиональных
предпочтений учителя; эрудицию, широкий
кругозор, развитую мотивацию, основанную
на познавательном интересе.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Выгодский,
Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выгодский.
– М.: Педагогика, 1991. – 422 с.
- Касьяник,
Е.Л. Психологическая диагностика самосознания
личности / Е.Л. Касьяник, Е.С. Макеева. –
Мозырь, 2007. – 146 с.
- Корастылёва, Л.А.
Психология самореализации личности /
Л.А. Корастылёва. – Санкт-Петербург: Речь,
2005. – 222 с.
- Логвинов,
И.Н. 10 избранных лекций по педагогической
психологии / И.Н. Логвинов, С.В. Сарычев.
– М., 2008. – 70 с.
- Марцинковская,
Т.Д. Педагогика и психология: учеб. пособие
/ Т.Д. Марцинковская, Л.А. Тригорович. –
М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
- Маслоу,
А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу.
– М.: Евразия, 2001. – 478 с.
- Митина, Л.М.
Психологические проблемы профессионального
развития педагога / Л.М. Митина // Психологическая
наука и образование. – 2008. – №2. – С. 28–33.
- Образовательная
коллекция Pusk.by // Дидаскология [Электронный
ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://referat.pusk.by/r-50163.html.
– Дата доступа: 04.12.2009.
- Образовательная
коллекция Pusk.by // Понятия «самоактуализация»
и «самореализация» в психологии [Электронный
ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://referat.pusk.by/r-14602.html.
– Дата доступа: 01.12.2009.
- Образовательная
коллекция Pusk.by // Самореализация личности
[Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа:
http://referat.pusk.by/r-54948.html. – Дата доступа: 24.11.2009.
- Образовательная
коллекция Pusk.by // Творчество и самореализация
личности [Электронный ресурс]. – 2009. –
Режим доступа: http://referat.pusk.by/r-44085.html. –
Дата доступа: 20.11.2009.
- Официальный
сайт муниципального образования (город
Курган) // Стандартизация методики исследования
самоактуализации личности (САМОАЛ) [Электронный
ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.kurgan-city.ru/conf/thesises/samoal.html.
– Дата доступа: 29.11.2009.
- Педагогическая
психология / Н.В. Клюева [и др.]; под общ.
ред. Н.В. Клюевой. – М., 2003. – 571 с.
- Педагогическая
психология // Общая характеристика педагогической
деятельности [Электронный ресурс]. –
2009. – Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/12.html.
– Дата доступа: 14.10.2009.
- Психодиагностика
// Методика по оценке уровня самоактуализации
личности (САМОАЛ) [Электронный ресурс].
– 2009. – Режим доступа: http://www.psihodiagnostika.com/metodika/samoal.html.
– Дата доступа: 25.11.2009.
- Самоактуализационный
тест (САТ) // Подробное описание теста
[Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа:
http://sa-test.narod.ru/. – Дата доступа: 20.11.2009.
- Такман,
Б.У. Психология самореализации личности:
от теории к практике / Б.У. Такман. – М.:
Прогресс, 2002. – 572 с.
- Эрудиция
// Педагогика [Электронный ресурс]. – 2009.
– Режим доступа: http://www.erudition.ru/referat/ref/id.19180_1.html.
– Дата доступа: 24.10.2009.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика
измерения уровня
самоактуализации личности (САМОАЛ)
Автор:
оригинальная методика-вопросник «Personal
Orientation Inventory» («POI») была создана Э. Шостром
(1963), данный вариант методики был адаптирован
и модифицирован Н.Ф. Калиной (1993–1994), в
стандартизации и валидизации принимал
участие психолог А. В. Лазукин; в частности,
существенным изменениям подверглась
структура (типы шкал) и формулировки диагностических
суждений.
Цель:
определение уровня самоактуализации
личности (как высшей формы саморегуляции)
Возраст:
взрослый вариант (можно использовать
с 18 лет).
Описание
методики: данная методика базируется
на теории самоактуализации А. Маслоу,
дающей представление о том, что такое
самоактуализация и как выглядит самоактуализирующаяся
личность. Она была разработана с учетом
специфических особенностей самоактуализации
в нашем переходном обществе.
В
процессе тестирования испытуемому предлагается
оценить свой уровень самоактуаллизации
путем выбора варианта «а» или варианта
«б» в каждом из 100 пар утверждений. Имеется
стандартный бланк обследования, также
выступающий в качестве ключа для подсчета
«общего показателя самоактуализации».
Инструкция:
«Из двух вариантов утверждений выберите
тот, который вам больше нравится или лучше
согласуется с вашими представлениями,
точнее отражает ваши мнения. Здесь нет
хороших или плохих, правильных или неправильных
ответов, самым лучшим будет тот, который
дается по первому побуждению».
Текст
опросника
- а)
Придет время, когда я заживу по-настоящему,
не так, как сейчас,
б) Я уверен, что живу по-настоящему уже
сейчас.
- а)
Я очень увлечен своим профессиональным
делом,
б) Не могу сказать, что мне нравится моя
работа и то, чем я занимаюсь.
- а)
Если незнакомый человек окажет мне услугу,
я чувствую себя ему обязанным,
б) Принимая услугу незнакомого человека,
я не чувствую себя обязанным ему.
- а)
Мне бывает трудно разобраться в своих
чувствах,
б) Я всегда могу разобраться в собственных
чувствах.
- а)
Я часто задумываюсь над тем, правильно
ли я вел себя в той или иной ситуации,
б) Я редко задумываюсь над тем, насколько
правильно мое поведение.
- а)
Я внутренне смущаюсь, когда мне говорят
комплименты,
б) Я редко смущаюсь, когда мне говорят
комплименты.
- а)
Способность к творчеству – природное
свойство человека,
б) Далеко не все люди одарены способностью
к творчеству.
- а)
У меня не всегда хватает времени на то,
чтобы следить за новостями литературы
и искусства,
б) Я прилагаю силы, стараясь следить за
новостями литературы и искусства.
- а)
Я часто принимаю рискованные решения,
б) Мне трудно принимать рискованные решения.
10. а) Иногда
я могу дать собеседнику понять, что он
кажется мне глупым и неинтересным,
б) Я считаю недопустимым дать понять человеку,
что он мне кажется глупым и неинтересным.
- а)
Я люблю оставлять приятное «на потом»,
б) Я не оставляю приятное «на потом».
- а)
Я считаю невежливым прерывать разговор,
если он интересен только моему собеседнику,
б) Я могу быстро и непринужденно прервать
разговор, интересный только одной стороне.
- а)
Я стремлюсь к достижению внутренней гармонии,
б) Состояние внутренней гармонии скорее
всего недостижимо.
14 а)
Не могу сказать, что я себе
нравлюсь,
б) Я себе нравлюсь.
15. а) Я думаю,
что большинству людей можно доверять,
б) Думаю, что без крайней необходимости
людям доверять не стоит.
16. а) Плохо
оплачиваемая работа не может приносить
удовлетворения,
б) Интересное, творческое содержание
работы – само по себе награда.
17. а) Довольно
часто мне скучно,
б) Мне никогда не бывает скучно.
18. а)
Я не стану отступать от своих принципов
даже ради полезных дел, которые могли
бы рассчитывать на людскую благодарность,
б) Я бы предпочел отступить от своих принципов
ради дел, за которые люди были бы мне благодарны.
- а)
Иногда мне трудно быть искренним,
б) Мне всегда удается быть искренним.
- а)
Когда я нравлюсь себе, мне кажется, что
я нравлюсь и окружающим,
б) Даже когда я себе нравлюсь, я понимаю,
что есть люди, которым я неприятен.
21. а) Я доверяю
своим внезапно возникшим желаниям,
б) Свои внезапные желания я всегда стараюсь
обдумать.
- а)
Я должен добиваться совершенства во всем,
что я делаю,
б) Я не слишком расстраиваюсь, если мне
это не удается.
- а)
Эгоизм – естественное свойство любого
человека,
б) Большинству людей эгоизм не свойственен.
- а)
Если я не сразу нахожу ответ на вопрос,
то могу отложить его на неопределенное
время,
б) Я буду искать ответ на интересующий
меня вопрос, не считаясь с затратами времени.
- а)
Я люблю перечитывать понравившиеся мне
книги,
б) Лучше прочесть новую книгу, чем возвращаться
к уже прочитанной.
26. а) Я стараюсь
поступать так, как ожидают окружающие,
б) Я не склонен задумываться о том,
чего ждут от меня окружающие.
- а)
Прошлое, настоящее и будущее представляются
мне единым целым,
б) Думаю, мое настоящее не очень-то связано
с прошлым или будущим.
- а)
Большая часть того, что я делаю, доставляет
мне удовольствие,
б) Лишь немногие из моих занятий по-настоящему
меня радуют.
- а)
Стремясь разобраться в характере и чувствах
окружающих, люди часто бывают бестактны,
б) Стремление разобраться в окружающих
вполне естественно и оправдывает некоторую
бестактность.
- а)
Я хорошо знаю, какие чувства я способен
испытывать, а какие нет,
б) Я еще не понял до конца, какие чувства
я способен испытывать.
- а)
Я чувствую угрызения совести, если сержусь
на тех, кого люблю,
б) Я не чувствую угрызений совести, когда
сержусь на тех, кого люблю.
- а)
Человек должен спокойно относиться к
тому, что он может услышать о себе от других,
б) Вполне естественно обидеться, услышав
неприятное мнение о себе.
- а)
Усилия, которых требует познание истины,
стоят того, ибо приносят пользу,
б) Усилия, которых требует познание истины,
стоят того, ибо доставляют удовольствие.
- a)
R сложных ситуациях надо действовать
испытанными способами – это гарантирует
успех,
б) В сложных ситуациях надо находить принципиально
новые решения.
- а)
Люди редко раздражают меня,
б) Люди часто меня раздражают.
- а)
Если бы была возможность вернуть прошлое,
я бы там многое изменил,
б) Я доволен своим прошлым и не хочу в
нем ничего менять.
- а)
Главное в жизни – приносить пользу и
нравиться людям,
б) Главное в жизни – делать добро и служить
истине.
- а)
Иногда я боюсь показаться слишком нежным,
б) Я никогда не боюсь показаться слишком
нежным.
- а)
Я считаю, что выражать свои чувства обычно
важнее, чем обдумывать ситуацию,
б) Не стоит необдуманно выражать свои
чувства, не взвесив ситуацию.
- а)
Я верю в себя, когда чувствую, что способен
справиться с задачами, стоящими передо
мной,
б) Я верю в себя даже тогда, когда не способен
справиться со своими проблемами.
- а)
Совершая поступки, люди руководствуются
взаимными интересами,
б) По своей природе люди склонны заботиться
лишь о собственных интересах.
42. а) Меня
интересуют все новшества в моей профессиональной
сфере,
б) Я скептически отношусь к большинству
нововведений в своей профессиональной
области.
43. а) Я думаю,
что творчество должно приносить пользу
людям,
б) Я полагаю, что творчество должно приносить
человеку удовольствие.
44. а) У меня
всегда есть своя собственная точка зрения
по важным вопросам,
б) Формируя свою точку зрения, я склонен
прислушиваться к мнениям уважаемых и
авторитетных людей.
45. а) Секс
без любви не является ценностью,
б) Даже без любви секс – очень значимая
ценность.
- а)
Я чувствую себя ответственным за настроение
собеседника,
б) Я не чувствую себя ответственным за
это.
- а)
Я легко мирюсь со своими слабостями,
б) Смириться со своими слабостями мне
нелегко.
48. а) Успех
в общении зависит от того, насколько человек
способен раскрыть себя другому,
б) Успех в общении зависит от умения подчеркнуть
свои достоинства и скрыть недостатки.
- а)
Мое чувство самоуважения зависит от того,
чего я достиг,
б) Мое самоуважение не зависит от моих
достижений.
- а)
Большинство людей привыкли действовать
по «линии наименьшего сопротивления»,
б) Думаю, что большинство людей к этому
не склонны.
- а)
Узкая специализация необходима для настоящего
ученого,
б) Углубление в узкую специализацию делает
человека ограниченным.
- а)
Очень важно, есть ли у человека в жизни
радость познания и творчества,
б) В жизни очень важно приносить пользу
людям.
- а)
Мне нравится участвовать в жарких спорах,
б) Я не люблю споров.
- а)
Я интересуюсь предсказаниями, гороскопами
и астрологическими прогнозами,
б) Подобные вещи меня не интересуют.
- а)
Человек должен трудиться ради удовлетворения
своих потребностей и блага своей семьи,
б) Человек должен трудиться, чтобы реализовать
свои способности и желания.
- а)
В решении личных проблем я руководствуюсь
общепринятыми представлениями,
б) Свои проблемы я решаю так, как считаю
нужным.
- а)
Воля нужна для того, чтобы сдерживать
желания, контролировать чувства,
б) Главное назначение воли – подхлестывать
усилия и увеличивать энергию человека.