Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 21:20, курсовая работа
сихологические основы самореализации учителя
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………......... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………... 6
1.1. Сущность понятия «самореализация учителя
в педагогической деятельности»……………………………... 6
1.2. Проблема самореализации личности в психологии 9
1.3. Особенности педагогической деятельности для самореализации учителя………………………………………. 18
1.4. Структура самореализации учителя в педагогической деятельности………………………………………………........ 20
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……. 24
2.1. Описание диагностической методики измерения уровня самоактуализации личности (САМОАЛ)…………………......... 24
2.2. Описание шкал опросника САМОАЛ……………………....... 26
2.3. Диагностика самореализации педагогов…...……………........ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………........... 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..... 34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….. 36
Предложенная структура педагогической самореализации принципиально отличается местом и удельным весом доминирующих мотивов.
Психологическим условием развития педагогической самореализации, по мнению Л.М. Митиной, является осознание учителем ведущего мотива собственного поведения, деятельности, общения и необходимости его изменения.
Динамика педагогической самореализации определяется перестройкой мотивационной структуры личности учителя с предметной самореализации на гуманистическую.
Таким образом самореализация (самоактуализация) педагога обуславливает самооценку возможностей педагога в их соотношении с предстоящими трудностями. Можно сказать, что он (педагог) является автором своих собственных изменений, преобразований и форм развития. Учитель-педагог сам определяет место происходящих событий, их значимость и последующие самоизменения. Педагог способен позволить или не позволить закрепиться в своем психологическом складе ситуативным изменениям собственной душевной жизни, форм поведения.
ГЛАВА 2
ДИАГНОСТИКА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСНОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Описание
диагностической методики
измерения уровня самоактуализации
личности (САМОАЛ)
В проведённом исследовании использовалась методика (опросник) измерения уровня самоактуализации личности (САМОАЛ) (см. приложение). Опросник САМОАЛ направлен на измерение уровня самоактуализации, а также на измерение некоторых качеств, присущих самоактуализированному человеку (таких как аутосимпатия, спонтанность, гибкость в общении и т.д.)
Целью этой методики является определение уровня самоактуализации личности, как высшей формы саморегуляции (данную методику также можно использовать для изучения поведенческого компонента самосознания).
Представление о том, что такое самоактуализация и как выглядит самоактуализирующаяся личность, сложилось на основе логического исследования особенностей жизни, ценностей и общения душевно здоровых, творческих и счастливых людей, проведенного А. Маслоу.
Теория самоактуализации А. Маслоу на законном основании входит в число наиболее популярных и влиятельнейших концепций современной психологии. Первую попытку измерить уровень самоактуализации предприняла ученица Маслоу Эверетт Шострем, опубликовавшая в 1963 году вопросник РОI (Регзопаl Оrientation Inventoгу). В него вошли две основные шкалы личностной ориентации: первая (временная), показывавшая, насколько человек может жить в настоящем, не откладывая это на будущее и не пытаясь вернуться в прошлое, и вторая (опоры или поддержки), измеряющая способность личности опираться на себя, а не на ожидания или оценки других людей. Кроме того, имелось 10 дополнительных шкал, измеряющих такие качества, как самоуважение, спонтанность, бытийные ценности, позитивность взглядов на человеческую природу и др.
Вопросник Э. Шострем был переведен и усовершенствован группой московских психологов (Л.Я. Гозманом, Ю.Е. Алешиной, М.В. Загикой и М.В. Кроз) и опубликован в 1987 году под названием «Самоактуализационный тест» (САТ). Ниже предлагается еще одна адаптация теста в опросник «САМОАЛ». Эта методика была разработана с учетом специфических особенностей самоактуализации в нашем переходном обществе. Кроме того, существенным изменениям подверглась структура опросника (типы шкал) и формулировки диагностических суждений. Первый вариант «САМОАЛ» создавался в 1993–1994 гг. Н.Ф. Калиной, в стандартизации и валидизации принимал участие психолог А.В. Лазукин [15].
По
сравнению с оригиналом структура
опросника существенно
В процессе тестирования испытуемому предлагается оценить свой уровень самоактуаллизации путем выбора варианта «а» или варианта «б» в каждом из 100 пар утверждений [16]. Имеется стандартный бланк обследования, также выступающий в качестве ключа для подсчета «общего показателя самоактуализации».
2.2. Описание
шкал опросника «САМОАЛ»
2.3. Диагностика самореализации педагогов
Самореализация – сложное, комплексное качество личности. Каждый из нас в разной степени обладает его различными компонентами. Данный тест (САМОАЛ), как уже говорилось выше, помогает эту степень измерить [16].
Исследования проводились на контингенте педагогов средней школы № 7 г. Мозыря.
Результаты теста выводились в баллах. После обработки результатов методики было установлено, что для каждой шкалы 50 баллов – это среднее значение, усреднённый результат большинства педагогов. В интервале между 40 и 60 баллов попадает 68% всех педагогов, и только у 16% результат превышает 60 или не достигает 40. Значения выше 70 или ниже 30 наблюдаются только у 2,3% испытуемых
На основе проведённой методики и качественного анализа результатов, получены следующие данные:
1. Самореализация педагога заключается: осуществление себя как индивидуальности; раскрытие своих педагогических способностей, своего потенциала; реализация своих потенциальных возможностей; претворение в жизнь идей, мечтаний, планов; осуществление желаний, интересов;
2. Самореализация сопровождается: чувством удовлетворения результатом и процессом его достижения; удовлетворением собой, тем, что смог сделать; принятием жизни; состоянием гармонии с самим собой и окружающим коллективом; интересом к педагогической деятельности.
3. Самореализации способствуют: страстное желание и внутренняя потребность профессионального самоутверждения; осознание своих возможностей, постановка целей, адекватное планирование педагогической деятельности; стремление быть самим собой; уверенность в себе, вера в свои силы; удовлетворенность от своей работы; способность понять свои чувства и осознать свои желания и идеалы; целеустремленность; поиск новых возможностей; жажда познания и удовлетворенность достигнутым; поиск скрытых резервов и наличие планов на будущее.
4. Затруднения в самореализации возникают, если: человек не нашел себя; не хватает умения, плохо представляются пути своей самореализации; нет соответствия между потребностями и возможностями; наличествует комплекс неполноценности; предпринимается попытка выполнения не своих планов; человек не задумывается о своем личностном росте; реализуются не те цели, которых человек в действительности хотел бы достичь; потеряна связь с жизнью;
5. Затруднения в самореализации сопровождаются: чувством дискомфорта, ощущением тяжести жизни; усилением самокритики, чувства неудовлетворенности собой; чувством обиды, беспомощности, никчемности, ненужности; ощущением пустоты и скуки; бессилием, тревожностью, неспособностью принимать решения; агрессией, депрессией, ощущением ущербности; ощущением движения не в том направлении, пониманием необходимости изменить представление о жизни, мире, себе; острой потребностью увидеть новые возможности в своей жизни.
6. Преодолению затруднений в самореализации способствуют: принятие самого себя; поиск новых путей и желание достичь поставленных целей; способность собраться, сконцентрироваться; сосредоточенность силы и духа; прислушивание к внутреннему голосу, который говорит о том, что нужно выбрать для достижения целей и удовлетворения потребностей; восприятие трудностей как временных, желание попробовать осуществить задуманное еще раз; умение расслабиться, прислушаться к своим чувствам и продолжать работу; осознание того, что не нужно останавливаться на полпути; постоянная работа над собой.
Результаты использования методики измерения уровня самоактуализации личности (САМОАЛ) показывают, что к психологическим затруднениям самореализации следует отнести излишнюю пассивность, озабоченность проблемами, не имеющую тенденции перехода в конструктивное отношение к миру, а проявляющуюся в виде «зацикливания» на внутренних переживаниях, борьбы с самим собой. Таким людям свойственно устойчивое негативное отношение к переменам в окружающем мире, к коллегам и учащимся.
Уровень самореализации непосредственно обусловлен развитием личности и определяет степень адекватности приложения ее усилий по самоосуществлению, выражаемых в деятельности (содеятельности) и творчестве (сотворчестве). Для решения жизненных задач субъектом вырабатывается определенная «модификация своей целостности, начиная от психофизического и кончая ценностно-смысловым развитием».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самореализация учителя в педагогической деятельности – сложное интегральное понятие, включающее в себя процесс, определяемый поисковой активностью индивида, реализацией возможностей, осуществлением своего предназначения, и результат, характеризуемый комплексом личностных новообразований, черт характера (целеустремлённость, воля, инициатива, способность к самонаблюдению и др.), а также продуктивными социально оцениваемыми достижениями (победы в предметных конкурсах, олимпиадах, высокий уровень успеваемости и др.), в связи с чем возникает потребность в совершенствовании психолого-педагогических условий окружающей среды, направленных на формирование успешно самореализующейся личности.
В курсовой работе показано, что в основе самореализации лежит актуализация психических образований, обеспечивающих осуществление потенций личности. Так, уровень самореализации обусловлен в первую очередь степенью развития интегральных психических образований, сформированностью личностно-смысловых механизмов, актуализирующих такие образования, и используемыми субъективными стратегиями самореализации. Субъективные стратегии в свою очередь связаны со сценариями (жизненными, профессиональными и т.д.) и предопределяют затруднения и трудности самореализации в основных сферах жизнедеятельности.
Педагогическую самореализацию учителя можно рассматривать как в узком, так и широком смыслах: у ученика вырабатывается мотивация учения, познания окружающего мира, людей, самого себя. В узком смысле педагогическая самореализация – профессионально-значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности учителя и обусловливает его индивидуальное и типическое своеобразие. В широком – система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении.
На основе анализа учёных-психологов в исследовании структура педагогической самореализации учителя представлена следующим образом:
Для реализации поставленной задачи в проведённом исследовании использовался опросник САМОАЛ, который направлен на измерение уровня самоактуализации, а также на измерение некоторых качеств, присущих самоактуализированному человеку (таких как аутосимпатия, спонтанность, гибкость в общении и т.д.)
В процессе тестирования испытуемому предлагалось оценить свой уровень самоактуаллизации. Результаты использования методики измерения уровня самоактуализации личности (САМОАЛ) показали, что некоторым людям свойственно устойчивое негативное отношение к переменам в окружающем мире, к коллегам и учащимся. Они проявляют излишнюю пассивность, озабоченность проблемами, не имеющую тенденции перехода в конструктивное отношение к миру, и проявляющуюся в виде «зацикливания» на внутренних переживаниях, борьбы с самим собой.
Информация о работе Психологические основы самореализации учителя в педагогической деятельности