Психологические основы самореализации учителя в педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

сихологические основы самореализации учителя

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………......... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………... 6
1.1. Сущность понятия «самореализация учителя
в педагогической деятельности»……………………………... 6
1.2. Проблема самореализации личности в психологии 9
1.3. Особенности педагогической деятельности для самореализации учителя………………………………………. 18
1.4. Структура самореализации учителя в педагогической деятельности………………………………………………........ 20
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……. 24
2.1. Описание диагностической методики измерения уровня самоактуализации личности (САМОАЛ)…………………......... 24
2.2. Описание шкал опросника САМОАЛ……………………....... 26
2.3. Диагностика самореализации педагогов…...……………........ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………........... 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..... 34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….. 36

Работа содержит 1 файл

Курс.Психологические основы самореализации учителя в педагогической деятельности.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

      Предложенная  структура педагогической самореализации принципиально отличается местом и удельным весом доминирующих мотивов.

      Психологическим условием развития педагогической самореализации, по мнению Л.М. Митиной, является осознание  учителем ведущего мотива собственного поведения, деятельности, общения и необходимости его изменения.

      Динамика  педагогической самореализации определяется перестройкой мотивационной структуры  личности учителя с предметной самореализации на гуманистическую.

      Таким образом самореализация (самоактуализация) педагога обуславливает самооценку возможностей педагога в их соотношении с предстоящими трудностями. Можно сказать, что он (педагог) является автором своих собственных изменений, преобразований и форм развития. Учитель-педагог сам определяет место происходящих событий, их значимость и последующие самоизменения. Педагог способен позволить или не позволить закрепиться в своем психологическом складе ситуативным изменениям собственной душевной жизни, форм поведения.

 

ГЛАВА 2

ДИАГНОСТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 

      2.1 Описание диагностической методики измерения уровня самоактуализации личности (САМОАЛ) 

      В проведённом исследовании использовалась методика (опросник) измерения уровня самоактуализации личности (САМОАЛ) (см. приложение). Опросник САМОАЛ направлен на измерение уровня самоактуализации, а также на измерение некоторых качеств, присущих самоактуализированному человеку (таких как аутосимпатия, спонтанность, гибкость в общении и т.д.)

     Целью этой методики является определение уровня самоактуализации личности, как высшей формы саморегуляции (данную методику также можно использовать для изучения поведенческого компонента самосознания).

     Представление о том, что такое самоактуализация и как выглядит самоактуализирующаяся личность, сложилось на основе логического исследования особенностей жизни, ценностей и общения душевно здоровых, творческих и счастливых людей, проведенного А. Маслоу.

     Теория  самоактуализации А. Маслоу на законном основании входит в число наиболее популярных и влиятельнейших  концепций современной психологии. Первую попытку измерить уровень самоактуализации предприняла ученица Маслоу Эверетт Шострем, опубликовавшая в 1963 году вопросник РОI (Регзопаl Оrientation Inventoгу). В него вошли две основные шкалы личностной ориентации: первая (временная), показывавшая, насколько человек может жить в настоящем, не откладывая это на будущее и не пытаясь вернуться в прошлое, и вторая (опоры или поддержки), измеряющая способность личности опираться на себя, а не на ожидания или оценки других людей. Кроме того, имелось 10 дополнительных шкал, измеряющих такие качества, как самоуважение, спонтанность, бытийные ценности, позитивность взглядов на человеческую природу и др.

     Вопросник Э. Шострем был переведен и усовершенствован группой московских психологов (Л.Я. Гозманом, Ю.Е. Алешиной, М.В. Загикой и М.В. Кроз) и опубликован в 1987 году под названием «Самоактуализационный тест» (САТ). Ниже предлагается еще одна адаптация теста в опросник «САМОАЛ». Эта методика была разработана с учетом специфических особенностей самоактуализации в нашем переходном обществе. Кроме того, существенным изменениям подверглась структура опросника (типы шкал) и формулировки диагностических суждений.  Первый вариант «САМОАЛ» создавался в 1993–1994 гг. Н.Ф. Калиной, в стандартизации и валидизации принимал участие психолог А.В. Лазукин [15].

     По  сравнению с оригиналом структура  опросника существенно изменена:

  • в русскоязычной версии содержится 100 утверждений по сравнению со 150 в оригинале теста;
  • САМОАЛ имеет 11 однопорядковых локальных шкал по сравнению с двумя основными и десятью дополнительными оригинальными шкалами; названия шкал также видоизменены по сравнению с оригиналом теста;
  • изменены формулировки многих диагностических суждений в связи с проведенной социокультурной адаптацией теста к условиям современного общества [12].

     В процессе тестирования испытуемому  предлагается оценить свой уровень  самоактуаллизации путем выбора варианта «а» или варианта «б» в каждом из 100 пар утверждений [16]. Имеется стандартный бланк обследования, также выступающий в качестве ключа для подсчета «общего показателя самоактуализации».

     2.2. Описание шкал опросника «САМОАЛ» 

      
  1. Шкала ориентации во времени  показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь на «потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. Высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов. Низкий результат показывают люди, невротически погруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительные и неуверенные в себе.
  2. Шкала ценностей. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, что человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах.
  3. Взгляд на природу человека может быть положительным (высокая оценка) или негативным (низкая). Эта шкала описывает веру в людей, в могущество человеческих возможностей. Высокий показатель может интерпретироваться как устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность.
  4. Высокая потребность в познании характерна для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта шкала описывает способность к бытийному познанию – бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание, считает А. Маслоу, более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть, и ценит это.
  5. Стремление к творчеству или креативность – непременный атрибут самоактуализации, которую попросту можно назвать творческим отношением к жизни.
  6. Автономность, по мнению большинства гуманистических психологов, является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты. Это понятие тяготеет к таким чертам, как жизненность и самоподдержка у Ф. Перлза, направляемо сть изнутри у  
    Д. Рисмена, зрелость у К. Роджерса. Самоактуализирующаяся личность автономна, независима и свободна, однако это не означает отчуждения и одиночества. В терминах Э. Фромма автономность – это позитивная «свобода для», в отличие от негативной «свободы от».
  7. Спонтанность – это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственно самоактуализировавшимся людям. Высокий показатель по шкале спонтанности свидетельствует о том, что самоактуализация стала образом жизни, а не является мечтой или стремлением. Способность к спонтанному поведению фрустрируется культурными нормами, в естественном виде ее можно наблюдать разве что у маленьких детей. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость в поведении.
  8. Самопонимание. Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям. Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами. Показатели по шкалам самопонимания, спонтанности и аутосимпатии, как правило, связаны между собой. Низкий балл по шкале самопонимания свойственен людям неуверенным, ориентирующимся на мнение окружающих; Д. Рисмен называл таких «ориентированными извне» в отличие от «ориентированных изнутри».
  9. Аутосимпатия – естественная основа психического здоровья и цельности личности. Низкие показатели имеют люди невротичные, тревожные, неуверенные в себе. Аутосимпатия вовсе не означает тупого самодовольства или некритичного самовосприятия, это просто хорошо осознаваемая позитивная Я-концепция, служащая источником устойчивой адекватной самооценки.
  10. Шкала контактности измеряет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. В вопроснике САМОАЛ контактность понимается не как уровень коммуникативных способностей личности или навыки эффективного общения, но как общая предрасположенность ко взаимно полезными приятным контактам с другими людьми, необходимая основа синергической установки личности.
  11. Шкала гибкости в общении соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в общении. Высокие показатели свидетельствуют об аутентичном взаимодействии с окружающими, способности к самораскрытию. Люди с высокой оценкой по этой шкале ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к фальши или манипуляциям, не смешивают самораскрытие личности с самопредъявлением – стратегией и тактикой управления производимым впечатлением. Низкие показатели характерны для людей ригидных, не уверенных в своей привлекательности, в том, что они интересны собеседнику и общение с ними может приносить удовольствие [12].
 

      2.3. Диагностика самореализации педагогов

      Самореализация – сложное, комплексное качество личности. Каждый из нас в разной степени обладает его различными компонентами. Данный тест (САМОАЛ), как уже говорилось выше, помогает эту степень измерить [16].

      Исследования  проводились на контингенте педагогов средней школы № 7 г. Мозыря.

      Результаты  теста выводились в баллах. После обработки результатов методики было установлено, что для каждой шкалы 50 баллов – это среднее значение, усреднённый результат большинства педагогов. В интервале между 40 и 60 баллов попадает 68% всех педагогов, и только у 16% результат превышает 60 или не достигает 40. Значения выше 70 или ниже 30 наблюдаются только у 2,3% испытуемых

      На  основе проведённой методики и качественного  анализа результатов, получены следующие  данные:

      1. Самореализация педагога заключается: осуществление себя как индивидуальности; раскрытие своих педагогических способностей, своего потенциала; реализация своих потенциальных возможностей; претворение в жизнь идей, мечтаний, планов; осуществление желаний, интересов;

      2. Самореализация сопровождается: чувством удовлетворения результатом и процессом его достижения; удовлетворением собой, тем, что смог сделать; принятием жизни; состоянием гармонии с самим собой и окружающим коллективом; интересом к педагогической деятельности.

      3. Самореализации способствуют: страстное желание и внутренняя потребность профессионального самоутверждения; осознание своих возможностей, постановка целей, адекватное планирование педагогической деятельности; стремление быть самим собой; уверенность в себе, вера в свои силы; удовлетворенность от своей работы; способность понять свои чувства и осознать свои желания и идеалы; целеустремленность; поиск новых возможностей; жажда познания и удовлетворенность достигнутым; поиск скрытых резервов и наличие планов на будущее.

      4. Затруднения в самореализации возникают, если: человек не нашел себя; не хватает умения, плохо представляются пути своей самореализации; нет соответствия между потребностями и возможностями; наличествует комплекс неполноценности; предпринимается попытка выполнения не своих планов; человек не задумывается о своем личностном росте; реализуются не те цели, которых человек в действительности хотел бы достичь; потеряна связь с жизнью;

      5. Затруднения в самореализации сопровождаются: чувством дискомфорта, ощущением тяжести жизни; усилением самокритики, чувства неудовлетворенности собой; чувством обиды, беспомощности, никчемности, ненужности; ощущением пустоты и скуки; бессилием, тревожностью, неспособностью принимать решения; агрессией, депрессией, ощущением ущербности; ощущением движения не в том направлении, пониманием необходимости изменить представление о жизни, мире, себе; острой потребностью увидеть новые возможности в своей жизни.

      6. Преодолению затруднений в самореализации способствуют: принятие самого себя; поиск новых путей и желание достичь поставленных целей; способность собраться, сконцентрироваться; сосредоточенность силы и духа; прислушивание к внутреннему голосу, который говорит о том, что нужно выбрать для достижения целей и удовлетворения потребностей; восприятие трудностей как временных, желание попробовать осуществить задуманное еще раз; умение расслабиться, прислушаться к своим чувствам и продолжать работу; осознание того, что не нужно останавливаться на полпути; постоянная работа над собой.

      Результаты  использования методики измерения уровня самоактуализации личности (САМОАЛ) показывают, что к психологическим затруднениям самореализации следует отнести излишнюю пассивность, озабоченность проблемами, не имеющую тенденции перехода в конструктивное отношение к миру, а проявляющуюся в виде «зацикливания» на внутренних переживаниях, борьбы с самим собой. Таким людям свойственно устойчивое негативное отношение к переменам в окружающем мире, к коллегам и учащимся.

      Уровень самореализации непосредственно обусловлен развитием личности и определяет степень адекватности приложения ее усилий по самоосуществлению, выражаемых в деятельности (содеятельности) и творчестве (сотворчестве). Для решения жизненных задач субъектом вырабатывается определенная «модификация своей целостности, начиная от психофизического и кончая ценностно-смысловым развитием».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Самореализация  учителя в педагогической деятельности – сложное интегральное понятие, включающее в себя процесс, определяемый поисковой активностью индивида, реализацией возможностей, осуществлением своего предназначения, и результат, характеризуемый комплексом личностных новообразований, черт характера (целеустремлённость, воля, инициатива, способность к самонаблюдению и др.), а также продуктивными социально оцениваемыми достижениями (победы в предметных конкурсах, олимпиадах, высокий уровень успеваемости и др.), в связи с чем возникает потребность в совершенствовании психолого-педагогических условий окружающей среды, направленных на формирование успешно самореализующейся личности.

      В курсовой работе показано, что в  основе самореализации лежит актуализация психических образований, обеспечивающих осуществление потенций личности. Так, уровень самореализации обусловлен в первую очередь степенью развития интегральных психических образований, сформированностью личностно-смысловых механизмов, актуализирующих такие образования, и используемыми субъективными стратегиями самореализации. Субъективные стратегии в свою очередь связаны со сценариями (жизненными, профессиональными и т.д.) и предопределяют затруднения и трудности самореализации в основных сферах жизнедеятельности.

      Педагогическую самореализацию учителя можно рассматривать как в узком, так и широком смыслах: у ученика вырабатывается мотивация учения, познания окружающего мира, людей, самого себя. В узком смысле педагогическая самореализация – профессионально-значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности учителя и обусловливает его индивидуальное и типическое своеобразие. В широком – система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении.

      На  основе анализа учёных-психологов в исследовании структура педагогической самореализации учителя представлена следующим образом:

  • максимальная самоактуализация индивидуальности учителя, связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и направленности на ребенка (и других людей);
  • самореализация связанная с потребностью в самосовершенствовании в сфере педагогического труда;
  • самореализация направленная на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета).

      Для реализации поставленной задачи в проведённом исследовании использовался опросник САМОАЛ, который направлен на измерение уровня самоактуализации, а также на измерение некоторых качеств, присущих самоактуализированному человеку (таких как аутосимпатия, спонтанность, гибкость в общении и т.д.)

      В процессе тестирования испытуемому предлагалось оценить свой уровень самоактуаллизации. Результаты использования методики измерения уровня самоактуализации личности (САМОАЛ) показали, что некоторым людям свойственно устойчивое негативное отношение к переменам в окружающем мире, к коллегам и учащимся. Они проявляют излишнюю пассивность, озабоченность проблемами, не имеющую тенденции перехода в конструктивное отношение к миру, и проявляющуюся в виде «зацикливания» на внутренних переживаниях, борьбы с самим собой.

Информация о работе Психологические основы самореализации учителя в педагогической деятельности