Психологические основы самореализации учителя в педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

сихологические основы самореализации учителя

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………......... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………... 6
1.1. Сущность понятия «самореализация учителя
в педагогической деятельности»……………………………... 6
1.2. Проблема самореализации личности в психологии 9
1.3. Особенности педагогической деятельности для самореализации учителя………………………………………. 18
1.4. Структура самореализации учителя в педагогической деятельности………………………………………………........ 20
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……. 24
2.1. Описание диагностической методики измерения уровня самоактуализации личности (САМОАЛ)…………………......... 24
2.2. Описание шкал опросника САМОАЛ……………………....... 26
2.3. Диагностика самореализации педагогов…...……………........ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………........... 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..... 34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….. 36

Работа содержит 1 файл

Курс.Психологические основы самореализации учителя в педагогической деятельности.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

      В настоящее время можно выделить следующие направления, определяющие сущность самореализации педагога:

  • эмоционально-ценностное отношение к профессии учителя, склонность заниматься видами деятельности, воплощающими специфику данной профессии;
  • профессионально-значимое качество личности учителя или компонент педагогических способностей;
  • рефлексивное управление развитием учащихся.

      Н.В. Кузьмина под сущностью педагогической самореализации понимает интерес и любовь к педагогической профессии, осознание трудностей в учительской работе, потребность в педагогической деятельности, стремление овладеть основами педагогического мастерства.

      Более узкое понимание сущности педагогической самореализации характеризуется большей однозначностью и конкретизацией определения. В данном случае педагогическая самореализация понимается либо как положительное отношение к педагогической деятельности (например, у Т. С. Деркач), либо как склонность и готовность заниматься педагогической деятельностью (например, у Г. А. Томиловой).

      Таким образом, исторически обусловлено  рассмотрение понятия самореализации как врождённого свойства человека, способствующего реализации его  потенциала. В рамках социальной обусловленности  проблема самореализации становится все более актуальной благодаря возрастающей потребности человека в реализации себя и росту психологических барьеров на этом пути. 
 

      1.2. Проблема самореализации личности в психологии 

      Научное исследование психологических проблем самореализации личности содержит в своей основе знание о психологических детерминантах самореализации. В силу междисциплинарного положения проблемы самореализации в системе наук о человеке взгляд на детерминанты самореализации является многоаспектным.

      Человек осуществляет возможности развития посредством приложения собственных усилий в содеятельности и сотворчестве с другими людьми. Иными словами, он реализует себя в различных сферах жизнедеятельности. К основным областям жизнедеятельности относятся, прежде всего, профессиональная сфера в целом (в том числе образовательная) и сфера брачно-семейных отношений (вступление в брак и т. д.) [10].

      На  самореализацию личности влияют не столько  определенные факторы, сколько целостный  образ жизни и, безусловно, стратегии, используемые человеком на различных этапах жизненного пути, поскольку самореализация охватывает весь жизненный путь человека, но особенно интенсивно протекает в молодые и зрелые годы. Так, в молодые годы происходит самоопределение личности в основных сферах жизнедеятельности, прежде всего в профессиональной сфере и личной жизни. Молодой человек осуществляет профессиональный выбор, а также выбор спутника жизни, создает семью. В зрелые годы – наследующем этапе самореализации – происходит адаптация к профессии, профессиональному окружению, дальнейший профессиональный и личностный рост. Нечто подобное имеет место и в сфере личной жизни. При этом индивидуализация протекает наряду с созданием личностью собственной среды развития.

      Модель  самореализации может быть представлена следующими этапами: самоопределение и выбор, становление, дальнейший рост и развитие. В профессиональной жизни это профессиональное самоопределение, выбор вида и направленности деятельности, становление в избранной профессии, профессиональный рост и развитие профессиональной компетентности. В личной жизни этапы самореализации представляют собой самоопределение и выбор спутника жизни, становление стабильных личностных взаимоотношений, дальнейший личностный рост и развитие супругов. Однако периодически человек сверяет ход своей самореализации, возвращаясь к тому или иному ее этапу [3].

      Раскрытие индивидуальных и личностных возможностей человека предполагает приложение адекватных усилий при условии сбалансированного  и гармоничного развития различных аспектов личности. Возникает ряд вопросов. Что представляют собой такие адекватные усилия для личности? В чем заключается психологическая сущность столь необходимого сбалансированного и гармоничного развития различных аспектов личности? О каких аспектах личности идет речь?

      Прежде  чем обратиться к поиску ответов  на поставленные вопросы, сосредоточимся на анализе особенностей барьеров, возникающих на пути самореализации личности, и их преодолении либо непреодолении личностью.

      Для реализации цели нашего исследования рассмотрим понятия «затруднения самореализации личности» и «трудности самореализации личности». Во-первых, затруднения как возникающие барьеры на пути самореализации предполагают их преодолимость личностью, а трудности – непреодолимость. Во-вторых, о трудностях самореализации можно судить с количественной стороны, т. е. возникающие затруднения нередко переходят в трудности. Например, человек, испытывающий затруднения при трудоустройстве, может их преодолеть достаточно успешно в течение короткого времени. Человек же, испытывающий трудности, предпринимает безуспешные попытки в течение длительного периода времени. При этом трудности самореализации в профессиональной сфере сопровождаются многими негативными психологическими и социальными феноменами. Ситуации, провоцирующие трудности самореализации в основных сферах жизнедеятельности, нередко воспринимаются как кризисные.

      Самореализация – неотъемлемый атрибут развития личности взрослого человека, раскрытия и осуществления его потенциала. В ином случае самореализация «искажается», приобретает неадекватный характер. Самореализация личности в обществе является двусторонней. Субъект реализует свои потребности, устремления, замыслы и планы, направленные на дальнейшее развитие, как самого себя, так и окружающей действительности [9].

      Феномен самореализации, рассматриваемый нами, присущ человеку во всех сферах жизнедеятельности, на разных этапах жизненного пути он имеет  свою специфику, свои характерные особенности. Такие особенности определяются личностными свойствами человека, его притязаниями, ожиданиями, жизненными сценариями и стратегиями. Немалую роль играют жизненные ситуации, в которых он оказывается. Например, ситуация безработицы. Возникшая проблема в профессиональной самореализации человека нередко является неслучайной. Она во многом прогнозируется ходом событий. Затруднения самореализации в профессиональной деятельности в значительной степени обусловлены профессионально-личностной позицией, приобретенными навыками разрешения подобных ситуаций, личностной зрелостью человека.

      Самореализация, как отмечалось выше, предполагает реализацию субъектом потребностей, устремлений, замыслов и планов, направленных на дальнейшее развитие себя и окружающей действительности. Развивая и реализуя себя, человек руководствуется определенными личностными конструктами. Создавая и изменяя свой внутренний мир и свое отношение к внешнему миру, он создает свои планы. Подбирая, «примеряя на себя» инструментальные и терминальные средства, «делает» себя, свое будущее, создает свою социально-психологическую нишу. При этом человек руководствуется сценарием, основу которого составляют его мечты, значимые детские воспоминания, желания, сказочно-мифологические сюжеты. Значительное влияние на характер и успешность самореализации оказывает предшествующий жизненный опыт. От того, насколько человек ранее был успешен или неуспешен в различных ситуациях, зависит отношение к этому как его самого, так и окружающих его людей. Нельзя не отметить воздействия на жизненную позицию и характер самореализации человека как масс-медиа, так и жизненного опыта в целом, родителей, близких родственников, друзей, людей из референтной группы. Однако формирование собственных смыслов жизнепроживания зависят от самого индивида. Человек в значительной степени сам определяет свой жизненный путь, сущность, особенности и формы своей самореализации [10].

      Причины возникновения трудностей самореализации личности в значительной степени  кроются в отношении человека к самому себе и к окружающему  миру. Трудности самореализации проявляются в недостаточных среди педагогов самоуважении, вере в свои силы, самостоятельности и последовательности в своих действиях, в необъективной оценке своих возможностей.

      Человек самореализуется, т. е. реализует желания, устремления, намерения, систему ценностных ориентации, посредством своих психических реалий. Претворение в жизнь собственных психологических особенностей, способностей и интенций, проявление самого себя осуществляется через жизненный мир личности и «техники» ее бытия.

      Для самореализации человек должен преодолевать психологические барьеры, разрешать затруднения, возникающие на его жизненном пути, в процессе жизнепроживания. А это означает, что он должен преобразовывать складывающиеся ситуации, создавать новые или изменять обстоятельства через личностную трансформацию целей, интенций, ожиданий и притязаний, чтобы прийти к лучшей перспективе, в большей степени раскрыть свой потенциал. Подобная коррекция хода самореализации основывается, прежде всего, на учете индивидуального опыта, включающего помимо субъективного личного опыта жизнепроживания опосредованный, посвоему понимаемый и трактуемый опыт других людей [17].

      Актуализация  индивидуального опыта затрагивает  отношение человека к самому себе, другим людям и окружающему миру. Актуализированные компоненты индивидуального опыта существенным образом предопределяют ход самореализации личности, ее особенности и направленность.

      В процессе жизнедеятельности человек  аккумулирует индивидуальный опыт, осуществляя  при этом структурирование своего жизненного мира. В контексте жизненного пути субъект ставит определенные жизненные задачи, «проблематизируя» окружающий мир. Такая проблематизация в значительной степени также обусловлена актуализацией субъективного опыта, его структурой и содержанием. Привлекая свой опыт, субъект не только выделяет задачи, проблемные ситуации, но и определяет последующий вектор активности по их разрешению.

      В процессе реализации своих помыслов и устремлений субъект привлекает и использует свой жизненный опыт, что в значительной степени детерминирует его жизненный путь, придавая ему направленность, насыщая его жизненными смыслами. Жизненный опыт является своеобразной системой открытого доступа, т. е. постоянно вбирающей в себя новые знания и способы поведения, доступной для использования в реальных жизненных ситуациях. Однако этот процесс настолько включен в жизненную «ткань», что часто не замечается субъектом без рефлексивного осмысления.

      Актуализация  негативного видения и отношения  к реальности является существенным барьером в разрешении жизненных затруднений. Этот факт во многом объясняет причины возникающих сложностей при поиске работы, неконструктивные и неадекватные стратегии поведения в ситуации, являющейся переломной для жизненного пути в целом [14].

      Как мы уже отмечали, самореализация является необходимым атрибутом развития взрослого человека. В целом процессу самореализации присущи устойчивый либо неустойчивый характер и определенная мера адекватности. Устойчивость и адекватность самореализации как процесса и результата детерминируются используемыми субъективными стратегиями. Такие стратегии могут быть направлены на осуществление как прогрессивной модели самореализации, так и регрессивной. Прогрессивной модели самореализации присуща направленность на развитие человеком себя и других (общества). При нарушении необходимых критериев в результате действия регрессивных тенденций самореализация искажается, обретает неустойчивый, неконструктивный, явно неадекватный характер.

      В основе самореализации, прежде всего, лежит жизнетворчество. Самореализующаяся личность порождает адекватные субъективные стратегии самореализации. Эти субъективные стратегии в значительной мере обусловлены особенностями образа мира субъекта и используемых им жизненных сценариев. Так, актуализация негативного видения и отношения к реальности, отражающихся в образе мира, является существенным барьером в разрешении жизненных затруднений. Стереотипное использование сценариев, некритично воспринятых и оформившихся в более ранние годы, приводит к применению непродуктивных, фиксированных, автоматически актуализируемых стратегий. Однако человек, управляющий собой и собственной жизнью, способен видоизменять жизненные сценарии, трансформировать имеющиеся и создавать более продуктивные сценарии. Адекватные субъективные стратегии самореализации личности обусловлены, прежде всего, фактором жизнетворчества.

      Жизнетворчество, прежде всего, предполагает саморазвитие, самопроектирование личностью себя самой. И то, насколько это будет  сопровождаться раскрытием, реализацией  собственных ресурсов, в первую очередь определяется адекватностью самоуправления, управления собственной жизнью. Продуктивность такого управления существенным образом обусловлена используемыми субъективными стратегиями самореализации [11].

      Выявлена  тесная связь между адекватностью используемых актуальных («здесь и сейчас») субъективных стратегий самореализации и особенностями образа мира субъекта, его жизненными сценариями. Такая адекватность предполагает направленность личности на дальнейшее развитие. При этом индивидуальный опыт, как уже отмечалось, представляет собой систему «открытого доступа», не заблокированного стереотипами и фиксированными сценариями. В ином случае, например в ситуации неопределенности либо в сложных кризисных ситуациях, легко актуализируются неадекватные поведенческие, эмоциональные и когнитивные паттерны, «выкристаллизовавшиеся» в процессе приобретения жизненного опыта, что приводит к использованию неадекватных субъективных стратегий самореализации и возникновению барьеров в жизнетворчестве.

Информация о работе Психологические основы самореализации учителя в педагогической деятельности