Психологические основы самореализации учителя в педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

сихологические основы самореализации учителя

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………......... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………... 6
1.1. Сущность понятия «самореализация учителя
в педагогической деятельности»……………………………... 6
1.2. Проблема самореализации личности в психологии 9
1.3. Особенности педагогической деятельности для самореализации учителя………………………………………. 18
1.4. Структура самореализации учителя в педагогической деятельности………………………………………………........ 20
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……. 24
2.1. Описание диагностической методики измерения уровня самоактуализации личности (САМОАЛ)…………………......... 24
2.2. Описание шкал опросника САМОАЛ……………………....... 26
2.3. Диагностика самореализации педагогов…...……………........ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………........... 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..... 34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….. 36

Работа содержит 1 файл

Курс.Психологические основы самореализации учителя в педагогической деятельности.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

      Актуализация  тех или иных субъективных стратегий  самореализации и, соответственно, либо репродуктивно воспроизводимых  сценариев, либо обновленных, трансформируемых в значительной мере определяется образом  мира субъекта. В образе мира представлены значимые личностные смыслы, что во многом определяет эмоциональное и ценностно-смысловое развитие личности.

      В основе продуктивных стратегий лежит  внутренняя репрезентация субъективного  образа мира, способствующая развитию личности. События, представленные в  образе мира, имеют позитивную окраску, им присущ активный характер.

      Непродуктивные  субъективные стратегии самореализации гораздо менее жиэнетворческие. Они детерминированы, прежде всего, образом мира субъекта, структура  которого обусловливает затруднения  в процессе самореализации личности. Источником таких затруднений является низкая жизненная активность, сопровождаемая пассивностью на фоне неконструктивной успокоенности. В образе мира лице низкой самореализацией сильно выражены экзистенциальные страхи, часто связанные с тематикой смерти, асоциальной тематикой. Состояние характеризуется как упадническо-депрессивное. Межличностные и внутриличностные отношения часто конфликтные, о чем свидетельствует представленностъ соответствующих событий в субъективном образе мира. Присутствует дефицит доверительности отношений. Эмоционально-оценочный компонент имеет негативную окраску. Неадекватность субъективных стратегий самореализации выражается также в недостаточной сформированности психологических и нравственных опор. Недоверие к себе, недооценка своих возможностей сопровождаются ожиданием помощи со стороны, которая напоминала бы чудо, волшебство.

      Таким образом, выраженность жизнетворчества  играет основную роль в процессе самореализации личности. Осуществляя жизненный  выбор, человек осознанно или бессознательно выделяет значимые для него темы жизнедеятельности и, используя техники бытия (X. Томэ), реализует имеющиеся или создаваемые жизненные сценарии [6].

      Безусловно, велико влияние на субъективные стратегии  актуальной самореализации жизненного опыта человека, его возрастных, личностных и профессиональных особенностей. Так, негативный жизненный опыт, затруднения в профессиональной и личной сфере нередко препятствуют самореализации, возможно, даже деформируют процесс самореализации и дальнейший жизненный путь, что непосредственно проявляется в выборе неадекватных стратегий [4].

      Самореализацию  человека и его субъективные стратегии  правомерно рассматривать в свете  гуманистической экзистенциальной психологии. Личность является автором своих собственных изменений, преобразований и форм развития. Она сама определяет место происходящих событий, их значимость и последующие самоизменения. Человек свободен позволить или не позволить закрепиться в своем психологическом складе ситуативным изменениям собственной душевной жизни, форм поведения.

      Формирование  стратегии самореализации обусловлено, прежде всего, действием  мотивационно-смыслового механизма, который  предполагает актуализацию мотивационно-смысловых  образований личности. Последние основываются на системе личностных смыслов, содержащих значимые жизненные темы и признаки их структурирования и обретающих, таким образом, направленные динамические характеристики.

      Проблема  самореализации личности отличается особой психологической природой, как предмета, так и объекта исследования [3].

      Итак, в основе самореализации лежит актуализация психических образований, обеспечивающих осуществление потенций личности. Уровень самореализации обусловлен в первую очередь степенью развития интегральных психических образований, сформированностью личностно-смысловых механизмов, актуализирующих такие образования, и используемыми субъективными стратегиями самореализации. Субъективные стратегии связаны со сценариями (жизненными, профессиональными и т.д.) и предопределяют затруднения и трудности самореализации в основных сферах жизнедеятельности. Затруднения самореализации носят ситуативный, преходящий характер, трудности – хронический, повсеместный. 
 

      1.3. Особенности педагогической деятельности для самореализации учителя 

      Самореализация  личности учителя является одним  из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности.

      Самореализация  педагога – это мотивация к профессии учителя, главное в которой действенная ориентация на развитие как своей личности, так и личности ученика, в процессе педагогической деятельности. Устойчивая педагогическая направленность – это стремление стать, быть и оставаться учителем, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Самореализация личности учителя проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека. Развитию педагогической самореализации способствует сдвиг мотивации учителя с предметной стороны его труда на психологическую сферу, интерес к личности учащегося [8].

      По  мнению Л.М. Митиной [7], стремление учителя к самоактуализации в сфере педагогической деятельности действительно является показателем педагогической направленности. Направленность – интегральная характеристика труда учителя, в ней выражается стремление педагога к самореализации, к росту и развитию в сфере педагогической жизнедеятельности. Она в значительной мере становится мотивацией совершенствования у наиболее «эффективных учителей». Речь в данном случае идет о самоактуализации истинной, включающей в свое определение содействие самоактуализации учеников, а не только самосозидание своего «феноменального мира».

      Л.М. Митиной выдвигается необходимость пересмотра понятия «личная направленность». Она считает, что направленность человека на себя не так однозначна: личная направленность имеет не только эгоистический, эгоцентрический контекст, но и стремление к самореализации, а стало быть, к самосовершенствованию и саморазвитию в интересах других людей.

      Мотивы  самосовершенствования в направленности вслед за С.Г. Вершловским она рассматривает в двух направлениях:

  • узкопрофессиональное совершенствование (связано с «сиюминутными» задачами профессиональной деятельности);
  • широкое совершенствование (непосредственно не связано с конкретными задачами и направлено на общее развитие личности).

      Педагогическая  самореализация учителя преследует цель выработать у ученика мотивацию  учения, познания окружающего мира, людей, самого себя [5]. И она рассматривается как в узком, так и широком смыслах. В более узком смысле педагогическая самореализация определяется как профессионально-значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности учителя и обусловливает его индивидуальное и типическое своеобразие. В более широком (в плане интегральной характеристики труда) – как система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении.

 

       1.4. Структура самореализации учителя в педагогической деятельности 

      Необходимо  также выделить исследования структуры  педагогической самореализации. Так, Л.М. Ахмедзянова, понимая под её сущностью педагогическое призвание, в структуру включает:

  • неосознанное влечение к педагогической деятельности;
  • осознание объекта и содержания деятельности;
  • склонность к педагогической деятельности и стремление заниматься ею, а также потребность в избранной профессии.

      Наибольшую  эффективность педагогической деятельности Л.М. Ахмедзянова связывает с потребностью в избранной профессии.

      Н.В. Кузьмина (Кузьмина Н.В., 1990), С.А. Зимичева (1985), Г.А. Томилова (1975) в структуру включают такие параметры:

  • наличие и объект педагогической самореализации (связь субъекта переживания с объектами или отдельными аспектами деятельности);
  • обоснованность (характеризует объем класса объектов, к которым имеется самореализация);
  • осознанность;
  • готовность к педагогической деятельности;
  • валентность как степень связанности педагогической самореализации с направленностью на искусство, литературу;
  • удовлетворенность профессией учителя;
  • сопротивляемость трудностям, гражданственность;
  • целеустремленность;
  • потребность в педагогической деятельности;
  • продуктивность в работе;
  • возможность видеть и оценивать производительность своего труда.

      По  мнению Л.М. Митиной (1998) [7], под склонностью и потребностью в педагогической деятельности исследователи часто понимают готовность заниматься преподаванием определенного предмета, т. е. неправомерно завышается роль предметной самореализации учителя в ущерб направленности на ребенка.

      Н.Д. Левитов педагогическую самореализацию определял как свойство личности (некоторое общее психическое  состояние учителя), которое занимает важное место в структуре характера и выступает проявлением индивидуального и типического своеобразия личности. Близок к такому пониманию Ф.Н. Гоноболин (1965, 1972), который в структуре личности учителя выделяет педагогические способности и общие личностные свойства, называя их самореализацией. К ней Ф.Н. Гоноболин относит убежденность учителя, его целенаправленность и принципиальность.

      А.И. Щербаков (1981) связывает понимание  сущности педагогической самореализации с комплексом профессионально-значимых качеств учителя – общегражданских, нравственно-педагогических, социально-перцептивных, индивидуально-психологических, а также умений и навыков. По мнению автора, профессионально-педагогическая самореализация коррелирует прежде всего с индивидуально-психологическими качествами личности (высокие познавательные интересы, любовь к детям и потребность в работе с ними, адекватность восприятия ребенка и внимательность к нему, прогнозирование формирующейся личности школьника, определение условий и выбор средств ее всестороннего развития и др.). В рамках этого подхода сущность педагогической самореализации определяется через профессионально значимые качества личности учителя, которые представляются рядоположенно.

      И.В. Фастовец (1991) выделяет шесть типов профессионально-педагогической самореализации. Основанием для их выделения были профессиональные мотивы (с ориентацией на содержание учебного предмета, общение и совершенствование), а также рефлексия учителя на мотивацию процесса и результаты своей работы.

      Использование этих двух оснований позволило ей выделить такие типы педагогической направленности, как:

  • деловая направленность (мотивы раскрытия содержания учебного предмета);
  • гуманистическая направленность (мотивы общения);
  • индивидуалистическая направленность (мотивы совершенствования).

      Особое  внимание в работе было уделено исследованию гуманистической самореализации учителя, в то же время в иерархии мотивов  автор ставит на первое место мотивы, направленные на предметную сторону  профессии учителя.

      Иерархическая структура педагогической самореализации учителя может быть представлена следующим образом:

      1) максимальная самоактуализация его индивидуальности, связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и направленности на ребенка (и других людей);

      2) самореализация связанная с потребностью в самосовершенствовании в сфере педагогического труда;

      3) самореализация направленная на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета).

Информация о работе Психологические основы самореализации учителя в педагогической деятельности