Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 21:20, курсовая работа
сихологические основы самореализации учителя
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………......... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………... 6
1.1. Сущность понятия «самореализация учителя
в педагогической деятельности»……………………………... 6
1.2. Проблема самореализации личности в психологии 9
1.3. Особенности педагогической деятельности для самореализации учителя………………………………………. 18
1.4. Структура самореализации учителя в педагогической деятельности………………………………………………........ 20
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……. 24
2.1. Описание диагностической методики измерения уровня самоактуализации личности (САМОАЛ)…………………......... 24
2.2. Описание шкал опросника САМОАЛ……………………....... 26
2.3. Диагностика самореализации педагогов…...……………........ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………........... 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..... 34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….. 36
Министерство образования Республики Беларусь
УО
«Мозырский государственный педагогический
университет
имени И.П. Шамякина»
Кафедра психологии
КУРСОВАЯ
РАБОТА по психологии
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
УЧИТЕЛЯ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работу выполнил:
студент 3 курса, 3 группы,
факультета технологии
дневной формы обучения,
Астрейко
Александр Сергеевич
Научный руководитель:
старший
преподаватель кафедры
Цалко
Людмила Васильевна
Мозырь 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
|
6 |
в педагогической деятельности»……………………………... |
6 |
|
9 |
|
18 |
|
20 |
|
24 |
|
24 |
|
26 |
|
29 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
32 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..... | 34 |
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………… |
36 |
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, когда обществу требуется человек с возросшим чувством собственного достоинства, с высоким уровнем самосознания, стремящийся к саморазвитию, самореализации, на первое место встаёт вопрос об индивидуализации, гуманизации, вариативности учебно-воспитательного процесса. В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на период до 2010 г. определены основные направления совершенствования образовательной среды, а одной из приоритетных задач становится обеспечение полноценной самореализации будущего педагога [9].
В психолого-педагогической литературе понятие самореализации получило многоаспектное рассмотрение (Е.А. Александрова, Р. Ассаджоли, А.М. Богомолов, Б.С. Гершунский, Л.А. Коростылева, А.Г. Портнова, Г. Селевко, В.В. Сериков, Д.И. Фельдштейн) и в самом общем виде определяется как поисковая активность личности, использование возможностей развития Я, достижение личностных смыслов, целей, планов, своего предназначения через включение в расширяющийся круг социальных контактов и типов деятельности посредством собственных усилий, сотворчества с другими людьми. Процесс самореализации учителя осуществляется в рамках среды, воспитательный потенциал которой определяется формулой: субъект – среда – субъект, где учитель и ученик являются активными субъектами построения и освоения сложной и открытой, неравновесной воспитательно-образовательной системы. При этом, учитывая изначальную определённость среды, предполагается возможность её дальнейшего формирования и совершенствования [1].
Ранее, в советской общественной системе, проблема самореализации игнорировалась. Активность личности была регламентирована, и большинство подчинялось заданным нормам и правилам. Существовали обязательные, канонизированные формы самореализации личности, в основе которых лежала система идеалов и ценностей, дающая ответы на все духовные и мировоззренческие вопросы. Такая жесткая канонизированная форма самореализации избавляла личность от тревоги в ходе поиска своего места в жизни и обеспечивала иллюзорную защищенность.
За изменениями в обществе последовал совершенно иной социальный запрос – на принятие человеком самостоятельных, индивидуально выверенных решений с учётом социальных ценностей и интересов, что создало предпосылки для подлинной самореализации, основным признаком которой является альтернативность, возможность выбора (Исаев А.К.). Вместе с тем современная ситуация характеризуется социальной нестабильностью, обострением межнациональных отношений, утратой духовной ориентации, что затрудняет процесс определения жизненного пути, поиска предназначения человека.
В этих условиях возрастает роль школы, её задачей является помощь учителю в определении индивидуальной траектории саморазвития, осуществлении жизненных планов.
В процессе теоретического и практического исследования проблемы самореализации учителя в педагогической деятельности были выявлены противоречия между:
– объективной потребностью общества в активной, успешно самореализующейся личности и недостаточной разработанностью в психологической и педагогической науке и практике положений, отражающих содержательный аспект самореализации учителя в педагогической деятельности;
– широтой интересов, потребностей личности учителя и ограниченностью возможностей окружающей среды, определяющей доминирующую сферу самореализации, задающей определённые пути, способы, формы реализации себя [3].
Указанные противоречия обусловили проблему исследования: определение основных направлений формирования и совершенствования окружающей среды, способной стимулировать успешную самореализацию учителя в педагогической деятельности.
Целью настоящего исследования является определение основных направлений формирования и совершенствования окружающей среды, теоретическое обоснование способов, форм и содержания психолого-педагогической деятельности, стимулирующей самореализацию учителя в педагогической деятельности.
В качестве объекта исследования избран процесс самореализации учителя в педагогической деятельности.
Предмет исследования – содержание, педагогические условия окружающей среды, способы, формы психолого-педагогической деятельности, стимулирующей самореализацию учителя в педагогической деятельности.
Соблюдение
перечисленных условий будет
способствовать формированию готовности
учителя к свободному и осознанному,
социально и личностно
Согласно поставленной цели определены следующие задачи:
1.
Изучить теоретические основы
проблемы самореализации
2. Выявить особенности педагогической деятельности для самореализации учителя.
3. Разработать структуру самореализации учителя в педагогической деятельности.
4. Описать диагностическую методику измерения уровня самоактуализации личности (САМОАЛ).
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность
понятия «самореализация
учителя
в педагогической деятельности»
Проблема самореализации личности рассматривалась с древнейших времён разными мыслителями: Аристотелем, Платоном, представителями восточной и западной культуры. Для античной культуры характерно «телесное» представление о личности, а самореализация подменялась реализацией, зависимостью от внешних условий. Позже в средневековой восточной традиции проводится идея самореализации в понимании стремления к «просветлению» и «всезнанию». В эпоху Возрождения самореализация основана на том, что человек сам принимает решение о значимости и достоинстве своих обязанностей. Имеет место факт самообретения и самоосуществления. В более поздний период встречаются отдельные упоминания о самореализации, чаще всего в ряде исследований религиозной и философской проблематики [9].
В философии «самореализация» как центральное понятие начинает рассматриваться в конце 1970-х – начале 1980-х годов и определяется как раскрытие в деятельности человека его сущностных сил. В более поздних работах описываются различные варианты самореализации.
Предполагается
либо отрицание возможности
• «самоактуализация», которое включает в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно;
• «самоосуществление» встречается в зарубежных психологических и философских словарях, чаще трактуется как свершившийся, конечный результат самореализации, полная реализация возможностей личности;
• «самоопределение» – осознанный выбор человеком своего места в системе социальных отношений, достижение высокого уровня развития личности, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре эмоциональных, информационных, профессиональных и прочих связей с другими людьми.
• «социализация» – процесс и результат усвоения человеком исторически выработанных социальных норм, ценностей, отношений, способов общения с духовной и материальной культурой;
• «саморазвитие» – сознательное изменение и (или) столь же сознательное стремление человека сохранить в неизменности собственную Я-самость [3].
Анализ литературных источников показал, что изначально проблема самореализации личности являлась междисциплинарной, имеющей философские корни. Понятие самореализации (чаще самоактуализации) используется в работах зарубежных психологов гуманистического направления. К. Роджерс отстаивает тезис о положительной природе человека и возможности его самоактуализации. По мнению Э.Фромма, самореализация имеет социально детерминированный характер, присуща каждому человеку и предполагает наличие продуктивной активности. А. Маслоу отмечает, что человек обладает врожденными потребностями, способностями. Некоторые из них индивидуально уникальны. А. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. В зарубежных психологических теориях самореализация (самоактуализация) понимается как врожденное свойство человека.
В психолого-педагогической литературе встречаются упоминания термина «самореализация», базирующегося на философских подходах, в статьях Б.Д. Парыгина, посвященных научно-техническому прогрессу и самореализации личности (Парыгин Б.Д., Лисовская Е.Б.), а также в работах других авторов. Представление о самореализации как реализации человеком своего потенциала, хотя непосредственно не рассматривалось, но подспудно существовало в психологической литературе достаточно давно.
В.Н.Мясищев, подчеркивая, что понятие потенциала является одним из ключевых в психологии, отмечал, что ядро личности составляет система отношений человека к внешнему миру и к самому себе. Рассматривая понятие потенциала, Б.Г.Ананьев включал в него развитие человека как личности и как субъекта деятельности, отмечая, что во взаимосвязях их особенностей, обусловленных природными свойствами индивида, и складывается индивидуальность. По мнению Б.Ф. Ломова, потенциал человека представлен его способностями, системой знаний, умений и навыков [2].
Информация о работе Психологические основы самореализации учителя в педагогической деятельности