Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:13, курсовая работа
Целью нашего исследования будет являться изучение основных особенностей межличностных взаимодействий в группе сверстников младшего школьного возраста. Соответственно задачами нашего исследования являются:
1. Младший школьник. Особенности общения со сверстниками и взрослыми
2. Осуществление теоретического понятия «межличностные отношения».
3. Изучение межличностных отношений как фактора личностного развития младшего школьника.
4. Выявление социометрического статуса младших школьников
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Младший школьный возраст. Психологические особенности развития общения в младшем школьном возрасте…7
ГЛАВА 2. Специфика межличностных отношений в группах сверстников младшего школьного возраста…………….…..13
2.1 Понятие межличностных отношений в группах и коллективах………….13
2.2 Развитие межличностных отношений младшего школьного возраста в группе сверстников………………………16
2.3. Младший школьник и его положение в системе личных взаимоотношений………………………………………………………………19
ГЛАВА 3. Исследование межличностных отношений младших школьников…………………………………………………..24
3.1 Организация и методы исследования………………………………………24
3.2 Результаты исследования особенностей межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста…………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..29
ГЛАВА 3. Исследование межличностных отношений младших школьников
3.1
Организация и методы
Задачами нашего исследования являются:
-
Осуществление теоретического
-
Изучение межличностных
- Выявление социометрического
- Диагностировать структуру
Гипотеза исследования: положение в системе межличностных отношений или социальный статус каждого ребенка, входящего в группу сверстников, определяет особенности этих отношений. Для проведения гипотезы были использованы метод социометрии и проективная методика «Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова). Социометрия - метод, который уже традиционно используется в отечественной психологии при изучении межличностных отношений в малой группе. Данный метод был впервые предложен американским психологом и психиатром Дж. Морено для определения характерных особенностей и оптимизации межличностных отношений в группе, включая в себя не только определение положения личности в системе отношений, но и психодраму. Основными принципами социометрии является доверительность испытуемых к исследователю и конфиденциальность результатов, которые получаются в результате этого метода. Если испытуемые доверяют исследователю и уверены в том, что результаты, полученные с помощью этого метода, не будут использоваться в практике межличностного взаимодействия, то достоверность этого метода значимо увеличивается. Этот метод мы использовали для исследования межличностных отношений в группе сверстников III-го класса Вульковской средней школы, Лунинецкого района.
Этапы проведения социометрического метода:
1.
Проведение подготовительной
2.
Испытуемым предлагаются
3.
Испытуемым предлагается
4.
Составление социометрической
5.
Подведение итогов
Назначение
методики «Что мне нравится в школе»
состоит в выявлении
Подведение итогов осуществляется по следующим критериям:
1. Несоответствие указанной теме;
2. Преобладание других мотивов, например, учеба.
3.
Проявление детского
4. Дети рисуют игры, игровую комнату, игрушки.
5. Дети рисуют друзей.
Последние критерии непосредственно касаются нашей проблемы исследования, показывают на значимость межличностных отношений для группы сверстников и для каждого ее члена отдельно.
Таким образом, представленные методы выявляют:
- внутригрупповые связи,
-систему взаимоотношений,
-систему общения,
-следовательно, и структуру
Проведение
социометрического исследования среди
детей III-го класса, в количестве 15 человек,
Вульковской средней
Таблица 3.2 Социометрическая матрица результатов выборов
Имена учеников |
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Маргарита В. |
1 |
1 |
2 |
3 | ||||||||||||
Паша А. |
2 |
3 |
2 |
1 |
||||||||||||
Таня Е. |
3 |
3 |
2 |
1 |
||||||||||||
Алена Е. |
4 |
2 |
1 |
3 | ||||||||||||
Ангелина Е. |
5 |
1 |
2 |
3 |
||||||||||||
Влад Кул. |
6 |
3 |
1 |
2 |
||||||||||||
Влад Кис. |
7 |
3 |
2 |
1 |
||||||||||||
Вероника Н. |
8 |
2 |
1 |
3 | ||||||||||||
Люда Р. |
9 |
1 |
2 |
3 | ||||||||||||
Алена С. |
10 |
2 |
1 |
3 | ||||||||||||
Паша П. |
11 |
3 |
1 |
2 |
||||||||||||
Виталя П. |
12 |
3 |
1 |
2 |
||||||||||||
Илья Я. |
13 |
3 |
2 |
1 |
||||||||||||
Саша Н. |
14 |
1 |
||||||||||||||
Вероника Я. |
15 |
1 |
2 |
3 |
||||||||||||
Число поученных выборов |
6 |
1 |
0 |
5 |
5 |
4 |
6 |
4 |
1 |
0 |
4 |
1 |
1 |
0 |
5 | |
Число взаимных выборов |
3 |
1 |
0 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
2 |
По данным социометрической матрицы к первой статусной группе «звезд» (С1) относятся: 1) Маргарита В.; 2) Алена Е.; 3) Ангелина Е.; 4) Влад Кисель; 5) Вероника Я..
К «предпочитаемым»: 1) Влад Кульгун; 2) Вероника Н.; 3) Паша Б..
К «пренебрегаемым»: 1) Паша А.; 2) Люда Р.; 3) Виталя П.; 4) Илья Я..
К «изолированным»: 1) Таня Е.; 2) Алена С.; 3) Саша Ю..
Дифференциация
испытуемых по статусным группам
позволяет определить диагностические
индивидуальные и групповые показатели
межличностных отношений
1.
Коэффициент благополучия
КБО = (С1 + С2)/n,
где С1 - количество «звезд»,
С2 - количество «предпочитаемых», а n - число учеников в классе.
КБО = 5 + 3 /15*100% = 50%
Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО = 0,5) исследуемого класса определяется как высокий.
2.
Коэффициент оптимальности
КОО = (С2+ С3)/n,
где С2 - количество предпочитаемых в этих.
КОО = 3+3/15 = 0,4
3. Коэффициент «звездности».
КЗ = С1/n = 5/15 = 0,3
4. Коэффициент «изолированности».
КИ = С4/n,
где С4 - количество «изолированных» в группе.
КИ = 3/15 = 0,2
5.
Коэффициент взаимности
КВ = SВВ/SВ.
В нашем исследовании КВ = 20/43*100% = 50%
Коэффициент взаимности выборов учеников III класса характеризуется как высокий.
6. Коэффициент осознанности.
КО = R0/Rx*100%,
где R0 - число оправдавшихся ожидаемых выборов,
а Rx - число ожидаемых выборов.
В нашем исследовании КО = 20/45*100% = 44,4%, следовательно, коэффициент осознанности невысок.
Результаты
взаимоотношений можно
Таким образом, нами были выявлены:
-
важные диагностические
-
важность общения и
Заключение
Таким образом, в ходе нашего исследования были выделены следующие выводы:
· Межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе людей, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов влияющих на них.
·
Межличностные отношения
· Существуют три круга общения, которые характеризуют систему личных отношений в классе (Я.Коломинский).
· В основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, и эта потребность изменяется с возрастом. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково.
· Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений, на которых влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура, а конце III-IV класса и индивидуальные нравственные качества.
· Положение ученика зависит от взаимных выборов, основанных на симпатиях, качеств личности и общественного мнения.
·
Коллектив может влиять на индивидуальное
развитие личности только тогда, когда
положение ребенка в системе
межличностных отношений
· Дети занимают различное положение в системе личных взаимоотношений, не у всех есть эмоциональное благополучие.
· То или иное положение ребенка в системе личных взаимоотношений не только зависит от определенных качеств его личности, но, в свою очередь, способствует выработке этих качеств.
· Определив положение каждого ребенка в группе и его социометрический статус можно проанализировать структуру межличностных отношений в этой группе.
·
При помощи соответствующих методов
и следования основным методологическим
принципам мы подтвердили гипотезу
исследования межличностных отношений
в группе сверстников младшего школьного
возраста, о том, что положение
в системе межличностных
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. - М.: Новое знание, 2003. - 380
2. Маркс, Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.3 - 360 с.
3. Венгер, Л.А. Психология: учебное пособие для учащихся педучилищ по специальностям «Дошк. Воспитание» и «Воспитание в дошк. учреждениях» / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988 - 336 с.
4.
Коломинский, Я.Л. Социальная
5.
Немов, Р.С. Психология: учеб. пособие
для студентов высших пед.
6.
Столяренко, Л.Д. Основы психологии:
учеб. пособие для студентов высш.
пед. заведений. / Л.Д. Столяренко.
- Ростов н/Д. Издательство «
7. Грейс, Крайг. Психология развития / Грейс Крайг. - Серия «Мастера психологии», 2002. - 992 с.
8. Дубровина, И.В. Психология./ Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1999. - 464 с.
9. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М.В. Матюхина, Н.Ф. Прокина [и др.], под общей ред.М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
10. Раттер, М. Помощь трудным детям. / Р. Раттер - М.: Просвещение, 1987.- 325 с.
11. Марютина, Г.М. Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.], под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 352 с.
12. Сапагова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е. Сапагова. - М.: Аспект пресс, 2001. - 460 с.
13. Реан, А.А. . Социально-педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - Серия «Мастера психологии» - Питер, С - Птб, 2000. - 212 с.
14. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2-х частях. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. - 343 с.
15.
Психология человека от
16. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов: 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
17.
Киричук, А.В. Проблемы
Информация о работе Психологическая характеристика общения детей младшего школьного возраста