Психологическая характеристика общения детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования будет являться изучение основных особенностей межличностных взаимодействий в группе сверстников младшего школьного возраста. Соответственно задачами нашего исследования являются:
1. Младший школьник. Особенности общения со сверстниками и взрослыми
2. Осуществление теоретического понятия «межличностные отношения».
3. Изучение межличностных отношений как фактора личностного развития младшего школьника.
4. Выявление социометрического статуса младших школьников

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Младший школьный возраст. Психологические особенности развития общения в младшем школьном возрасте…7
ГЛАВА 2. Специфика межличностных отношений в группах сверстников младшего школьного возраста…………….…..13
2.1 Понятие межличностных отношений в группах и коллективах………….13
2.2 Развитие межличностных отношений младшего школьного возраста в группе сверстников………………………16
2.3. Младший школьник и его положение в системе личных взаимоотношений………………………………………………………………19
ГЛАВА 3. Исследование межличностных отношений младших школьников…………………………………………………..24
3.1 Организация и методы исследования………………………………………24
3.2 Результаты исследования особенностей межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста…………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..29

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУС1 - копия.docx

— 63.98 Кб (Скачать)

Можно с некоторыми оговорками принять  такой факт, что человек как  личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что  почти все в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных больших социальных и  малых групп. Большую часть своей  жизни человек проводит в малой  группе. Известный тезис о зависимости  психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать, как мысль о  зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых  группах. Малую группу характеризует  психологическая и поведенческая  общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно авторитетным социально-психологическим  образованием [5, с.523].

Существование любой группы имеет общие закономерности:

1. Группа неизбежно структурируется. 

2. Группа развивается.

Положение человека в группе может неоднократно меняться. Одним из существенных видов  групп является коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной деятельности и сложной  динамикой формальных и неформальных взаимоотношений. Выделяют 3 этапа формирования учебного коллектива. На первом организационном этапе группа учащихся не представляет собой коллектив. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог. Он внимательно изучает каждого члена группы, его характер, особенности личности. В целом первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, то есть активным приспособлением к учебному процессу и усвоением требований, норм, традиций учебного заведения. Второй этап формирования и развития коллектива наступает, когда выявляется неформальный актив, то есть члены группы, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Этот этап характеризуется созданием системы межличностных и деловых отношений между членами коллектива. Педагогу для организации соответствующей коррекционной работы чрезвычайно важно знать, какова структура межличностных отношений в коллективе, а также на чем они основаны. В этой связи большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выявить скрытую от непосредственного наблюдения структуру межличностных взаимоотношений в группе, выявить лидеров и статусное положение всех остальных членов группы. Лидер - определяющая сила группы. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Третий этап развития коллектива характеризуется высоким уровнем сплоченности - ценностно-ориентированного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам наиболее значимым для группы в целом.

Комплексным показателем взаимоотношений в  коллективе является его социально-психологический  климат - совокупность отношений членов коллектива к условиям и характеру  совместной деятельности; к членам коллектива; к руководителю. Для выявления структуры межличностных отношений в группе необходимо выявить, что показатели этих объектов характеризуют структуру межличностных отношений в данной, определенной группе [1, с.185]. Межличностные отношения строятся на симпатиях, антипатиях, привлекательности и предпочтительности, а именно, но критериях выбора. Чем важнее для человека намечаемая деятельность, чем более длительное и правильное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно и проходит ряд этапов [6, с.277]. В свою очередь Я. Коломинский критериями выбора называл вопросы о желании человека совместно с кем-либо участвовать в какой-либо деятельности. Например: «С кем вы хотите вместе решать задачу?» или «Кого вы пригласите на день рождения?». Часто успех изучения взаимоотношений зависит от правильного подбора этих вопросов, критериев. Различают сильные и слабые критерии выбора. Сильные критерии выявляют более глубокие и устойчивые отношения людей. Деление критериев по силе, обобщенности связано с представлением о наличии между людьми спонтанных, непосредственных влияний как основы межличностных отношений. Взаимоотношения между учениками в классе - это не отношения, которые возникают в процессе их совместной деятельности. Деятельность школьника складывается из учения и других дел - трудовых, общественных, бытовых. Личные взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте являются основой тесных группировок, так называемых малых групп [4, с.75]. Группы сверстников остаются важными в течение всего среднего детства - от шести до двенадцати лет. Но за это время, как в их организации, так и в их значении, для ребенка происходят заметные перемены.

В начале среднего детства группы сверстников  относительно неформальны. Они обычно создаются самими детьми, имеют очень  мало действующих правил и их состав быстро меняется. Структура самой  группы отличается в этом возрасте большой гибкостью. Группа сверстников  приобретает существенно большее  значение для ее членов, когда они  достигают десяти, двенадцати лет. Группа приобретает для ребенка исключительную важность. В этот период организационная  структура групп становится более  формальной. Могут появиться специальные  требования к желающим стать членом группы, ритуалы посвящения для новичков и регулярные собрания членов группы. Весьма важным становится деление по половому признаку.

Эти строгие установки в отношении  правил, конформности и половой сегрегации становятся обычными для взаимодействия детей в конце среднего возраста [7, с.539].

Таким образом, межличностные отношения  имеют ряд форм, особенностей, которые  реализуются в коллективе, группе людей, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных  факторов влияющих на них.

2.2 Развитие межличностных отношений младшего школьного возраста в группе сверстников

К группе сверстников относится и  группа сверстников младшего школьного  возраста.

Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских  контактов. Приобретение навыков социального  взаимодействия с группой сверстников  и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе [8, с.423].

С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений  между детьми младшего школьного  возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется  новизной коллектива и новой для  ребенка учебной деятельностью [9, с.151].

Приобретение  навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка  на этом возрастном этапе [10, с.74].

Новая социальная ситуация и новые правила  поведения приводят к тому, что  в первый год обучения повышается уровень конформности детей, что  является закономерным следствием вхождения  в новую группу. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более  адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и  стимулирует их учебу [11, с.227].

Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебного процесса. Он способствует формированию статусов и межличностных отношений  в классе. Поэтому при проведении социометрических замеров можно  обнаружить, что среди предпочитаемых часто оказываются дети, которые  хорошо учатся, которых хвалит и  выделяет учитель.

Ко II и III классу личность учителя становится менее значимой, но зато связи с  одноклассниками становятся более  тесными и дифференцированными.

Обычно  дети начинают общаться по симпатиям, общности каких-либо интересов. Немалую  роль играет и близость их места  жительства и половых признаках.

Характерная черта взаимоотношений младших  школьников состоит в том, что  их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств  и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом  живут, интересуются чтением или  рисованием… Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы  выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности. Но в целом  дети III - IV классов глубже осознают те или иные качества личности, характера. И уже в III классе при необходимости выбрать одноклассников для совместной деятельности. Около 75% учащихся III классов мотивируют выбор определенными нравственными качествами других детей [12, с.323].

Материалы социометрических исследований подтверждают то, что успехи в школе принимаются  учениками как главная характеристика личности. Отвечая на вопросы, с кем  ты хочешь сидеть за партой и почему? Кого ты хочешь пригласить на день рождения и почему именно его?

-- 85% учащихся I класса и 70% - II класса  мотивировали свой выбор успехами  или неуспехами сверстниками  в учебе, причем если выбор  пал на неуспешного ученика,  то предлагалась помощь. Очень  часто в своих оценках ребята  ссылались на учителя [9, с.154].

Именно  в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический феномен  дружбы как индивидуально-избирательных  глубоких межличностных отношений  детей, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве  симпатии и безусловного принятия другого. В этом возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных [13, с.260].

По  степени эмоционального вовлечения общения ребенка со сверстниками, оно может быть товарищеским и  приятельскими. Товарищеское общение - эмоционально менее глубокое общение  ребенка, реализуется в основном в классе и преимущественно со своим полом. Приятельское - как в  классе, так и вне его и тоже в основном со своим полом, только 8% мальчиков и 9% девочек с противоположным  полом [14, с.303].

Взаимоотношения мальчиков и девочек в младших  классах носят стихийный характер.

Основными показателями гуманистических отношений  между мальчиками и девочками  являются симпатия, товарищество, дружба. При их развитии возникает стремление к общению. Личная дружба в младшей  школе устанавливается весьма редко  по сравнению с личным товариществом  и симпатией. В этих процессах  большая роль принадлежит учителю.

Типичными антигуманными отношениями между  мальчиками и девочками являются (по Ю.С.Митиной):

- отношение мальчиков к девочкам: развязность, драчливость, грубость, заносчивость, отказ от каких-либо  отношений…

- отношение девочек к мальчикам:  застенчивость, жалобы на поведение  мальчиков…или в отдельных случаях  противоположные явления, например, детский флирт [15, с.105].

Отношения между мальчиками и девочками  нуждаются в постоянном внимании и корректировке, ими следует  разумно управлять, не полагаясь  на то, что они будут правильно  развиваться сами по себе [13, с.221].

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что межличностные отношения  сверстников младшего школьного  возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость. Ученики по-разному относятся к своим товарищам: одних одноклассников ученик выбирает, других не выбирает, третьих отвергает; отношение к одним устойчиво, к другим не устойчиво.

В каждом классе для каждого ученика  существует три круга общения. В  первом круге общения находятся  те одноклассники, которые являются для ребенка объектом постоянных устойчивых выборов. Это ученики, к  которым он испытывает устойчивую симпатию, эмоциональное тяготение. Среди  них есть те, кто в свою очередь  симпатизирует данному школьнику. Тогда их объединяет взаимная связь. У некоторых учеников вообще может  не быть ни одного товарища, к которому он испытывал бы устойчивую симпатию, то есть, у этого ученика нет  в классе первого круга желаемого  общения. Понятие первого круга  общения включает в себя как частный  случай и группировку. Группировку  составляют ученики, которых объединяет взаимная связь, то есть те, кто входит в первый круг общения друг с другом.

Все одноклассники, к которым ученик испытывает большую или меньшую  симпатию, составляют второй круг его  общения в классе. Психологической  основой первичного коллектива становится такая часть общего коллектива, где  ученики взаимно составляют дуг  для друга второй круг желаемого  общения.

Эти круги, конечно, не застывшее состояние. Одноклассник, который раньше был  для ученика во втором круге общении, может войти в первый, и наоборот. Эти круги общения взаимодействуют  и с наиболее широким третьим  кругом общения, который включает всех учеников данного класса. Но школьники  находятся в личных взаимоотношениях не только с одноклассниками, но и  с учениками из других классов.

В начальных классах у ребенка  уже есть стремление занять определенное положение в системе личных взаимоотношений  и в структуре коллектива. Дети зачастую тяжело переживают несоответствие между притязаниями в этой области  и фактическим состоянием [4, с.113].

Система личных отношений в классе складывается у ребенка по мере освоения и школьной действительности. Основу этой системы  составляют непосредственные эмоциональные  отношения, которые превалируют  над всеми другими [8, с.424].

В проявлении и развитии потребности  детей в общении, у учеников начальных  классов наблюдаются значительные индивидуальные особенности. Можно  выделить две группы детей в соответствии с этими особенностями. У одних  общение с товарищами в основном ограничивается школой. У других общение  с товарищами уже занимает немалое  место в жизни.

Информация о работе Психологическая характеристика общения детей младшего школьного возраста