Психологическая характеристика общения детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования будет являться изучение основных особенностей межличностных взаимодействий в группе сверстников младшего школьного возраста. Соответственно задачами нашего исследования являются:
1. Младший школьник. Особенности общения со сверстниками и взрослыми
2. Осуществление теоретического понятия «межличностные отношения».
3. Изучение межличностных отношений как фактора личностного развития младшего школьника.
4. Выявление социометрического статуса младших школьников

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Младший школьный возраст. Психологические особенности развития общения в младшем школьном возрасте…7
ГЛАВА 2. Специфика межличностных отношений в группах сверстников младшего школьного возраста…………….…..13
2.1 Понятие межличностных отношений в группах и коллективах………….13
2.2 Развитие межличностных отношений младшего школьного возраста в группе сверстников………………………16
2.3. Младший школьник и его положение в системе личных взаимоотношений………………………………………………………………19
ГЛАВА 3. Исследование межличностных отношений младших школьников…………………………………………………..24
3.1 Организация и методы исследования………………………………………24
3.2 Результаты исследования особенностей межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста…………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..29

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУС1 - копия.docx

— 63.98 Кб (Скачать)

 

 

       Кафедра психологии

 

 

 

                КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ

« ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ                     МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 

 

 

 

Работу  выполнила:

 

 

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

                                       ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1. Младший школьный возраст. Психологические особенности развития общения в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………...7

ГЛАВА 2. Специфика межличностных отношений в группах сверстников младшего школьного возраста…………….…..13

2.1 Понятие межличностных отношений в группах и коллективах………….13

2.2 Развитие межличностных отношений младшего школьного возраста в группе сверстников……………………………………………………………...16

2.3. Младший школьник и его положение в системе личных взаимоотношений………………………………………………………………..19

ГЛАВА 3. Исследование межличностных отношений младших школьников…………………………………………………..24

3.1 Организация и методы исследования………………………………………24

3.2 Результаты исследования особенностей межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста…………………………..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..29 

Объектом  и предметом являются особенности общения в младшем школьном возрасте.  Исследования межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста.

Цель работы: изучение психологических особенностей общения  младших школьников. Изучение основных особенностей межличностных взаимодействий в группе сверстников младшего школьного возраста. Общение, дружба, приятельство, социометрический статус, симпатия, антипатия.

Гипотеза  исследования: Общение становится особой школой социальных отношений. В младшем школьном возрасте ребенку придется пройти все перипетии отношений, прежде всего со сверстниками. Положение в системе межличностных отношений или социальный статус каждого ребенка, входящего в группу сверстников, определяет особенности этих отношений.

При выполнении работы использованы методы социометрии и проективная методика «Что мне нравится в школе».

Практическая  значимость: работа может быть использована педагогами и психологами при взаимодействии с группой сверстников младшего школьного возраста.

Научная новизна: выявлена зависимость структуры межличностных отношений в группе сверстников от социометрического статуса каждого ребенка входящего в данную группу.

 

 

Введение

    Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств, в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Чтобы правильно строить общение с детьми, необходимо знать возрастные психологические особенности развития детей.

    От 7 до 10 лет у ребенка начинается  новая деятельность – учебная.  Именно тот факт, что он становится  учеником, человеком учащимся, накладывает  совершенно новый отпечаток на  его психологический облик и  поведение. Ребенок не просто  овладевает определенным кругом  знаний. Он учится учиться. Под  воздействием новой, учебной деятельности  изменяется характер мышления  ребенка, его внимание и память. Теперь его положение в обществе  – положение человека, который  занят важной и оцениваемой  обществом работой. Это влечет  за собой перемены в отношениях  с другими людьми, в оценивании  себя и других.

Ребенок осваивает новые правила поведения, которые являются общественно направленными  по своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к  классу, учителю. Не случайно первоклассники, особенно в первые дни и недели пребывания в школе, чрезвычайно  старательны в выполнении этих правил.

Ребенок впервые встречается с новым  для себя способом взаимодействия с взрослым человеком. Учитель является не временным “заместителем родителей”, а представителем общества, имеющим определенный статус, и ребенку приходится осваивать систему деловых отношений. В то же время младшие школьники в своей массе отличаются отзывчивостью, любознательностью, доверчивостью в проявлении своих чувств и отношений.

Интересы  младших школьников неустойчивы, ситуативные.  Более выражен интерес этих детей к предметам эстетического цикла   (рисование, лепка, пение, музыка). По своей направленности дети этого возраста индивидуалисты. Лишь постепенно под влиянием воспитания у них начинает складываться коллективистическая направленность. Большое значение для этого имеет организация коллективно-распределительной работы учащихся в малых группах (звенья, бригады, кружки), при которой работа каждого зависит от результатов работы остальных и когда каждый отвечает не только за свою личную работу, но и за работу всей группы.

       Младший школьник – человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит активное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Когда ребенок начинает учиться, его общение  становится более целенаправленным, поскольку появляется постоянное и  активное воздействие учителя, с  одной стороны, и одноклассников – с другой. Отношение ребенка  к товарищам очень часто определяется отношением к ним взрослых, в первую очередь – учителя. Оценка учителя  принимается учениками как главная  характеристика личностных качеств  одноклассника. Особенно значима личность учителя для налаживания межличностных  отношений первоклассников, так  как дети еще плохо знают друг друга, не умеют определить возможности, достоинства и недостатки как  свои собственные, так и своих  товарищей.

  В настоящее время в психологической науке работы, посвященные проблемами изучения групповых феноменов и развития личности в группе, вытесняются исследованиями психического и личностного развития человека. Но для изучения психологического и личностного развития человека нужно изучить и малую группу, в которой он взаимодействует.

      Ребенок - это личность, которая также вступает в систему межличностных взаимоотношений. С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений. Этот этап становления коммуникативных навыков общения попадает на период младшего школьного возраста. Исходя из вышеперечисленного, объектом нашего исследования является межличностные отношения. Предметом нашего исследования являются особенности межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста.

         Каждый ребенок - уникальная личность, и поэтому в общении каждый пользуется своим подходом. Однако психологами делаются попытки выделить и общие правила межличностного взаимодействия. Поэтому целью нашего исследования будет являться изучение основных особенностей межличностных взаимодействий в группе сверстников младшего школьного возраста. Соответственно задачами нашего исследования являются:                     1. Младший школьник. Особенности общения со сверстниками и взрослыми

2. Осуществление теоретического понятия «межличностные отношения».

3. Изучение межличностных отношений как фактора личностного развития младшего школьника.

4. Выявление социометрического статуса младших школьников

      Гипотеза исследования: положение  в системе межличностных отношений  или социальный статус каждого  ребенка, входящего в группу  сверстников, определяет особенности  этих отношений.

      Над проблемой взаимных влияний и воздействий детей друг на друга работали многие известные психологи и педагоги, такие как Г.А. Роков, В.П. Вахтерев, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, И.В. Дубровина, В.С. Мухина,                    Г. Крайк, М.В. Гамезо, Б.С. Волков. Каждый из них изучал межличностные отношения как основной фактор, способствующий формированию и становлению личности. И то, что Общение влияет на социальное и личностное развитие детей

      В младшем школьном возрасте  все большее значение для развития  ребенка приобретает его общения  со сверстниками. В общении ребенка  со сверстниками не только  более охотно осуществляется  познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие  навыки межличностного общения  и нравственного поведения. Стремление  к сверстникам, жажда общения  с ним делает группу сверстников  для школьника чрезвычайно ценной  и привлекательной. Участием в  группе они очень дорожат (А.А.  Реан). От того, как ребенок общается  со сверстниками, будет зависеть  направление его развития. Значит, межличностные отношения в группе  являются одним из факторов  развивающим личность. Поэтому проблемами  межличностных отношений занимаются  многие ученые и эти проблемы  являются актуальными на сегодняшний  день.

То, что система личных взаимоотношений  долгое время, по существу, ускользала из поля зрения исследователей, и только сравнительно недавно стало предметом  исследования, обусловлено, прежде всего, тесно связанными между собой  причинами. Во-первых, вне научного рассмотрения оказался сам предмет  исследования - та социально-психологическая  реальность, которую представляют собой  личные взаимоотношения между людьми. Во-вторых, не были известны методы изучения этих отношений. Положение существенно изменилось, когда у нас начали широко вести социально-психологические исследования, в том числе изучать взаимоотношения в малых группах. Проблемы малых групп занимают видное место в мировой социальной психологии. На всех международных психологических конгрессах этим проблемам посвящаются симпозиумы (Я.Л. Коломинский).

В качестве базы исследования выступает  Вульковская средняя школа и  непосредственно III класс.

 

 

Глава 1 Младший школьный возраст. Психологические особенности развития общения в младшем школьном возрасте.                                                                                                                                         Л.С.  Выготский считал, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это своеобразная переходная ступень - ребенок уже не дошкольник и еще не школьник.

По  мнению Л.С. Выготского ребенок семи лет отличается, прежде всего, утратой  детской непосредственности. Когда  дошкольник вступает в кризис, самому неискушенному наблюдателю бросается  в глаза, что ребенок вдруг  утрачивает наивность и непосредственность: в поведении, в отношениях с окружающими  он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничание, клоунада: ребенок  строит из себя шута. Выготский говорил: “Думаю, что это впечатление правильное, что внешним отличительным признаком 7-летнего ребенка является утрата детской непосредственности, появление не совсем понятных странностей, у него несколько вычурное, искусственное, манерное, натянутое поведение” [16; c.89]. Выготский считал, что речь как средство общения приводит к тому, что приходится называть, связывать со словами наши внутренние состояния. Связь же со словами никогда не означает образование простой ассоциативной связи, а всегда означает обобщение. В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит “я радуюсь”, “я огорчен”, “я сердит”, “я добрый”, т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.

Переживания приобретают смысл, благодаря этому  у ребенка возникают такие  новые отношения к себе, которые  были невозможны до обобщения переживаний. В 7-летнем возрасте появляется обобщение единичного опыта общения, связанного с отношением, прежде всего со стороны взрослых. От качества, содержательного богатства этого опыта зависит динамика проживания ребенком кризиса семи лет. В культурно-исторической традиции с кризисом семи лет связывается возникновение личного сознания. Обобщая разнообразные теоретико-экспериментальные исследования, Д.Б. Эльконин выделяет следующие основные симптомы кризиса:

1) Потеря непосредственности. Между  желанием и действием вклинивается  переживание того, какое значение  это действие будет иметь для  самого ребенка.

2) Манерничанье. Ребенок что-то из  себя строит, что-то скрывает.

3) Симптом “горькой конфеты”. Ребенку  плохо, он старается этого не  показывать. Возникают трудности  воспитания: ребенок начинает замыкаться  и становится неуправляемым. Эльконин, вслед за Л.С. Выготским, считает, что в основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникает новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Возникновение внутренней жизни - чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. По мнению Д.Б. Эльконина, прежде всего надо обратить внимание на возникновение произвольного поведения - как ребенок играет, подчиняется ли он правилу, берет ли он на себя роли? Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения - важный признак готовности. Д.Б. Эльконин говорил: “Готовность ребенка к школьному обучению предполагает “вращивание” социального правила, однако специальной системы формирования внутренних правил в современной системе дошкольного воспитания не предусмотрено” [22; с.124].

Информация о работе Психологическая характеристика общения детей младшего школьного возраста