Психокоррекционная работа с подростками 13-15 лет, направленная на снижение уровня агрессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 11:28, практическая работа

Описание работы

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.

Работа содержит 1 файл

агрессия.docx

— 93.97 Кб (Скачать)

        После того как зачитывается суждение и участники разделились  на группы, начинается обсуждение. Тренер обращается к одной группе и просит каждого из ее членов обосновать свой выбор: объясните, пожалуйста, почему вы согласились именно с этой точкой зрения? Во время высказываний членов одной микрогруппы, тренер должен находиться в нейтральной позиции, т.е. занять место с краю между группами и следить за тем, чтобы участники, имеющие противоположные мнения, не мешали говорить визави. Затем предоставляется слово членам второй микрогруппы. Потом снова первой – что вы можете возразить на аргументы своих оппонентов. И так продолжается до тех пор пока четко не проясниться позиция членов обеих группировок.

        В процессе возможно изменение точек зрения кого–то  из участников. Поэтому в конце  обсуждения необходимо предоставить возможность, тем, кто этого желает, перейти  в противоположную группу.

        В случае, если вся группа заняла одну позицию, все равно нужно попросить каждого из участников обосновать свое решение. И лишь затем переходить к оглашению следующего суждения из списка.

        Следует отметить, что  на одном занятии можно использовать не весь список, а лишь 3–4 суждения.

        После выполнения упражнения проводится общее обсуждение по стандартной  процедуры.

 
 

        Упражнение  «Понимание пословиц и поговорок»

        Цель: прояснение внутренней позицией, формирование навыков высказывание собственного мнения  и принятия обратных связей, стимуляция поведенческих изменений.

        Процедура: Члены группы стоят. Стулья расставляются вдоль противоположных стен. Тренер знакомит участников с инструкцией.

        Вы знаете что многовековой опыт людей сосредоточен в различных пословицах и поговорках. Сейчас вам будут зачитаны некоторые из них. Те кто согласен с их содержанием сядьте на стулья у правой стены, т кто не согласен – у левой. В центре не должно оставаться ни одного человека. Вы должны принять однозначное решение: “согласен – не согласен”. Далее остается одна из нижеследующих пословиц:

  • нет такого человека, чтобы век без греха;
  • всякая неправда – грех;
  • от судьбы не уйдешь;
  • риск – благородное дело;
  • денег наживешь – без нужды проживешь;
  • когда деньги говорят – тогда правда молчит;
  • и с умом воровать – беды не избежать
  • раз украл –навек вором стал;
  • лучше десятерых виноватых простить, чем одного невиновного казнить;
  • кто сильнее, тот и правее.
  • с кем поведешься, от того и наберешься;
  • умная ложь, лучше глупой правды;
  • прямой что дурной;
  • сам признался, сам на себя и петлю надел;
  • ушел, так прав; попался, так виноват;
  • закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло;

        После того как зачитывается пословица и участники разделились на группы – начинается обсуждение.

 

        Упражнение  «Проективное рисование»

    Можно использовать в тех случаях,  когда группа сопротивляется  эмоциональному  отреагированию, через вербализацию чувств.

        Упражнение.

        Цель: восстановление позитивного эмоционального состояния.

        Материалы: листы белой бумаги, цветные карандаши, фломастеры.

        Процедура: Сядьте поудобней, расслабьтесь, сядьте поудобней, сделайте 2–3 глубоких вдоха и закройте глаза Сосредоточьтесь  и вспомните ваше любимое место Это самое безопасное место, где вы  себя чувствуете уединенно и спокойно. Вспомните и постарайтесь увидеть его. Вспомните звуки цвета, запахи, окружающие предметы. Несколько минут понаблюдайте за этим местом, побудьте некоторое время в этом месте. Обратите внимание на свои мысли и чувства. Сделайте 2–3 глубоких вдоха и откройте глаза. Возьмите бумагу и цветные карандаши, постарайтесь нарисовать это место.

        Теперь покажите картину своего безопасного места  и расскажите о нем: где это, что  там происходило? Поделитесь с группой  чувствами, которые испытали тогда, когда мысленно находились в этом месте. О чем думали? Есть ли такое  место сейчас. Чем оно похоже на то место, которое вы видели, чем  отличается?

 

  7 Занятие:

 

  Игра  «Обезьяньи салки»

  Этот  вариант всем знакомой игры отличается разнообразием и подарит много  веселья, как игрокам, так и зрителям. А заодно научит игроков подражанию.

  Изменение в правилах только одно: водящему надо, как обезьянке, копировать движения убегающего игрока. К примеру, если игрок вдруг захромает, то водящий  должен повторить его движения. Если вовремя не успеет по-обезьяньи скопировать  движения убегающего, а игрок будет  осален, то это не считается.

  Водящий задерживается на 7 секунд на месте, а игрок получает возможность  за это время убежать подальше.

 

  Игра  «Прыжки в мешках»

  Это старинное и всем хорошо известное  развлечение. Для конкурса понадобятся  обычные тканевые мешки. Участники  игры сначала выбирают водящего, который  подаст сигнал о начале эстафеты, а  затем делятся на команды.

  Первые  игроки обеих команд надевают на ноги мешки и по сигналу водящего начинают эстафету — прыгая в мешках, они  должны добежать до конца дистанции  и, не снимая мешка, «допрыгать» до следующего игрока своей команды. Следующий  игрок должен быстро надеть мешок  на ноги и проделать все то же самое, что и предыдущий игрок.

 

 Упражнение  «Говорящие ладошки»

Ведущий. Сейчас вам надо разбиться на пары, взяться за руки и закрыть глаза. Представьте, что руки у вас стали говорящие. Только с помощью кистей рук вам надо: познакомиться друг с другом, затеять спор, поссориться, поругаться, помириться, попросить извинения друг у друга. 
Обсуждение: какие ощущения вы испытывали в различных ситуациях, какие из них приятные, какие нет, почему?  
Обсуждение домашнего задания: какие ситуации вызвали у вас негативную оценку, почему? Какие положительную, почему?

 

 Упражнение «Железнодорожная касса»

Ведущий. Представьте себе, что вы на вокзале и через 15 минут отходит поезд, на который вам нужно попасть. В кассе остался один билет, но кассир придерживает его по своим соображениям. Вам необходимо убедить кассира, чтобы он продал билет.  
Выбирается «кассир», лучше всего — неуверенный в себе, застенчивый ребенок. Выбирается «охрана», которая в случае каких-либо эксцессов обязана проводить буйного пассажира к выходу. Участники образуют очередь у кассы. По знаку ведущего касса открывается и ровно через 15 минут закрывается.  
Проводится обсуждение. «Кассира» просят дать обратную связь — кому бы он продал билет? Почему? Кому бы не продал? Почему? Сообща вырабатывается вариант, приемлемый для «кассира».

 

Упражнение «Детская обида»

Ведущий. Вспомните случай из детства, когда вы почувствовали сильную обиду. Вспомните свои переживания и опишите их в любой (конкретной или абстрактной) манере. Выразите отношение к этой обиде в настоящее время. Опишите или нарисуйте это.  
Желающие садятся на «горячий стул» и рассказывают о том, что они чувствовали, переживали. Демонстрируют рисунки «тогда» и «сейчас».  
Обсуждение: что такое обида? Как долго сохраняются обиды? Справедливые и несправедливые обиды.

 

Упражнение «Копилка обид»

Участникам предлагается нарисовать копилку и поместить  в нее все обиды, которые они  пережили до сегодняшнего дня, в течение 8–10 минут. После этого проводится обсуждение: что с этим делать. 
Ведущий говорит о бесплодности накопления обид, о жалости к себе как об одной из самых плохих привычек. Все решают, что сделать с «копилкой». Ведущий предлагает разорвать и сжечь. Проводится ритуал сжигания обид. 
Обсуждение: что делать с текущими обидами? Еще раз подчеркивается, что умение выразить обиду важно для самого себя, но не является решением проблемы, равно как и реванш, месть и другие агрессивные формы.  
Поддерживаются предложения типа: записывать обиду, а потом сжигать записку, мысленно отправляя обиду по ветру, следя как она становится все меньше и меньше. 
Обсуждение: как в дальнейшем относиться к обидчику? Прощение обиды.

 

  Упражнение  «Луг-лес-река-луг»

  Ведущий. Закройте глаза, сядьте удобнее, руки положите свободно на колени. Слушайте только то, что я вам говорю. Сконцентрируйтесь на моем голосе. Сделайте три глубоких вдоха, вдыхайте и выдыхайте спокойно, не напрягаясь. Вдох носом, выдох ртом, губы при этом чуть приоткрыты. Вы слышите только мой голос. Посторонние мысли пролетают мимо. Уберите своего внутреннего критика, он не должен вам мешать слышать мой голос. Дыхание спокойное и размеренное, покой — покой — покой.

  Представьте, что вместе с воздухом в грудную  клетку попадает, частичками, «добрая» энергия. Чистая, светлая, теплая. С  каждым вдохом ее больше, энергия —  клубок желтых ниток. Почувствуйте ее тепло, почувствуйте тепло в груди, оно ниточками проникает во все  точки тела, эти лучики согревают  своим теплом. Вам уютно, приятно, комфортно, тепло, вы отдыхаете. Вдох —  выдох. Концентрируйтесь на выдохе.

  А теперь представьте, что вы — на лугу, залитом светом солнца. Смотрите, вслушайтесь, что за звуки, почувствуйте запах, что это за запах. Цветы, какие  они — цвет, форма, большие —  маленькие — запах.

  Идите, идите по лугу. Вы идете по дороге, что это за дорога — узкая — широкая, извилистая — прямая, что под ногами — трава — песок — щебень — асфальт, что чувствуете. Лес — вы заходите в него. Запах, звуки, какие деревья. Вы в лесу. Дорога, тропа выводит из леса. Вы у реки. Какая она — широкая — узкая, глубокая — мелкая. Вы входите в воду, холодная — теплая. Почувствуйте, что вы ощущаете. Переходите реку. Снова — луг. Какой это луг? Запах — цветы — ветерок. Что за аромат и свежесть... А теперь на счет три, каждый откроет глаза. На счет три — раз, два, три — открыли глаза.

  Задание — изобразите в цвете то, что каждый увидел.

  Происходит  обсуждение: какие ощущения от выполнения упражнения?

 
 
 

  8 Занятие:

 

  Игра  «Мумия»

  Выбирается 2-3 пары. В паре первый игрок - мумия. Второй - мумитатор.

  Каждой  паре дается рулон туалетной бумаги. Мумитатор должен, как можно быстрее, полностью замотать мумию бумагой. Игра оценивается по качеству и скорости.

  В игру можно  играть группой. В данном случаи группа людей совместно заматывает свою мумию!

 

  Игра  «Интервью»

  Ведущий объявляет, что все участники  конкурса-журналисты, которые устраиваются на работу в популярный журнал. Они получают по листу бумаги, по фломастеру и должны за короткое время (пять-десять минут) взять как можно больше интервью у ребят. Будущие репортеры должны узнать имя, увлечение, кем хочет стать опрашиваемый. Побеждает тот, кто соберет больше интервью.

 

Упражнение  «Новая визитка»

Ведущий предлагает ребятам сделать новую визитку с учетом всей полученной на занятиях информации.

 

Упражнение «Хорошее настроение»

 Ведущий (задание адресовано каждому члену группы). Назови 5 ситуаций, вызывающих ощущение «Я чувствую себя хорошо», воспроизведи их в воображении, запомни чувства, которые при этом возникают, представь, что ты кладешь их в такое место, откуда сможешь достать, когда пожелаешь. Нарисуй, куда ты их положил. 
Краткое обсуждение.

 

 Упражнение «Аукцион»

 По типу аукциона предлагается как можно больше ситуаций, помогающих справиться с плохим настроением. Все способы фиксируются на доске. 
Обсуждение: какие способы более приемлемы? Какие безопасны? Какие следует выбрать?

 

 Упражнение «Вверх по радуге»

Участников просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с  этим вдохом они взлетают вверх по радуге, а выдыхая, съезжают вниз. Повторить 3 раза.  
Обсуждение.  
Упражнение повторяется с открытыми глазами, а количество повторений увеличивается до 7 раз. 
Обсуждение: как пользоваться своим ресурсным состоянием? Ведущий должен убедиться, что участники тренинга поняли, что теперь они смогут справляться со своими проблемами с помощью собственных ресурсов. 

Упражнение  «Агрессивная фигура»

 Тренер предлагает собрать фигуру из всего плохого, злого и агрессивного, что есть в каждом участнике группы. Участники по очереди отдают на общее дело свои когти, зубы, шипы, жала, перепончатые крылья и т. п. Существо, получающееся в итоге, целиком состоит из угловатого, кусающего, корябающего. Затем, путем одновременного нажатия кнопок осуществляется старт стула с сидящим на нем воплощением агрессивных поползновений группы в межзвездное пространство, где оно и канет навеки в пучину забвения.

 

  Упражнение  «Перевоплощение»

Информация о работе Психокоррекционная работа с подростками 13-15 лет, направленная на снижение уровня агрессии