Психокоррекционная работа с подростками 13-15 лет, направленная на снижение уровня агрессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 11:28, практическая работа

Описание работы

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.

Работа содержит 1 файл

агрессия.docx

— 93.97 Кб (Скачать)

  2 Занятие: 

  Упражнение  «Ворвись в круг»

  Цель: Дети, по какой-либо причине чувствующие себя отвергнутыми, склонны исполнять либо роль тирана, проявляя при этом особенно агрессивное поведение, либо роль жертвы. Эта игра поможет им проанализировать свое чувство отверженности и обсудить возможные варианты конструктивного поведения в подобных ситуациях.

  Инструкция: «Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками. Один ребенок должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему это удается, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него и остаться в нем. Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не причинить боли». 

  Упражнение  «Номерки»

Ведущий показывает игрокам номера (по количеству участников), изготовленные таким образом, что  их можно зацепить сзади за воротник одежды (согнутая пополам полоска  бумаги). Всем предлагается встать в  круг.  
Ведущий. Сейчас я прикреплю номер каждому, но не по порядку. Ваша задача — как можно быстрее выстроиться от первого номера к последнему, при этом соблюдая важное условие — не произносить ничего вслух. Свой номер снимать и смотреть нельзя, показывать что-то на пальцах и другими способами тоже нельзя. За нарушение этих правил — 10 секунд штрафа, за оскорбительные высказывания — 20 секунд. Начали!
 

 Упражнение «Будешь! Не буду!» 
Ведущий предлагает детям разбиться на пары и, взявшись за руки, поиграть в следующую игру. Один из участников резко тянет к себе другого и приказывает: «Будешь!» Второй дергает на себя и говорит: «Не буду!» (3 минуты). Затем ребята меняются ролями (3 минуты). 
Короткое обсуждение: чем отличается просьба от требования? Кто как себя чувствовал в процессе упражнения?
 

 Упражнение  «Агрессор и жертва»

 Цель: Многим детям, когда они хотят чего-то от другого, нелегко выбрать правильный тон разговора. Особенно это касается детей с заниженной самооценкой. Они либо ведут себя подобно «боссу», который всеми командует и на всех рычит, либо становятся страдающими жертвами, которые позволяют другим детям мучить себя. Оба способа поведения составляют один и тот же замкнутый круг. Эта игра дает возможность обратить внимание на обе эти роли и выбрать другие, более конструктивные способы поведения.

 Инструкция: «Знаете ли вы таких детей, которые любят раздавать приказы и ведут себя, как большие начальники? Не называя никаких имен, расскажите, как ведут себя такие дети, когда пытаются навязать другим свою волю? А знаете ли вы таких детей, которые позволяют делать с собой вес, что угодно (толкать, дразнить, издеваться), и не находят в себе мужества прекратить все это и сказать: «Нет! Я не хочу!»? Опять же, не называя никаких имен, расскажите, как выглядят такие дети, с каким выражением лица они ходят, как говорят, как ведут себя?

 Теперь  разбейтесь на пары. Решите, кто из вас  будет «А», а кто — Б». «А»  должен стать чрезвычайно деспотичным  человеком, который диктует, как  надо себя вести, что делать. «Б»  должен сыграть роль ребенка, с которым  можно делать все, что угодно.

 Затем попросите детей поменяться ролями».                    

 Анализ  упражнения:

 •   Как ты чувствовал себя в роли «А»?

 •   Как ты чувствовал себя в роли «Б»?

 •   Какая роль тебе понравилась больше?

 •   Играешь ли ты когда-нибудь подобные роли в своей жизни? Если да, то с  кем?

 •   Видел ли ты когда-нибудь других детей  или взрослых, играющих такие роли?

 •  Когда эти роли вредны и причиняют  лишь зло?

 •   Когда эти роли могут оказаться  полезными? 

   Упражнение «Небеса и ад»

 Цель: В ходе игры дети могут обсудить разные способы разрешения и смягчения конфликтных ситуаций, которые помогают им не доводить ситуацию до насилия и драки.

 Материалы: Бумага и карандаш нужны каждому ребенку.

 Инструкция: «Время от времени каждый из нас в разговоре с кем-то имеет другую точку зрения и хочет доказать свою правоту во что бы то ни стало. Иногда в таком споре нет ничего плохого, но порой это превращается в настоящую открытую борьбу. Ты можешь вспомнить случай, когда твой спор с кем-нибудь едва не закончился настоящей битвой? Может быть, ты был настолько возбужден, что готов был сам начать драку, а может быть, другой спорщик в порьгое ярости был готов наброситься на тебя. Может быть, вы оба были готовы драться, но что-то позволило вам избежать рукоприкладства?..

 Напиши, что произошло тогда и как ты себя при этом чувствовал. Расскажи, как вам удалось избежать драки. Дай этой истории какое-нибудь название».

 После этого дети зачитывают свои записи.

 Анализ  упражнения:

 •   Что ты можешь сделать, чтобы спор не превратился

 в драку?

 •   Что ты делаешь, когда кто-нибудь хочет у тебя что-то

 отобрать?

 •   Что ты делаешь, когда кто-нибудь оскорбляет тебя

 словами?

 •   Бывают ли случаи, когда ты вынужден драться?

 •  Драка — это хороший способ разрешить спор?

 •   В  чем различие между спором и дракой? 

  Упражнение  «Ритмичное дыхание»

  Ведущий. Примите «позу кучера». Положите руку на запястье и считайте пульс: 1, 2, 3, 4, 5, и т.д., пока не почувствуете ритм биения вашего сердца.

  Затем начните выполнять упражнение «Полное  дыхание».

  Медленно  сделайте полный вдох на шесть ударов пульса. Задержите дыхание в течение  шести ударов пульса. Отдохните перед  вторым вздохом в течение трех ударов пульса.

  Сделайте  несколько раз полный вдох на шесть  ударов пульса. Не доводите себя до изнеможения, выполняя это упражнение.

  Участники выполняют.

  Это прекрасное упражнение, которое можно  выполнить в те моменты, когда  вы чувствуете тревогу, волнение или  вам просто не по себе.

  

 3 Занятие

 Игра  «Горячая картошка»

 Все играющие становятся в круг и начинают, не торопясь, перекидывать друг другу  мяч. Этот процесс продолжается до тех  пор, пока кто-нибудь из игроков не скажет: «А картошка-то горячая!». 

  Упражнение  “Слепой и поводырь”.

  Инструкция: “разделитесь, пожалуйста, на пары. Кто  в паре будет первым, а кто вторым? Первые номера — слепые, вторые —  поводыри Слепые, закройте глаза и  ходите по комнате. Чувствуйте, каково быть слепым в одиночку. Слепые остановитесь”. К каждому слепому подходит свой поводырь, берет его за руку и  знакомит с миром, с комнатой, с  другими слепыми.

  Теперь  поводыри оставляют “своих” слепых и подходят к другим. Затем слепые открывают глаза, делятся впечатлениями  и меняются поводырями, возвращаются к первым и тоже делятся впечатлениями  и меняются ролями.

  Это упражнение можно проводить в полной тишине, можно разрешить разговаривать  только слепому, только поводырю или  обоим.  

  Упражнение "Без маски"

  Цель  упражнения: - снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности; - формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я".

  Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без  всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить  фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют  фальшь, участнику придется брать  еще одну карточку.

  Примерное содержание карточек:

  "Особенно  мне нравится, когда люди, окружающие  меня..."

  "Чего  мне иногда по-настоящему хочется,  так это ..."

  "Иногда  люди не понимают меня, потому  что я ..."

  "Верю, что я ..."

  "Мне  бывает стыдно, когда я ..."

  "Особенно  меня раздражает, что я ..." и  т.п."

  Упражнение  «Волшебная лавка»

  Участники могут сосредоточиться на представлении  о себе, о своих особенностях и  на их анализе, обдумывании, чтобы им хотелось изменить. Упражнение позволяет  прийти к мысли: чтобы приобрести что-то новое, нам всегда приходится платить. Также участники могут  задуматься о существенных для них  жизненных целях.

  Инструкция:  - Я хочу предложить вам упражнение, которое даст вам возможность посмотреть на самих себя. Устройтесь поудобнее. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните и полностью расслабьтесь. Представьте себе, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающую вас природу. Осмотритесь вокруг. Сумрачно или светло в окружающем вас лесу? Что вы слышите? Какие запахи вы ощущаете? Что вы чувствуете? Внезапно тропинка поворачивает и выводит вас к какому-то старому дому. Вам становится интересно, и вы заходите внутрь. Вы видите полки, ящики. Повсюду стоят сосуды, банки, коробки. Это – старая лавка, причем волшебная. Теперь представьте, что я – продавец этой лавки. Добро пожаловать! Здесь вы можете приобрести что-нибудь, но не вещи, а черты характера, способности – все, что пожелаете. Но есть еще одно правило: за каждое качество, ваше желание, вы должны отдать что-либо, другое качество или от чего-то отказаться. Тот, кто пожелает воспользоваться волшебной лавкой, может подойти ко мне и сказать, чего он хочет. Задам вопрос: «А что ты отдашь за это?» он должен решить, что это будет. Обмен состоится, если кто-либо из группы захочет приобрести это качество, способность, умение, то, что отдается, или если мне, хозяину лавки, покажется этот обмен равноценным, понравится эта способность, умение. Через некоторое время ко мне может подойти следующий член группы. В заключение мы обсудим, что каждый из нас пережил. 

  Проекция  образа собственного Я.

    В этом упражнении участники  группы составляют два кратких  личностных описания, каждое на  отдельном листке бумаги. Один  из листков – это описание  того, каким себя видит сам  участник; фактически, это схематический  набросок его Я-концепции. Участника призывают давать как можно более честное описание. Второе описание представляет собой набросок того, каким, по мнению участника, его видят другие члены группы. На листках не проставляется никаких имен. Описания того, «каким я вижу самого себя», кладутся в отдельную коробку. Каждое самоописание зачитывается вслух, и члены группы пытаются отгадать, кому оно принадлежит. Затем автор заявляет о себе и читает второе свое описание (каким, ему кажется, видят его другие), получая после этого обратную связь участников группы. Ценность данного упражнения заключается в следующем: ученик обнаруживает, что другие воспринимают определенные его возможности и характеристики в более благоприятном свете, чем он сам. 

  Упражнение  «Розовый куст»

  Инструкция:

  - С древних времен и на Востоке  и на Западе определенные цветы  считались символами Высшего  человеческого "Я". В Китае  таким цветком был «Золотой  цветок", в Индии и на Тибете  — лотос, в Европе и Персии  — роза. Примером этому могут  служить «Песнь о розе» французских  трубадуров, «веч­ная роза», так замечательно воспетая Данте, роза, изобра­женная в середине креста и являющаяся символом целого ряда духовных традиций.

  Обычно  Высшее «Я» символизируется уже  распустившимся цветком, и хотя этот образ по своей природе статичен, его визуализация может служить  хорошим стимулом и про­буждать силу. Но еше более стимулирует процессы в высших сферах нашего сознания динамический образ цветка — раз­витие от бутона до раскрывшейся розы.

  Такой динамический символ соответствует  внутренней действительности, которая  лежит в основе развития и рас­крытия человека и всех процессов природы. В нем сливаются воедино свойственная всему живому энергия и напряжение, исходящее изнутри человека, которое велит ему участвовать в процессе постоянного роста и эволюции. Эта внутренняя жизненная сила и есть то средство, которое полностью высвобождает наше сознание и ведет к открытию нашего духовного центра, нашего Высшего «Я».

  Порядок выполнения

Информация о работе Психокоррекционная работа с подростками 13-15 лет, направленная на снижение уровня агрессии