Психокоррекционная работа с подростками 13-15 лет, направленная на снижение уровня агрессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 11:28, практическая работа

Описание работы

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.

Работа содержит 1 файл

агрессия.docx

— 93.97 Кб (Скачать)

  35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

  36. Если кто-то выводит меня из  себя, я не обращаю на это  внимания.

  37. Хотя я и не показываю этого,  иногда меня гложет зависть. 

  38. Иногда мне кажется, что надо  мной смеются. 

  39. Даже если я злюсь, я не  прибегаю к «сильным» выражениям.

  40. Мне хочется, чтобы мои ошибки  были прощены. 

  41. Я редко даю сдачи, даже если  кто-нибудь ударит меня.

  42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

  43. Иногда люди раздражают меня  просто своим присутствием.

  44. Нет людей, которых бы я по-настоящему  ненавидел. 

  45. Мой принцип: «Никогда не доверяй  чужакам».

  46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.

  47. Я делаю много такого, о чем  впоследствии сожалею. 

  48. Если я разозлюсь, я могу  ударить кого-нибудь.

  49. С десяти лет я никогда не  проявлял вспышек гнева. 

  50. Я часто чувствую себя, как  пороховая бочка, готовая взорваться.

  51. Если бы все знали, что я  чувствую, меня бы считали человеком, с которым не легко ладить.

  52. Я всегда думаю о том, какие  тайные причины заставляют людей делать что-то приятное для меня.

  53. Когда на меня кричат, я начинаю  кричать в ответ. 

  54. Неудачи огорчают меня.

  55. Я дерусь не реже и не  чаще, чем другие.

  56. Я могу вспомнить случай, когда  я был настолько зол, 

  что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

  57. Иногда я чувствую, что готов  первым начать драку. 

  58. Иногда я чувствую, что жизнь  поступает со мной несправедливо. 

  59. Раньше я думал, что большинство  людей говорит правду,  но теперь я в это не верю.

  60. Я ругаюсь со злости.

  61. Когда я поступаю неправильно,  меня мучает совесть. 

  62. Если для защиты своих прав  мне надо применять физическую силу,  я применяю ее.

  63. Иногда я выражаю свой гнев  тем, что стучу по столу кулаком. 

  64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

  65. У меня нет врагов, которые  хотели бы мне навредить. 

  66. Я не умею поставить человека на место, даже если он этого  заслуживает.

  67. Я часто думаю, что жил неправильно. 

  68. Я знаю людей, которые способны  довести меня до драки. 

  69. Я не раздражаюсь из-за мелочей. 

  70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

  71. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

  72. В последнее время я стал  занудой.

  73. В споре я часто повышаю  голос. -

  74. Обычно я стараюсь скрывать  плохое отношение к людям. 

  75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить. 

  3. Проективная методика  «Дом — дерево  — человек» 

  Для выполнения теста «Дом — дерево — человек» (ДДЧ) исследуемому ребенку предлагается бумага, простой карандаш. Стандартный лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано «Дом», на второй «Дерево», на третьей — Человек», на четвертой — имя и фамилия ребенка, дата проведения исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М. При использовании этого карандаша хорошо видны изменения в силе нажима.

  Инструкция  для ребенка: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и  человека». На все уточняющие вопросы  ребенка следует отвечать, что  он может рисовать так, как ему  хочется. Само выполнение теста состоит  из двух частей: процесса рисования  и беседы после него. Богатую информацию дает наблюдение за тем, как ребенок  рисует. Обычно записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо непривычные  движения. Когда ребенок заканчивает  рисовать, ему задается ряд вопросов о его рисунке. Опрос обычно начинается с рисунка человека. Например, спрашивается, кого он рисовал, возраст нарисованного человека, что он делает, какое у него настроение, напоминает ли он кого-нибудь из его знакомых. Обычно вопрос о рисунках перерастает в беседу о жизненных представлениях ребенка.

  Для анализа рисунков используются три  аспекта оценки: деталей рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека каждодневной жизненной ситуации. Интерпретировать значение деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуальным.

  Пропорции рисунка отражают психологическую  значимость, важность и ценность вещей, ситуаций или отношений, которые  непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорции могут рассматриваться  как отношение целого рисунка  к пространству бумаги или как  отношение одной части целого рисунка к другой.

  Перспектива показывает более сложное отношение  человека его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка  на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1 Занятие: 

Упражнение  «Визитка»

 Ведущий. Каждый человек «подает» себя другим, в том числе и с помощью визиток с различными надписями. У каждого человека есть какой-то девиз или правило, которым он руководствуется в жизни. В течение 5–7 минут придумайте и напишите на своей визитке эту надпись.  
Каждый зачитывает свою надпись. Во всех случаях ведущий дает эмоциональную поддержку. Потом проводится короткое обсуждение: 
— о чем в основном говорят надписи; 
— что мы хотим сообщить о себе другим людям? 
В заключение ведущий показывает надпись на своей визитке.

Упражнение «Зови меня...»

 Участники образуют круг. Ведущий предлагает детям выбрать себе какое-нибудь имя, кличку, прозвище, какими они хотели бы называться в группе. Каждый участник, выходя в центр, называет себя, сопровождая  это имя условным жестом. Дети делают шаг в круг и повторяют это  имя, сопровождая его жестом. После  того как вся группа назовет свои новые имена, в центр выходит  ведущий и представляется сам.

Игра  «Толкалки»

Цель: С помощью этой игры дети могут научиться выражать свою агрессию через игру и позитивное движение. Они могут научиться соизмерять свои силы и использовать для игры   все   свое   тело,   могут   научиться   следовать   правилам   и   контролировать энергичность своих движений.

Инструкция: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего напарника. По моему сигналу начните толкать своего партнера ладонями, стараясь сдвинуть его с места. Если же ваш партнер сдвинет вас назад, постарайтесь вернуться на свое место. Поставив одну ногу назад, получите великолепную опору.

Будьте  внимательны, никто никому не должен прими нить боль. Не толкайте своего партнера к стене или на какую-либо мебель. Если вам надоест или вы устанете, крикните: «Стоп!» Когда  «Стоп!» крикну я, все должны остановиться.

Пусть дети сначала пару раз потренируются. Когда они немного освоятся с  игрой и в группе воцарится  более открытая атмосфера, вы можете попросить детей выбрать себе партнера, на которого они когда-либо сердились.

Время от времени можно вводить новые  варианты игры. Дети могут толкаться  спиной к спине, держась при этом за руки для лучшего равновесия. Также дети могут, наклонившись в разные стороны, толкаться ягодицами».

Анализ игры:

•   Насколько  тебе понравилась игра?

•  Кого ты выбирал  себе в партнеры?

•   Ты толкался изо всех сил?

•  Когда вы играли, ты больше толкал партнера или  больше сопротивлялся?

•   Вы с  партнером оба действовали честно?

•  Что ты придумал, чтобы победить?

•   Ты толкался со всей силой или сдерживал себя?

•  Что ты сейчас чувствуешь по отношению к  своему партнеру? 

Упражнение  «Что делать с агрессией  и гневом?»

Цель:

В ходе этого упражнения дети могут разобраться  в том, что они называют агрессивным  поведением. Они могут разобраться  в своем собственном агрессивном  поведении и исследовать чужое  агрессивное поведение.

Материалы:

 Бумага и  карандаш каждому ребенку.

Инструкция: «Возьми лист бумаги и запиши на нем все, что делает тот человек, о котором можно сказать: «Да, он действительно агрессивный». Выпиши небольшой рецепт, следуя которому можно создать агрессивного ребенка. (Затем попросите нескольких учеников продемонстрировать элементы такого поведения, а класс должен отгадать, что именно они показывают.)

Теперь  подумай о том, какие элементы агрессивного поведения ты встречаешь здесь, в этом классе. Что тебе кажется  агрессивным? Когда ты сам проявляешь агрессивность? Каким образом ты можешь вызывать агрессию по отношению  к себе?

Возьми  еще один лист бумаги, раздели его  вертикальной линией посередине. Слева  запиши, как окружающие в течение  учебного дня проявляют агрессию по отношению к тебе. Справа запиши, как ты сам проявляешь агрессию по отношению к другим детям в  школе».

На это  упражнение можно отвести 15-20 минут. После этого попросите учеников зачитать свои записи.

Анализ упражнения:                                                                                            

•   Вы можете представить, что кто-нибудь из вас  станет

драчуном или  эдаким Рэмбо?                                              

•   Бывают ли такие дети, которые проявляют  свою агрессию не кулаками, а каким-то другим способом?            

•   Почему и дети, и взрослые так часто пытаются почувствовать свое превосходство, унизив других?

•   Как  ведет себя жертва агрессии?

•   Как  становятся жертвой? Что можно сделать, чтобы

не быть жертвой?

•   В чем  проявляется равноправие между  детьми?

•   Как  бы ты описал собственное поведение? 

Упражнение «Уверенный — наглый — робкий»

 Ведущий предлагает всем игрокам по очереди взять  одну из трех карточек. На карточках  написано: на одной — «уверенный», на другой — «наглый», на третьей  — «робкий». Группа не видит, какую  карточку взял участник. Задача участника  — изобразить поведение указанного человека. Группа должна угадать, какое  поведение показывает данный игрок. 
Обсуждение: какое поведение легче угадывается? Почему? Легко ли отличить уверенное поведение от наглого? В чем разница?

Упражнение  «Игры с песком»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Ход игры: Сядь удобно. Обопрись на спинку стула. Закрой глаза. Представь, что ты на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Набрать в руки воображаемый песок. (Вдох). Сильно-сильно, насколько может максимально, сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессиленно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. 
 

Информация о работе Психокоррекционная работа с подростками 13-15 лет, направленная на снижение уровня агрессии