Психокоррекционная работа с подростками 13-15 лет, направленная на снижение уровня агрессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 11:28, практическая работа

Описание работы

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.

Работа содержит 1 файл

агрессия.docx

— 93.97 Кб (Скачать)

  1. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь.

  2. Представьте себе розовый куст  с большим количеством цветов  и нераспустившихся бутонов... Теперь  переведите свое внимание на  один из бутонов. Он еще совсем  закрыт, окружен зеленой чашечкой, но на самом его верху уже  заме­тен розовый кончик. Полностью  сосредоточьте свое внимание  на этом образе, держите его  в центре вашего осознавания.

  3. Теперь очень медленно зеленая  чашечка начинает раскрываться. Уже видно, что она состоит  из отдельных чаше листиков, которые  постепенно отходя друг от  друга, загибаются книзу, открывая  розовые лепестки, которые все  еще остаются закрытыми. Чашелистики  продолжают раскрываться, и вы  уже видите весь бутон целиком. 

  4. Теперь уже и лепестки тоже  начинают раскрываться медленно разворачиваясь до тех пор, пока не превращаются в полностью расцветший цветок... Постарайтесь почувствовать как пахнет эта роза, ощутите ее характерный, только ей одной присущий аромат.

  5. Теперь представьте себе, что  на розу упал луч солнца. Он  отдает ей свое тепло и свет... В течение некоторого времени  продолжайте удерживать в центре  своего внимания розу, ос­вещенную солнцем.

  6. Загляните в самую сердцевину  цветка. Вы увидите как там появляется лицо мудрого существа. Оно преисполнено понимания и любви к вам.

  7. Поговорите с ним о том, что  для вас является важным в  данный момент жизни. Не стесняясь спросите о том, что вас сейчас больше всего волнует. Это могут быть какие-то жизненные проблемы, вопросы выбора и направления движения. Постарайтесь использовать это время для того, чтобы выяснить все, что необходимо. (Здесь даже можно прерваться и записать то, что вы узнаете. Попытайтесь развить и углубить те откровения, которые были вам даны).

 8. Теперь  отождествите себя с розой.  Представьте себе. что вы стали этой розой или же вобрали в себя весь этот цветок... Осознайте, что роза и мудрое существо всегда с вами и что вы в любое время можете обратиться к ним и воспользоваться какими-то их качествами. Символически — вы и есть эта роза, этот цветок. Та же сила, которая вдыхает жизнь во Вселенную и создала розу, дает вам возможность развить в себе вашу самую заветную сущность и все, что из нее исходит. 

  4 Занятие 

  Игра  «Сомкнутые ноги»

  На  первый взгляд игра кажется простой, но она гораздо сложнее, чем могут подумать желающие поиграть в нее.

  Для начала игроки выстраиваются в одну шеренгу на старте лицом к финишной черте. Ноги у них сомкнуты вместе. Ведущий подает сигнал к началу «гонки», а игроки прыгают с сомкнутыми ногами до финиша и обратно.

  Размыкать ноги нельзя — это идет вразрез  с правилами игры. Если все-таки у  игроков не получается просто так  держать ноги вместе, то лучше воспользоваться  веревкой.

  Свяжите участникам ноги — так будет проще  прыгать. Тот, кто первый проскачет  круг, будет победителем. 

  Игра  «Петушиные бои»

  Все участники игры встают на правую ногу, а левую отводят назад и  берут ее за голень левой рукой. Правую же руку игроки выдвигают вперед. Это  и есть боевая поза для этой игры. Каждый игрок старается победить в бою своего соперника, прыгая при  этом на правой ноге.

  Первый  Петух подскакивает к любому из игроков  и делает легкий хлопок ладонью по плесу своего будущего соперника. Тот  участник, который оступится и  встанет на две ноги, автоматически  выбывает из игры.

  В итоге на «боевой площадке» остаются только самые стойкие «бойцы». Они  и будут считаться победителями. 

  Упражнение  «Знакомство с  эмоциями и чувствами»

  Цель: ознакомление с эмоциями, вербальное и невербальное общение с чувствами, отреагирование негативного опыта.

        Материалы: заранее заготовленные карточки с названием чувств. Это могут быть – радость, огорчение, обида, вдохновение, страх, удовольствие, гнев, стыд, восхищение, благодарность, удивление, злость, отвращение. облегчение, нетерпение, испуг, смущение, печаль.

        Процедура. Вам будут разданы карточки с названиями чувств. Ознакомьтесь с ними, но не показывайте окружающим. Вот этот стул (стол) будет постаментом, каждом из вас необходимо будет взобраться на него и изобразить “памятник” тому чувству, которое написано у вас на карточке. Задача группы – отгадать, “памятник” какому чувству они видят. “Памятник” “разрушается” только по команде тренера (здесь нужно стремиться, чтобы высказался каждый член группы). После завершения этой части группа рассаживается в круг.

        Объясните, как вы понимаете слова, указанные  у  вас на карточке. Попытайтесь описать, что значат эти качества, в каких  жизненных ситуациях они могут  возникать.

        Вспомните какие–нибудь ситуации из вашей жизни, когда у вас возникали эти чувства. Расскажите об этом.

        При обсуждении эмоционального опыта желательно добиться получения  информации от каждого  участника  упражнения. Вместе с тем, если чей–нибудь рассказ о собственных чувствах вызвал отклик и желание рассказать  о своей жизненной ситуации, в которой возникло это же чувство, у других членов группы – не следует этому мешать. Чем больше актуализируется чувств и жизненных ситуаций, связанных с ними, тем лучше.  

  Упражнение  «Осознавание»

         Цель: сознавание и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения, научение распознаванию направленности собственных агрессивных импульсов.

        Процедура: Каждому человеку от природы дана агрессивная энергия. Однако разные люди используют ее по–разному.  Один, чтобы созидать – и тогда агрессивную энергию можно назвать конструктивной. Другие, чтобы уничтожать или разрушать – и тогда их агрессия – деструктивна. Конструктивная агрессия – это активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы и независимости, защита собственного достоинства. Деструктивная агрессия –   это насилие, жестокость, ненависть, недоброжелательность, злоба, придирчивость, сварливость, гнев, раздражение,  упрямство, самообвинение. Поэтому, чтобы понимать, что с нами происходит – очень важно распознавать свои агрессивные импульсы, управлять ими и направлять в желаемое русло, не причиняя вреда окружающим. 

        Проанализируйте собственное  поведение и постарайтесь ответить на вопросы:

  1. В какой форме (деструктивной или конструктивной) чаще всего проявляется ваша агрессивная энергия?
  2. Подумайте, каким способом, как вы справляетесь со своей агрессивной энергией: даете ей ход, или наоборот, стараетесь сдерживать?
  3. Как вы относитесь к собственной агрессивной энергии: боитесь ее, наслаждаетесь ею, получаете от нее удовольствие?
  4. Какие ваши привычные способы разрядки этой энергии?

        В процессе выполнения упражнения необходимо предоставить возможность  высказаться каждому участнику  группы, не ограничивая его во времени  и не сужая тематику его рассказа. 

     Упражнение «Мотивы моего поведения…»

        Цель: изучение мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций через вербализацию чувств.

        Процедура: Каждый из вас часто видит последствие своей агрессии, но не всегда понимает ее мотивы, т.е. не может объяснить причины ее вызвавшие. Наши истинные мотивы или намерения часто скрываются от нас. Когда вы найдете причину вашей агрессии, определите цель которой она служит, ты, наконец, научишься понимать ее природу. Сейчас мы попытаемся разобраться с этой проблемой.

        Разбейтесь на пары и сядьте друг напротив друга.

        Попытайтесь мысленно вернуться к галерее “негативных” образов. Вы можете обращаться к любому персонажу. Определите, что не нравиться  в этом человеке и проговорить  это вслух вашему партнеру напротив, будто это тот самый человек.

        Итак, перед вами человек, который вас раздражает, на которого вы злы и обижены. Начинайте  фразу со слов “В этом человеке мне  не нравиться ...” то–то и то–то  и заканчивайте на свое усмотрение словами “и потому я злюсь на него” , “и потому мне хочется обругать его”, “и потому мне хочется ударить его” и т.д. После того, как произнесете фразу, передайте слово партнеру, затем он вам и так произносим фразы поочередно.

        После завершения упражнения обсуждаются трудности в выполнении упражнения: каким персонажам труднее всего было выражать свои чувства, легко ли было найти то, что вызывает гнев и агрессию. Затем группа делиться чувствами, возникшими в процессе упражнения. 

        Упражнение  «Выставка»

        Цель: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности, отреагирования негативных эмоций.

        Процедура: Послушайте притчу: Жила была невероятно свирепая, ядовитая и злобная Змея. Однажды она повстречала мудреца и поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей и Змея решила жить простодушно, не нанося ущерба кому–либо. Но как только люди узнали про то, что Змея не опасна, они стали бросать в нее камни, таскать ее за хвост и издеваться. Это были тяжелые времена для Змеи. Мудрец увидел что происходит и, выслушав жалобы Змеи, сказал: «Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».

        Мораль: нет ничего страшного в том, чтобы шипеть на нехорошего человека или врага, показывая, что вы можете постоять за себя и  знаете как противостоять злу. Только вы должны быть осторожны и не пускать яд в кровь врага. Можно научиться противостоять злу, не причиняя злу в ответ.

        В процессе нашей  работы вы познакомитесь с различными “безвредными” способами разрядками собственного гнева и агрессивности.

        Сядьте поудобней, расслабьтесь, глубоко вдохните 3–4 раза и закройте глаза. Представить, что вы попали на небольшую выставку. На ней выставляли фотографии людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Походите по этой выставке, постарайтесь  рассмотреть эти портреты. Выберите любой из них и остановитесь у него. Постарайтесь вспомнить какую–нибудь конфликтную ситуацию, связанную с этим человеком. Постарайтесь мысленным взором увидеть самого себя в этой ситуации.

        Представьте, что  выражаете свои чувства человеку, на которого разгневаны. Не сдерживайте  свои чувства, не стесняйтесь в выражениях, говорите ему все что хотите. 

        Представьте, что  вы делаете этому человеку все, к  чему побуждают ваши чувства. Не сдерживайте  свои действия, делайте все, что вам  хочется сделать этому человеку.

        Если вы закончили  упражнение, дайте знак – кивните  головой. 3–4 раза вдохните и откройте глаза.

        Поделитесь с группой  своим опытом. Что легко, что трудно было делать в этом упражнении? Что  понравилось, что не понравилось? Кто  из окружающих вошел в вашу галерею? На ком вы остановились? Какую ситуацию вы представили, расскажите о ней? Как  менялось ваше состояние в процессе упражнения? Чем отличаются чувства  в начале и  конце упражнения? 

        Упражнение  «Разрядка»

        Цель:  выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности, отреагирования негативных эмоций.

        Процедура: Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните 3–4 раза и закройте глаза. Зачитывается инструкция упражнения 6 о небольшой выставке.

        Представьте себя говорящим  с этим человеком. Представьте этого  человека, он делает то, что вас злит. А теперь представьте, что в ходе разговора он уменьшается в росте, голос его становиться все  слабее и слабее, все неувереннее. Уменьшайте его в росте до тех пор пока он не покажется вам менее значительным  и величественным. А теперь понаблюдайте за вашим разговором как бы со стороны. Каким вы видите себя? Как вам видится ситуация?

Информация о работе Психокоррекционная работа с подростками 13-15 лет, направленная на снижение уровня агрессии