Психокоррекционная работа с подростками 13-15 лет, направленная на снижение уровня агрессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 11:28, практическая работа

Описание работы

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.

Работа содержит 1 файл

агрессия.docx

— 93.97 Кб (Скачать)

        Если вы закончили  упражнение, дайте знак головой. 3–4 раза глубоко вздохните и откройте глаза.

        Поделитесь с группой  своим опытом. Что легко, что трудно было сделать  этом упражнении? Что понравилось, что не понравилось? На ком из галереи вы остановились  в этот раз? Какую ситуацию вы представили, расскажите о ней? Как менялось ваше состояние в процессе упражнения? Что вы чувствуете теперь? 

        Упражнение  «Голоса героев мультфильма»

        Цель: Выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности, отреагирования негативных эмоций.

        Процедура: Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните 3–4 раза и закройте глаза. Снова представьте себя на небольшой выставке. Далее зачитывается стандартная инструкция упражнения 6 о небольшой выставке.

        Постарайтесь посмотреть этот сюжет от начала до конца. А  теперь  вернитесь к началу сюжета, но теперь переверните  картинку, чтобы  все было вверх ногами и досмотрите сюжет до конца.

        А теперь снова вернитесь  в его начало и сделайте то же самое, но представьте, что все участники  ситуации, в том числе и вы, говорят голосами героев мультфильмов.

        Если вы закончили  упражнение, дайте знак головой. 3–4 раза глубоко вздохните и откройте глаза.

        Поделитесь  с  группой своим опытом. Что легко, что трудно было сделать  этом упражнении? Что понравилось, что не понравилось? На ком из галереи вы остановились  в этот раз? Какую ситуацию вы представили, расскажите о ней? Как менялось ваше состояние в процессе упражнения? Что вы чувствуете теперь? 

  5 Занятие 
 

Игра  «Подушечные бои»

Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают друг в друга подушками, издавая  победные кличи, колотят друг друга  ими, стараясь попадать по различным  частям тела. Сюжетом игры может  быть «Сражение двух племен» или  «Вот тебе за...»

Замечание: Игры начинает взрослый, как бы давая разрешение на подобные действия, снимая запрет на агрессию. 

Игра  «Выбиваем пыль» 

Каждому участнику достается «пыльная»  подушка. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее «почистить». 

Упражнение  «Агрессию – в  клочки»

Предложите  участникам нарисовать на листах бумаги портрет человека, к которому они  питают агрессивные намерения, или  написать его имя корявыми, некрасивыми буквами. Когда это будет сделано, попросите всех одновременно разорвать и скомкать свои листы и бросить их в корзину для бумаг. 

  Упражнение «Поругай с закрытыми глазами»

  Участники сидят в кругу. Одному из них (агрессивному) завязывают глаза, а его сосед указывает на кого-нибудь рукой, так чтобы все видели, кроме, естественно, агрессивного. Участник, указавший жертву, говорит зажмурившемуся: «Вымести свою злость на этом человеке!», — и тот высказывает все накопившееся в неизвестно чей адрес. Потом ему развязывают глаза и показывают, кого он столь нелестно охарактеризовал. Смущенный автор высказываний извиняется перед невинной жертвой вербальной агрессии, например, так: «Я вовсе не Вас имел в виду, извините!»

  Чуть  усложненный вариант этой игры: участнику, завязавшему себе глаза (не обязательно  агрессивному), его сосед предлагает хорошенько отругать одного участника от имени другого. Хулитель не знает ни имени того, кого придется ругать, ни того, от чьего имени это делается. После развязывания глаз участник, от имени которого все говорилось (сам он не произнес ни слова), говорит участнику, который был обруган, что-нибудь типа: «Извините, я был несдержан. Вырвалось!»

  Как правило, после такой процедуры  страсти стихают и нравы смягчаются.

  Игру  следует проводить по кругу. После  двух-трех выступлений спросите, есть ли еще желающие ругаться, и, если есть, предоставьте им слово, предварительно завязав глаза, а затем остановите игру и переходите к дальнейшим занятиям. Если слишком много желающих высказаться, то прервите игру после того, как кто-либо из соседей укажет на игрока с завязанными глазами как на объект агрессии и автора выступления одновременно, т. е. участник будет ругать сам себя от своего имени. Обычно всем становится смешно, когда кто-нибудь прохаживается в свой собственный адрес. 

Упражнение  «Тух-тиби-дух»

Цель: «Тух-тиби-дух!» — это рецепт снятия негативных настроений и восстановлении сил в голове, теле и сердце. В этом ритуале заложен комический парадокс. Хотя дети должны произносить слово «тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Упражнение  «Спустить пар»

  Цели: В данной игре мы работаем с гневом и обидами, которые возникают во взаимоотношениях между детьми, а также между детьми и учителями. Эта игра больше подходит школьникам постарше, тем, кто уже в состоянии брать на себя ответственность за свое поведение. Ее полезно время от времени применять для поддержания психологического климата в группе, чтобы отношения между детьми оставались открытыми, чтобы в классе не образовывались противостоящие друг другу кланы и группировки. Особенно важно применять эту игру в группах, где царят враждебность и агрессивность, ведь в ходе нее можно дать другому ребенку негативную обратную связь, и каждый уже может самостоятельно решать, насколько он будет изменять свое поведение в соответствии с недовольством одноклассников.

  Инструкция: «Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Я хочу предложить вам игру, которая называется «Спустить пар». Играют в нее так.

  Каждый  из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например: «Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки придурковаты»;или: «Федя, я выхожу из себя, когда ты назло мне сбрасываешь вещи с моей парты».

  Пожалуйста, не оправдываетесь, когда на вас  будут жаловаться. Просто внимательно  выслушайте все, что вам хотят  сказать. До каждого из вас дойдет очередь «спустить пар». Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: «У меня пока ничего не накипело, и мне не нужно «спускать пар».

  Когда круг «спускания пара» завершится, дети, на которых жаловались, могут  высказаться по этому поводу.

  А теперь подумайте о том, что вам  сказали. Иногда вы можете изменить в  себе то, что 
мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем- 
то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: 
«Я не хочу больше называть всех мальчишек придурками...» или «Я больше не хочу 
сбрасывать твои вещи с парты». .
 

  Упражнение  «Теплый, как солнце, легкий, как дуновение  ветра»

   Дети  с закрытыми глазами представляют себе теплый чудесный день. Над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили все свои горести и заботы. Ярко-голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только лица ребенка, но и всего тела. 

   Упражнение  «Улыбка» — способствует расслаблению мышц лица. Выдыхая воздух и многократно улыбаясь лучу солнца, дети становятся чуть-чуть добрее. В неприятных жизненных ситуациях они могут вспомнить свои ощущения, отработанные в этих и других подобных играх, и вернуться к ним, заменяя негативные эмоции на нейтральные или положительные. 
 
 

  6 Занятие 
 

  Игра  «Шарик»

  Кто-нибудь из игроков берет надувной шарик. Остальные игроки распределяются по игровой зоне, главное, чтобы игроки стояли равномерно. Теперь участники перекидывают друг другу воздушный шарик, но им нельзя передвигаться с места на место или как-то еще отрывать ноги от земли.

  Те  игроки, которые сдвинулись с места  или прикоснулись к мячу последними, получают по штрафному очку. Участники, получившие три штрафных очка и более, выбывают из игры. Они садятся в стороне и наблюдают за остальными игроками.

  Победителями  считаются те двое участников, которые  останутся в игровой зоне. 

  Игра  «Связанные ноги»

  Для игры понадобятся прочная веревка  или шнур. Все желающие играть делятся  на пары. В каждой паре участникам связывают  попарно левые и правые ноги вместе. Затем игроки кладут друг другу руки на плечи и начинают передвигаться  по направлению к финишу.

  Сначала будет тяжело это делать, поэтому  игрокам можно шагать на «двух  ногах» в самом начале своего пути медленно, но пусть постепенно набирают темп, иначе пара соперников может  их обогнать и стать победителями. 

        Упражнение  «История»

        Цель: формирование способностей к альтернативному взгляду и оценки проблемы, установление соотношения позитивного и негативного в поведении, определение нравственной позиции членов группы.

        Процедура: Сейчас вам будет рассказана одна история, которая приключилась с двумя братьями*. Интересно узнать ваше отношение к ней.

        Два брата попали в скверную историю. Одолжили  деньги, но не смогли вовремя их отдать. Кредиторы  пригрозили и сказали, чтобы они  срочно отдали деньги. Старший, Сергей, влез ночью в чужую машину, украл  магнитофон и продал его. Младший, Саша, пошел к пожилому человеку, известному в доме своей добротой, и сказал,  что его мать заболела и ему  нужны деньги на покупку лекарств. Саша просил занять ему деньги и обещал вернуть их, как только мать получит зарплату. На самом деле мать Саши  была абсолютно здорова и Саша вовсе не собирался возвращать деньги.  Старик плохо знал Сашу, но все же дал ему нужную сумму. В итоге братья отдали деньги.

             **           В  основу истории положен сюжет  одной из дилемм Л.Колберга (33).

              Постарайтесь ответить на 2 вопроса:

  1. Чего добились братья, что они выиграли в этой ситуации, в чем достоинство их поведения?
  2. Чего лишились братья, что  они проиграли в этой ситуации, в чем недостатки их поведения?

        Возьмите листочки бумаги и на одной стороне запишите все возможные ответы на 1–й вопрос, а на другой  — на 2–й вопрос.

        Теперь сядем в круг и каждый может зачитать свои ответы сначала на 1–й, потом — на 2–й вопрос. Давайте обсудим ваши ответы: со всеми ли ответами вы согласны или вас в них что–то не устраивает  и вы придерживаетесь другого мнения. Постарайтесь как–то обосновать вашу точку зрения.

        Давайте обсудим  еще некоторые вопросы:

  1. Что, на ваш взгляд, хуже: воровство Сергея или обман Саши?
  2. Важно ли сдерживать слово, данное малознакомому  человеку, которого никогда не увидишь?
  3. Как вы относитесь  воровству? Попадали ли вы в ситуации, когда самим просить или когда  крали у вас?
  4. Как, на ваш взгляд, вел себя  старик, давая Саше деньги? 
  5. Как бы вы поступили, оказавшись в подобной  ситуации?
 

        Упражнение  «Изучаем себя»

        Цель: стимуляция изучения самого себя, способствование поведенческим изменениям, формирование способности отстаивать собственную точку зрения (через выражение протеста и возражения собеседнику).

        Процедура: члены группы стоят. Стулья расставляются воль противоположных стен. Тренер зачитывает инструкцию.

        Сейчас вам будет  зачитаны мнения людей по поводу различных  жизненных проблем. Те кто согласны с этим мнением сядьте на стулья  у правой стены, те кто не согласны – у левой стены. В центре не должно остаться ни одного человека. Вы должны принять однозначное решение: “согласен – не согласен”. Далее зачитывается одно из нижеследующих мнений:

  • все недобрые поступки не остаются безнаказанными;
  • людям, которые лгут трудно смотреть в глаза других;
  • любого преступника можно освободить благодаря ловкой защите адвоката;
  • каждый человек должен следовать чувству долга и ответственности;
  • соблюдение законов является обязательным для всех;
  • если установленное правило не нравиться, то его можно нарушить;
  • родителям можно простить все;
  • люди должны уважать права друг друга;
  • человека, который обманул, обязательно будет мучить совесть.

Информация о работе Психокоррекционная работа с подростками 13-15 лет, направленная на снижение уровня агрессии