Психические познавательные процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:03, реферат

Описание работы

Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.

Работа содержит 1 файл

Псих.познав.процессы (сокр.вариант. Реферат).doc

— 222.50 Кб (Скачать)

      Испек рассыпчатый ... (пирог).

      Пирог, ножи и вилки тут -

      Но  что-то гости ... (не идут).

      Я ждал, пока хватило  сил,

      Потом кусочек ... (проглотил).

      Потом подвинул стул и сел

      И весь пирог в минуту ... (съел).

      Когда же гости подошли,

      То  даже крошек ... (не нашли).

      Психологическая сущность воображения

      Как субъект действия человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразует природу, создает  предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого  совершать, если бы не представлял себе ясно результата своих действий. Чтобы преобразовать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно, в представлении. Такое умение в мыслях строить новые образы называется воображением. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового - новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что еще не существовало актуально.

      Воображение - психический процесс создания образов предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Это часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет осуществляться.

      Воображение выражается в:

      построении  образа средств и  конечного результата предметной деятельности субъекта;

     создании  программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;

     продуцировании  образов, которые  не программируют, а  заменяют деятельность;

      создании  образов, соответствующих  описанию объекта.

      Физиологическую основу воображения составляют остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие базу образов воображения.

      Воображение присуще только человеку. Оно порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти: оно преобразует то, что есть в памяти. Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия: оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации.

      Важнейшее значение воображения - в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности.

      Функции воображения:

     представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;

     регулирование эмоциональных состояний;

     произвольная  регуляция познавательных процессов и состояний  человека, в частности  восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;

     формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;

     планирование  и программирование деятельности, составление  программ, оценка их правильности, процесса реализации.

      Виды  воображения. В зависимости от степени активности и осознанности человеком создания им новых образов различают такие виды воображения, как: пассивное и активное. Активное воображение, в свою очередь, делится на: воссоздающее и творческое. А пассивное воображение - на: преднамеренное и непреднамеренное.

      Такое деление отчасти относительно, ибо каждый из этих видов содержит элементы другого. Процессы воображения, как и мышления, памяти и восприятия, имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения - преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации.

      Активное  воображение - создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. К активному воображению относятся мечты и фантазии. Активное воображение, в свою очередь, подразделяется на творческое и воссоздающее (репродуктивное) воображение.

      Воссоздающее  воображение - воображение, которое развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Имеет в основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.

      Творческое  воображение - воображение, которое предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности; неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества. При этом различаются: новизна объективная - если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, имеющегося в опыте других людей; новизна субъективная - если они повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными.

      Пассивное воображение - воображение, характеризующееся созданием образов, которые не воплощаются в жизнь и не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, из-за которого человек отказывается от необходимости действовать. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

      Преднамеренное  воображение - воображение, создающее образы (грезы), связанные с волей, которая способствует их воплощению в жизнь.

      Непреднамеренное  воображение - воображение, наблюдаемое при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

      Формы воображения в психологии. К ним относятся: мечта, фантазия, грезы, сновидения, галлюцинации.

      Процесс воображения не всегда немедленно реализуется  в практических действиях. Нередко  воображение принимает форму  особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего - в мечтании.

      Мечта - создание образа желаемого будущего, необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсроченным. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретной личности. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее (т.е. то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:

      ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;

      слабой  выраженностью конкретных путей к осуществлению  мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой пока еще тенденции);

      эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей  личности;

      стремлением соединить мечты  с чувством уверенности  в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.

      Фантазия  - форма воображения, в которой изменяется облик действительности, отраженной в сознании. Для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и потому обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, в значительной мере спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека, складывающимся в процессе деятельности.

     Фантазии возникают при падении интенсивности сознательного, в результате чего становится проницаемым барьер, отделяющий его от подсознательного (сон, переутомление, бред). Согласно взглядам Зигмунда Фрейда, фантазия - так называемые сны наяву - это бессознательное или сознательное иллюзорное исполнение честолюбивых и эротических желаний, не переживаемых галлюцинаторно. Форма выражения конституциональных свойств личности, ее вытесненных стремлений, влечений и желаний, посредством которой человек с помощью воображения сглаживает недостатки реального мира и собственные неудачи. В общем, фантазии-желания воплощаются либо опосредованно - путем художественного и научного творчества, либо ведут к неврозу. Наряду с путем от реальности к фантазии, как формы удовлетворения, существует и путь от фантазии к реальности, примером которому служит искусство.

      Галлюцинация  - форма воображения, в которой переживаются образы при отсутствии какой бы то ни было внешней стимуляции. Патологическое нарушение перцептивной деятельности, состоящее в восприятии объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств, что ведет к переживанию этих, спонтанно возникших в сознании, образов как объективной реальности.

      Образы  воображения также различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью. В этой связи выделяют: реалистическое воображение, которое отражает действительность, предвосхищает события и, напротив, фантастическое воображение, которое "отлетает" от действительности.

      Механизмы воображения.  Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах, которые выступают в качестве основных механизмов воображения:

      агглютинация - соединение не соединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;

      гиперболизация (акцентирование) - увеличение или уменьшение предмета, изменение качеств его частей;

      заострение - подчеркивание каких-либо признаков;

      схематизация  - сглаживание различий и умаление черт сходства между ними;

      типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

      Исследованием воображения занимались ученые: Выготский  Л.С., Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Рубинштейн С.Л., Немов Р.С., Боровик О.В., Маклаков А.Г. и многие другие.

      Развивающая игра для детей от 5 лет «Сочиняем сказку», направленная на развитие речи, воображения, умения слышать и понимать другого, работать в команде.

      Для игры понадобится «волшебный»» предмет, для второго варианта игры – мешок с различными предметами или карточками.

      Число участников - от трех человек. Участие  взрослого – желательно.

      Дети  вместе с ведущим садятся в  круг. Ведущий начинает историю: «Жили-были…», или «Давным-давно…», или «Однажды…». Тот, кто сидит рядом, продолжает рассказ, и так далее по кругу. Когда очередь вновь доходит до ведущего, он направляет сюжет, делая его более связным, и сказка продолжается.

Информация о работе Психические познавательные процессы