Психические познавательные процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:03, реферат

Описание работы

Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.

Работа содержит 1 файл

Псих.познав.процессы (сокр.вариант. Реферат).doc

— 222.50 Кб (Скачать)

      2). Социальный характер, или социальная обусловленность мышления и связаны с речью, поскольку именно через речь, через язык происходит освоение систем социально выработанных знаний и норм поведения.

      3). Мышление обладает свойством обобщенности, поскольку человек может оперировать не только конкретными чувственными образами и данными, но и обобщенными представлениями, понятиями; не только частностями и конкретными объектами, но и обобщенными, абстрактными понятиями и суждениями.

      4). Опосредованность. Мышление также является опосредованным отражением и познанием действительности, так как выходит за пределы непосредственного — чувственного познания. Оно способно познавать такие явления, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны и не могут быть даны человеку в его восприятии. Ведущую роль при этом играет способность к установлению и пониманию причинно-следственных отношений.

      5). Проблемность мышления состоит в том, что главной причиной, фактором его функционирования является наличие проблемных ситуаций, т.е. ситуаций, характеризующихся неопределенностью и требующих либо их понимания, либо их преодоления, разрешения.

      В структуре мыслительного  процесса, в общем виде, различаются четыре основных этапа, раскрывающие психологическое содержание мышления:

      Первый, исходный этап мыслительного процесса — это возникновение проблемной ситуации, ее осознание человеком и представление им этой ситуации как задачи.

      Второй  этап — это собственно мыслительный поиск, направленный на анализ, осмысление, разрешение задачи.

      Третий  этап — это нахождение принципа решения, возникновение ключевой идеи, способствующей нахождению решения. 

      Четвертый этапконкретизация и детализация общего решения и его реализация в поведении.

      Основные  функции мышления:

      1). Установление всеобщих взаимосвязей, объединяющих отдельные предметы, события, факты;

      2). Отделение различий: существенных от несущественных в различных явлениях, вещах, рассуждениях;

      3). Обобщение свойств однородной группы явлений, выделение главных, существенных свойств вещей, предметов, явлений.

      4). Осуществление сравнительного  анализа возможных путей решения проблемы;

      5). Предлагает оптимальный вариант решения и последующих действий и, образно говоря, сопровождает действия «светом размышлений»: «хорошо», «лучше так», «стоит еще раз подумать», «желательно внести коррективы» и т.п.

      Виды  мышления (выделяют различные виды мышления):

      Наглядно-действенное  мышление – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно – действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.

      Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.

      Абстрактно-логическое мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

      Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

      Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой.

      Практическое  мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности.

      Дискурсивное  мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности.

      Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения.

      Репродуктивное, или шаблонное, мышление – это воспроизводящее мышление.

      Продуктивное, или творческое, мышление – это мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.

      Мыслительные  операции

      В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию (систематизацию), абстрагирование, конкретизацию. С помощью этих операции мышления осуществляется проникновение вглубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

      Анализ  – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, связей отношений и т.п. С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки. Анализ помогает следователю выделить из показаний самое существенное, самое необходимое.

      Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

      Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение.

      Обобщение – мыслительная операция, позволяющая мысленно объединить предметы и явления по их общим и существенным признакам. Обобщение может осуществляться в двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но большую познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки

      Абстрагирование – мыслительная операция отражения отдельных существенных в каком-то отношении свойств явлений.

      В процессе абстрагирования человек  как бы «очищает» предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении, правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуществляется классификация и конкретизация.

      Классификация – группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-то отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.

      Конкретизация – мыслительная операция познания целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация является процессом, противоположным абстракции. В конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а наоборот, стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими.

      Логические  формы мышления

      В психологической науке различают  такие конкретные формы мышления, как понятия, суждения, умозаключения.

      Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие – форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. Понятия могут быть всеобщими и единичными, конкретными и абстрактными, теоретическими и эмпирическими. Общее понятие охватывает целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название.

      Конкретное  понятие – понятие, которое легко идентифицировать, представить, сформировать и классифицировать.

      Абстрактное понятие – понятие, которое трудно идентифицировать, представить, классифицировать.

      Теоретическое понятие – это понятие, специфическим содержанием которого выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного).

      Эмпирическое  понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения.

Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему  понятий в процессе жизни и  деятельности.

      Формы мышления:

      Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности.

      Суждения образуются двумя способами:

непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;

опосредованно – путем умозаключений или рассуждений.

      Суждения  могут быть истинными или ложными, общими, частными и единичными.

      Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии.

      Дедуктивное умозаключение – это умозаключение, в котором рассуждение осуществляется от общих фактов к единичному выводу.

      Индуктивное умозаключение – умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.

Умозаключение по аналогии – это такое умозаключение, в котором вывод делается на основании  частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

      Индивидуальные  особенности и  качества мышления:

      Глубина. Проявляется в степени проникновения в сущность явления, процесса.

      Самостоятельность. Выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности.

      Гибкость. Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если он не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задачи.

      Критичность. Отражает способность человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности.

      Быстрота. Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени.

      Мышление, как высший психический познавательный процесс, привлекало и привлекает с  целью исследования многих ученых: философов, физиологов, психиатров психологов. Некоторые из этих имен: О. Кюльпе, М. Вертгеймер, К. Дункер, Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Леонтьев и мн.др.

     В общем смысле, функция мышления – это расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Путем умозаключения можно узнать намного больше того, что дается нам непосредственно через органы чувств. Мыслительные навыки формируются у человека только при жизни в человеческом обществе, они не даются от рождения. То есть у новорожденных есть зачатки мышления, предпосылки его возникновения, но их надо развивать, чтобы человек стал человеком.

Информация о работе Психические познавательные процессы