Психические познавательные процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:03, реферат

Описание работы

Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.

Работа содержит 1 файл

Псих.познав.процессы (сокр.вариант. Реферат).doc

— 222.50 Кб (Скачать)

      Развивающая игра для детей от 5 лет «Парные фигуры» (А.Е.Кузнецова), направленная на развитие навыков классификации, внимания, мелкой моторики, знакомство с геометрическими фигурами.

      Понадобятся геометрические фигуры из картона, листы  цветного картона, ножницы. Число участников – любое. Участие взрослого –  обязательно.

      Взрослый  вырезает из картона десять геометрических фигур. Шесть фигур должны образовывать три пары, совпадающие по всем параметрам – форма, цвет, размер. Остальные четыре фигуры должны существенно отличаться. Взрослый кладет фигуры на стол и перемешивает их.

      Ведущий предлагает ребенку отобрать фигурки, имеющие пару. Затем, просит его нарисовать и вырезать пары к остальным фигурам, обращая при этом внимание ребенка на то, что цвет каждой пары фигур должен быть одинаковым.

      Ребенку можно подсказать способы копирования  фигур на картоне (самый простой  – наложить и обвести).

     Речь  и язык играют очень важную роль в нашей жизни. Знание языка дает возможность человеку жить в обществе, общаться с другими людьми, помогает разобраться в самом себе, своих мыслях и чувствах.

      Речь исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь – одно из непосредственных естественных проявлений языка, она является звуко-словесным общением, вербальным (речевым). Речевое общение людей осуществляется по законам данного языка (русского, белорусского, английского и т.п.), который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.

      Речь  и язык составляют сложное диалектическое единство. Речь осуществляется по правилам языка, и вместе с тем под действием  определенных факторов (например, требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и пр.) она изменяет и совершенствует язык.

      Функции речи:

      Функция воздействия  заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

      Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

   Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

      Функция обозначения  состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Соответственно  множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т. д.

      В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю.

      Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Внешней речи могут быть присущи жаргон и интонация. Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

      Внешняя речь включает следующие виды:

      устную  (диалогическую и монологическую) и письменную.  

      Устная  речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой.

      Диалог (от греч. dialogos - разговор, беседа) - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, состоит в основном в обмене репликами. Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.

      Отличительной чертой диалога  является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.

      Диалог  поддерживается собеседниками с  помощью уточняющих вопросов, изменения  ситуации и намерений говорящих. Целенаправленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с помощью специально подобранных вопросов.

      Монолог вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.

      Для монологической речи характерны:

- последовательность  и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;

- грамматически правильное оформление;

- выразительность  голосовых средств. 

      Монологическая  речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень  речевого развития говорящего.

      Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.

      Письменная  речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

      Полноценное усвоение письма и  письменной речи тесно  связано с уровнем  развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.

      Внутренняя  речь (речь «про себя») - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее  проговаривание. Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.

      Внутренняя  речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой  один из основных механизмов мышления. Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрасте около 3 лет, когда он начинает рассуждать вслух и планировать в речи свои действия. Постепенно такое проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи.

      С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения  мысли в речь и  подготовка речевого высказывания. Подготовка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каждого речевого высказывания является мотив или замысел, который известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представлений, отражающих наиболее существенное ее содержание. Далее из большего числа потенциальных смысловых связей выделяются самые необходимые и происходит выбор соответствующих синтаксических структур.

Внутренняя  речь может характеризоваться  предикативностью. Предикативность  - характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).

      Хотя  все эти формы и виды речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет основную роль средства общения, внутренняя - средства мышления. Письменная речь выступает как способ запоминания и сохранения информации, устная речь – как средство передачи информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог - двустороннего обмена информацией.

      Речь  имеет свои свойства:

      Содержательность  речи - это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности.

      Понятность  речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

      Выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.

      Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

  По своим свойствам, также, речь человека может быть сокращенной и развернутой, как с понятийной, так и с лингвистической точек зрения. В развернутом типе речи говорящий использует все возможности символического выражения смыслов, значений и их оттенков, предоставленных языком. Этот тип речи характеризуется большим словарным запасом и богатством грамматических форм, частым употреблением предлогов для выражения логических, временных и пространственных отношений, использованием безличных и неопределенно-личных местоимений, употреблением подходящих понятий, уточняющих прилагательных и наречий для обозначения того или иного специфического положения дел, более выраженным синтаксическим и грамматическим структурированием высказываний, многочисленной подчинительной связью компонентов предложения, свидетельствующей о предвосхищающем планировании речи.

      Сокращенное речевое высказывание достаточно для понимания среди хорошо знакомых людей и в знакомой обстановке. Однако оно затрудняет выражение и восприятие более сложных, абстрактных мыслей, связанных с тонкими различениями и дифференциальным анализом скрытых взаимосвязей. В случае теоретического мышления человек чаще пользуется развернутой речью.

      Различные нарушения речи носят общее название - афазии.

      Некоторые из ученых- исследователей в области  языка и речи: Дж.Брунер, Э.Рош, Н.В.Витт, Ж.Пиаже, А.А.Потребни, Л.В.Яссман, Л.С.Выготский, В.А.Артемов, В.А.Богородский, Л.В.Щерба, М.В.Панов, А.Вежбицкая.

      Игра  из серии «Доскажи слово» на развитие речи: словарного запаса, воображения, мышления, навыков словообразования для детей от четырех лет.

      Задание: Подбери рифму

      Число участников - любое. Участие взрослого - обязательно.

      Ведущий начинает предложение, дети должны его  закончить, вставляя недостающие слова. Вариантов таких игр много. Вот  один из примеров:

      Я захотел устроить бал,

      И я гостей к себе ... (позвал).

      Купил муку купил творог,

Информация о работе Психические познавательные процессы